«ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ БЫТОВОГО МУСОРА»

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ БЫТОВОГО МУСОРА»


Автор: учитель биологии МБОУ Новогородковской СОШ Осипова А.Д.



ЦЕЛЬ:Решить проблему утилизации бытовых отходов;

Повысить эффективность экологического образования и воспитания;

Развитие творческого потенциала обучающихся;

Формирование активной гражданской позиции;

Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

ЗАДАЧИ: Познакомиться с классификацией отходов, способами избавления от них.Сформировать сознательное отношение к проблеме утилизации бытовых отходов и личному участию в ее решении.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Что делать с мусором? Эту проблему мы должны сегодня попытаться с вами решить. Познакомиться с классификацией отходов, способами избавления от них.Сформировать сознательное отношение к проблеме утилизации бытовых отходов и личному участию в ее решении. На этом уроке мы с вами приступаем к выполнению проекта, продуктом которого будут ваши предложения воплощенные в жизнь. А помогать мне сегодня будут ребята, активно занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью в секции Школьного научного общества «Спектр».

Природа - источник нравственной чистоты. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.Что делать с мусором - «Вечная тема». Вопрос к Вам, как давно эта проблема встала перед человечеством?

Предлагаю прослушать историческую справку подготовленную вашими одноклассниками.

«ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ БЫТОВОГО МУСОРА»

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Примерно столько же отходов у французов и немцев, а самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшая из строя бытовая техника и др.). В целом переработка ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок.Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, пластик прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.

Тем не менее проблема ТБО остро стоит во всем мире. Есть три основных варианта обращения с ТБО.

  1. Захоронение. Это самый антиэкологический вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта.

  2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу.

  3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, т.к. на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, т.к. это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».

Ежегодно в городах России образуется примерно 130 млн кубических метров твердых бытовых отходов. На территории России сегодня действует 7 мусоросжигающих заводов, которые перерабатывают около 3% ТБО а 9% вывозится из городов на более чем 1000 полигонов бытовых отходов. Остальная масса отходов поступает на свалки.

А сталкивались ли Вы с проблемой утилизации ТБО в нашем поселке? Как часто Вы выносите мусор из дома и куда?

А сейчас мы с Вами выполним небольшое задание. Класс делится на три группы. Задания подготовлены с учетом дифференциации групп. (тест)

Игра «Устами младенца»:

Задание первое:

  1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

  2. Если это поджечь, то появится черный едкий дым.

  3. У меня очень много игрушек сделано из этого.

  4. Предметы, сделанные из этого, весят мало.

  5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе это не разлагается. ПЛАСТМАССА

Задание второе:

  1. Это делают из песка.

  2. Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  3. Чаще всего это прозрачное.

  4. Брошенное в лесу, это может стать причиной пожара.

  5. Когда падает, это разбивается. СТЕКЛО

Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Это необходимо компостировать.

4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его производит обыкновенная корова. НАВОЗ

Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

БУМАГА

Мусор - то, что стало нам ненужным. В первую очередь это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров. Как вы думаете, почему во многих странах во дворах ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: «Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса»?

Задание «Сортировка отходов»: распределите предложенные вам «отходы» по стаканчикам с наклейками.

Задание «Составление слов»: Вам представлены 2 ряда букв из которых надо составить слова по поставленным вопросам. Каждая буква в таблице может быть использована только один раз.

Дать развернутый ответ каждой группе:

  1. Можно ли заворачивать бутерброды в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, т.к. краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)

  2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.)

  3. Разбился градусник. Ваши действия.(…..)

Итак, мы с вами рассмотрели множество вопросов по решению проблемы утилизации ТБО. А теперь Вы попытаетесь составить листовку - обращение к Вашим соседям по городку с призывом по уменьшению количества выбрасываемого мусора. А для облегчения Вашей задачи я предлагаюварианты обращений и знаки используемые на упаковках для вторичной обработки:


  1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно сдать в магазин, чтобы они использовались много раз.

  2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно отдать нуждающимся.

  3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут кому-то понадобиться.

  4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и сдай туда ненужную бумагу.

  5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы ее выбрасывать.

  6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.

  7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.

Итак, итогом нашего мероприятия было составление мини-проекта по решению проблемы утилизации бытового мусора, с чем Вы успешно справились. Хочу предложить Вам дальнейшую работу по этой проблеме в течение всего учебного года.

Все молодцы, всем спасибо!



Литература:БеляковаН.В., Самошко Н.А. Верни природе чистоту(методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора)// Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы регионов России / Под ред. М. В. Медведевой.- М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008.-c/105-110// Чередниченко И.П. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / Издательство «Учитель» / Волгоград, 2009.-с/15-30/



© 2010-2022