- Преподавателю
- Биология
- Урок биологии в 6-м классе по теме Цветок по учебнику Пасечник В. В. «Биология»
Урок биологии в 6-м классе по теме Цветок по учебнику Пасечник В. В. «Биология»
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахаутдинова Г.Н. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок" по учебнику Пасечник В.В. «Биология».
Составила: Сахаутдинова Гульнара Наильевна, учитель биологии МБОУ СОШ №4 с.Иглино, РБ.
Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
показать, что цветок это видоизменённый побег, что в цветке есть главные части, околоцветник, строение и значение главных частей цветка, околоцветника, ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей, научить определять части цветка, классифицировать растения по строению и типу опыления.
Воспитательные:
воспитывать умение ценить красоту и многообразие окружающего мира, прививать бережное отношение к природе.
Развивающие:
Развивать познавательную самостоятельность, развивать навыки оценивать и сравнивать, делать выводы
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки, таблицы «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков. Цветущие комнатные растения, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока
-
Организационная часть
-
Проверка д. /з.
-
Актуализация изучения материала
-
Новая тема
-
Обобщение и закрепление изученного материала
-
Оценка знаний учащихся
-
Задание на дом
-
Подведение итогов урока
1. Организационная часть. (2-3 мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
План урока.
Проверка д. / з. (работа по карточкам 5 мин.)
1. Подписать части видоизмененного подземного побега,: а)клубня, б) луковицы
2. Выбрать цифры, которыми обозначены растения, имеющие видоизменённые побеги а) корневище, б) клубень, в) луковицу; 1 картофель, 2 чеснок, 3 гусиный лук желтый, 4 пырей ползучий, 5 ландыш майский, 6 тюльпан,
3. Постановка цели, актуализация знаний.
Они прекраснее всего
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств - цветок
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в полисады и жилища
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.
Цветы сопровождают нас всю жизнь, без них не обходиться ни один праздник, цветами встречают при рождении, радуют на свадьбе молодоженов, их дарят на именинах. В любое время года цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Они такие разные и красивые! Но есть то, что объединяет их всех. Как вы думаете: «Что общего у розы и гладиолуса? У цветов черемухи и кувшинки?»
Цветы необычайно красивы и разнообразны, но набор структурных компонентов един для всех. Сегодня мы познакомимся со строением цветка.
Показ видеофрагмента Развитие цветка files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e81c7dd-2e8f-42b5-8337-8cbb881ae798/%5BBIO6_03-23%5D_%5BMV_02%5D.wmv
4. Изучение нового материала:
1) Цветок - видоизменённый укороченный побег. Генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Строение цветка (рис. в тетради, показ слайда №1)
Лепесток + Лепесток = Венчик
Чашелистик + Чашелистик = Чашечка
Венчик + Чашечка = Околоцветник
2) Околоцветник, имеющий венчик и чашечку называется двойным, а состоящий только из венчика называется простым. Работа с гербарием, определение растений с двойным и простым околоцветником (ландыш, шиповник, ромашка, лилия, тюльпан)
Околоцветник двойной
Околоцветник простой
3) Тычинка - мужская часть, состоит из тычиночной нити и пыльника. Именно в пыльниках происходит образование пыльцы.. Количество тычинок у цветов различна ( у шиповника их насчитывается 100).
В центре цветка находится пестик, может быть один или несколько, женская часть. В строение выделяют 3 части: рыльце, столбик и завязь наиболее важная часть завязи - семязачаток. Именно в завязи после опыления и оплодотворения образуются семена и плоды. Количество тычинок и пестиков различно, но одинаково у растений одного семейства. Это главные части цветка, участвующие в половом размножении.
Главные части цветка находятся под защитой околоцветника. Самая заметная часть - венчик или лепестки. Лепестки служат для привлечения насекомых опылителей. У некоторых растений лепестки мелкие, а других крупные.
4) Цветы содержащие, и тычинки, и пестики называются обоеполые, которые преобладают среди растений (это такие растения - тюльпан, гладиолус). Есть цветы - тычиночные ( мужские) и есть пестичные ( женские). Такие цветы называют раздельнополыми (кукуруза). Раздельнополые цветы могут располагаться на одном растении это однодомные растения (кукуруза, огурцы), если в разных растениях это двудомные растения (тополь, ива). Главные части цветка находятся под защитой околоцветника. Самая заметная часть - венчик или лепестки. Как вы думаете почему?
Показ видеофрагмента Опыление с помощью насекомых files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e743fe1-2ab6-46c8-bb3b-f2e6d212b48d/%5BBIO6_03-24%5D_%5BMV_03%5D.wmv
Опыление с помощью ветра files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0976deb-edaf-43c8-8fce-eaf68fb144df/%5BBIO6_03-24%5D_%5BMV_02%5D.wmv
Самоопыление files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65f7e50d-1bbc-4fd7-8a03-7da53a34dfcb/%5BBIO6_03-24%5D_%5BMA_01%5D.swf
Вывод: растения бывают ветроопыляемые, насекомоопыляемые, самоопыляемые.
5.Обобщение и закрепление полученных знаний.
-
Цветок - это …
-
Простой околоцветник - это …
-
Двойной околоцветник - это …
-
Тычинка образована …
-
Пестик состоит …
-
Чашелистики образуют …
-
Лепестки образуют …
-
К главным частям цветка относят …
-
Чашечка и венчик образуют …
-
Двудомные растения - это …
6. Проверка усвоения материала. Тестирование.
Вопрос 1 к тесту "Основные части цветка" files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea015b-0a01-022a-011c-a33bef85ae7b/%5BBIO6_03-23%5D_%5BQS_08%5D.html
Вопрос 2 по теме "Основные части цветка"files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea016e-0a01-022a-0084-b2bbcde29cdf/%5BBIO6_03-23%5D_%5BQS_09%5D.html
Вопрос 3 по теме "Основные части цветка"files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0145-0a01-022a-0107-6683d226b42f/%5BBIO6_03-23%5D_%5BQS_07%5D.html
Вопрос 4 по теме "Основные части цветка"files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0182-0a01-022a-00f9-609315154681/%5BBIO6_03-23%5D_%5BQS_10%5D.html
Вопрос 5 по теме "Основные части цветка"files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0198-0a01-022a-0147-4c1f13fd687d/%5BBIO6_03-23%5D_%5BQS_11%5D.html
Самооценка
7. Задание на дом:
Параграф учебника, заполнить табл.
Подготовить викторину на тему «Цветы».
8. Подведение итогов урока.
Литература:
-
В.В.Пасечник Биология 6 класс.
-
И.В.Ишкина Биология Поурочные планы. 6 класс.
-
Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор - составитель Н.И.Галушкова.
-
Активные формы и методы обучения биологии. А.Е.Богоявленская.
-
ЭОР school-collection.edu.ru