- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка элективного курса Бионика и физика в живой природе
Методическая разработка элективного курса Бионика и физика в живой природе
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Головина М.А. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Элективный курс «Физика в живой природе и бионика».
Пояснительная записка.
Физика и биология, казалось бы, две разные науки.
Но, с одной стороны, законы физики используются не только в работе самых удивительных приборов, машин, а распространяются и на явления живой природы, делая оптимальным существование организмов. ( Хотя в живой природе многие из этих законов не проявляются в открытом виде, поэтому подметить их может только опытный глаз наблюдателя).
С другой стороны, с незапамятных времен мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Теперь в своей практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания.
Так, 2 науки - «о живом» и «неживом» тесно соприкасаясь между собой, способствуют развитию научно-технического прогресса.
Курс «Физика в живой природе и бионика» предназначен для учащихся 10 и 11 классов, его содержание носит межпредметный, профориентационный характер и имеет прикладной аспект, т. к. способствует глубокому усвоению курса биологии средней школы, умению применять полученные знания на практике, определить сознательный выбор профессии по направлениям: бионика, физика, биология, кибернетика.
Цель курса:
Изучая проявление самых разнообразных физических законов в растительном и животном мире и применение знаний биологических дисциплин в технике, помочь ученику в осознанном выборе профессии.
Задачи курса:
Раскрыть проявление законов физики в органическом мире, значение изучения закономерностей биологии для научно-технического прогресса. Показать связь изучаемого материала с жизнью, развивать познавательный интерес к наукам , познакомить учащихся с проектированием и моделированием процессов.
В процессе обучения учащиеся должны познакомиться:
1. с понятием о бионике и ее приоритетных направлениях,
2. с современными достижениями бионики,
3. с проявлениями разнообразных физических законов в растительном и животном мире.
Должны уметь:
Наблюдать, описывать результаты наблюдений, работать с планом, конспектами , схемами, графиками, таблицами, учебной литературой , вести дискуссию , обосновывать свою точку зрения ,делать правильный выбор, проектировать и моделировать процессы, применять знания на практике, решая конкретные задачи .
Содержание курса рассчитано на 17 часов. Особенность занятий - проблемный, дискуссионный характер, включение в содержание вопросов достижений современной физики и биологии, проектирование и моделирование процессов. Такие формы занятий будут способствовать активному восприятию окружающей действительности, развитию элементов «физического» мышления и «биологического» сознания.
Учебный план.
№ п/п
Количество часов
Тема
Цель
Форма проведения
1.
1
« Введение.
Бионика на службе человека»
Ознакомить учащихся с самостоятельным направлением в науке и технике - бионикой, его значением для научно-технического прогресса
Беседа с элементами игры и моделирования,
ассоциативный тренинг
2
1
« Наука величайших возможностей»
Ознакомить с кругом направлений, возможностью использовать принципы организации растительных и животных организмов в произведения своего труда
Беседа, тест
3
1
« Зоркий глаз наблюдателя живой природы»
Познакомить учащихся с моделированием и мини-проектированием процессов
Проектирование и моделирование
4
1
«Мир ощущений»
Ощущения неотъемлемая часть человека, любого существа. Показать, что живые существа находятся в постоянном контакте, активно взаимодействуют со средой обитания
Беседа
5
1
«Живые барометры, гигрометры, сейсмографы»
Рассмотреть факты, явления, закономерности, связывающие происходящие в биосфере процессы с их признаками, которые обнаруживают и фиксируют живые организмы
Лекция
6
1
«Биомеханика»
Изучить многочисленные примеры совершенных технических средств, основанных на использовании биологических приспособлений живых существ
Лекция
7
1
«Гармония красоты и целесообразности»
Где находится сказочный лучезарный город, построенный по законам природы?
Рассмотреть многочисленные примеры использования человеком целесообразности, архитектурно - строительных форм, технологий, применяемых живыми организмами в природе
Лекция
8
1
«Биологическая связь»
Показать на каких «языках» и «диалектах» изъясняются животные, что практически сулит человеку познание «языка» животных
Лекция
9
1
« Физика в живой природе»
Ознакомить учащихся с использованием физических знаний при решении биологических задач по разделам физики:
-- механика
тепловые явления
Решение задач по разделам физики :
-- механика
-- тепловые явления
10
1
«Я-биокибернетик»
Учить применять полученные знания на практике, отстаивать свою точку зрения
Дискуссия,
Мини сочинение
11
1
«Физика в живой природе»
Знакомить учащихся с использованием физических знаний при решении биологических задач по разделам физики:
-- электричество
-- оптика
Решение задач по разделам физики :
--электричество
-- оптика
12
1
«Мой проект»
Проверить результаты работы учащихся над индивидуальным проектом, рефератом, творческой работой
Урок -консультация,
беседа
13
1
«Новые источники электроэнергии:
-коровий навоз как новый источник энергии
-гнилые бананы
-генерирование электричества живыми организмами»
Продолжить ознакомление с электрическими проявлениями в живой природе
Круглый стол
14
1
-
«Некоторые истории удивительных открытий»
-
«Обзор отечественной и зарубежной литературы по освещению и применению вопросов бионики»
Познакомить учащихся с историей открытия
- броуновского движения
-- некоторыми законами гидро-и аэростатики,
эл. тока
( опыты Отто фон Герике, Дж.Дарелла, Галилея, Гальвани , Р Броуна)
«Обзор отечественной и зарубежной литературы по освещению и применению вопросов бионики»
Беседа
15
1
Инженеры - бионики (жизнь и творчество замечательных людей)
Познакомить с жизнью и творчеством инженеров -- бионики
Круглый стол
16 --17
2
-
«Законы физики в живой природе и бионика »
-
«Физико - биологический турнир
Научить применять
полученные знания на практике
Подвести итоги по изученному курсу
Защита проектов, рефератов, творческих работ
Учебно - методический комплекс:
Литература:
1.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов «Общая биология 10 - 11 », Дрофа, 2002
2.В.М.Варикаш, Б.А. Кимбар « Физика в живой природе», Минск,1984
3.Журналы «Наука и жизнь» 2000 - 2012гг
4.«Техника - молодежи», «Знание - сила», 2000- 2012г.
5.«Физическая смекалка», М.Омега, 1994г
6.И.Г.Кириллова «Книга для чтения по физике», М.Просвещение, 1986г
7.И.Б.Литинецкий «Бионика», М. Просвещение, 1976
8.Н.И.Зорин Элективный курс «Элементы биофизики», М. Вако, 2007г
Темы творческих заданий:
1.Модели практического использования биологических приспособлений:
«живой гальванический элемент», « живая подводная лодка», шишка - гигрометр, модели летательных аппаратов, модели подлодок, судов, модели др. технических средств, модели архитектурных сооружений; использование в строительстве сооружений, на приусадебном участке принципов структурной организации растений, животных.
2.Рефераты и презентации:
«Механика цветка», «Сильнее самого себя (принцип рычага и работа мышц», «История воздухоплавания», «Подводные мастера», «Жизнь и творчество замечательных людей», «История открытий», и др. по использованию структурно - функциональной организации животных различных систематических групп, растений в разных областях производственной деятельности человека
3.Мульмедийные представления протекания физических закономерностей в живой природе, презентации по разделам бионика, физика в живой природе
Автор программы:
Головина М.А., учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Выборга.