Календарно-тематическое планирование 11 класс 2 часа в неделю

Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Календарно-тематическое планирование по биологии

11 класс

(70 часа)

Дата

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся.

Лабораторные и практические работы

Демонстрация

Домашнее задание

По плану

По факту

Знать

Уметь


Глава 1.Организменный уровень

1

Организменный уровень жизни и его роль в природе

Урок изучения новых знаний

Знать:

уровни организации живой природы.

Знать:

уровни организации живой природы.

Демонстрация: «Многообразие организмов»;

§1

2

Организм как биосистема.

комбинированный урок

Знать органы и системы органов

Уметь:

Характеризовать сущность регуляции организма.

Демонстрация: «Многообразие организмов»;

§2 в. 2 стр.10

3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

комбинированный урок

Знать: свойства живого организма, структурные компоненты и функции АТФ.

Уметь: описывать проявление свойств живого, механизм высвобождения и запасания энергии.

Демонстрация:

«Метаболизм»; «Фотосинтез»;

§3 в. 3 стр.17

4

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

комбинированный урок

Знать:

сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.

Уметь:

выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов


5

Типы и способы добывания пищи.

комбинированный урок

Знать типы добывания пищи и х особенности у организмов разных типов.

Уметь характеризовать различные типы питания.


6

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение

комбинированный урок

Знать:

сущность процессов размножения.

Уметь: сравнивать

половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.

Демонстрация: «Способы размножения»;

«Деление клетки (митоз, мейоз)»; «Половые клетки»;

«Перекрест хромосом»;

я

§4

7

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

комбинированный урок

Знать:

сущность процессов оплодотворения. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Уметь:

объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы.

Демонстрация:

«Оплодотворение у растений и животных»;

§5 в. 3 стр.28

8

Развитие организма от зарождения до смерти. Эмбриональный период.

комбинированный урок

Знать определения понятий «онтогенез», «эмбриогенез».

Уметь: характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма


9

Постэмбриональное развитие

комбинированный урок

Знать особенности постэмбрионального развития (прямое и с метаморфозом)

Анализировать и оценивать воздействия факторов среды на развитие организма.


10

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).

Причины нарушений развития организмов

комбинированный урок

Знать:

особенности онтогенеза. Вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и др. мутагенных факторов.

Уметь: объяснять причины нарушений развития организмов.

Демонстрация: «Индивидуальное развитие организма»;

в/фр. «Дробление яйцеклетки лягушки» (по 7 кл)

§6 в. 3 стр.33

11

Из истории развития генетики.

комбинированный урок

Знать:

сущность закономерностей изменчивости; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; биологическую роль хромосом

Уметь:

называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций;

объяснять влияние экологических факторов на организмы;

причины мутаций.

§7 в. 3 стр.37

12

Изменчивость признаков организма и ее типы.

.

комбинированный урок

Знать:

сущность закономерностей изменчивости; особенности наследования способности проявлять признак в определенных условиях.

Уметь: объяснять содержание определений основных понятий, характеризовать модификационную изменчивость, описывать разные формы изменчивости организмов.

Демонстрация:

«Модификационная изменчивость»

§8 в. 4 стр.41

13

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

комбинированный урок

Знать: сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику.

Уметь: объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация:

Портрет Г. Менделя;

в/фр. «Закономерности наследования признаков»

§9, 10 в. 3 стр.45

14

Дигибридное скрещивание

комбинированный урок

Знать закон независимого наследования признаков

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.


15

Решение элементарных генетических задач

урок закрепления знаний.

Знать:

биологическую терминологию и символику (основные понятия генетики); сущность законов Г. Менделя;

Уметь:

решать элементарные генетические задачи; составлять схему дигибридного скрещивания.

Лабораторная работа. №1: «Составление простейших схем скрещивания

Демонстрация:

«Моногибридное скрещивание»;

§9, 10 стр.223

16

Лабораторная работ, а №1 «Решение элементарных генетических задач»

комбинированный урок.

Знать:

биологическую терминологию и символику (основные понятия генетики); сущность законов Г. Менделя;

Уметь:

решать элементарные биологические задачи;

§9, 10

17

Взаимодействие генов

комбинированный урок.

Знать характер взаимодействия неаллельных генов.

Уметь: описывать проявление множественного действия генов.

§10,с.48

18

Генетические основы селекции.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

комбинированный урок.

Знать:

основные понятия селекции, роль биологии в практической деятельности людей, роль Н.И.Вавилова для развития селекции.

Уметь:

называть практическое значение генетики, объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, характеризовать методы селекции растений.

Демонстрация:

«Центры многообразия и происхождения культурных растений»; «Искусственный отбор»; «Гибридизация»;

§ 11 в. 1-3 стр.56

19

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

комбинированный урок.

Знать:

закон сцепленного наследования Т. Моргана, особенности наследования признаков у человека сцепленных с полом.

Уметь:

объяснять сущность сцепленного наследования, причины нарушения сцепления, биологическое значение перекреста хромосом, называть основные положения хромосомной теории, типы хромосом в генотипе.

Демонстрация:

«Неполное доминирование»; «Наследование, сцепленное с полом»; «Сцепленное наследование»;

в/фр. «Хромосомная теория наследственности»

§12, задача

20

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

комбинированный урок.

Знать:

основные причины наследственных заболеваний человека, методы дородовой диагностики, опасность близкородственных браков.

Уметь:

объяснять причины наследственных болезней человека; мутаций.

Демонстрация:

«Наследственные болезни человека»;

просмотр презентации.

§13 сообщения

21

Мутагены. Их влияние на живую природу и человека.

Знать: типы мутагенов

Уметь характеризовать различные типы мутагенов.

§13 с.63

22

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Знать: определение термина «биоэтика»

Уметь характеризовать значение постулатов биоэтического кодекса; объяснять какие проблемы человечества решает биоэтика.

§14 сообщения

23

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.).

Факторы, определяющие здоровье человека.

комбинированный урок.

Знать:

основные ключевые понятия биотехнологии, значение биотехнологии для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Уметь:

использовать приобретенные знания и для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Демонстрация:

«Исследования в области биотехнологии»;

§1 -15 сообщения

25

Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

комбинированный урок.

Знать:

значение вирусов в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний,

СПИДа.

Уметь:

использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

Демонстрация:

«Строение вируса»

§17

26

Контрольная работа № 1

урок проверки, контроля и оценки знаний.

Знать: биологическую терминологию по теме «Организм»;

Уметь:

объяснять значение биологических терминов и законов, генетическую символику, решать элементарные генетические задачи.


Повторить

§1 -17

Глава 2.Клеточный уровень жизни.

27

Клеточный уровень жизни и его роль в природе.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать:

особенности строение клеток прокариот и эукакриот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении

Уметь:

работать с микроскопом.

Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

§18, 1,3 стр.100

28

Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

комбинированный урок.

Знать отличительные признаки растительных и животных клеток.

Уметь: характеризовать клетки многоклеточного организма; работать с микроскопом.

Демонстрация:

«Строение клетки»

§19 в. 2

Стр.110

Многообразие клеток.

комбинированный урок

Знать отличительные признаки растительных и животных клеток.

Уметь: характеризовать клетки многоклеточного организма; работать с микроскопом

§19,с. 103

Ткани

комбинированный урок

Знать: определение ткани и типы тканей

Уметь делать простейшие препараты; сравнивать строение клеток растений и животных.


29

Строение клетки

комбинированный урок.

Знать:

названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Уметь:

работать с микроскопом.

Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

Демонстрация:

«Строение

клетки»;

§20 в.1-3 стр.116

30

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

комбинированный урок.

Знать: основные органоиды клетки и их функции.

Уметь узнавать по рисунку структурные компоненты клетки, устанавливать связь между строением и функциями органоидов.

Строение

клетки»;

§21

31

Особенности клеток прокариот и эукариот.

комбинированный урок

Знать: особенности строения разных типов клеток.

Уметь отличать клетки разных типов организмов.

«Строение

клетки» прокариот и эукариот

§21

С.116

Клеточный цикл

комбинированный урок

Знать: процессы составляющие клеточный цикл

Уметь: описывать процессы, происходящие в клеточном цикле.

§22

32

Деление клетки -митоз и мейоз

комбинированный урок.

Знать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза.

Уметь:

давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза.

Митоз».

Лаб. раб № 2

«Исследование фаз митоза на микропрепарате

Демонстрация:

«Строение клетки», «Митоз».

§23 таблица

33

Особенности образования половых клеток

комбинированный урок.

Знать: процесс образования гамет

Уметь: характеризовать этапы образования гамет.

§23 с.128

34

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

комбинированный урок.

Знать:

строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов.

Уметь:

выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

Демонстрация:

«Хромосомы»;

«Характеристика гена»;

«Строение молекулы ДНК»;

«Удвоение молекулы ДНК»;

презентация

§24

презентации

35

Многообразие прокариот

комбинированный урок

Знать: многообразие бактерий как представителей прокариот.

Уметь: давать характеристики бактериям по строению.

§24 с. 135

36

Роль бактерий в природе.

комбинированный урок

Знать: роль бактерий в природе.

Уметь: характеризовать значение прокариот в природе и жизни человека.

§24 с. 140

37

Микробиология одноклеточных эукариот.

комбинированный урок

Знать: многообразие одноклеточных эукариот.

Уметь: характеризовать типы размножения одноклеточных организмов, значение из в природе.

§24 с. 144

38

Микробиология на службе человека.

комбинированный урок

Знать: понятие «микробиология»

Уметь характеризовать значение бактерий полезных для человека.

§24

С. 155

39

История развития науки о клетке.

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Знать:

основные положения клеточной теории;

вклад выдающихся ученых в развитие знаний о клетке.

Уметь:

называть и описывать этапы создания клеточной теории, положения современной клеточной теории, вклад ученых в создание клеточной теории. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественно-научной картины мира.


Демонстрация:

Портреты: Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден,

Т. Шванн

Уроки биологии

§25, подготовиться к семинару §26

40

Дискуссионные проблемы цитологии.

Урок-дискуссия

Знать: гипотезы в истории биологии

Уметь: анализировать, сравнивать, аргументировать.

§24 с.162

41

Гармония и целесообразность в живой природе

семинар.

Знать: биологическую терминологию по теме «Клетка»;

Уметь: объяснять значение биологических терминов и законов.

§18-25

42

Контрольная работа № 2

по теме «Клетка».

урок проверки контроля и оценки знаний

Знать: биологическую терминологию по теме «Клетка»;

Уметь:

объяснять значение биологических терминов и законов.

§18-25

Глава 3. Молекулярные уровни жизни.

43

Молекулярный уровень жизни Основные химические соединения клетки.

Урок изучения новых знаний

Знать:

элементарный состав углеводов, липидов и белков, их функции в организме

Уметь:

характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

Демонстрация:

«Белки, их функции»;

«Липиды, их функции»;

«Углеводы, их функции».

§27,28

44

Основные химические соединения живой материи.

комбинированный урок

Знать: химические вещества клетки

Уметь: характеризовать биологическую роль органических веществ клетки

§28

45

Структура и функции нуклеиновых кислот

комбинированный урок

Знать:

строение генов и хромосом, основные свойства генетического кода

Уметь:

характеризовать сущность процессов хранения и передачи наследственной информации.

Демонстрация:

«Характеристика гена»;

«Строение молекулы ДНК»;

«Строение молекулы РНК»;

«Строение молекулы белка»;

§29, таблица

46

Процессы синтеза живых клетках

комбинированный урок

Знать:

Основные процессы синтеза веществ на примере фотосинтеза. Уметь объяснять отличия световой и темновой фаз фотосинтеза.

Уметь:

Сравнивать фазы фотосинтеза, выделять условия и продукты фаз.

Демонстрация:

«Фотосинтез»

§30, в.4 стр 187

47

Процессы биосинтеза белка

комбинированный урок

Знать:

названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Уметь:

Наблюдать, описывать и сравнивать основные этапы биосинтеза белка.

Демонстрация:

«Биосинтез белка»

§31, в. 5 стр 191

48

Молекулярные процессы расщепления

комбинированный урок

Знать:

Основные процессы биологического окисления.

Уметь объяснять отличия бескислородного и кислородного этапа дыхания

§32

49

Регуляторы бимолекулярных процессов

комбинированный урок

Знать: понятия ферменты, коферменты, витамины, гармоны.

Уметь: характеризовать их значение и функции в клетке.

§32 с.197

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем

комбинированный урок

Знать: какова роль химических элементов в жизни организмов.

Уметь: характеризовать влияние химических элементов на живые организмы

§32 с. 201.

50

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Время экологической культуры.

.

комбинированный урок

Знать: какова роль химических элементов в жизни организмов.

Уметь: характеризовать влияние химических элементов на живые организмы.

§33

51

Заключение: структурные уровни организации живой природы.

Урок повторения и закрепления


52

Контрольная работа № 3

по теме «Молекулярный уровень жизни».

урок проверки контроля и оценки знаний

Знать биологическую терминологию по темам, изученным в 11 классе;

Уметь:

объяснять значение биологических терминов и законов.

§18-25

Обобщение и повторение.

53

Повторение и обобщение знаний.



54

Организменный уровень жизни и его роль в природе

Урок изучения новых знаний

Знать:

уровни организации живой природы.

Знать:

уровни организации живой природы.

Демонстрация: «Многообразие организмов»;

§1

55

Организм как биосистема.

комбинированный урок

Знать: органы и системы органов

Уметь:

Характеризовать сущность регуляции организма.

Демонстрация: «Многообразие организмов»;

§2 в. 2 стр.10

56

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов

комбинированный урок

Знать: свойства живого организма, структурные компоненты и функции АТФ.

Уметь: описывать проявление свойств живого, механизм высвобождения и запасания энергии.

Демонстрация:

«Метаболизм»; «Фотосинтез»;

§3 в. 3 стр.17

57

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

комбинированный урок

Знать:

сущность и значение обмена веществ и превращения энергии.

Уметь:

выделять существенные признаки биологических процессов. Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов


58

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение

комбинированный урок

Знать:

сущность процессов размножения.

Уметь: сравнивать

половое и бесполое размножение, рост и развитие организмов.

Демонстрация: «Способы размножения»;

«Деление клетки (митоз, мейоз)»; «Половые клетки»;

«Перекрест хромосом»;

я

§4

59

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

комбинированный урок

Знать:

сущность процессов оплодотворения. Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Уметь:

объяснять особенности протекания процесса оплодотворения у представителей различных царств живой природы.

Демонстрация:

«Оплодотворение у растений и животных»;

§5 в. 3 стр.28

60

Развитие организма от зарождения до смерти. Эмбриональный приод.

комбинированный урок

Знать: определения понятий «онтогенез», «эмбриогенез».

Уметь: характеризовать сущность эмбрионального периода развития организма


61

Генетические закономерности, открытые Г.Менделем.

комбинированный урок

Знать: сущность биологических процессов наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику.

Уметь: объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Демонстрация:

Портрет Г. Менделя;

в/фр. «Закономерности наследования признаков»

§9, 10 в. 3 стр.45

62

Дигибридное скрещивание

комбинированный урок

Знать закон независимого наследования признаков

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.


63

Решение элементарных генетических задач

урок закрепления знаний.

Знать:

биологическую терминологию и символику (основные понятия генетики); сущность законов Г. Менделя;

Уметь:

решать элементарные генетические задачи; составлять схему дигибридного скрещивания.

Демонстрация:

«Моногибридное скрещивание»;

§9, 10 стр.223

64

Деление клетки -митоз и мейоз

комбинированный урок.

Знать:

сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза.

Уметь:

давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза.


65

Молекулярный уровень жизни Основные химические соединения клетки.

Урок изучения новых знаний

Знать:

элементарный состав углеводов, липидов и белков, их функции в организме

Уметь:

характеризовать биологическую роль углеводов, липидов, белков обеспечении жизнедеятельности клетки и организма

Демонстрация:

«Белки, их функции»;

«Липиды, их функции»;

«Углеводы, их функции».

§27,28

66

Основные химические соединения живой материи.

комбинированный урок

Знать: химические вещества клетки

Уметь: характеризовать биологическую роль органических веществ клетки

§28

67

Структура и функции нуклеиновых кислот

комбинированный урок

Знать:

строение генов и хромосом, основные свойства генетического кода

Уметь:

характеризовать сущность процессов хранения и передачи наследственной информации.

Демонстрация:

«Характеристика гена»;

«Строение молекулы ДНК»;

«Строение молекулы РНК»;

«Строение молекулы белка»;

§29, таблица

68

Процессы биосинтеза белка

комбинированный урок

Знать:

названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Уметь:

Наблюдать, описывать и сравнивать основные этапы биосинтеза белка.

Демонстрация:

«Биосинтез белка»

§31, в. 5 стр 191

69

Молекулярные процессы расщепления

комбинированный урок

Знать:

Основные процессы биологического окисления.

Уметь объяснять отличия бескислородного и кислородного этапа дыхания

§32

70

Итоговый урок





© 2010-2022