Рабочая программа по естествознанию (базовый уровень), 10-11 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по естествознанию для 10-11 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), авторской программы по естествознанию И.Ю. Алексашиной и др.File/localhost/G Естествознание – новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т.е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные предметы моделируют ту или иную область научного познани...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию для 10-11 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), авторской программы по естествознанию И.Ю. Алексашиной и др.File/localhost/G

Естествознание - новый учебный предмет. Его особенность в том, что это интегрированный курс, т.е. объединяющий знания из разных предметных областей. Как правило, школьные предметы моделируют ту или иную область научного познания, например физику, химию, биологию, поэтому они строятся на базе развития системы понятий данной науки. Интегрированный курс строится иначе. Здесь конкретные предметные знания становятся опорой, средством осмысления тех или иных идей - ведущих идей курса. Именно они определяют логику развития содержания учебного предмета «Естествознания».

В соответствии с концепцией профильного обучения естественно-научные дисциплины занимают важное место в ряду предметов общекультурной направленности, обязательных для освоения на базовом уровне в старшей школе. Согласно Государственному стандарту среднего (полного) общего образования по естествознанию, цели курса формулируются следующим образом:

  • освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественно-научной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярных статьях, осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

  • восприятие убежденности в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук и развития цивилизации;

  • осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

  • применение естественно-научных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, энергосбережения, защиты окружающей среды.

Ведущие идеи курса:

Идея единства, целостности и системной организации природы.

Идея взаимозависимости человека и природы.

Идея гармонизации системы «природа - человек»

Основные особенности интегративного подхода, заявленного в концепции, в дидактическом аспекте:

  • отбор и конструирование содержания курса по принципу гуманитаризации, понимаемому как интеграция естественно - научных и гуманитарных знаний в системе «природа - человек»;

  • ориентация изучения объектов природы ( биосферы) не столько на усвоение конкретных фактов, сколько на осознание взаимосвязей (функциональный подход);

  • реализация структуралистского подхода, позволяющего рассматривать любое явление мира как совокупности элементов;

  • использование дедукции ( рассмотрение природы как целостной системы) как ведущего подхода формирования основ современной естественно-научной картины мира;

  • переход от классической системы формирования понятий к уровню интегрального обобщения.

Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту по естествознанию и во многом повторяет логику стандарта. Согласно этой логике содержание структурируется по двум основным составляющим. Первая из них - современные естественно-научные представления о природе, методологии естественных наук, взаимоотношения науки и других компонентов культуры. Вторая составляющая практическое применение достижений естественных наук в технологии и медицине. При этом задача курса состоит в том, чтобы всеобъемлюще представить фундаментальное (теоритическое) знание, а в том, чтобы сформировать основы естественно-научной культуры и как можно более наглядно показывать, какую роль играют естественные науки и развитии цивилизации, формировании нашего материального окружения, знании человека о самом себе.

Структура интегрированного курса «Естествознания» разработана так, что изучение объектов естествознания осуществляется в системе « природа - наука - техника - общество - человек». Таким образом, интеграция знаний различных предметных областей осуществляется вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Это находит отражение в названиях разделов программы.













Календарно-тематический план (10 класс)

(102 часа, 3 часа в неделю)

№ уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1.
Структура естественно-научного знания: многообразие единства (18 часов)

1

Естествознание, как познавательная деятельность.

2

Природа в зеркале науки.

3

Естествознание в системе культуры.

4

Урок-практикум № 1: «Критерии научного познания».

5

Критерии научного познания

6

Экспериментальные методы в естественных науках.

7

Урок-практикум № 2: «Учимся наблюдать».

8

Экспериментатор, прибор, результат.

9

Теоритические методы исследования.

10,11

Великие эксперименты в естественных науках.

12

Урок-практикум № 3: «Учимся классифицировать и систематизировать».

13

Моделирование в науке.

14

Естествознание и религиозная традиция.

15

Традиции и революция в естествознании.

16

Эксперимент. Теория. Практика.

17,18

Зачет по теме: «Структура естественно-научного знания: многообразие единства».

Раздел 2.
Структуры мира природы: единство многообразия (33 часа)

19,20

Просмотр видеофильма «Масштабы Вселенной».

21

Урок-практикум № 4: «Средства изучения микромира и мегамира».

22

Дискретность и непрерывность в природе.

23

Поле, как способ описания взаимодействия.

24

Просмотр видеофильма «Фундаментальные поля»

25

Взаимодействия поля и вещества. Цвет и спектры.

26

Урок-практикум №5: «Дискретность и непрерывность: эксперимент»

27

Квантовые (корпускулярные) свойства полей.

28

Волновые (полевые) частицы.

29

Урок-практикум № 6: «Корпускулярно-волновой дуализм».

30

Фундаментальные взаимодействия в микромире.

31

Единство многообразия: микромир.

32

Единство многообразия: мегамир.

33

Урок-практикум № 7: «Солнечная система и планетарная модель атома»

34,35

Единство многообразия. Биологические системы.

36

Молекулярная структура живого.

37

Урок-практикум № 8: «Белки и нуклеиновые кислоты».

38,39

Клетка, как структурная основа живых организмов.

40

Просмотр видеофильма: «Разнообразие форм жизни».

41,42

Популяции и процессы их регуляции.

43

Принципы организации экосистем.

44

Просмотр видеофильма «Биосфера».

45

Наиболее общие законы природы. Законы сохранения.

46,47

Просмотр видеофильма: «Энергетика живой природы»

48

Единство природы. Симметрия.

49

Урок-практикум № 9: «Симметрия в искусстве и науке».

50

Материальное единство мира.

51

Зачет по теме: «Структуры мира природы: единство и многообразие»

Раздел 3.
От структуры к свойствам (15 часов)

52,53

Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ.

54

Второе рождение атомистики.

55

Просмотр видеофильма: «Химическая революция».

56

«Новая система химической философии» Д. Дальтона.

57

Генезис свойств веществ и классическая атомно-молекулярная теория.

58,59

Периодический закон Д.И. Менделеева.

60

Урок-практикум №10: «Состав - структура - свойства».

61,62

Биологическая систематика.

63

Современные представления о многообразии живого.

64,65

Зависимость свойств объектов от структуры и состава - опыт искусства.

66

Зачетное задание.

Раздел 4.

Природа в движении, движение в природе. (18 часов)

67

Движение как перемещение.

68

Урок-практикум №11: «Видимое движение планет».

69

Причины механического движения. Детерминизм.

70

Движение как распространение. Волны.

71

Свойства волн.

72

Урок-практикум № 12 «Звук и его характеристики».

73

Движение, пространство, время, материя.

74

Движение тепла.

75

Статистика порядка и хаоса.

76,77

Движение как качественное измерение. Химические реакции.

78

Урок-практикум №13: «Скорости химических реакций».

79

Движение в живой природе.

80

Движение как качественное измерение. Просмотр видеофильма «Ядерные реакции».

81

Формы и виды движения.

82

Урок-практикум № 14: «Тайны движения через призму искусства».

83,84

Зачет по теме: «Природа в движении, движение в природе»

Раздел 5.

Эволюционная картина мира. (15 часов)

85

Между порядком и хаосом.

86

Самоорганизация. Причины и условия.

87

Бифуркация и спонтанное нарушение симметрии.

88

Самовоспроизведение живых организмов.

89

Самоорганизация в развитии организмов.

90

Просмотр видеофильма «Рождение Вселенной».

91

Просмотр видеофильма «Образование галактик, звезд, планетных систем».

92

Эволюция звезд и синтез тяжелых элементов. Просмотр видеофильма «Эволюция планеты Земля».

93

Урок-практикум №15 «Принципы эволюции живых организмов». Просмотр видеофильма «Современные концепции биологической эволюции».

94

Развитие жизни на Земле. Просмотр видеофильма «Эволюция человека».

95

Формирование Человека Разумного. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Эволюционная картина мира»

Всего часов по курсу: 102

Резерное время: 7 часа.





Календарно-тематический план (11 класс)

(99 часов, 3 часа в неделю)



№ уроков

Наименование разделов и тем.

Плановые сроки похождения.

Скорректированные сроки прохождения.

Раздел 1.

Развитие техногенной цивилизации. (11часов)

1

Техника, как реальность созданная человеком.

2

Техника и техногенная цивилизация.

3

Техника и человеческие потребности: насущное и избыточное.

4

Зарождение и развитие техники.

5

Естествознание, как источник развития техники.

6

Эволюция технологической мысли.

7

Человек и техника в мировой культуре.

8

Техника - источник надежд и тревог человечества.

9

Научно-технологическое творчество: проблема профессиональной ответственности.

10

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Развитие техногенной цивилизации».

11

Зачет по теме: «Развитие техногенной цивилизации»

Раздел 2.

Взаимодействие науки и техники. (22 часа)

12

От законов механики к механическим устройствам.

13

Творчество изобретателя.

14

Гидродинамика и аэродинамика. Плавающие и летательные аппараты.

15

Законы сохранения, реактивное движение, космические полеты.

16

Космическое исследование.

17

Принципы работы тепловых двигателей.

18

Законы термодинамики и КПД тепловых двигателей.

19

Исследование КПД различных циклов.

20

Принципы устройства тепловых двигателей.

21

Теплоэнергетика сегодня.

22

Принципы работы электрогенераторов и электродвигателей.

23

Исследование работы электрогенератора и электродвигателя.

24

Источники питания в современной технике.

25

Преобразование и передача энергии.

26

Электроэнергетика и экология.

27

Радиоволны и особенности их распространения.

28

Использование радиоволн.

29

Принципы работы мобильной телефонной связи.

30

Геометрическая оптика и оптические приборы.

31

Принцип действия очков.

32

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Взаимодействие науки и техники».

33

Зачет по теме: « Взаимодействие науки и техники».

Раздел 3.

Естествознание в мире современных технологий. (26 часов)

34

Приборы, использующие волновые свойства света.

35

Проявление волновых свойств света.

36

Стереоизображение и голография.

37

Искусственный свет.

38

Приборы, использующие корпускулярные свойства света.

39

Принцип работы лазера.

40

Свойства лазерного излучения и использование лазеров.

41

Вред и польза от ядерных технологий.

42

Ядерное оружие и проблема нераспространения.

43

Принцип работы атомных реакторов.

44

Атомная энергетика и экологические проблемы.

45

Проблемы термоядерного синтеза и энергетика будущего.

46

Информация и электрические сигналы.

47

Приборы, преобразующие электрические сигналы.

48

Базовые элементы компьютера.

49

История развития и перспектива информационных технологий.

50

Человек - компьютер: обмен информацией.

51

В мире удивительных веществ и материалов.

52

От полимеров природных до полимеров синтетических.

53

Синтетические полимеры - основа пластмасс.

54

Биотехнология - прогресс человечества.

55

Урок- семинар: «Клонирование: за и против?».

56

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Естествознание в мире современных технологий».

57

Контрольная работа по теме: «Естествознание в мире современных технологий».

Радел 4.

Естественные науки и здоровье человека. (26 часов)

58,59

Человек, как уникальная живая система.

60

Факторы здоровья человека: за и против.

61

Адаптации организма человека к факторам среды.

62

Мышечная деятельность.

63

Биохимические основы тренировки.

64

Проблемы сохранения здоровья.

65,66

Биохимические основы рационального питания.

67

Биохимические обоснования рационов.

68

Витамины, как биологически активные вещества

69

Витамины: общая характеристика.

70

Принципы использования лекарственных веществ.

71

Урок-семинар: «Биологически активные вещества, проблема их использования».

72,73

Защитные механизмы организма человека.

74

Заболевания человека, вызываемые микроорганизмами.

75

Паразиты и паразитные болезни.

76

Вирусы и их воздействие на человека.

77

Профилактика и методы лечения болезней, вызванных вирусами.

78

Закономерности наследственности.

79,80

Генетика человека.

81

Урок-семинар: «Наследственные болезни».

82

Методико-генетическое консультирование и планирование семьи.

83

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Естественные науки и здоровье человека».

84

Зачет по теме: «Естественные науки и здоровье человека».

Раздел 5.

Естественные науки и глобальные проблемы человечества.(16 часов)

85

Глобальные проблемы современности.

86

Человек, как компонент биосферы.

87

Экологическая проблема.

88

Загрязнение окружающей среды и его последствия.

89

Нарушения глобальных круговоротов в биосфере.

90

Проблемы научно обоснованного природопользования.

91

Глобальные изменения климата и их последствия для человека.

92

Урок-семинар: «Как выясняют причины экологической катастрофы».

93

Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем. Ответственность человека за состояние биосферы.

94

Биосфера и ноосфера. Проблемы устойчивого развития общества и биосферы

Всего часов по курсу: 99 часов

Резервное время: 5 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Ожидаемые результаты по итогам изучения данного курса соответствуют Требованиям к уровню подготовки выпускников Государственного образовательного стандарта по естествознанию и в самом общем виде могут быть сформулированы как:

  • способность учащихся критически оценивать информацию естественно-научного содержания;

  • овладение элементами различных естественно-научных и исследовательских методов и получение представления о характере научной деятельности;

  • приобретение умений использовать естественно-научные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую картину мира своего времени. Именно поэтому так значимо для человека развитие его естественно-научной культуры.

Основные черты естественно-научной культуры современного человека:

  • целостный взгляд на мир, как на систему;

  • целостный взгляд на мир и место человека в нем (человек - часть природы);

  • эволюционный взгляд на мир - природу человека в целом;

  • экологический взгляд на мир.

Современное миропонимание основано на знании о взаимодействия в системе «природа - человек», которое интегрально отражает мир и объективные связи в нем. Методологическими предпосылками формирования естественно-научного знания в настоящее время служит учение о единстве природы и человека, а также системно-целостный подход к анализу любого феномена природы и человеческой деятельности. Такой подход позволяет устанавливать объективные связи между целями гуманитарного и естественно - научного образования.

Оценивая, в целом, роль естественно-научного образования, в настоящее время можно заключить, что оно призвано дать человеку основы естественно-научной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. В целостном виде, это отражается в концепции гуманитаризации содержания естественно-научного образования.

Ведущим направлением гуманитаризации естественно-научного образования является интеграция различных учебных предметов вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Именно на основе интеграции, возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности.

Интеграция выступает как основной механизм гуманитаризации естественно-научного образования. Единой методологической основой гуманитаризации естественно-научного образования является изучение объектов естествознания в системе «природа - наука - техника - общество - человек». Человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественно-научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы « природа-человек».

Гуманитаризации образования (т.е. реализация интегративного подхода) призвана помочь осуществить в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.







Список литературы:

  1. Естествознание: 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев и др.; под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: «Просвещение»,2010;

  2. Естествознание: 11кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень; в 2 ч/И.Ю. Алексашина, А.В. Ляпцев, М.А. Шаталов; под ред. И.Ю. Алексашиной. - М.: «Просвещение», 2011;

  3. Алькамо И.Э. Биология: учеб.пособие \И.Э. Алькамо. - М.: АСТ; Астрель,2008;

  4. Блинов Л.Н. Химико-экологический словарь - справочник\ Л.Н. Блинов. - СПб.: Лань,2007;

  5. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера /В.И. Вернадский. - М.: Наука,1994;

  6. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии: астрофизика /М.М.Дагаев, В.М. Чаругин. - М.: Просвещение,1988;

  7. Дажо Р. Основы экологии/Р.Дажо. - М.: Прогресс,1985.





«Согласованно»

Заместитель директора по УВР
Андриюк О.Ю.

«__» сентября 20__г.

«Согласованно»

На заседании МО преподавателей математики и предметов естественно-научного цикла
Руководитель МО Бадриева Е.Г.

«__» сентября 20__г.













© 2010-2022