Абиотические факторы среды

Урок. Абиотические факторы средыЦелевые ориентации урокаЛичностные: осознание взаимосвязи организма со средой обитания. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Понимание необходимости получать информацию из различных источников, аргументировано и критически оценивать полученную информацию.Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.Предметные: изучение влияния абиотических фак...
Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. Абиотические факторы среды

Целевые ориентации урока

Личностные: осознание взаимосвязи организма со средой обитания. Знание основных принципов и правил отношения к природе. Понимание необходимости получать информацию из различных источников, аргументировано и критически оценивать полученную информацию.

Метапредметные: формирование умений и навыков анализа, сравнения; выделение главного, формулирование выводов, формирование навыков смыслового чтения.

Предметные: изучение влияния абиотических факторов на организм человека.

Планируемые результаты

Личностные умения: личностное мировоззрение, позитивное отношение к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире; желание выполнять учебные действия.

Метапредметные умения

ПУУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных способов решения задач; анализ; синтез; установление причинно следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

РУУД: навык планирования своих действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Умение участвовать в совместной деятельности.

КУУД: организация и планирование учебного сотрудничества в поиске, сборе и предоставлении информации; владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные умения

Ученик должен знать: ключевые понятия абиотические факторы, биологические ритмы, фотопериодизм, влияние абиотических факторов на организмы.

Ученик должен уметь: давать определение ключевым понятиям, называть основные абиотические факторы, описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действие местных абиотических факторов на живые организмы, описывать практическое значение ограничивающего фактора, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей сред.

Организация образовательного пространства

Ресурсы: тесты, схемы, таблицы

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Актуализация и проверка домашнего задания

Фронтальная работа

Задание 1. Ответить на вопросы

В чём отличие биогеоценоза и биоценоза?
Что такое агроценозы? Приведите примеры по нашему городу?
Всегда ли создание агроценозов приносит пользу природе? Докажите.

Задание 2. Выполнить тесты по вариантам

Пример

1.Какой абиотический фактор может привести к резкому сокращению численности популяции речного бобра?

1)обильные дожди летом

2) увеличение численности водных растений


3) пересыхание водоема

4) интенсивный отстрел животных

2. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу?

1) рубка деревьев

2) отстрел волков и лисиц

3) вытаптывание растений

4) разведение костров

3. Какой фактор среды служит сигналом для подготовки птиц к перелетам?

1) понижение температуры воздуха

2) изменение продолжительности светового дня

3) увеличение облачности

4) изменение атмосферного давления

4.Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет

1) к накоплению в атмосфере кислорода

2) к увеличению прозрачности атмосферы

3) к увеличению плотности атмосферы

4) к накоплению в атмосфере СО2

5.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют

1)абиотическими

2) биотическими

3)экологическими

4) антропогенными

Взаимопроверка и самооценка

Вопрос

1

2

3

4

5

Ответ

3

2

2

1

3

II. Мотивационная деятельность

Предлагается 2 варианта

1.Весна запоздала в том году - юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полудня - да и то не каждый день - в небе, затканном тучами, являлось белое - по-зимнему - солн­це и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намер­зала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, ого­ленной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они под­нимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судоро­гами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, хо­лодный ветер (М.Горький. Ледоход).

2. Просмотр видеофрагмента « Как животные пустынь переносят жару?»

О каком экологическом факторе говорится в тексте? (Абиотическом)

Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего занятия? (заслушиваются мнения учащихся, корректируются учителем)

Целеполагание

III. Учебно-познавательная деятельность

Групповая работа над текстом учебника на стр133 по изучению влияния абиотических факторов на живые организмы.

Задания для 1 группы

  1. Заполните схему. (1 балл)

Абиотические факторы средыАбиотические факторы средыОрганизмы

Холоднокровные Теплокровные

t°тела … t°тела …

Примеры: … Примеры: …

  1. Соотнесите утверждения в правой и левой части таблицы. (2 балла)

А. Холоднокровные организмы

1.Температура тела постоянная, не зависит от температуры окружающей среды

2.Температура тела непостоянная, зависит от температуры окружающей среды

Б. Теплокровные организмы

3.Птицы и млекопитающие

4.Все организмы, кроме птиц и млекопитающих

А: _______

Б: _______

3. Какие приспособления к различным температурам имеют животные и растения? (2 балла)

Животные_________________________________________

Растения___________________________________________

Элементы ответов:1задание - зависит от температуры окружающей среды, постоянная; 2 задание - А-2,4; Б- 1,3; 3 задание - теплоизоляция, поведенческая адаптация, усиление испарение.

Задания для 2 группы

1.Заполните схему. На какие группы делят растения по отношению к влаге? (1балл)

РАбиотические факторы средыАбиотические факторы средыАбиотические факторы средыастения

Абиотические факторы средыАбиотические факторы средыАбиотические факторы среды





2.Заполните в таблице пропущенные колонки. (2 балла)

Группы животных по отношению к влаге

Определение

Примеры

1

Плохо переносят недостаток воды

Рыбы, лягушки, саламандры, гуси, утки

Промежуточная группа;

Обитают в местах с достаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;

2

Сухолюбивые животные

3

Змеи, вараны, ящерицы



3. Какие приспособления по отношению к влаге имеют животные и растения? (2 балла)

Животные_________________________________________

Растения___________________________________________

Элементы ответа: 1задание - засухоустойчивые, влаголюбивые, водные растения; 2 задание - 1водные, 2 лоси, олени, косули; 3 задание - глубокая корневая система, узкие жесткие листья, накопление воды в тканях стебля.

Задания для 3 группы

1.Заполните схему. Виды и значение светового излучения. (1 балл)

Абиотические факторы средыАбиотические факторы средыАбиотические факторы средыАбиотические факторы среды

2. Заполните в таблице пропущенные колонки.(2 балла)

Группа растений

Определение

Примеры растений

1

Плохо переносят любое затенение

Ковыль, молодило, акация, тюльпаны

Теневыносливые

2

Земляника, хохлатка,

Тенелюбивые

Хорошо переносят тень

3

3. Какие приспособления по отношению к свету имеют животные и растения? (2 балла)

Животные_________________________________________

Растения___________________________________________

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Индивидуальная работа. Решение биологических задач (Ответы устные)

1.Почему на птицефермах и в тепличном хозяйстве применяют дополнительное искусственное освещение, увеличивают длину дня? (От длинны дня зависит яйценоскость кур, развитие птицы и растений, цветение и плодоношение растений.)

2. Как можно разместить комнате растений в помещении в зависимости от экологических характеристик вида? (Ближе к окнам ставим светолюбивые растения, дальше теневыносливые и тенелюбивые растения.)

V. Оценочно-рефлексивная деятельность

Составление синквейна. Самооценивание

Домашнее задание: для всех учащихся стр. 133-137

По выбору - 1.Работа с рубрикой на стр137 «Подумайте. Выполните.»

2.Поиск информации в Интернете по теме «Абиотические факторы среды», подготовить сообщение.

3. Составить план параграфа.

Продвинутая группа - подготовить презентацию «Абиотические факторы среды» (на выбор).

© 2010-2022