Урок пр природоведению Где живут организмы

Цели и задачи урока: 1.     Усвоить, что животные разных сфер жизни хорошо приспособлены к жизни; 2.     Продолжать формирование представлений о целостности животного мира; 3.     Систематизировать знания о взаимосвязи всех сред обитания и животных в этих средах между собой. Дать понятие экология. Планируемые результаты: Учащиеся должны знать: - термины «среда обитания»; «экология»; «факторы среды »; - разнообразие сред жизни; - особенности наземно-воздушной, водной и почвенной сред обитания; ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок пр природоведению Где живут организмы.Урок пр природоведению Где живут организмы.Тема урока: «Где живут живые организмы?»



Тип урока: комбинированный, демонстрационный.

Форма обучения: индивидуально-групповая.

Ресурсы обучения:

  • ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация,

  • тестовые задания.

  • учебник Н. В. Иванова, В. М. Пакулова «Природа. Неживая и живая», изд-во «Дрофа» 2009 год,

Цели и задачи урока:

  1. Усвоить, что животные разных сфер жизни хорошо приспособлены к жизни;

  2. Продолжать формирование представлений о целостности животного мира;

  3. Систематизировать знания о взаимосвязи всех сред обитания и животных в этих средах между собой. Дать понятие экология.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- термины «среда обитания»; «экология»; «факторы среды »;

- разнообразие сред жизни;

- особенности наземно-воздушной, водной и почвенной сред обитания;

- влияние температуры, света, количества кислорода на жизнь животного или растения;

- особенности внешнего строения растений и животных в зависимости от среды обитания.

Учащиеся должны уметь:

- определять, по внешнему виду животного, среду, в которой он живёт;

- выделять главное, делать выводы.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей и постановка вопроса.(1 минута)

  2. Проверка знаний. (10 минут)

  3. Изучение нового материала.(27 минут)

  4. Закрепление изученного материала.(3 минуты)

  5. Рефлексия.(2 минуты)

  6. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 минуты)


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем , где живёт живой организм, познакомимся с такими понятиями: среда обитания ( узнаем какие они бывают, какие организмы их заселяют и почему); познакомимся с факторами среды обитания, выясним их особенности; продолжим знакомится с понятиями «экология», «биосфера». (Слайд № 2 )

  1. Проверка знаний.

Учитель: « Ребята!

На прошлом уроке мы познакомились с живыми организмами.

  1. Что мы называем живым организмом? ( ответ учащихся)

  2. Из предложенного списка тел природы выберите организмы ( рожь, камень, берёза, звезда, пшеница, груздь, стол, солнце). ( ответ учащихся)

  3. Почему они являются живыми организмами? ( ответ учащихся)

Итак, признаки живых организмов мы называем биологическими явлениями.Давайте вспомним их.

  1. Охарактеризуйте питание человека.( ответ учащихся)

  2. Охарактеризуйте питание животных?( ответ учащихся)

  3. Как питаются растения.( ответ учащихся)

  4. Какова роль питания для живых организмов?( учащиеся говорят о роли питания для роста организма)

  5. Что значит рост организма? ( ответ учащихся)

  6. Как осуществляется дыхание у организмов? ( ответ учащихся)

  7. Объясните размножение организмов и его роль для природы? ( ответ учащихся)

  1. Изучение нового материала.

Каждый организм обитает в определённых условиях. У каждого организма своя среда обитания. Что такое среда обитания? ( Слайд № 3 )

Вашему вниманию представлены животные, назовите их и определите в какой среде они обитают.(Слайд № 4).

Какие бывают среды обитания? Учащиеся называют и записывают в тетрадях:

  • Наземно-воздушная;

  • Почвенная;

  • Водная;

  • Организменная (Слайд № 5)

Каждый организм приспособился к своей среде обитания. Давайте определим - какие условия среды способствуют жизни живых организмов.

Определите среду обитания: (Слайд №6) Учащиеся определяют, что это водная среда обитания. Используя слайд № 7, учащиеся прорабатывают особенности водной среды обитания (недостаток света и кислорода, высокое давление и плотность, низкий температурный режим; разнообразен животный мир, но беден растительный).

Используя слайд № 8 учащиеся определяют черты приспособленности рыб для обитания в воде.

Затем учащимся на слайде № 9 предлагают очередную среду обитания. Учащиеся называют, что это наземно-воздушная среда обитания. Называют особенности среды обитания (достаточно света и кислорода, резкие колебания температур, низкая плотность среды, слабые перепады давления, разнообразие животного и растительного мира.) ( Слайды №№ 10, 11).

Используя слайды №№ 12-14 учащиеся знакомятся с почвенной средой обитания, её особенностями (недостаток света и кислорода, высокая плотность, колебание температур, разнообразие животного мира).

На слайдах №№ 15 - 16 учащиеся знакомятся с организменной средой обитания и её особенностями (постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи).

Физкультминутка. Учащимся предлагается игра «Земля, воздух, вода». Если называется организм, обитающий в почве, учащиеся опускают руки вниз, если в воде - руки вытягивают перед собой, если организм из наземно-воздушной среды, то руки поднимают вверх.

Учитель. Все условия, которые определяют среду обитания называют факторами среды обитания.

Для изучения классификации факторов среды используются слайды №№ 17, 18.


Учитель: В одной и тойже среде обитания одновременно живёт много организмов. Так, в лесу (Слайд № 20) обитают медведи, лисы, зайцы, разнообразные птицы, насекомые, растения и другие живые организмы. Все они связаны друг с другом и с неживой природой. То есть, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношениях с разнообразными факторами природы. Учащиеся отрабатывают понятие «экология» ( Слайд № 21). Используя материал в параграфе 33 на странице 138, ребята объясняют происхождение слова экология.

Учитель:

«Между живыми организмами существует взаимосвязь. За миллионы лет на Земле сформировалась система жизни - БИОСФЕРА». Учащимся предлагается самостоятельно составить определение понятия, связать его с другими сферами Земли.

Закрепление изученного материала:

1.Что такое среда обитания?

2.Какие различают среды обитания организмов?

3.Что изучает наука экология?

4. Учащимся предлагается назвать животных, изображённых на слайде и указать их среду обитания.

В этот момент учащимся категории ОВЗ предлагается выполнить задание -тест:

Выбери правильный ответ.

1.Наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой называется:

А) География;

Б) Экология;

В) Фенология;

Д) Биология.

2.Среда обитания - это:

А) Все, что окружает любой живой организм;

Б) Только свет;

В) Живая природа;

Г) Микроорганизмы.

3.К организмам, обитающим в почвенной среде, относятся:

А) Кит и ромашка;

Б) Дождевой червь и крот;

В) Личинка майского жука и заяц;

Г) Волк и водоросли.

4.К факторам неживой природы относят:

А) Грибы;

Б) Человек;

В) Микроорганизмы;

Г) Температура.

5. Установите соответствие между понятиями. Выпишите буквы.

А) Водная среда; а) виноградная улитка;

Б) Наземная среда; б) стрекоза;

В) Воздушная среда; в) дождевой червь;

Г) Почвенная среда. г) щука;

д) белка;

е) крот;

ж) пингвин.

Рефлексия.

Сегодня урок

лёгкий - трудный

интересный - скучный

полезный - ненужный

Я ученик:

старательный - ленивый

внимательный - невнимательный

урок усвоил - не усвоил

Домашнее задание. Подведение итогов.

Прочитать параграф 33, пересказать.






6


© 2010-2022