- Преподавателю
- Биология
- Урок пр природоведению Где живут организмы
Урок пр природоведению Где живут организмы
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордиенко Л.В. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Где живут живые организмы?»
Тип урока: комбинированный, демонстрационный.
Форма обучения: индивидуально-групповая.
Ресурсы обучения:
-
ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация,
-
тестовые задания.
-
учебник Н. В. Иванова, В. М. Пакулова «Природа. Неживая и живая», изд-во «Дрофа» 2009 год,
Цели и задачи урока:
-
Усвоить, что животные разных сфер жизни хорошо приспособлены к жизни;
-
Продолжать формирование представлений о целостности животного мира;
-
Систематизировать знания о взаимосвязи всех сред обитания и животных в этих средах между собой. Дать понятие экология.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- термины «среда обитания»; «экология»; «факторы среды »;
- разнообразие сред жизни;
- особенности наземно-воздушной, водной и почвенной сред обитания;
- влияние температуры, света, количества кислорода на жизнь животного или растения;
- особенности внешнего строения растений и животных в зависимости от среды обитания.
Учащиеся должны уметь:
- определять, по внешнему виду животного, среду, в которой он живёт;
- выделять главное, делать выводы.
План урока:
-
Организационный момент. Сообщение темы, целей и постановка вопроса.(1 минута)
-
Проверка знаний. (10 минут)
-
Изучение нового материала.(27 минут)
-
Закрепление изученного материала.(3 минуты)
-
Рефлексия.(2 минуты)
-
Подведение итогов. Домашнее задание.(2 минуты)
Ход урока:
-
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем , где живёт живой организм, познакомимся с такими понятиями: среда обитания ( узнаем какие они бывают, какие организмы их заселяют и почему); познакомимся с факторами среды обитания, выясним их особенности; продолжим знакомится с понятиями «экология», «биосфера». (Слайд № 2 )
-
Проверка знаний.
Учитель: « Ребята!
На прошлом уроке мы познакомились с живыми организмами.
-
Что мы называем живым организмом? ( ответ учащихся)
-
Из предложенного списка тел природы выберите организмы ( рожь, камень, берёза, звезда, пшеница, груздь, стол, солнце). ( ответ учащихся)
-
Почему они являются живыми организмами? ( ответ учащихся)
Итак, признаки живых организмов мы называем биологическими явлениями.Давайте вспомним их.
-
Охарактеризуйте питание человека.( ответ учащихся)
-
Охарактеризуйте питание животных?( ответ учащихся)
-
Как питаются растения.( ответ учащихся)
-
Какова роль питания для живых организмов?( учащиеся говорят о роли питания для роста организма)
-
Что значит рост организма? ( ответ учащихся)
-
Как осуществляется дыхание у организмов? ( ответ учащихся)
-
Объясните размножение организмов и его роль для природы? ( ответ учащихся)
-
Изучение нового материала.
Каждый организм обитает в определённых условиях. У каждого организма своя среда обитания. Что такое среда обитания? ( Слайд № 3 )
Вашему вниманию представлены животные, назовите их и определите в какой среде они обитают.(Слайд № 4).
Какие бывают среды обитания? Учащиеся называют и записывают в тетрадях:
-
Наземно-воздушная;
-
Почвенная;
-
Водная;
-
Организменная (Слайд № 5)
Каждый организм приспособился к своей среде обитания. Давайте определим - какие условия среды способствуют жизни живых организмов.
Определите среду обитания: (Слайд №6) Учащиеся определяют, что это водная среда обитания. Используя слайд № 7, учащиеся прорабатывают особенности водной среды обитания (недостаток света и кислорода, высокое давление и плотность, низкий температурный режим; разнообразен животный мир, но беден растительный).
Используя слайд № 8 учащиеся определяют черты приспособленности рыб для обитания в воде.
Затем учащимся на слайде № 9 предлагают очередную среду обитания. Учащиеся называют, что это наземно-воздушная среда обитания. Называют особенности среды обитания (достаточно света и кислорода, резкие колебания температур, низкая плотность среды, слабые перепады давления, разнообразие животного и растительного мира.) ( Слайды №№ 10, 11).
Используя слайды №№ 12-14 учащиеся знакомятся с почвенной средой обитания, её особенностями (недостаток света и кислорода, высокая плотность, колебание температур, разнообразие животного мира).
На слайдах №№ 15 - 16 учащиеся знакомятся с организменной средой обитания и её особенностями (постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи).
Физкультминутка. Учащимся предлагается игра «Земля, воздух, вода». Если называется организм, обитающий в почве, учащиеся опускают руки вниз, если в воде - руки вытягивают перед собой, если организм из наземно-воздушной среды, то руки поднимают вверх.
Учитель. Все условия, которые определяют среду обитания называют факторами среды обитания.
Для изучения классификации факторов среды используются слайды №№ 17, 18.
Учитель: В одной и тойже среде обитания одновременно живёт много организмов. Так, в лесу (Слайд № 20) обитают медведи, лисы, зайцы, разнообразные птицы, насекомые, растения и другие живые организмы. Все они связаны друг с другом и с неживой природой. То есть, в природе живые организмы находятся в сложнейших взаимоотношениях с разнообразными факторами природы. Учащиеся отрабатывают понятие «экология» ( Слайд № 21). Используя материал в параграфе 33 на странице 138, ребята объясняют происхождение слова экология.
Учитель:
«Между живыми организмами существует взаимосвязь. За миллионы лет на Земле сформировалась система жизни - БИОСФЕРА». Учащимся предлагается самостоятельно составить определение понятия, связать его с другими сферами Земли.
Закрепление изученного материала:
1.Что такое среда обитания?
2.Какие различают среды обитания организмов?
3.Что изучает наука экология?
4. Учащимся предлагается назвать животных, изображённых на слайде и указать их среду обитания.
В этот момент учащимся категории ОВЗ предлагается выполнить задание -тест:
Выбери правильный ответ.
1.Наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой называется:
А) География;
Б) Экология;
В) Фенология;
Д) Биология.
2.Среда обитания - это:
А) Все, что окружает любой живой организм;
Б) Только свет;
В) Живая природа;
Г) Микроорганизмы.
3.К организмам, обитающим в почвенной среде, относятся:
А) Кит и ромашка;
Б) Дождевой червь и крот;
В) Личинка майского жука и заяц;
Г) Волк и водоросли.
4.К факторам неживой природы относят:
А) Грибы;
Б) Человек;
В) Микроорганизмы;
Г) Температура.
5. Установите соответствие между понятиями. Выпишите буквы.
А) Водная среда; а) виноградная улитка;
Б) Наземная среда; б) стрекоза;
В) Воздушная среда; в) дождевой червь;
Г) Почвенная среда. г) щука;
д) белка;
е) крот;
ж) пингвин.
Рефлексия.
Сегодня урок
лёгкий - трудный
интересный - скучный
полезный - ненужный
Я ученик:
старательный - ленивый
внимательный - невнимательный
урок усвоил - не усвоил
Домашнее задание. Подведение итогов.
Прочитать параграф 33, пересказать.
6