Урок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рацион

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Энерготраты человека и пищевой рацион.

Цели: знакомство с понятиями «энергозатраты человека» и «пищевой рацион», выяснение степени их взаимосвязи и практическое значение для каждого человека.

  1. Образовательные.

  • Сформировать представление о энерготратах человека и нормах рационального питания.

  1. Воспитательные.

  • Содействовать в ходе урока формированию понятия необходимости рационального питания как залога здоровья.

  1. Развивающие.

  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем эвристической беседы и частично-поискового метода обучения.

  • Развивать коммуникативные навыки учащихся путем парной и груповой формы организации обучения

Оборудование: мультимедийная техника, калькуляторы, банка «Фанта», «ментос», грязные монеты, упаковка от чипсов, стаканы, пинцет, бинт, салфетки, инструкции, магниты.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Целеполагание.

IV. Изучение нового материала.

  1. Основной обмен - количество энергии, которое тратит организм на поддержание основных жизненных функций. (эвристическая беседа)

  2. Общий обмен. Расчет затраченной энергии на определенный вид деятельности (практическая работа)

  3. Энергоемкость пищи. (работа с учебником).

  4. Расчет калорийности бутерброда с колбасой. (практическая работа)

  5. Вредные продукты (опыты)

  6. Нормы питания (рассказ учителя)

  7. Режим питания - залог здоровья.

V. Рефлексия.

Работа в парах «Советы по питанию».

VI. Оценка деятельности учащихся.

  • Оценивание за активную работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание.



Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Людмила Ивановна и я сегодня проведу урок биологии.

Представьте себе, что к вам приехали гости. И по правилам этикета, мы, как гостеприимные хозяева, должны их (Что делать?) угощать.

Угощаем чем? (ответы)

Общим словом скажем, что угощаем едой, пищей.

1. Что значит для вас пища?

Традиция

Ощущение защищённости

Средство выживания

Средство общения

Нечто съедобное

Источник развлечения

2. Как вы считаете, зачем люди питаются?

Чтобы жить

Чтобы успокоиться

Чтобы расти

Чтобы отметить событие

Для удовольствия

Чтобы получать энергию

Чтобы оставаться здоровым

Формулирование темы урока: Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема нашего урока: Энерготраты человека и пищевой рацион.

2.Целеполагание.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Цель: познакомиться с понятиями «энерготраты человека» и «рацион питания», выяснить степень их взаимосвязи и практическое значение для каждого человека.

3. Актуализация знаний.


Из века в век, во все человеческие времена, забота о пропитании стояла во главе всех важнейших дел. Всё, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи.

Почему, как вы думаете, проблема правильного рационального питания актуальна в наши дни? (ответ)

Сегодня забота о питании приняла иную форму: как выбрать то, что действительно вкусно и при этом полезно, из чего составить рацион, чтобы получить все необходимые питательные вещества и не перебрать лишнего.

Как вы думаете, сколько различных питательных веществ, требуется человеку в течение жизни? (ответ)

За 70 лет человек съедает более 2,5 тонны белков. 2,5 тонны жиров, 10 тонн углеводов, 2-3 тонны поваренной соли.

4.Изучение нового материала.

Ребята, а от чего зависят энерготраты человека?

(Предполагаемые ответы учеников: от нагрузки, т.е. мышечной работы, здоровья, питания)

При какой температуре: +200С, +400С, -100С, энерготраты будут наиболее высокими и почему? (При высокой температуре наш организм будет затрачивать энергию на охлаждение организма, при низкой - на согревание).

Каким образом изменяться наши энерготраты при приеме пищи? Почему?

Когда больше затрачивается энергии, кода вы просто читаете художественную литературу или учите стихотворение? Почему?

Сформулируйте вывод: от чего зависят энерготраты человека?

Факторы, повышающие расход энергии:

  • Прием пищи

  • Низкая или высокая температура окружающей среды

  • Мышечная работа

  • Умственная деятельность.

Введение нового понятия: Для определения интенсивности энергозатрат человека было введено понятие «основной обмен». Основной обмен - это интенсивность обмена веществ, при соблюдении стандартных условий.

Какие условия должны соблюдаться при измерении основного обмена? О каких стандартных условиях идет речь?

Откройте учебник на с.193 и прочитайте текст «Основной обмен». Ответьте на вопросы:

Какие условия должен соблюдать человек для вычисления основного обмена.

От чего зависит интенсивность основного обмена у разных людей?

Обсудите ответы на поставленные вопросы в парах. Отвечаем.

Стандартные условия:

  • После суточного голодания.

  • Исключение из рациона белковых продуктов в течение 3-х дней.

  • Утром, после сна.

  • При температуре комфорта.

  • Состояние полного психического покоя.

  • Не совершать физической и умственной деятельности.

  • Не спать.

Основной обмен зависит:

  • От возраста: У детей выше, чем у взрослых.

  • От пола: У мужчин выше, чем у женщин.

  • От генетических особенностей человека

  • От состояния здоровья

Как вы понимаете, в повседневной жизни мы не находимся в выше упомянутых условиях.

Поэтому, существует другое понятие общий обмен.

Общий обмен - фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени.

От чего зависят затраты энергии при различных видах деятельности? Проанализируйте таблицу с.194

Сформулируйте вывод, как зависят энерготраты человека от интенсивности труда? (возрастают)

Вывод: С увеличением интенсивности физического труда растут энерготраты.

В таблице представлена затрата энергии на 1 кг массы тела в час. Прочитайте вслух, задание на экране.

Посчитайте, сколько энергии вы потратили на перемещение из дома в школу, если вы двигались со скоростью 6 км/час и затратили 15 минут.

Какой вид деятельности указан в условии задачи? Найдите по таблице, сколько ккал тратит человек на ходьбу со скоростью 6 км/час.

Какую часть часа вы находились в пути? Какую физическую величину, мы должны знать для решения данной задачи?

По какой формуле мы будем вычислять затраченную энергию?

Используйте инструкцию №1 для решения задачи.

Какие результаты у вас получились? Почему у вас получились разные результаты?

(Примерно 52,5 ккал - 50 кг)

Так, что такое «энерготраты человека»? Количество энергии, затраченной человеком за определенный промежуток времени.

Организм человека получает энергию, заключенную в питательных веществах. Какие питательные вещества вы знаете? (белки, жиры, углеводы).

При распаде (окислении) 1 грамма белков образуется 17,2 кДж энергии;

углеводов - 17,2 кДж,

жиров - 38,9 кДж.

В калориях: 1г. белков - 4,1 ккал, углеводы - 4,1 ккал, жиров - 9.3 ккал.

А вы сегодня завтракали? Чем? (ответы) А вот давайте посчитаем, сколько ккал энергии получите при приеме пищи. Задание по инструкции 2.

Задача. Рассчитайте, сколько килокалорий вы восполните, если съедите бутерброд с колбасой сервелат. Масса хлеба 100г, масса колбасы - 50 г. Данные калорийности продуктов приведены в таблице.

Обратите внимание в таблице указана калорийность 100 граммов продукта.

Как будем делать вычисления? Обсудите это в парах.

Калорийность 100г хлеба - 239 ккал, 100 г колбасы -425 ккал.

Сколько колбасы по условию задачи? Что, мы должны сделать? (Разделить калорийность колбасы на два и прибавить калорийность хлеба)

Какие результаты, у вас получились? (451,7 ккал)

Сколько в процентном соотношении это составит от суточной потребности ребенка.

Вывод: суточная потребность для подростка 3000 для мальчика и 2600 для девочек, а мы съев бутерброд с колбасой пополним организм энергией на 451,7 ккал, это составляет 15% (17%) от суточной потребности

Рациональное питание - соблюдение трех основных принципов:

  • Баланс поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности энергии;

  • Удовлетворение потребности в определенном количестве и соотношении питательных веществ;

  • Соблюдение режима питания.

Что произойдет с человеком, если он будет затрачивать энергии на жизнедеятельность больше, энергии, полученной с питательными веществами. (Уменьшение массы тела, затем истощение организма).

А если наоборот? (Масса человека будет увеличиваться и приведет к ожирению).

Вывод: худые и жирные люди - это болезнь, это зависит, во-первых, от питания, во-вторых, от неподвижного образа жизни, в-третьих, от нарушения обмена веществ.

И чтобы у нас не было ожирения, проведем физкультминутку.

Физкультминутку проведет физорг этого класса.

Прочитайте вопрос, обсудите его в парах и сформулируйте ответ.

Почему для детей и подростков (для вас) требуется примерно на 30% энергии больше, чем затратил организм? (Так как происходит рост - образование новых веществ, клеток, тканей).

Сколько белков, жиров, углеводов, требуется взрослому здоровому человеку в сутки? Найдите ответ в учебнике «Нормы питания» с.194.

Что, мы должны учитывать при составление рациона?

(Помимо энергоёмкости пищи необходимо учитывать ее качественный состав)

- Но всегда ли мы это делаем?

- Какие продукты, вы чаще всего покупаете, когда идете на прогулку в парк? (чипсы, сухарики, «кока-колу», «спрайт», «ментос», «ронду»)

Перед вами на экране и у каждого на парте упаковка от чипсов, найдите, какую калорийность они имеют? 515- 524 килокалории в 100 гр. А к вашему сведению, только недавно мы считали, что в 100 г хлеба содержится 239 ккал энергии.

Что полезнее: хлеб или кириешки?

Излишнее употребление чипсов, кириешек приводит к ожирению.

Но помимо этого чипсы содержат большое количество ароматизаторов, консервантов, красителей. Готовят их во фритюре, масле. При длительном нагревании фритюра образуются канцерогенные вещества, вызывающие развитие раковых клеток

Стоит ли энергия, заключенная в чипсах, сухариках, лимонаде, нашего подорванного здоровья? Можем ли восполнить потери организмом энергии за счет той энергии, которые заключены в чипсах, сухариках, лимонаде? (ответ: конечно же нет)

Человек нуждается в качественной смешанной пище: примерно 1/3 часть получаемых им питательных веществ должна быть животного происхождения, 2/3 - растительного происхождения.

А почему необходимо разнообразить пищу? (ответ: чем разнообразнее пища, тем она лучше усваивается.)

Ребята, а почему человек должен соблюдать режим питания, т.е питаться примерно в одно и тоже время? Вы уже изучили тему пищеварение, как можно объяснить пользу соблюдения режима питания? (Возникает условный рефлекс выделения пищеварительных соков и пищеварение протекает более эффективно).

Сколько раз в день нужно принимать пищу?

Для взрослых людей 3 раза, для подростков и детей - 4 раза.

При этом завтрак должен содержать примерно 30-35%, второй завтрак - 10-12% суточного рациона, обед - 40-45%, ужин - 20%,

Александр Васильевич Суворов известен как талантливый полководец, заботящийся о здоровье простых солдат. Вы знаете его высказывания, ставшие поговорками «Держи голову в холоде, а ноги в тепле» (все болезни от ног). О режиме питания он говорил: «Завтрак съешь сам, обед подели с товарищем, а ужин отдай врагу».

Почему нельзя поздно и плотно ужинать? (При расщеплении продуктов могут образовываться вещества, которые возбуждающе действуют на нервную систему и происходит нарушение сна, а также происходит отложение жира в подкожной жировой клетчатке). А вот об этом А.С. Пушкин писал:

«Не ужинать - святой закон,

Кому всего дороже легкий сон».

Так, что такое рацион питания? (Ответ: Определенное количество пищи и соотношение питательных веществ в сутки.)

5. Рефлексия.

На экране и у каждого на парте карточка с советами по питанию.

Выберите вредные и полезные советы и разделите их. Напишите номера полезных и вредных советов в таблице. Объясните почему.

Проверяем полезные советы:

Вредные советы:

Я снова попрошу вас объединиться в группы по 4 человека. За 1 минуту, каждой группе нужно придумать по 1-2 полезных совета, которые не встречались вам в предыдущем задании, и написать их на зеленых листочках.

К чему приводит соблюдение полезных советов?

Отгадайте ребус. (ЗДОРОВЬЕ)

А какие поговорки о здоровье вы знаете? (В здоровом теле - здоровый дух. Пейте дети молоко, будете здоровы!)

6. Подведение итогов урока.

Мне хочется отметить активную работу на уроке следующих детей:____________________________________________________.

Давайте вернемся к цели урока.

Ребята, мы достигли цели урока?

Вам понравился урок?

Чем понравился?

Какую информацию для себя взяли?

А что из них уже знали?

Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите руки. Вам было комфортно на уроке?

На память я дарю вам буклеты, чтобы вы всегда могли в них заглянуть и вспомнить важные аспекты нашего урока.

7. Домашнее задание на выбор:

1) составить буклет «Здоровое питание»

2) посчитать калорийность продуктов (см. инструкцию 4)

3) прочитать §38 и ответить на вопросы в конце параграфа

4) написать поговорки о здоровье (не менее 10)

Домашнее задание на выбор

1.Составить буклет «Здоровое питание»

2.Посчитать калорийность продуктов

Продукты

Содержание веществ в 100 г продукта

Энергоемкость

вода

белки

жиры

углеводы

белков

жиров

углеводов

итого

Хлеб рж

47

7

1

40





Хлеб пш

44

8

1

42





Кефир

88

3

3,2

4,5





Капуста

90

1,8

0,0

5.4





Сосиски

60

12,3

25

0,0





Яйцо вар

74

12,7

11,5

0,7





Сахар

0,14

0,0

0.0

99,8





Решите задачу и впишите результаты расчетов в таблицу.

Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша - сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?

Продукты

Энергоемкость

белков

жиров

углеводов

Яичница из двух яиц

Кефир (200г) и ложка сахара (8г)

Белый хлеб (100г)


Итого: _______________________________________________________________________________

Сосиска (100г) с капустой (200г)

Чай с двумя ложечками сахара (16г)

Черный хлеб (100г)


Итого: _______________________________________________________________________________

3. Прочитать §38 ответить на вопросы в конце параграфа

4. Написать поговорки о здоровье (не менее 10)


Домашнее задание на выбор

1.Составить буклет «Здоровое питание»

2.Посчитать калорийность продуктов

Продукты

Содержание веществ в 100 г продукта

Энергоемкость

вода

белки

жиры

углеводы

белков

жиров

углеводов

итого

Хлеб рж

47

7

1

40





Хлеб пш

44

8

1

42





Кефир

88

3

3,2

4,5





Капуста

90

1,8

0,0

5.4





Сосиски

60

12,3

25

0,0





Яйцо вар

74

12,7

11,5

0,7





Сахар

0,14

0,0

0.0

99,8





Решите задачу и впишите результаты расчетов в таблицу.

Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша - сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?

Продукты

Энергоемкость

белков

жиров

углеводов

Яичница из двух яиц

Кефир (200г) и ложка сахара (8г)

Белый хлеб (100г)


Итого: _______________________________________________________________________________

Сосиска (100г) с капустой (200г)

Чай с двумя ложечками сахара (16г)

Черный хлеб (100г)


Итого: _______________________________________________________________________________

3. Прочитать §38 ответить на вопросы в конце параграфа

4. Написать поговорки о здоровье (не менее 10)

Рекомендуемые величины потребления энергии, белков и углеводов
для детей и подростков (в суточном рационе)

Пол и возраст

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Энергия, г

всего

в т.ч. животные

0 - 3 мес.

2,2

2,2

6,5

13

115

4 - 6 мес.

2,6

2,5

6,0

13

115

7 - 12 мес.

2,9

2,3

5,5

13

110

1 - 3 года

53

37

53

212

1540

4 - 6 лет

68

44

68

272

1970

6 (школьн.)

69

45

67

285

2000

7 - 10 лет

77

46

79

335

2350

11 - 13 мальч.

90

54

92

390

2750

11 - 13 девоч.

82

49

84

355

2500

14 - 17 юноши

98

59

100

425

3000

14 - 17 девушки

90

54

90

360

2600

































Инструкция 1.

Расчет затраченной энергии на определенный вид деятельности.

Посчитайте, сколько энергии вы потратили на перемещение из дома в школу, если вы двигались со скоростью 6 км/час и затратили 15 минут.

Как мы будем делать вычисления? Обсудите это в парах.

  1. По таблице с. 194 найдите вид деятельности - ходьба со скоростью 6 км в час и количество ккал.

  2. Найдите время, затраченное на ходьбу, и для удобства переведите его в часы: 1 час - 60 минут, 15 минут - ¼ часа (0,25)

  3. Умножьте количество килокалорий на 0,25 часа и на свою массу тела в килограммах.

  4. Что у вас получилось?

  5. Почему у всех получились разные цифры?

Вывод:

Инструкция 2.

Расчет калорийности продуктов питания.


Рассчитайте, сколько ккал вы восполните, если скушаете бутерброд с колбасой сервелат. Масса хлеба 100г, масса колбасы - 50 г. Данные калорийности продуктов приведены в таблице. Сколько в процентном соотношении это составит от суточной потребности ребенка.

Продукт 100г.

Калорийность, ккал

Хлеб пшеничный

239

Колбаса сервелат

425

Вывод:

Инструкция 3.

«Советы по питанию человека».

  1. Регулярно принимайте витамины, особенно зимой и весной.

  2. Употребляйте в пищу больше овощей.

  3. Кушайте много жирного мяса.

  4. Ежедневно, употребляйте в пищу, свежую зелень.

  5. Шипучие конфеты обязательная полезная часть вашего рациона.

  6. Каждый вечер съедайте по одному пирожному или кусочку торта.

  7. Употребляйте пищу, содержащую белки, жиры, углеводы.

  8. Каждый день выпивайте не менее 2 литров «Кока-колы».

  9. Ешьте яблоки с кожицей, в ней много витаминов и клетчатки.

  10. Пейте зеленый чай, в нем много антиоксидантов, помощников в борьбе с болезнями.

  11. Каждую перемену съедайте по 1 пачке чипсов.

  12. Соблюдайте режим питания.

  13. Плотно ужинайте перед сном.

  14. Кушайте один раз в день, но большой порцией.

Полезные советы

Вредные советы



Вывод:

Урок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рационУрок по биологии на тему Энерготраты человека и пищевой рацион

Пословицы и поговорки о здоровье.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
Аптека не прибавит века.
Аптекам предаться - деньгами не жаться.
Аптекари лечат, а хворые кричат.
Бабий век - сорок лет.
Баня - вторая мать.
Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
Баня все правит.
Баня здоровит, разговор веселит.
Баня парит, баня правит. Баня - мать вторая.
Барская хворь - мужицкое здоровье.
Барского слугу стало гнуть в дугу.
Без болезни и здоровью не рад.
Без случайности человеку век не прожить.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
Бог бы дал здоровье, а дни впереди.
Болезному сердцу горько и без перцу.
Болезнь входит пудами, а выходит золотниками.
Болезнь да горе изведут скоро.
Болезнь и поросенка не красит.
Болезнь и скотину не красит.
Болезнь нас не спрашивает.
Болезнь не по лесу ходит, а по людям.
Болезнь скачет в дом на переменных (на почтовых), а выбирается на долгих.
Болезнь человека не красит.
Болен - лечись, а здоров - берегись.
Болит бок девятый год, не знаю которое место.
Боль без языка, а сказывается.
Боль врача ищет.
Боль врача ищет. По ране и пластырь.
Боль отбудешь и так помрешь.
Боль приживчива, приурочлива. Больная жена мужу немила. Больно, да дело подневольно.
Больна жена мужу не мила.
Больно ранен - и головы не нашли.
Больно, да дело-то невольно.
Больно, что мачехино чесанье.
Больной - и сам не свой.
Больной лечится, здоровый бесится.
Больной, что ребенок.
Больному в еде не верь.
Больному все горько.
Больному и золотая кровать не поможет.
Больному и киселя в рот не вотрешь.
Больному и мед горько.
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Больны раны на своих плечах.
Болячка мала, да болезнь велика.
Брюхо больного умнее лекарской головы.
Будь не красен, да здоров.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
В добром здоровье и хворать хорошо.
В здоровом теле - здоровый дух.
В чем душа держится.
Аптека улечит на полвека. И хорошая аптека убавит века.
Болезнь не красит человека, а старит.
Дай боли волю - полежав да умрешь.
До свадьбы заживет.
Лук от семи недуг.
Верь не болезни, а врачу.
Веселому жить хочется, помирать не можется.
Врач, исцели себя самого.
Всякая болезнь идет к сердцу.
Всякая болезнь к сердцу.
Всякую болячку к себе приложи.
Вырезывать чирья да вставлять болячки.
Где больно - тут рука, а где мило - тут глаза.
Где больно-хвать-похвать, где мило - глядь-поглядь.
Где здоровье, там и красота.
Где кашель, там и хворь.
Где много лекарей, там много и больных (и недугов).
Где пиры да чаи, там и немочи.
Где просто, там живут лет со сто.
Глупого учить - что мертвого лечить.
Гнилое порося и в петровки зябнет.
Голова болит, заду легче.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Грамота не болезнь - годы не уносит.
Дай бог здоровья кнуту да хомуту, а лошадь довезет.
Дай боли волю - она в дугу согнет.
Дай боли волю - уморит.
Дай боли волю - умрешь раньше смерти.
Дал бог здоровья, да денег нет.
Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
До веку далеко: все заживет.
До смерти все заживет.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Других лечить беремся, а сами больны.
Дурака учить - что горбатого лечить.
Дух бодр, да плоть немощна.
Его и муха крылом убьет.
Еле-еле душа в теле.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Есть болезнь - есть и лекарство.
Ешь редьку - и ломтиху, и триху.
Ешь хрен едуч и будешь живуч.
Ешь, да не жирей - будешь здоровей.
Жди, когда черт умрет: он и хворать не думал.
Живи с разумом, так и лекарок не надо.
Животы - не нитки: надорвешь - не подвяжешь.
За неволю хода, когда ноги болят.
Закрытую рану лечить трудно.
Замерзших - больше чем зажаренных.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Застарелую болезнь трудно лечить.
Зачал за здоровье, а свел за упокой.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоров, как бык, и не знаю, как быть.
Здоровому врач не надобен.
Здоровому все здорово.
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
Здоровому лечиться - наперед хромать поучиться.
Здоровый врача не требует.
Здоровье - всему голова, всего дороже.
Здоровье всего дороже, да и деньги - тоже.
Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.
Здоровье дороже денег.
Здоровье не купишь - его разум дарит.
Здоровьем болен.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Здоровью цены нет.
Здоровья за деньги не купишь.
Здоровья не купишь.
И лекаря не лучше знахаря.
И одна корова, да есть здорова.
И собака знает, что травой лечатся.
Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!
Иного лекаря самого-то полечить бы.
Истома хуже смерти.
Каждому своя болезнь тяжела.
Кашель да чихота - не своя охота.
Когда б не баня, все б мы пропали.
Когда-то черт умрет, а он еще и не хворает.
Кожа-то елова, да сердце-то здорово.
Колокольным звоном болезни не лечат.
Кость тело наживает.
Краше в гроб кладут.
Кроме смерти, от всего вылечишься.
Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Кто не боится холеры, того она боится.
Кто не болел, тот здоровью цены не знает.
Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
Курить - здоровью вредить.
Лекарь свой карман лечит.
Лечит да в могилу мечет.
Лихорадка - не матка: треплет, не жалеет.
Лихорадка пуще мачехи оттреплет.
Лук да баня все правят.
Лук с чесноком родные братья.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лук семь недугов лечит.
Лучше сорок раз - вспотеть, чем один - заиндеветь.
Людям скромно, а нам на здоровье.
Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую.
Мужу на безголовье, а жене на здоровье.
На больную голову да удар.
На болячку не молись, а лечись.
На всякую болезнь зелье вырастает.
На женские немощи и догадка - лекарство.
На живом все заживет.
На солнышке просвечивает.
Наешься луку, ступай в баню, натрись хреном, да запей квасом!
Наживи свою болячку да и лечи ее!
Не берет его ни отвар, ни присыпка.
Не бойся дороги, были б кони здоровы.
Не больной привередлив - боль.
Не вовремя старость, не к делу хворь.
Не всяк умирает, кто хворает.
Не всякая болезнь к смерти.
Не всякая болезнь к смерти.
Не всякий умирает, кто хворает.
Не дает бог ни смерти, ни живота.
Не дай бог лечиться да судиться.
Не по лесу болезнь ходит, а по людям.
Не поддавайся, не ложись; а сляжешь - не встанешь.
Не помер Данила, а болячка задавила.
Не рад больной и золотой кровати.
Не спеши умирать, еще належишься.
Не спрашивай здоровья, гляди в лицо.
Не спрашивай у больного здоровья.
Не столько смертей на свете, сколько болестей.
Не то зелье, чтоб в землю, а то, чтоб жилось.
Не тот болен, кто лежит, а тот, кто над болью сидит.
Нездоровому все немило.
Нельзя исцелить, так можно отрубить.
Нескладно, неладно, зато здорово.
Ни живота, ни смерти.
Ничего не болит, а все стонет.
Одни кости да кожа.
От здоровья не лечатся.
От здоровья не лечатся.
От покрова до покрова кашлянул однова, да и говорит, что кашель.
От пролежней не наворочаешься.
Пар костей не ломит, вон души не гонит.
Пар костей не ломит.
По здоровом сынке сердце ноет, по больном вдвое.
Пока сердце не заболит, глаза не плачут.
После обеда полежи, после ужина походи.
При частой горести придут и болести.
Приехал - не здоровался, поехал - не простился.
Пришла пора драться - некогда руки лечить.
Противным лечат, а приятным часто губят.
Ранить легче, чем лечить.
Раньше смерти не умрешь.
Ребенком хил, так взрослым гнил.
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Румянами хворь не лечат.
С больной головы да на здоровую.
С курами ложись, с петухами вставай.
С поста не мрут, а от обжорства мрут.
Сама болезнь скажет, чего хочет.
Свою болячку чужим здоровьем не лечат.
Своя болячка - велик желвак.
Сладко естся, так плохо спится.
Та душа не жива, что по лекарям пошла.
Тем же салом да по тем же ранам.
Толкуй больной с подлекарем.
Толкуй Макар с пьяной бабой, а больной с подлекарем.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Ты мне не здорово, а я тебе не челом.
Тяжело болеть, тяжело и над больным сидеть.
У больного здоровья не спрашивают.
У всякой лекарки свои припарки. Усопшему мир, а лекарю пир.
У кого болит, тот и кричит.
У кого болят кости, тот не думает в гости.
У кого не болит, у того и не свербит.
У кого пропало, у того б в горле торчало, а кто украл, тому бы на здоровье.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Увечье - не бесчестье.
Ум да здоровье дороже всего.
Умеренность - мать здоровья.
Упал-то больно, да встал здорово.
Уходила, умучила, согнула да скрючила.
Хвораю - ем по караваю, не могу - ем по пирогу.
Хвораю - ем по караваю.
Хворь - не свой брат.
Хворь входит пудами, а выходит золотниками.
Хороший (добрый) повар стоит доктора.
Хоть веселы хоромы, да не очень здоровы.
Хотя бы изба елова, да сердце здорово.
Хотя не скоро, да здорово.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Человек стареет, болезнь молодеет.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Чеснок да лук от семи недуг.
Чеснок да редька - так и на животе крепко.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.
Что русскому здорово, то немцу смерть.
Что скоро, то хворо.
Чужие немощи не исцелят.
Шерсть в войлоке хоть козловая - спи на нем на здоровье.
Шуба елова, да к сердцу здорова.
Я глупый, но здоровый

.

© 2010-2022