Рабочая программа по экологии 5 класс

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Елшанка

Воскресенского района Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/____________/


Протокол № ___ от «__»

____________2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Елшанка

_____________/Иконникова Е.В./


«__»____________2015г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Елшанка

_____________/Ереклинцева О.Г./


Приказ № ___ от «__»____2015г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя биологии, экологии

Иваненко Алены Александровны



Введение в экологию 5 класс

предмет, класс







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2015г.



2015-2016 учебный год


Пояснительная записка


«Введение в экологию»

( 1 ч. в неделю, всего - 35 ч.)


Рабочая программа составлена на основе региональной программы - Экология. Региональная программа для общеобразовательных учреждений, под ред. доктора биологических наук, проф. С.И. Беляниной и канд. биолог. наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов. «Слово» 2001.

Цели программы:

Обобщить и систематизировать знания, полученные в начальной школе при изучении многообразия природных процессов и явлений, а также расширить представления о природе.

Задачи программы:

  1. Формировать у учащихся представления о единстве и системности материального мира (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов).

  2. Создавать картины целостности мира с опорой на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и к неживой природе.

  3. Формировать умения проводить наблюдения в природе.

4. Сделать акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.

Методы и формы обучения:

Обучение уч-ся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности уч-ся. В ходе работы предусматриваются традиционные методы обучения: словесный (объяснение, информирование, обсуждение); работа с упражнениями, текстом. Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Формы контроля достижений уч-ся:

Контроль осуществляется в форме: наблюдений активности уч-ся на уроке и оценивания всех видов деятельности, тестовый контроль, лабораторных, практических работ и экскурсий.

Нормы и критерии оценивания:

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) Правильно определил цель опыта;
2) Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок;
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебник: Т. С. Сухова. В.И.Строганов. Природоведение. 5 кл. Москва. Издательский центр «Вентана - Граф» 2008г.







Учебно - тематическое планирование.

по экологии.


Класс: 5 «А», 5 «Б».

Учитель: Иваненко Алена Александровна

Количество часов:

Всего 35ч,; в неделю 1 ч.

Планирование составлено на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по экологии.

Учебник: Природоведение. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Т.С. Сухова, В.И.Строганов. -М.:Вентана-Граф, 2011.



Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

По плану

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

1


1.

Многообразие явлений и процессов в природе.

1

5.09

Тема 1. Явления в живых организмах

6

2.

Живые организмы

1

12.09


3.

Прибор, открывающий тайны

1

19.09


4.

Как идёт жизнь на Земле.

1

26.09



5.

Как размножаются живые организмы.

1

3.10


6.

Могут ли переселяться растения, если они не передвигаются

1

10.10


7.

Почему всем хватает места на Земле.

1

17.10


Тема 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

1

8.

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

1

24.10

Тема 3. Как питаются живые организмы

8

9.

Как питаются разные животные.

1

14.11

10.

Как питается растение.

1

21.11

11.

Только ли лист кормит растение.

1

28.11

12.

Как питаются паразиты.

1

5.12

13.

Нужны ли минеральные соли животным и человеку.

1

12.12

14.

Можно ли жить без воды.

1

19.12

15.

Можно ли жить не питаясь.

Как можно добыть энергию для жизни.

1

26.12


16.

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

1

16.01

Тема 4. Дыхание и обмен веществ

2

17.

Можно ли жить и не дышать.

1

23.01

18.

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

1

30.01

Тема 5. Многообразие живого мира

5

19.

Деление живых организмов на группы.

1

6.02

20.

Царства живой природы. Растения

1

13.02

21.

Царства живой природы. Грибы

1

20.02

22.

Царства живой природы. Животные.

1

27.02

23.

Царства живой природы. Бактерии. Вирусы.

1

5.03

Тема 6. Среда обитания. Факторы среды.

5

24.

Среда обитания. Факторы среды .

1

12.03

25.

Кто живет в воде.

1

19.03

26.

Обитатели суши.

1


2.04

27.

Кто живёт в почве.

1

9.04

28.

Организм как среда обитания.

1

16.04


Тема 7. Природное сообщество.

2



29.

Природное сообщество. Экосистема.

1

23.04


30.

Как живут организмы в природном сообществе.

1

30.04


Тема 8. Человек и природа.

5



31.

Человек - часть живой природы.

1

7.05


32.

Влияние человека на биосферу.

1

14.05


33.

Экологическое состояние Воскресенского района.

1

21.05


34.

Экологическое состояние Саратовской области.

1

28.05


35.

Экскурсия.

1

28.05













Содержание тем учебного курса

Введение (1ч.)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

Основные понятия. Биология - наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка- единица строения и размножения организмов.

Явления в живых организмах (6 ч.)

Явления в живых организмах: рождение, рост, развитие, старение, смерть

Устройство микроскопа. Воспроизводство себе подобных - главное свойство всего живого. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растений и животных.

Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (1ч.)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Экология - наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Опыт в домашних условиях. Прорастание семян.

Питание живых организмов (8ч.)

Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища-источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Цепи питания. Передача энергий.

Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце - источник энергии.

Растения - создатели органического вещества. Животные и человек - потребители органического вещества.

Дыхание и обмен веществ (2 ч.)

Наличие кислорода - необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека.

Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружаю-щую среду

Многообразие животного мира (5ч.)

Представления о царствах живой природы. Систематика. Систематические единицы: вид, царство.

Биологическое разнообразие.

Влияние человеческой деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие - условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. 6 царств: простейшие, вирусы, бактерии, растения, животные, грибы. Homosapiens. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.

Среда обитания. Факторы среды.(5 ч.)

Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания.

Жизнь водоёмах. Жизнь в лесах, пустыне, воздухе, на суше. Обитатели почв. Паразиты.

Жизнь в сообществах. Экосистема. (2ч.)

Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Основные понятия.Сообщество. Экосистема. Приспособленность к

совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Человек и природа. (5 ч.)

Человек - разумное существо. Регулирование потребностей человека

Влияние человека на биологическое разнообразие. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Экологическое состояние Воскресенского района.1ч.

Экологическое состояние Саратовской области.1ч.

Экскурсия.



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Знать/понимать:

• о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

• основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

• место и роль человека в природе;

• меры по охране неживой и живой природы.

• Уметь:

• вести фенологические наблюдения,

• выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

• ставить простейшие опыты с растениями и животными на учебно-опытном участке;

• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в

повседневной жизни для:

• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

• следования нормам экологического и безопасного поведения в природе;

• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

• оказания первой медицинской помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.




Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года» 2004,2005,2006,2009

  2. Экология в школе.Сб.статей/ Под ред.А.П.Владимировой.- Саратов :Изд-во Саратов.Ун-та. 1999.-76.

  3. Буланый Ю.И., Буланая М.В., Акифьева Е.В. Экология растений в 6 классе общеобр.школы: Рабочая тетрадь для лабораторных работ.-Саратов, 2003.-24с.,ил

  4. Горская Н.А.Биология. Экология растений:6 кл.общеобразоват.учр.Раб.тетр.- М.: Вентана-Графф, 2008.-80 с.: ил.

  5. Экология. Исследовательская деятельность учащихся 6-11 классы. Составитель И.П.Чередниченко. Издательство «Учитель», 2009.





























Литература.

1.Региональная программа для общеобразовательных учреждений 1-11 классы. под ред.С.И. Беляниной, Ю.И. Буланого. Саратов, слово, 2001 г.


© 2010-2022