Среда обитания и методы исследования

Цель урока: показать большое  значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками. Задачи: образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно научных дисциплин, способствовать  формированию знаний о лесе, природе, ее закономерностях; воспитательные: воспитывать бережное отношение к лесу, природе; развивать эмоцинально-чувственную сферу личности школьника; способствовать сплочению детского коллектива; развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.             Тип урока: Комбинированный «Экология - общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования». Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год) Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Среда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияСреда обитания и методы исследованияТема урока: Среда обитания и методы исследования.

Цель урока:

показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.

Задачи:

образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно научных дисциплин, способствовать формированию знаний о лесе, природе, ее закономерностях;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к лесу, природе; развивать эмоцинально-чувственную сферу личности школьника; способствовать сплочению детского коллектива;

развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Тип урока: Комбинированный


Ход урока:


1. Подготовка учащихся к уроку.

2.Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.

Вспомните, что вы знаете об экологии?

Кто впервые ввёл термин «Экология»?

Какие вопросы решает эта наука?

3. Изучение нового материала.

***

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

В. Шефнер


История экологии

Эрнст Геккель «Естественная история миротворения» (1868)

«Экология - общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».

Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год)

Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

«Экология» - (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.

Какие методы исследования в экологии вы выделите?

Методы исследований




Моделирование

Учёт численности

наблюдения

эксперимент




Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой.

Что вы отнесёте к окружающей среде?

Ключевые понятия: среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни

СРЕДА - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.

Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно, требующих и специфического набора адаптаций.

Вот эти среды жизни:

  1. Наземно - воздушная (суша); 2. водная; 3. почва; 4. другие организмы.

Распределите животных соответственно их среде обитания.

Животное

Наземно - воздушная

Водная

Почва

Другие организмы

Акула


Лягушка


Крот


Аскарида


Рак


Морская звезда


Амёба дизентерийная


Крокодил


Утка кряква


Дождевой червь


Знаешь ли ты лес?

Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник)

- Почему у ели всегда острая вершина? (Ель непрерывно растет в течении всей жизни)

- В каком лесу влажнее почва - там, где больше брусники или черники? (В черничном лесу почва влажнее).

- Какой самый страшный враг леса? (Пожар)

- Древесина, какого хвойного дерева очень устойчива к гниению? (Древесина лиственницы)

- Из древесины какого дерева, чаще всего делают спички? (Из осины)

- Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (Из ели)

- Название, какого дерева в переводе с латинского означает «скала»? (Сосна)

- Какие лесные обитатели не относятся ни к растениям, ни животным? (Грибы)

- Какое дерево в нашем лесу цветет позднее всех? (Липа)

- Из древесины какого дерева изготовляют лыжи? (Из березы)

- Какие деревья и кустарники цветут до распускания листьев? (Ольха, ива
орешник)

- Растет ли дерево зимой? (Нет)

- Назовите хвойное дерево с опадающими иглами. ( Лиственница.)

- Семена какого хвойного растения называют «сибирский разговор»?

( Кедровые орешки.)

Задания для разминки: Ребята, догадайтесь, о каком животном идет речь

В сказках всегда умная, хитрая, ловко обманывающая и людей и зверей. По изворотливости, если надо спасать свою жизнь, или добывать пищу, впереди многих животных. Очень любопытна. Врага обычно чувствует издали и вовремя успевает скрыться. А великолепный слух помогает добывать еду. Если зимой понаблюдать за ней, то кажется, что она исполняет какой-то замысловатый танец. То ходит на задних лапах, то прыгает, то поворачивается из стороны в сторону.

Правильно. Вас встречает лиса. Она вам приготовила задания. Перед вами магический квадрат. Кто быстрее и больше найдет обитателей леса. Магический квадрат

М У Р А Т Я Д

З А Л В Е Ж К

М Я И Е Л О Р

Е Ц С Й Р Т К

Д В А Ц С Е Л

У Е Р Ь Т Л У

Ь Д Ы С Д О К

(Муравей, заяц, лиса, медведь, еж, рысь, дятел, крот, клест.)

Наши пернатые друзья.

Отгадайте загадки:

1. В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица.

(Воробей.)

2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока.
Называется...

(Сорока.)

3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

4. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

(Скворец.)

5.А попробуйте отгадать загадку.

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит - и легче.

Это дятел.

Каждый из вас получит карточку с заданием: напротив названия птицы написать как она «разговаривает».

Птицы:

Сорока- Гусь-

Филин- Утка-

Ворона- Кукушка-

Воробей- Журавль-

Домашнее задание. Впишите названия птиц и придумать свой кроссворд на тему деревья.

С С








(Сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь.)


© 2010-2022