- Преподавателю
- Биология
- Среда обитания и методы исследования
Среда обитания и методы исследования
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тауханбаева С.В. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Среда обитания и методы исследования.
Цель урока:
показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.
Задачи:
образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественно научных дисциплин, способствовать формированию знаний о лесе, природе, ее закономерностях;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к лесу, природе; развивать эмоцинально-чувственную сферу личности школьника; способствовать сплочению детского коллектива;
развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
Тип урока: Комбинированный
Ход урока:
1. Подготовка учащихся к уроку.
2.Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.
Вспомните, что вы знаете об экологии?
Кто впервые ввёл термин «Экология»?
Какие вопросы решает эта наука?
3. Изучение нового материала.
***
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
История экологии
Эрнст Геккель «Естественная история миротворения» (1868)
«Экология - общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».
Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год)
Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
«Экология» - (от греческого «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками. Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.
Какие методы исследования в экологии вы выделите?
Методы исследований
Моделирование
Учёт численности
наблюдения
эксперимент
Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой.
Что вы отнесёте к окружающей среде?
Ключевые понятия: среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни
СРЕДА - все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.
Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно, требующих и специфического набора адаптаций.
Вот эти среды жизни:
-
Наземно - воздушная (суша); 2. водная; 3. почва; 4. другие организмы.
Распределите животных соответственно их среде обитания.
Животное
Наземно - воздушная
Водная
Почва
Другие организмы
Акула
Лягушка
Крот
Аскарида
Рак
Морская звезда
Амёба дизентерийная
Крокодил
Утка кряква
Дождевой червь
Знаешь ли ты лес?
Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник)
- Почему у ели всегда острая вершина? (Ель непрерывно растет в течении всей жизни)
- В каком лесу влажнее почва - там, где больше брусники или черники? (В черничном лесу почва влажнее).
- Какой самый страшный враг леса? (Пожар)
- Древесина, какого хвойного дерева очень устойчива к гниению? (Древесина лиственницы)
- Из древесины какого дерева, чаще всего делают спички? (Из осины)
- Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (Из ели)
- Название, какого дерева в переводе с латинского означает «скала»? (Сосна)
- Какие лесные обитатели не относятся ни к растениям, ни животным? (Грибы)
- Какое дерево в нашем лесу цветет позднее всех? (Липа)
- Из древесины какого дерева изготовляют лыжи? (Из березы)
- Какие деревья и кустарники цветут до распускания листьев? (Ольха, ива
орешник)
- Растет ли дерево зимой? (Нет)
- Назовите хвойное дерево с опадающими иглами. ( Лиственница.)
- Семена какого хвойного растения называют «сибирский разговор»?
( Кедровые орешки.)
Задания для разминки: Ребята, догадайтесь, о каком животном идет речь
В сказках всегда умная, хитрая, ловко обманывающая и людей и зверей. По изворотливости, если надо спасать свою жизнь, или добывать пищу, впереди многих животных. Очень любопытна. Врага обычно чувствует издали и вовремя успевает скрыться. А великолепный слух помогает добывать еду. Если зимой понаблюдать за ней, то кажется, что она исполняет какой-то замысловатый танец. То ходит на задних лапах, то прыгает, то поворачивается из стороны в сторону.
Правильно. Вас встречает лиса. Она вам приготовила задания. Перед вами магический квадрат. Кто быстрее и больше найдет обитателей леса. Магический квадрат
М У Р А Т Я Д
З А Л В Е Ж К
М Я И Е Л О Р
Е Ц С Й Р Т К
Д В А Ц С Е Л
У Е Р Ь Т Л У
Ь Д Ы С Д О К
(Муравей, заяц, лиса, медведь, еж, рысь, дятел, крот, клест.)
Наши пернатые друзья.
Отгадайте загадки:
1. В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока.
Называется...
(Сорока.)
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
4. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец.)
5.А попробуйте отгадать загадку.
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит - и легче.
Это дятел.
Каждый из вас получит карточку с заданием: напротив названия птицы написать как она «разговаривает».
Птицы:
Сорока- Гусь-
Филин- Утка-
Ворона- Кукушка-
Воробей- Журавль-
Домашнее задание. Впишите названия птиц и придумать свой кроссворд на тему деревья.
С С
(Сова, стриж, сорока, синица, соловей, снегирь.)