• Преподавателю
  • Биология
  • Рабочая программа по биологии 5 класс/ 1 час в неделю/ УМК «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника, 2014г

Рабочая программа по биологии 5 класс/ 1 час в неделю/ УМК «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника, 2014г

Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации муниципального образования

Куйтунский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Уховская средняя общеобразовательная школа»




ПРИНЯТА:

на заседании МО учителей естественно-научного цикла

Протокол № 1

от 28» августа 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зам.директора по УВР

_________ /Протасова Г.В./

«28» августа 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор МКОУ «Уховская СОШ» ______________/Ухова О.И./

«28» августа 2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Биологии»

для общеобразовательного класса II ступени

базового уровня




Срок реализации программы (2015-2016 учебный год)

Учитель: Ухова Ольга Ивановна

Квалификационная категория: II





п.Уховский

2015г.

I. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273;

  2. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 5 ноября 2008 года;

  3. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189;

  6. Основной образовательной программы основного общего образования школы.

  7. Учебного плана МКОУ «Уховская СОШ» на 2015/2016 учебный год;

  8. Примерной авторской программы основного общего образования по биологии; (УМК «Линия жизни» для 5-ого класса под редакцией В.В. Пасечника, 2014г., Москва «Просвещение»))

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач, воспитание положительного отношения к природе; применение полученных знаний, умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе.



II. Общая характеристика курса

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить ученикам понимание высокой значимости жизни,

  • понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • дать представление о многообразии растительных организмов и принципах классификации;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;

  • познакомиться с экологией растений, изучить растительный мир Иркутской области.

Вводимый с 2013 года курс биологии в 5 классе сочетается с курсом географии, заменяет бывший курс «Природоведение 5 класс». Биология и география продолжают курс «Окружающий мир» начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения этих естественных наук. Он впервые начинает изучение природы в рамках отдельных предметов, поэтому в содержании курса особое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, своей страны, учащиеся готовы воспринимать биологию живых организмов, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

В 5 классе учащиеся узнают об отличии живой и неживой природы, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляют знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется знаниям о распространении и значении бактерий, грибов растений и животных.

Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по биологии и распределён по разделам:


п/п

Разделы

программы

Количество

часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

авторская программа

рабочая программа

1

Введение. Биология как наука

5

7

1

-

2

Глава 1. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов

10

10

1

6

3

Глава 2. Многообразие организмов

15

16

2

5

4

Итоговое повторение

-

1

1

-

Итого

30+4 (резерв)

34

5

11

Результаты изучения биологии в 5 классе разделены в тематическом планировании на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем.





III. Место курса в УП школы


В соответствии с Учебным планом МКОУ «Уховская СОШ» на 2015-2016 учебный год на изучение биологии в 5- ом классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.



IV. Результаты изучения курса

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:


  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами

  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

V. Содержание учебного курса

Биология.

5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Биология как наука (5 часов)

Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- о многообразии живой природы;

- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- экологические факторы;

- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

- правила работы с микроскопом;

- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

- отличать живые организмы от неживых;

- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

- характеризовать среды обитания организмов;

- характеризовать экологические факторы;

- проводить фенологические наблюдения;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- составлять план текста;

- владеть таким видом изложения текста, как повествование;

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

- получать биологическую информацию из различных источников;

- определять отношения объекта с другими объектами;

- определять существенные признаки объекта.

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации

Микропрепараты различных растительных тканей.

Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.

Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение клетки;

- химический состав клетки;

- основные процессы жизнедеятельности клетки;

- характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

- работать с лупой и микроскопом;

- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

- распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- анализировать объекты под микроскопом;

- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Многообразие организмов (17 часов)

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.

Водоросли. Многообразие водорослей - одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.

Лишайники - симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.

Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.

Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных - одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.

Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.

Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.

Многообразие и охрана живой природы.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Особенности строения мукора и дрожжей.

Внешнее строение цветкового растения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

- разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику бактериям и грибам;

- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

- отличать съедобные грибы от ядовитых;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

- основные методы изучения растений;

- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

- роль растений в биосфере и жизни человека;

- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику растительного царства;

- объяснять роль растений биосфере;

- давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

- знать правила поведения в природе;

- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

- уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

- испытывать любовь к природе;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

- уметь отстаивать свою точку зрения;

- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

- уметь слушать и слышать другое мнение.

Резервное время - 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых - экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:

  • приемы элементарной исследовательской деятельности;

  • способы работы с естественнонаучной информацией;

  • коммуникативные умения;

  • способы самоорганизации учебной деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;

  • проектная работа;

  • подготовка рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Используются формы контроля знаний:

  • Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;

  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчеты по лабораторным работам;

  • Творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)

  • Презентация творческих и исследовательских работ с использованием новых информационных технологий.

VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС

Общее количество часов - 35, в неделю - 1час.

урока

Тема

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Планируемые образовательные результаты

Домашнее

задание

Планируемая

дата

проведения

Дата

проведения

предметные

метапредметные УУД

личностные


Биология как наука (5 часов)

1.

Биология - наука о живой природе.

Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии Живых организмов.

Разбираются со структурой учебника. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику.

Самостоятельно читают тест параграфа.Отвечают на вопросы.

Формулируют чёткие определения терминам.

Планирование работы с учителем и сверстниками

Объясняют роль биологии в практической деятельности людей.

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Регулятивные: Выделять обобщенный смысл и формальную структуру задачи.

Коммуникативные: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.


Формирование целостного мировоззрения

Личностное, жизненное самоопределение

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

П.1

вопрос 1-3,

задание 3

08.05

2.

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

Ознакомление учащихся с ролью методов в познании, показать специфику практических и теоретических методов, с правилами работы в лаборатории и техникой безопасности.

Определять методы биологических исследований, овладевать основными приёмами работы с оборудованием, знакомиться с правилами работы.

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Познавательные: Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.


Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.


Повышение интереса к предмету.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

Формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

П.2,3

В. 1-4 стр.11

В.1-2 стр.13

15.09

3.

Разнообразие живой природы.

Сформировать у учащихся представления о царствах живой природы, показать основные отличия живого от неживого.

Выделять основные отличия живого от неживого. Систематизировать знания о многообразии живых организмов.

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Познавательные: Выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлекать необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.


П.4

В. 1-3 стр.15

Составить план

21.09

4.

Среды обитания живых организмов.

Ознакомление учащихся с основными средами обитания организмов, раскрыть особенности каждой среды обитания и приспособления к среде организмов.

Устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью организмов к ней. Объяснять роль живых организмов в среде обитания. Соблюдать правила поведения в окружающей среде.

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Познавательные: Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.

Регулятивные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.

Коммуникативные: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

П.5

В. 1-6

стр.19


29.09

5.

Экскурсия «Разнообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных»

Раскрыть многообразие растений, животных и других организмов, их взаимосвязь с окружающей средой. Познакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Различать, наблюдать и описывать живые организмы разных групп, сезонные изменения в природе. Оформлять результаты своих наблюдений.

Составляют творческий отчёт об осенних явлениях в жизни растений.

Познавательные: Анализировать какие изменения происходят в природе осенью.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Формировать элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Творческий отчет

06.10

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)


Готовность к самообразованию, самовоспитанию.

Формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

6.

Устройство увеличительных приборов.

Ознакомление учащихся с лупой и микроскопом, обучение навыкам работы, формирование понятий о клетке и клеточном строении.

Научиться работать с лупой и микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Сотрудничать с одноклассниками при обсуждении результатов.

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Познавательные:

Устанавливать цели лабораторной работы

Знакомиться с увеличительными приборами и правилами обращения с ними.

Регулятивные: Называть части приборов описывают этапы работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении.

Формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

П.6

В. 1-4

стр.23

13.10

7.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

ознакомление учащихся с химическим составом клетки, формирование понятия «неорганические вещества» и показать их роль в клетке.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки..

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки..Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.

Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

П.7

Стр. 26

В. 1-3

стр.27

20.10

8.

Химический состав клетки. Органические вещества.

Знакомить учащихся с органическими веществами клетки, сформировать понятие «органическое вещество», показать их роль в жизнедеятельности клетки.

Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Стаивть биологические эксперименты. Продолжить работать с лабораторным оборудованием.

Объясняют роль органических веществ, входящих в состав клетки.. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу.

Коммуникативные: Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

Неорганических и органических веществ.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

установкой.

П.7

В. 5-6

стр.27

27.10

9.

Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

Сформулировать понятия об органоидах клетки, умения работать с микроскопом.

Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Описывать и изображать их.

Учатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Познавательные

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

Осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполнять контроль ,коррекцию, оценку деятельности.

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность

Понимание и осознание сложности строения живых организмов.

П.8

В. 1-3

стр.31

03.11

10.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Научить учащихся готовить микропрепарат, повторить правила работы с микроскопом и правила техники безопасности, закрепить знания об основных органоидах клетки, научить схематически изображать увиденное.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Учатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Соблюдать правила техники безопасности.

Приобретут навыки работы с микроскопом.

Приобретут навыки приготовления микропрепаратов.

Научатся различать клетки и их органоиды.

Познавательные:

Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности.

подводить итоги работы, формулировать выводы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные:

Осуществлять постановку учебной задачи.

Осуществление учебных действий , выполнять лабораторную работу.

Выполняют контроль, коррекцию и оценку деятельности.

Составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

стр. 32-33

отчёт

17.11

11.

Особенности строения клеток. Пластиды.

Сформировать понятие «платиды», «хлоропласты», продолжить формировать навык работы с микроскопом и готовить микропрепараты и делать рисунки.

Выделять существенные признаки строения клетки, различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Формирование знаний о строении клетки.

Научатся называть пластиды, различать их на таблице. Выявят их строение и функции, называть определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт.

Объяснять изменение окраски листьев осенью.

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

П.8

24.11

12.

Процессы жизнедеятельности в клетке.

Ознакомление учащихся с основными процессами жизнедеятельности клетки, продолжить формирование умения готовить микропрепараты, фиксировать наблюдения.

Учатся выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Давать определение понятию " обмен веществ".

Познавательные: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки.

Регулятивные: корректируют знания, оценивают собственные результаты. Коммуникативные : выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

П.9

В.1-2

01.12

13.

Деление и рост клеток.

Информирует об образовании новых клеток. Рассказывает о подготовке клетки к делению, сравнивает разные типы деления клеток.

Запоминают стадии деления клетки. Выявляют сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деления клеток. Используют информационные ресурсы.

Объяснять роль размножения в жизни живых организмов Рост и развитие организмов.

Познавательные:

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы.

Регулятивные:

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу; адекватно

воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе.

Осмысливание важности для живых организмов процесса деления клеток.

П.9

08.12

14.

Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов.

Систематизация и обобщение понятий о строении, химическом составе и жизненно важных процессах, подвести учащихся к выводу о единстве живых организмов.

Сравнивать строение клеток различных организмов. Формировать представление о единстве живого.

Систематизация и обобщение понятий раздела.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные Умение организовывать выполнение заданий учителя.

Коммнуникативные

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Стр.40

15.12

15.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка - основа строения и жизнедеятельности»

Обобщают и систематизируют знания о основных процессах жиз-ти клетки. Показывает слайды разных стадий деления клетки, задаёт вопросы. Помогает сравнивать ткани растений и животных. Даёт тестовые задания, оценивает уч-ся.

Сравнивают ткани, делают выводы на основе строения, приводят примеры основных типов тканей, место их расположения, классифицируют клетки и ткани; выполняют тест.

Структури-руют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Их значении для живых организмов.

Познавательные: использовать разнообразные приёмы работы с информацией.

Регулятивные: - принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя;

Коммуникативные выражать свои мысли, планировать свою работу, отвечать на поставленные вопросы.

Понимание и осознание сложности строения живых организмов.

Повт. Глава 1.

22.12

Многообразие организмов (15 часов)

16.

Классификация организмов.

Выделяют существенные признаки представителей разных царств природы. Определяют принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе

Определяют предмет изучения систематики, выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы

Познавательные: находить и отбирать необходимую информацию, структурировать знания по царствам живой природы, анализировать разнообразие живых организмов; классифицировать организмы.

Регулятивные:осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Коммуникативные: выражать свои мысли в ответах

Понимание разнообразия живых организмов.

П.10

29.12

17.

Строение и многообразие бактерий.

Учитель даёт первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы.

Учащиеся слушают информацию о бактериях, просматривают слайды, делают записи новых понятий в тетради Пользуясь текстом учебника учащиеся составляют опорный план конспект.

Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток.

Познавательные - уметь работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные Уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные - Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий.

Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

п.11 вопросы после параграфа

12.01

18.

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Индивидуальный опрос, терминологический диктант; коррекция знаний учащихся; создаёт проблемную ситуацию дифференцирует работу по группам для составления таблицы.

Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе и человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники.

Знания правил позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями.

Познавательные- Научиться различить изученные объекты в природе ,на таблицах.

Регулятивные- принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы.

Проявлять интерес и

любознательность к изучению природы методом естественных наук.

п.11 вопросы после параграфа

19.01

19.

Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные.

Ознакомление учащихся с основными признаками царства грибов, с основными признаками шляпочных грибов, отличию ядовитых и съедобных грибов, обучение приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дискуссия, работа в группе Фронтальная

Эвристическая (частично-поисковая) беседа

Демонстрация

презентации.

Работа с текстом, схемой,

с карточками, практическая работа.

Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные:

Определять цели своего обучения

Установливать причинно-следственные связи адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения

Выдвигать гипотезы строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство

Анализировать информацию (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков

Структуировать информацию.

Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов

Формировать целостного мировоззрения

Уметь формулировать выводы.

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально,

Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

п.12 вопросы после параграфа

26.01

20.

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

Ознакомление учащихся с основными признаками плесневых грибов, дрожжей. Значение грибов в природе, промышленности и жизни человека.

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, выясняют роль грибов в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы.

Регулятивные:

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Уметь корректировать свои действия относительно заданного эталона

Познавательные:

Определять цели своего обучения

Структуировать информацию.

Самостоятельный информационный поиск.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека.

Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач

Организация познавательной деятельности

Коммуникативные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Контролировать действия партнера.

Формирование целостного мировоззрения.

Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов

Личностное, жизненное самоопределение.

п.12 до конца

вопросы после параграфа

02.02

21.

Характеристика царства Растения.

Ознакомление учащихся с признаками царства Растения, введение новых терминов, классификации на таксономические группы.

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Познавательные: Выделять существенные признаки растений Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Регулятивные:

Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений

Коммуникативные Вступать в диалог, участвать в коллективном обсуждении

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.13 вопросы после параграфа

09.02

22.

Водоросли.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения водорослей.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

Познавательные:

Устанавливать цели лабораторной работы Анализировать строение зелёных водорослей.

Регулятивные:

Составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.14 вопросы после параграфа

16.02

23.

Лишайники.

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе.

Формируется целостная установка по отношению к природе, экологическая культура,.

Познавательные:

Составлять целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Регулятивные:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Проявлять готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

Осознание необходимости бережного отношения к окружающему миру, формирование экологической культуры.

п.15

вопросы и задания после параграфа

01.03

24.

Высшие споровые растения.

Ознакомление учащихся с характерными признаками высших споровых растений.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека.

Выделяют существенные признаки высших споровых растений.. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Познавательные Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Регулятивные

Применять практические навыки в процессе лабораторной работы.

Коммуникативные

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.16

вопросы после параграфа

15.03

25.

Голосемянные растения.

Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием голосемянных растений.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Изучают существенные признаков голосеменных растений.

Познавательные:

Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов.

Регулятивные:

Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Коммуникативные:

Интересоваться чужим мнением и высказывать свое . Умение слушать и слышать друг друга делать выводы

Развитие представлений о единстве природы на основе сравнения растений разных групп и установления усложнения в их развитии.

п.17 до раздела покрытосемянные

вопросы после параграфа

22.03

26.

Покрытосемянные растения.

Ознакомление учащихся с особенностями и многообразием покрытосемянных растений.

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Работа с текстом и иллюстрациями, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Познавательные:

Выделять существенные признаки покрытосеменных растений.

Регулятивные:

Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека.

Коммуникативные:

Уметь слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.17

вопросы и задания после параграфа

05.04

27.

Общая характеристика царства Животные.

Ознакомление учащихся с царством Животные, формирование интереса к их изучению, развитие потребности в бережном отношении к животному миру.

Осваивают основы исследовательской деятельности, умение наблюдать, классифициро-вать, учатся работать с разными источниками информации.

Учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства животные, разнообразием, учатся выделять существенные черты, различать животных среди биологических объектов, обосновывать необходимость охраны.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные:

умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.18

вопросы и задания после параграфа

12.04

28.

Подцарство Одноклеточные.

Ознакомление учащихся с подцарством Одноклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру.

Выделяют существенные признаки одноклеточных. Описывают представителей одноклеточных с использованием живых объектов, таблиц. Объясняют роль в природе и жизни человека.

Различают на таблицах одноклеточных животных, опасных для человека.

Сравнивают представителей одноклеточных животных, делают выводы на основе строения.

Приводят доказательства (аргументацию) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Объясняют роль одноклеточных животных в жизни человека.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные:

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов.

развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению подцарства, воспитание экологической культуры.

п.19

вопросы и задания после параграфа

19.04

29.

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные.

Ознакомление учащихся с подцарством Многоклеточные, формирование интереса к их изучению, умения выделять существенные признаки, развитие потребности в бережном отношении к животному миру.

Выделяют существенные признаки многоклеточных. Описывают представителей многоклеточных беспозвоночных с использованием живых объектов, таблиц. Объясняют роль в природе и жизни человека.

Различают на таблицах беспозвоночных животных.

Сравнивают представителей беспозвоночных животных, делают выводы на основе строения.

Приводятдоказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых беспозвоночными животными.

Объясняют роль беспозвоночных животных в жизни человека.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.20

вопросы и задания после параграфа

26.04

30.

Подцарство Многоклеточные.

Холоднокровные и теплокровные позвоночные животные.

Ознакомление учащихся с представителями и характеристикой холоднокровных и теплокровных позвоночных животных, выделять существенные признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц и млекопитающих формировать интерес к изучению животного мира.

Различают позвоночных животных на объектах и таблицах, в том числе опасных для человека.

Сравнивают представителей позвоночных животных, делают выводы на основе сравнения.

Объясняют роль позвоночных животных в природе и жизни человека.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные:

умение координировать свои усилия с усилиями других. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

п.21,22стр.80-81

вопросы

03.05

31

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Обобщение знаний о многообразии живой природы.

Подведение итогов в форме работы над проектами.

Находить информацию о живой природе в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций. Аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры

Регулятивные:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

п.22

презента-ция

10.05

Обобщение и закрепление знаний (2 часа)

32

Многообразие и роль растений и животных в природе.

Закрепить знания о многообразии растений и животных, их взаимосвязи с окружающей средой.

Обобщать знания о растениях и животных, их роли в окружающей среде и жизни человека.

Находить информацию о растениях в литературе, биологических словарях и справочниках, систематизировать, анализировать и оценивать её. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков.

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Формировать элементы экологической культуры.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

Конспект и схемы

17.05

34.

Итоговый контроль


24.05

VII. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ:


Интерактивные средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор).

Демонстрационные таблицы на печатной основе.

ПРИЛОЖЕНИЯ:


  1. Практические занятия.

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.

Лабораторные и практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.

  • Строение клеток (на готовых микро-препаратах)1.

  • Строение клеток кожицы чешуи лука*.

  • Определение состава семян пшеницы.

  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов._

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

Лабораторные и практические работы

  • Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов -определителей, чучел, гербариев и др.).

  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4. Человек на Земле


Лабораторные и практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной

II. Контроль уровня обучения.

Текущий контроль- наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель-анализ формирования ЗУН уч-ся. Учащийся должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса ,а оценка фиксирует результат.

Специфика этого вида контроля:

Уч-ся предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить отметку

При выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл ,а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме

Возможность получения более высокой оценки своих знаний.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени -четверть, год. При выставлении отметок отдается предпочтение более высоким.

Методы и формы организации контроля :

Устный опрос или фронтальный опрос, требует устного изложения уч-ся изученного материала. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ уч-ся, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Диалог учителя с 1 уч-ся или с классом проводится в основном на первых этапах обучения по продуманной системе вопросов. Для монолога уч-ся у доски целесообразно выбирать проблемные вопросы, требующие самостоятельного творческого подхода.

Письменный опрос заключается в проведении самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа- небольшая по времени(15-20мин.)письменная проверка ЗУН уч-ся по небольшой (не пройденной до конца) теме курса. Может проводиться фронтально или индивидуально.

Динамические самостоятельные работы ( 5-10мин.) проверяют знания уч-ся по отдельным существенным вопросам курса (карточки,таблицы,тесты).

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки ЗУН уч-ся по крупным изученным темам программы. Оценивается отметкой.

Содержание работ может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. За правильное выполнение варианта А уч-ся получит отметку не выше «3»,за вар. Б-не выше «4»,за вар. С-«5».

Тестовые задания- стандартизированная методика проверки успеваемости,дающая точную количественную характеристику как уровня достижений ученика по предмету.

В программе запланированы такие виды контроля как:

-Коллоквиум

-Работа по технологическим картам

- Уплотненный опрос по группам

- Опрос с помощью рисунка или иллюстрации.

- Проверочная работа по терминам и понятиям и другие.

III. Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 - 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 - 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 - 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.


IV. Источники информации.

Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Учебник / М.: Просвещение, 2013 г.

Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни». 5- 6 класс. Рабочая тетрадь М.:Просвещение, 2013 г.

Пасечник В. В. Биология. «Линия жизни» 5-6 класс. Методическое пособие / М.: Просвещение, 2013 г.

Электронное приложение к учебнику Биология 5-6 класс М.Просвещение

Дополнительная литература:

  1. Н.Т.Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008 г.

  2. Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1999 г.

  3. Е.М.Вавилина. Экологическое воспитание в школе 5-9 классы.- Волгоград: Учитель, 2007 г.

  4. Н.Л.Галеева. Мой мир - мой дом. - М. 2002 г.

  5. А.Ю.Гуллер. Детская энциклопедия: Природа и мы. Экология от А до Я. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.

  6. Н.И.Дереклеева. Двигательные игры: тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, 2008 г.

  7. О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». - М.: Вако, 2006 г.

  8. Т.В.Зарудняя. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. В 2-ух частях. - Волгоград: Учитель, 2003 г.

  9. А.Т.Зверев. Экология. - М.: Дом педагогики, 1998 г.

  10. Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, Н.И.Сонин. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001 г.

  11. Н.А.Касаткина. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003 г.

  12. З.А.Клепинина, Л.П.Чистова. Дневник наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека. - М.: Просвещение, 1997 г.

  13. Т.В.Козачек. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

  14. И.М.Новикова. Четыре времени года. Методические материалы. - М., 2005 г.

  15. В.Миронов. Детская энциклопедия: Месяцеслов. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.

  16. Н.Осипов. Детская энциклопедия: Русское поле. - М.: ЗАО «Аргументы и факты», 2003г.

  17. Л.Д.Парфилова. Природоведение. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование. - М.: Астрель, 2002 г.

  18. Л.Д.Парфилова. Тесты по природоведению к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. - М.: Экзамен, 2006 г.

  19. В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. рабочая тетрадь. Природа: неживая и живая 5 класс.- М.: Дрофа, 2007 г.

  20. А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. Проверим себя. - М.: Вита-Пресс, 2001 г.

  21. А.А.Плешаков. Зеленый дом. Тематическое планирование. - М.: Просвещение, 2001 г.

  22. А.А.Плешаков.100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь. - М.: Вита-Пресс, 2003 г.

  23. А.А.Плешаков. Зеленый дом. Природоведение. - М.: Просвещение, 2000 г.

  24. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Природоведение 5 класс. - М.: Дрофа, 2007 г.

  25. Е.И.Руднянская, Л.Б.Черезова. Экскурсии в природу. Зима. - Волгоград: Учитель, 2006 г.

  26. Е.И.Руднянская, Л.Б.Черезова. Экскурсии в природу. Осень. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

  27. Е.И.Руднянская, Л.Б.Черезова. Экскурсии в природу. Весна. - Волгоград: Учитель, 2005 г.

  28. В.Н.Семенцова. Природоведение. Технологические карты уроков. - Санкт-Петербург: Паритет, 2001г.

  29. О.Н.Сороцкая, А.А.Плешаков. Ознакомление с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1993 г.

  30. Е.М.Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». - М.: Экзамен, 2007 г.

  31. Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». - М.: Экзамен, 2007 г.

  32. Г.А.Фадеева. Химия и экология. Материалы к урокам. - Волгоград: Учитель, 2003 г.

  33. Г.А.Фадеева. Международные экологические акции в школе. - Волгоград: Учитель, 2005 г.

  34. Г.А.Фадеева. Неделя экологии в школе. - Волгоград: Учитель, 2006 г.

  35. Е.П.Фефилова, Е.А.Поторочина, О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». - М.: Вако, 2008 г.

  36. Е.И.Хабарова, Е.А.Хабарова. Природоведение. Мой первый словарь. - М.: Аст-Пресс, 2001 г.

  37. О.А. Хлебосолова, Г.Ю.Ерошина. Природоведение 5 класс. Методическое пособие к учебнику О.А.Хлебосоловой, Е.И.Хлебосолова. Природоведение.- М.: Владос,2003г

  38. О.А. Хлебосолова. Дневник наблюдений по природоведению для классов.

Сайты Интернет:

  1. Науки о Земле geographer.ru/index.shtml

  2. Путешествия и открытия pyty.ru/ / geo2000.nm.ru/








VI. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



  • Дидактический материал:

  1. Государственная символика РФ;

  2. Иллюстрации;

  3. Инструктивные карточки;

  4. Календарь природы;

  • Памятки.

  • Тесты по разделам курса.

  • Оборудование и приборы:

  1. Гербарии и коллекции природных материалов;

  2. Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

  3. Учебные презентации.


© 2010-2022