- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Летний экологический лагерь как форма экологического образования
Методическая разработка Летний экологический лагерь как форма экологического образования
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дымникова Е.В. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа»
Программа
детского экологического отряда
«Друзья природы»
при летнем оздоровительном лагере «Дружба»
Руководитель:
Дымникова Елена Владимировна,
учитель химии и биологии
I квалификационная
категория .
Воспитатель:
Большакова Надежда Николаевна,
лаборант
п. Сельменьга
2015
Пояснительная записка
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
Китайская пословица
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения школьников с природой писали многие педагоги и психологи. Взаимодействие людей с животными, растениями не только способствует гармонизации межличностных отношений, но и является дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, что имеет особое значение для детей, так как они испытывают в этом трудности. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных связей в естественных условиях формирует у школьников собственные интересы и склонности.
Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Работа лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Актуальность программы заключается еще в том, что экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Данный лагерь предназначен для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области экологии, краеведения разновозрастной группой детей и подростков, получивших первоначальные знания на уроках биологии, географии.
Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов способствует развитию у детей различных умений и навыков для исследовательской работы.
В программу работы лагеря включается изучение теоретических вопросов, направленных на систематизацию и обобщение имеющихся базовых знаний. Для изучения природы родного края и экологических проблем конкретной территории планируются тематические и комплексные экскурсии.
Используя методику коллективных творческих дел, дети и подростки примут участие в практических природоохранных акциях и эколого-просветительской деятельности, в подготовке и проведении интеллектуальных игр, викторин, конкурсов и других мероприятий.
Роль педагогов, воспитателей-кураторов - это стимулирование ребенка к расширению круга своих интересов и исследованию новых для себя направлений деятельности. Важно - пробудить в детях исследовательский интерес. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым школьник может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретенный опыт.
Данная программа экологического лагеря является логическим продолжением образовательного процесса.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.
Отряд комплектуется из числа учащихся 5 - 6 классов, продолжительность пребывания в лагере - 10 дней, количество детей - 10-15 человек.
Цель:
Привитие навыков исследовательской работы, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности и создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
1. Обеспечить развитие экологического мышления:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;
- приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;
- изучение эколого-санитарной обстановки на территории города;
- изучение культурно-исторического аспекта жизни поселения.
2. Развить творческие, исследовательские способности личности ребёнка:
- вовлечение каждого участника смены в процесс организации коллективно-творческой и исследовательской деятельности;
- развитие инициативы и самостоятельности
- включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
3. Способствовать развитию умений и навыков исследовательской работы:
- развитие умения выполнять практические задания, обобщать результаты конкретной учебно-исследовательской деятельности;
- развитие умения формулировать предположения и делать выводы при решении проблем окружающей среды местного значения;
- организация активного развивающего досуга, совершенствование организаторских навыков детей;
- развитие навыков практической работы.
4. Оздоровить школьников:
- формирование у детей здорового образа жизни, его ценностей,
- содействие нормальному физическому развитию.
Принципы деятельности лагеря.
-
Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
-
Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
-
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений и вредных привычек, формирование чувства ответственности за свои поступки и действия.
-
Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Формы и методы работы:
-
Игровые программы.
-
Познавательно - развлекательные мероприятия.
-
Экологические туры.
-
Викторины
-
Шоу - конкурсы.
-
Праздники.
-
Экскурсии.
-
Тематические дни.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Исследовательские умения:
Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
Организационно - пропагандистские умения:
Применение знаний законодательства об охране природы;
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда эколого - туристической культуры;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе;
Умение выбора места и устройства бивуака.
Опознавательные умения:
Распознавание объектов природы;
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе и неживой природы.
Преобразовательные умения:
Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Тиражирование опыта
Проведение школьных конференций по итогам работы
Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
Публикация заметок и статей в местной печати.
Учащиеся должны знать:
-
формы и методы исследовательской деятельности;
-
правила работы с источниками получения информации;
-
особенности чтения научно- популярной литературы;
-
особенности и приемы конспектирования.
-
требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
-
вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.
-
гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;
-
меры по охране вод от загрязнения;
-
состояние численности водных организмов на водоемах своего края;
-
метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
-
влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
-
преобладающие виды осадков по сезонам года;
-
особенности рельефа своей местности;
-
свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;
-
процесс образования почвы.
-
особенности географического положения и природы своего населенного пункта;
-
состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
-
основные демографические характеристики населения своей местности;
-
традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать научно-популярную литературу;
-
оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
-
логически выстраивать текстовой материал;
-
обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.
-
проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;
-
определять физические и химические свойства воды;
-
давать краткосрочные прогнозы погоды;
-
проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
-
обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
-
строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;
-
определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;
-
прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.
-
определять географическое положение своего населенного пункта;
-
принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.
Результативность реализации программы измеряется:
1) степенью укрепления и оздоровления детей;
2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
3) положительным отношением к трудовой деятельности, проявлением потребности работать в коллективе;
4) улучшением отношений в детской среде, устранением негативных проявлений, искоренением вредных привычек;
5) созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры.
Режим дня.
8.30. - 8.45.
Мы вам рады!
8.45. - 9.00.
Горн трубит: пора, пора!
С добрым утром , детвора!
И тотчас же по порядку
Все ребята - на зарядку!
Зарядка.
9.00. - 9.15.
Пора-пора на линейку, детвора!
Линейка.
9.15. - 9.45.
Все за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара.
Завтрак.
9.45 - 13.00.
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники маются,
А все ребята занимаются!
Мероприятия по плану.
13.00. - 13.30.
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид,
За обедом виден сразу
Наш ребячий аппетит.
Обед.
13.30. - 14.00.
Кто-то любит танцевать,
Кто-то петь и рисовать,
Только бездельники маются,
А все ребята занимаются!
Мероприятия по плану
14.00 - 14.15.
На линейку становись!
И делами похвались.
Линейка по итогам дня.
14.30.
До свиданья! До новых встреч!
Уход домой.
План летнего экологического лагеря
Дата
Первая половина дня
Вторая половина дня
1 день
01.06.15
Открытие лагеря «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
-
Инструктаж по т/б.
-
Выборы актива отряда;
-
Выбор названия отряда, девиза, эмблемы, песни;
-
Обсуждение плана работы отряда;
-
Изучение флоры школьного участка
2 день
02.06.15
Флора школьного участка «Цвети, родная школа!»
-
Работа на школьном цветнике и участке;
-
Беседа м/с «Первая помощь при укусе насекомым»;
-
Пересадка комнатных растений школы
3 день
03.06.15
«День леса»
-
Беседа м/с «Чем опасны клещи»;
-
Экскурсия по экологическому маршруту «Тропа юного лесовода» (занятие на территории леса);
-
Сбор гербария.
-
Экологическая акция «Хоть трава расти»
(Игровой практикум)
4 день
04.06.15
«День Цветов».
-
Экскурсия «Флора населённого пункта».
-
Сбор гербария.
-
«Цветочная викторина»
-
Составление экологической карты нашей местности,
5 день
05.06.15
«Зеленая аптека»
-
Экскурсия «Лекарственные растения нашей местности».
-
Сбор гербария.
-
Праздник «Будь Человеком, человек!», Всемирному дню охраны окружающей среды.
-
Конкурс - викторина «Крапива - это…»;
-
Конкурс экологической сказки.
6 день
08.06.15
«День Насекомых»
-
Экскурсия «Насекомые нашей местности»;
-
Описание насекомых нашей местности;
-
Изучение жизни муравьев и муравейника.
-
Викторина «Насекомые»
7 день
09.06.15
«День Птиц»
-
Экскурсия «Птицы нашей местности»;
-
Описание птиц нашей местности.
-
Викторина «Музыка нашего леса»
-
Конкурс экологической частушки.
8 день
10.06.15
«День Животных»
-
«Животные нашей местности»
-
Описание животных нашей местности.
-
Викторина «По страницам Красной книги»
-
Экологическая акция «Мусору - бой!»
9 день
11.06.15
«Вода - это жизнь!»
-
Экскурсия «Водные источники населённого пункта».
-
«Экологический серпантин»
-
Составление гербариев
10 день
15.06.15
«Это интересно!» (закрытие работы экологического отряда)
Конкурс мультимедийных презентаций на темы: «Окружающий мир моими глазами»,
«Красота родной природы»,
«Что нового я узнал о...»
-
Конкурс экологического рисунка - призыва на асфальте
-
Фестиваль «Полет мечты» (запуск воздушных шаров с пожеланиями детей лагерной смены).
Основное содержание программы
№ п/п
Название
блока
Краткое описание
1
Образовательная деятельность
Девиз:
«Хочу все знать!»
-
Экскурсия по экологическому маршруту «Тропа
юного лесовода».
-
Занятие «Знакомство с топографической картой»
-
Занятие «Использование компаса»
-
Орнитологическая экскурсия.(знакомство
с птицами нашей местности)
-
Экологическая школа безопасности (тренинг).
2
Экологическая деятельность
Девиз:
«Будь Человеком, человек!»
-
Геоботанические обследование экосистем заказника
-
Оценка экологического состояния наземных систем.
-
Викторины на экологическую тему.
-
По страницам Красной книги (изучение редких
растений и животных)
-
Конкурс агитационных плакатов на экологическую тему
3
Исследовательская деятельность
Девиз:
«Познай тайны природы»
-
Обследование водоемов (р. Сельменьга, р. Северная Двина (полоя)).
-
Оценка экосистем нашей местности.
4
Практическая деятельность
Девиз:
«Войди в мир природы другом...»
-
Экологическая акция «Мусору - бой»
-
Проблема твердых бытовых отходов на территории поселка.
-
Составление экологической карты нашей местности.
Культурно -досуговая деятельность
Девиз:
«Как прекрасен этот мир»
-
Игровой практикум «Хоть трава расти»
-
Конкурс экологической сказки
-
Конкурс экологической частушки.
-
Конкурс экологического рисунка - призыва на асфальте
6
Спортивно-оздоровительная деятельность
Девиз:
«От экологии природы - к экологии человека»
-
Практические занятия экологической школы безопасности: преодоление полосы препятствий по пересеченной местности, обучение приемам ориентирования на местности
-
Ежедневные подвижные игры на свежем воздухе, разучивание комплексов лечебной оздоровительной гимнастики
7
Информационная деятельность
Девиз:
«Пусть о нас узнают,
пусть о нас услышат,
пусть о нас напишут…»
-
Регулярное обновление стендовой информации «Новости нашей жизни»
-
Разработка буклетов, плакатов, грамот для награждения, поздравительных открыток, медалей.
-
Конкурс мультимедийных презентаций на темы:
«Окружающий мир моими глазами»;
«Красота родной природы»;
«Что нового я узнал о …» (предварительный отчет об исследовании)
-
Фоторепортажи добрых дел «Мы - юные помощники природы»
Используемая литература:
-
Алексеев С. В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в школе. - СП6., 1999.
-
Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
-
Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
-
Методические материалы из опыта организации эколого-биологической деятельности учреждений дополнительного образования детей / Под ред. А. И. Осьмашина, Н. Я. Машарской. - СП6., 2000.
-
Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
-
Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.