- Преподавателю
- Биология
- Лабораторная работа № 1 по теме Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения
Лабораторная работа № 1 по теме Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Комлев А.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лабораторная работа № 1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения
Лабораторная работа №1.
Тема. "Знакомство с цветковым растением"
Цель: изучить внешнее строение цветкового растения
Оборудование: 1. Лупа ручная. 2. Растение пастушья сумка (один экземпляр на парту).
Ход работы
-
Рассмотрели выданное нам цветковое растение - пастушья сумка.
-
Обратили внимание на корень и побег, измерили их размеры; зарисовали схематично их форму.
-
Плоды и цветки находятся на стебле.
-
Цветки мелкие, желтого цвета, собраны в группы.
-
Плоды имеет форму треугольников, на одном стебле их насчитывается около 15.
-
Выводы: в результате проведенной лабораторной работы мною было изучено внешнее строение цветкового растения на примере пастушьей сумки. Я выяснил, что это растение имеет цветки, побег и корень. Это вегетативные органы растения.
Побег - это стебель с листьями. Выданное мне растение имеет прямостоячий стебель. Листья у этого растения собраны в прикорневую розетку.
Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растения
Цитоплазма клетки имеет определенную концентрацию солей (и других осмотически активных веществ). Воздействуя на клетку жидкостями с различной концентрацией солей, можно наблюдать процессы плазмолиза (потери воды) и деплазмолиза (возврата воды). Наиболее удобны для наблюдения клетки луковиц красно-фиолетовой окраски или ревеня. Ревень удобнее потому, что клеточный сок у него окрашен, зато у лука легче отделяется эпидермис.
Цель работы: выяснить свойства цитоплазмы клетки.
Материалы и оборудование: луковица или черешок молодого ревеня (или элодея), микроскоп, предметные и покровные стекла, лезвие бритвы, дистиллированная вода, раствор сахара или соли, пипетка, фильтровальная бумага.
Ход работы
1. Возьмите эпидермис чешуи лука с нижней поверхности или с черешка молодого листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него две или три капли дистиллированной воды. Осторожно накройте покровным стеклом, рассмотрите, как выглядят клетки под микроскопом, и зарисуйте несколько клеток.
2. Отделите другую полоску эпидермиса и повторите всю процедуру, взяв вместо воды раствор сахара (или соли). Пронаблюдав за процессом под микроскопом (увеличение ґ120) в течение 15 мин, вы заметите одну или несколько типичных плазмолизированных клеток.
3. Отмойте препарат с плазмолизированными клетками, капая под покровное стекло дистиллированную воду, и удаляя избыток жидкости фильтрованной бумагой с другой стороны. В результате наступает деплазмолиз: цитоплазма плазмолизированных клеток возвращается в исходное состояние. Сделайте вывод, почему происходят данные процессы. Объясните, почему при приготовлении салатов образуется много сока после того, как их посолят.
Лабораторная работа № 3 «Строение семени фасоли»
Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различной окраской, лупа, препаровальная игла, пинцет.
Ход работы:
1. Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик - место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход - отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (лучше рассматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.
2. Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.
3. Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры семян фасоли?
4. Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного семени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?
5. Сделайте вывод о функциях семенной кожуры, какие особенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?
Лабораторная работа № 4 «Строение корня проростка»
Цель
Изучить внешнее строение корня.
Оборудование
-
Лупа ручная.
-
Проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).
Ход работы
-
Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или редиса, гороха). Отметьте его длину, толщину и окраску.
-
Определите тип корневой системы.
-
Рассмотрите под лупой главный корень.
-
Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
-
Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.
-
Зарисуйте корень и надпишите виды корней.
Лабораторная работа № 5 «Строение вегетативных и генеративных почек»
Почки бузины и сирени очень крупные и уже осенью полностью сформированы. Эти растения легко можно найти, и потому они являются идеальным материалом для проведения работы.
Цель работы: сформировать понятия о побеге, почке как зачаточном побеге, их строении, функциях, научить различать виды почек, определять расположение почек на стебле.
Материалы и оборудование: лезвие бритвы, лупа, однолетние побеги (тополя, дуба, клена, смородины, ивы, рябины, осины), побеги бузины, сирени с почками.
ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите побеги различных растений. Выясните, как располагаются почки на побеге. С помощью лупы рассмотрите под почкой листовой рубец. Найдите следы проводящих жилок. Зарисуйте внешнее строение побега с боковыми и верхушечными почками.
2. Рассмотрите внешнее строение почки. Разрежьте почку пополам вдоль оси и рассмотрите с помощью лупы. Найдите кроющие чешуи, зачаточные бутоны или побеги, конус нарастания. Какого цвета чешуи? Каковы они на ощупь? Какое значение они имеют? Зарисуйте внутреннее строение и подпишите.
3. На побеге бузины и/или сирени найдите мелкие вытянутые почки и округлые, крупные. Определите, какие это почки - вегетативные или генеративные?
4. Сравните строение вегетативной почки и цветочной. Что общего в их строении и чем они различаются? Заполните таблицу.
ТАБЛИЦА. Вегетативные и генеративные почки
Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Цель работы: изучить строение и выявить общие признаки видоизмененных побегов.
Материалы и оборудование: пророщенная луковица с корнями, пророщенные на свету и в темноте клубни картофеля, гербарии пырея (майника, купены), таблицы, лупы, препаровальная игла, лезвие бритвы.
Примечание: данную лабораторную работу рекомендуется выполнять на двух уроках.
ХОД РАБОТЫ
I. Строение клубня картофеля
1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите верхушку и основание. Где находится больше глазков?
2. Сделав тонкий поперечный срез клубня, найдите слои (кору, древесину, сердцевину). Рост клубня в толщину происходит за счет роста клеток камбия. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение клубня.
II. Строение луковицы
1. Разрежьте луковицу вдоль, найдите кроющие чешуи, донце, почки, придаточные корни.
2. Зарисуйте внешнее и внутреннее строение луковицы и подпишите.
III. Строение корневища пырея
1. Рассмотрите кусочек корневища пырея невооруженным глазом и под лупой. Найдите чешуи, почки, корни. Что такое чешуи? Выясните, как располагаются почки и корни. Можно ли рассматриваемую часть пырея в целом назвать корнем, и почему?
2. Зарисуйте фрагмент корневища.
3. Рассмотрите гербарные образцы ландыша, мать-и-мачехи, других корневищных растений. Сравните строение их корневищ с корневищем пырея. Укажите отличительные признаки подземных побегов и корня. Заполните таблицы.
Лабораторная работа № 7 «Черенкование комнатных растений»
Цель: сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.
О б о р у д о в а н и е: субстрат для укоренения черенков, рассадные ящики, цветочные горшки, стаканы с водой, ножницы, нож.
ХОД РАБОТЫ
-
Выберите растение.
-
Выберите субстрат для укоренения черенков.
-
Срежьте черенок ножом.
-
Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте тёплой водой.
-
После укоренения пересадите растение в цветочный горшок.
Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения моховидных растений»
Цель. Ознакомиться с внешним видом зеленого мха и белого мха. Сравнить строение сфагнума и кукушкина льна. Доказать принадлежность мхов к высшим споровым растениям.
Оборудование. Лупа ручная, кукушкин лён (гербарий), мох - сфагнум (гербарий и раздаточный материал)
Ход работы. 1. Рассмотрите у зелёного мха (например, кукушкина льна) его стебель с ризоидами, листья, коробочку на ножке. 2. Изучите особенности строения сфагнума - его стебель, листья, коробочку на ножке. 3. Сравните кукушкин лен с мхом - сфагнумом. Отметьте отличия в строении и форме листьев, коробочек, ветвлении стебля.
Оформление результатов
1. Зарисуйте внешний вид кукушкина мха и сфагнума, подпишите их органы.
Кукушкин лен
1-
2
3-
Сфагнум
1
2
3
Задания и вопросы
1. Кукушкин лен и сфагнум - сходные, т.к. имеют в строении
2. Кукушкин лен отличается от сфагнума тем, что
3. Докажите принадлежность мхов к высшим споровым растениям.