Рабочая программа по биологии в 8 классе. Базовый уровень

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ

_______(_____________) __________ Л.В.Теплова с.Большой Куганак

Протокол № _________ «_______»_________2015г. ________Ф.М.Ибатуллин

«_____»_________2015г. Приказ № _____________

от«____»________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

для 8 класса

Базовый уровень


Срок реализации программы

2015-2016 уч.год








Составитель:

Петрова Татьяна Аркадьевна

учитель биологии

первой квалификационной категории








2015г.


Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:

- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

-Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. М. : Дрофа, 2010-. 92с

- Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;

- Основной образовательной программы МОБУ СОШ с. Большой Куганак (приказ № 75 от 31.08.2015 г.),

- Положение о рабочей программе № 72 МОБУ СОШ с. Большой Куганак.

- Учебного плана МОБУ СОШ с. Большой Куганак, на 2015/16 учебный год;

Программа ориентирована на использование учебника Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 11-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2010. - 332 с.

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

В 8-м классе учащиеся получают знания о человека как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генеалогическую связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах. За пределами, которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охраны природной среды, личной гигиене.

Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:

1. Освоение знаний о человека как о биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека.

2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного рганизма, биологические эксперименты.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессах проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

4. Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.

5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек и ВИЧ-инфекции.

Основными задачами данного раздела являются следующие:

1) Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной - науками о человеке, этапами их развития.

2) Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.

3) Раскрыть роль человека в природе.

4) Продолжить формировать представление о единстве живой природы.

В рабочей программе отражена концепция системного подхода к биологическому образованию.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, теоретические и практические занятия

Виды урока: уроки ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений; уроки с применением демонстрационного опыта, урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; уроки практикумы и уроки с лабораторной работой, урок контроля и коррекции знаний и умений.

Виды и формы контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся являются устный опрос (пересказ, сообщение, опрос по опорному конспекту) и письменные работы. К письменным работам относятся тесты, диктанты, проверочные работы

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Реализации программы 2015-2016 учебный год


Общая характеристика учебного предмета

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии.

в процессе изучения биологии в 8 классе школьники должны усвоить определенныкруг сведений по анатомии и физиологии человека, цитологии и гистологии, гигиене и санитарии, общей психологии, предусмотренных стандартом биологического образования для основной школы. В результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. Это представление формируется при усвоении следующих основных понятий: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения. В формировании научных понятий важное значение приобретает система доказательств, основанных на методах конкретных наук.

Знания о социальной стороне природы человека дают возможность проследить, как изменяется поведение людей с развитием общества, как эволюционирует его экология и как воздействует социальная среда на самого человека и его окружение. Без учета социального фактора невозможно понять экологию человека, его связь с общественными структурами, формирование речи, познавательные, волевые и эмоциональные процессы, а также психологию личности в целом.

В учебнике усилено внимание к проблемам экологии, и это далеко не случайно. Если раньше экологическое давление на природу хозяйственной деятельности человека имело в основном региональные последствия, то в XXI веке оно приобретает глобальный характер и угрожает существованию жизни на нашей планете. Без экологического всеобуча невозможно осуществить природоохранные мероприятия, поднять уровень санитарной культуры населения, а также остановить рост заболеваний, которые медики называют болезнями поведения, - наркомании, алкоголизма, табакокурения, венерических заболеваний, СПИДа, гепатита В и др. Наряду с теоретическим материалом учебник включает разнообразные лабораторные и практические работы здоровье сберегающей направленности.

Не менее важен и прикладной аспект курса. Во-первых, школьники должны овладеть умениями и навыками организации здорового образа жизни, а также самооценки уровня своего здоровья и своей тренированности. С этой целью в курс введены элементарные функциональные пробы, позволяющие сравнить индивидуальные показатели с нормативными. Во-вторых, школьники должны знать, какое состояние здоровья является опасным и по каким поводам следует обращаться к врачам. Речь не идет о постановке диагноза и тем более о самолечении. Задача курса лишь в том, чтобы научить распознавать опасное состояние организма и оказывать неотложную доврачебную помощь так, чтобы не повредить пострадавшему.

Существенное внимание обращается на овладение санитарно-гигиеническими знаниями и навыками. Это позволяет осознать суть природоохранных мероприятий, понять права и обязанности населения в области экологии, представить направление работы санитарно-эпидемиологических станций и центров.

Методический аппарат учебника «Человек» (рисунки, схемы, таблицы, вопросы и задания, опыты и наблюдения) и система заданий в рабочих тетрадях помогут ученикам глубже усвоить учебный материал и систематизировать свои знания.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) системы органов. Органы и другие структурные компоненты человека. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2011.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2010. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

В рабочую программу внесены изменения.

При составлении календарно-тематического планирования учтена последовательность изложения материала в учебнике, время изучения тем, указанное в программе для общеобразовательных учреждений. Резервное время (4 часа) распределено на изучение темы «Становление наук о человеке» (Введение - 1 час), Обобщение и систематизация знаний по темам: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы», «Строение и функции организма» (Раздел 2. Строение и функции организма - 2 часа) и Итоговый урок (1 час).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным планом и учебным планом МОБУ СОШ с.Б. Куганак учебный предмет «Биология.» является обязательным в основной школе и на его преподавание отводится 90 часов в год в объеме 2 часа в неделю. (35 недель). в 8 классе по 2 часа в неделю.. Планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. - 4-е изд., - М.: Дрофа, 2010. - 92 с. -

Программа ориентирована на использование учебника Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 11-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2010. - 332 с.

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта образования, поэтому в программу не внесено изменений. При изучении разделов на уроках используется краеведческий материал, отражающий разнообразие растительного мира Башкортостана и с.Косяковка , особенности природных явлений, сезонных изменений, охраны природы Республики Башкортостан.



Четверть

Кол-во

недель

Кол-во

часов в нед

Общее

кол-во

часов

Практическая часть

контрольные

1 четв.

9

2

18

1

2 четв.

8

2

16

1

3 четв.

10

2

20

1

4 четв.

8

2

15

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

-основы экологии человека

уметь:

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

Нормы и критерии оценивания

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

1) глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

2) осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

3) полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

Оценка теоретических знаний

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Отметка «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка «1»

Отсутствие ответа

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4) научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5) проявлять организационно-трудовые умения (поддерживать чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точностью измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной не грубой ошибки и одного недочета;

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем на половину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) Или подбор оборудования, объектов и материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графах, таблицах, схемах, ит.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужного оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществом и оборудование, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится, если ученик:

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3» ставится, если ученик:

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественных.

Отметка «2» ставится, если ученик:

Работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценивание тестовых заданий:

«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 - 50%;

«4» - 82-67%; «2» - менее 50%..

Содержание учебного курса

1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

2.Происхождение человека ( Антропогенез )(3 ч.)

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.

Демонстрации:Сходство человека и животных.

Расы человека. Видовое единство человеческих рас

3. Строение организма (4 ч.)

Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.

Демонстрации:

Строение и разнообразие клеток организма человека.

Ткани организма человека.

Органы и системы органов организма человека.

Нервная система..

4. Опорно-двигательная система. (8 ч.)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.

Демонстрации:Строение опорно-двигательной системы. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

1.Микроскопическое строение костей. 2.Мышцы человеческого тела. 3.Утомление при статической работе. 4.Осанка и плоскостопие.

Контрольно-обобщающий урок «. Опорно-двигательная система»

5. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: Состав крови. Группы крови.

6. Кровеносная и лимфатическая система (7 ч.)

Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Демонстрации: Кровеносная система.Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система.

Лабораторная работа: 5. Функции венозных клапанов.6. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Контрольно-обобщающий урок № 2.по темам Внутренняя среда организма, кровеносная и лимфатическая сосуды.

7. Дыхание (4ч.)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

Демонстрации:Система органов дыхания.Механизм вдоха и выдоха.Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.

8. Пищеварение (7 ч.)

Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Демонстрации:Пищеварительная система.

Лабораторная работа.№ 7.Действие слюны на крахмал.

Контрольная работа №3 по темам Дыхание. Пищеварение.

9. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.

Лабораторная работа: №8Устоновление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена. (Определение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона)

10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч.)

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Демонстрации:Строение кожи.Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.Мочеполовая система.

11. Нервная система. (5 ч.)

Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации: Нервная система.Лабораторная работа:№9. Пальценосовая проба и особенности движения . связанные с функцией мозжечка.

12. Анализаторы. Органы чувств (4 ч.)Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика. Демонстрации: Анализаторы. Лабораторная работа № 10.Иллюзия , связанная с бинокулярным зрением.

13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч.)

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова,И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация трудаи отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.Нервная система Строение головного мозга.Регистрация электрической активности головного мозга во время сна и бодрствования .

Лабораторная работа №11 .Выработка навыка зеркального письма. Лабораторная работа № 12. Измерение числа колебаний образа.

14. Эндокринная система. Гуморальная регуляция (3час)

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Демонстрации:Железы внешней и внутренней секреции.

Контрольная работа № 5 по изученным темам.

15.Индивидуальное развитие организма (5 ч.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.ЗачетОнтогенез Итоговый тест



Учебно- тематический план

Тема

Кол-во часов

  1. Введение

2

  1. Происхождение человека

3

  1. Строение организма

4

  1. Опорно-двигательная система

8

  1. Внутренняя среда организма

3

  1. Кровь и кровеносная система

7

  1. Дыхание

4

  1. Пищеварение

7

  1. Обмен веществ и энергии

3

  1. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

5

  1. Нервная система

5

  1. Анализаторы. Органы чувств.

4

  1. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

  1. Эндокринная система

3

  1. Индивидуальное развитие организма.

5

Итого:

70 часов

Перечень лабораторных работ

Тема

1.

Лабораторная работа № 1. Микроскопическое строение костей

2.

Лабораторная работа № 2. Мышцы человеческого тела

3.

Лабораторная работа № 3. Утомление при статической работе

4.

Лабораторная работа № 4. Осанка и плоскостопие.

5.

Лабораторная работа № 5Функции венозных клапонов..

6.

Лабораторная работа № 6. Измерение скорости кровотока в сосуде ногтевого ложа.

7.

Лабораторная работа № 7. Действие слюны на крахмал

8.

Лабораторная работа № 8. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена

9.

Лабораторная работа № 9. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка.

10.

Лабораторная работа № 10. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

11

Лабораторная работа № 11. Выработка навыка зеркального письма

12.

Лабораторная работа № 12. Измерение числа колебаний образа.


Контрольные работы

Тема

К.Р.

1.

Опорно-двигательная система

К.Р.№ 1

2.

Кровь. Кровообращение

К.Р.№ 2

3.

Дыхание и Пищеварение

К.Р.№ 3

4.

Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа.

К.Р.№ 4

5.

Нервная система. Анализаторы. Эндокринная система.

К.Р.№ 5

Тематическое планирование.

урока

Тема урока.

Сроки

Примечан.

планов.

фактич.

1. Введение (2)

1.

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

2.09

2.

Становление наук о человеке

4.09

2. Происхождение человека (3ч)

1(3)

Систематическое положение человека

9.09

2 (4)

Историческое прошлое людей.

11.09

3 (5)

Расы человека

16.09

3.Строение организма (4ч)

1 (6)

Общий обзор организма.

18.09

2 (7)

Клеточное строение организма.

23.09

3 (8)

Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная.

25.09

4 (9)

Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

30.09

Опорно-двигательная система (8ч)

1 (10)

Строение костей. Типы костей.Л.Р.№1 Микроскопическое строение костей

2. .10

2 (11)

Скелет человека. Осевой скелет.

7.10

3.(12)

Скелет поясов и свободных конечностей

9.10

4.(13)

Строение мышц. Типы мышц.Л.Р.№2 Мышцы человеческого тела.

14.10

5.(14)

Работа скелетных мышц и их регуляция.Л.Р.№3 Утомление при статической работе.

16.10

6.(15)

Осанка. Предупреждение плоскостопия.Л.Р.№4 Осанка и плоскостопие.

21.10

7.(16)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

23.10

8.(18)

Контрольная работа №1 по теме «Опорно-двигательная система»

28.10

Внутренняя среда организма-3ч

1 (19)

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови

30.10

2 (20)

Строение и функции компонентов крови

6.11

3 (21)

Лейкоциты. Иммунитет. «Экстремальность условий проживания на Урале»

11.11

Кровь и кровеносная система (7)

1.(22)

Транспортные системы организма

13.11

2. (23)

Круги кровообращения Л.р.№5 Функции венозных клапанов.

18.11.

3.(24)

Строение и работа сердца

20.11

4(25)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения. Л.Р.№6 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

25.11

5(26)

Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

27.11

6( 27)

Первая помощь при кровотечениях

2.12

7 (28)

Контрольная работа №2 по темам «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы»

4.12

Дыхание-4ч.

1 (29)

Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.

9.12

2 (30)

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

11 .12

3.(31)

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

18.12

4.(32)

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. «Экологические условия и состояние здоровья жителей Стерлитамакского рна»

20.12

Пищеварение-7ч.

1(33)

Питание и пищеварение.

25.12

2(34)

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

27.12

3(35)

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.Л.Р.№7 Действие слюны на крахмал.

15.01

4(36)

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

20.01

5(37)

Регуляция пищеварения.

22.01

6(38)

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

27.01

7(39)

Контрольная работа №3 по темам «Дыхание», «Пищеварение».

29.01

Обмен веществ и энергии -3ч.

1(40)

Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни

3.02

2(41)

Витамины «Содержание витаминов в ягодах Башкотостана.»

5.02

3(42)

Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р.№ 8

«Определение норм рационального питания в условиях Башкортостана»

10.02

Покровные органы.Терморегкляция-3 ч

1(43)

Кожа - наружный покровный орган.

12.02

2(44)

Терморегуляция. Закаливание.

17.02

3(45)

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

19.02

Выделительная система-2 ч.

1(46)

Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. «Особенности нашей воды»

24.02

2(47)

Контрольная работа №4 по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Кожа»

26.02

Нервная система-5ч.

1(48)

Значение нервной системы

2.03

2(49)

Строение нервной системы. Спинной мозг

4.03

3(50)

Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. Л.Р.№ 9 Пальценосовая проба и особенности движения ,связанные с функцией мозжечка.

9.03

4(51)

Функции переднего мозга

11.03

5(52)

Соматический и автономный отделы нервной системы

16.03

12Анализаторы -4ч

1(53)

Тема №12. Анализаторы. Органы чувств.

Анализаторы. Зрительный анализатор Л.Р.10 Иллюзия , связанная с бинокулярным зрением.

18.03

2(54)

Гигиена зрения.

23.03

3(55)

Слуховой анализатор.

6..04

4(56)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса

8. .04

Высшая нервная деятность. Поведение. Психика-5ч

1(57)

Поведение. Психика.Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

13.04

2(58)

Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р.№ 11 Выработка навыка зеркального письма.

15.04

3(59)

Сон и его значение.

20.04

4(60)

Особенности ВНД человека

22.04

5(61)

Воля, эмоции, сознание. Л.Р.№ 12 Измерение числа колебаний образа

27.04

Эндокринная система-3 ч.

1(62)

1. Роль эндокринной регуляции

29.04

2 (63)

2. Функции желез внутренней секреции

4.05

3 (64)

Контрольная работа №5 по пройденным темам.

6.05

Индивидуальное развитие организма- 5ч.

1(65)

Жизненные циклы. Размножение.

11.05

2(66)

Развитие зародыша и плода.

13.05

3(67)

Наследственные и врожденные заболевания.

18.05

4(68)

Развитие ребенка после рождения. Интересы, склонности,способности.«Личность и ее особенности. «Образ жизни, традиции нашего нарда и здоровье»

20.05

5( 69)

7 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье сибиряков».

О вреде наркогенных веществ.

25.05

70

Итоговый тест.

27.05

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Основная литература для обучающихся

1.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - учебник для общеобразовательных учреждений. - 4-е изд. - М.: «Дрофа», 2010.

.2.Колесов Д.В., Маш Р.Д.Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010.

Пособия для учителя

1. Колесов Д.В., Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2011.

2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2010. - 96 с.

3. Пепеляева О.А., И.В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8 класс. - М.: «ВАКО», 2011.

4. Лебедев С.А.Уроки биологии с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. М., «Планета», 2011г.

5.Пустохина О.А.Биология. 6-11 классы: конспекты уроков: технологии, методы,приёмы. Волгоград, «Учитель», 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. bio.1september.ru 2. bio.nature.ru 3.edios.ru



© 2010-2022