Мастер-класс по биологии в 6 классе на тему: Органы цветковых растений

Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальный тур Всероссийского конкурса «Учитель года - 2011»

Каа-Хемского района Республики Тыва

Мастер-класс учителя биологии Лопсан Сергея Михайловича

МОУ СОШ с. Бурен-Хем Каа-Хемского района РТ

Предмет: биология.

Класс: 6 класс.

Тема урока: «Органы цветковых растений»

Форма: игра-путешествие.

Цели урока:

Образовательные:

  • Развитие интереса к изучаемому предмету, активизация познавательной деятельности учащихся.

  • Обобщение полученных знаний, на основе уже приобретенных, таких как: органы цветковых растений; о ткани, взаимосвязи строения и функции тканей и органов.

Воспитательные:

  • Развитие познавательных способностей через использование творческих форм игры, культуру умственного труда.

Развивающие:

  • Формирование коммуникативных умений в ходе коллективного обсуждения, внимание.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, экран.

Форма использования: проецирование на экран заданий туров и выбор правильных ответов командами.

Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.


Правила игры, работа с презентацией:

Учащиеся разделены на 2 команды по 6 человек, 3 человека - жюри, остальные болельщики.

Путешествие состоит из пяти туров, связанных с мультимедийными слайдами. Возможны дополнительные правила на усмотрение учителя.

Слайд 2. Перед началом игры, учащимся зачитать общие правила. Ориентируясь по стрелкам карты, вы должны пройти все этапы, набрав максимально возможное количество баллов и получить почетный приз.

В это время появляется окно «Кто первый» (с задержкой 5 сек). Нажать на окно, происходит переход на слайд 3.

Слайд 3. Нажать на куб со знаком «?», появляется вопрос и варианты ответов. Команда, которая первой ответит верно, получает право первой приступить к I конкурсному туру. Затем, в правом нижнем углу нажать на кнопку перехода к карте игры.

Слайд 4 Карта игры. Здесь располагаются знаки туров, последовательность которых определяется стрелками. После каждого тура команды возвращаются к карте по кнопке возврата (правый нижний угол слайда) и продолжают игру, кликая мышкой на знак следующего тура.

Слайды 5-11 - туры игры, где расположены вопросы для каждой команды. Команда, приступившая к игре первой, имеет право выбора блока вопросов. Цель команд - пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В случае правильных ответов команда получает по 1 баллу за каждый и переходит на следующий этап. Если ответ неверный, баллы не начисляются, но команда так же переходит на следующий тур. При верном ответе куб ответа увеличивается в размере, при неверном ответе - слово «Неверно!».

Слайд 11. Команда, пришедшая первой на последний этап, имеет право выбора: ответить на один сложный вопрос (один замок справа) - 3 балла, либо на три менее сложных вопроса (три замка слева) по 1 баллу.

После правильного ответа на последний вопрос появляется картинка «Приз», при нажатии на которую происходит переход на слайд 12 - «Золотой свиток».

Подведение итогов, рефлексия.

Рефлексия учеников, обсуждение того, что повторили. Подсчет баллов. Выставление оценок.

Ход урока

Слайд 2. Организационный момент. Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проводим своеобразное путешествие в страну знаний. Мы начинаем с вами рыцарский турнир. Приз - золотой свиток с одной из великих мудростей. Команда, которая займет первое место, получит самый главный приз - «5». У нас есть две команды - участницы, строгое жюри, которое будет оценивать мнения команд. (Учитель вызывает команды за игровые столы, объявляет жюри).

Итак, собираемся в путь. Будьте готовы к трудностям. С собой надо взять багаж - знания, которые помогут справиться с трудностями.

Слайд 3. Великий Ботаникус предлагает вам отправиться в путь за «Золотым свитком». Во время своего путешествия, используя «Волшебную карту», вы должны пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В случае правильных ответов вы переходите на следующий этап и получаете по 1 баллу за каждый правильный ответ. Если ваш ответ неверный, баллы не начисляются. Цель команд - пройти пять этапов и ответить на все вопросы. В конце пути вас ожидает «Золотой свиток» с одной из великих мудростей. Вперед - юные рыцари, за золотым свитком!

А теперь определим, какая команда начнет состязания первой (переход на слайд 4).

Слайд 4. Дракон закрывает путь следования. Чтобы открыть его, необходимо сразиться с трехглавым чудовищем. Покорить его можно, только правильно ответив на вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: Первым при прорастании появляется корень:

1. главный 2. боковой 3. придаточный

Вопрос 2: Мочковатая корневая система характерна для растений:

1. лопуха 2. ржи 3.одуванчика

Вопрос 3: Стержневая корневая система характерна для:

1. подорожника 2. лопуха 3. пшеницы

2 блок.

Вопрос 1: При окучивании появляются корни:

1. главный 2. боковые 3. придаточные

Вопрос 2: Стержневая корневая система характерна для:

1.редиса 2. фиалки 3. тюльпана

Вопрос 3: Мочковатая корневая система характерна для растений:

1. рогоза 2. петрушки 3. моркови

Слайд 5. Для прохождения данного тура вы должны внести свою долю знаний в Горшок мудрости. Каждый правильный ответ падает в горшок в виде золотой монетки.

1 блок.

Вопрос 1: Женский генеративный орган:

1. тычинка 2. пестик 3. венчик

Вопрос 2: Двойной околоплодник:

1. чашечка + чашелистики 2. венчик 3. чашечка + венчик

Вопрос 3: Орган генеративного размножения:

1. лист 2.корень 3. цветок

2 блок.

Вопрос 1: Мужской генеративный орган:

1. пестик 2. лепестки 3. тычинка

Вопрос 2: Орган генеративного размножения:

1. цветок 2. стебель 3. лист

Вопрос 3: Простой околоплодник:

1. венчик 2. чашечка + чашелистики 3. чашечка + венчик

Слайд 6. А теперь побываем в гостях у друида в священной роще. Ведь друиды были не просто хранителями и толкователями древней мудрости, но и обладателями особого учения, которое передавали своим ученикам в глубине пещер и лесов, в непосредственном общении с сакральной природой. Ответив на все вопросы, вы получаете возможность пройти на следующий тур.

1 блок.

Вопрос 1: Побег - это:

1. стебель - 2. стебель с листьями и почками 3. стебель, листья, корень

Вопрос 2: Растения, имеющие укороченный стебель: РРрр

1. лук 2. арбуз 3. одуванчик

Вопрос 3: Передвижение органических веществ идет по:

1. сосудам 2. лубу 3. древесине

2 блок.

Вопрос 1: Почка, имеющая зачаточный бутон:

1. верхученная 2. вегетативная 3. генеративная

Вопрос 2: Слой стебля, благодаря которому он растет в толщину:

1. луб 2. древесина 3. камбий

Вопрос 3: Слой стебля, в котором накапливаются питательные вещества:

1. сердцевина 2. луб 3. кора

Слайд 7. Волшебная Старая ива символизирует жизнь и долголетие. Ива обладает силой в борьбе со злыми духами, закрывающими путь познания, и, когда это нужно, может помочь изгнать их. Она поможет перейти на следующий тур, если вы правильно ответите на вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: Вегетативное размножение луковицами:

1. чеснок - 2. топинамбур 3. пион

Вопрос 2: В чем сходство клубня и побега:

1. на свету зеленеет 2. нет почек 3. есть сердцевина

Вопрос 3: Вегетативное размножение листьями:

1. смородина 2. пион 3. фиалка

2 блок.

Вопрос 1: Вегетативное размножение усами:

1. георгин 2. земляника 3. ирис

Вопрос 2 В состав побега входят органы:

1. цветок и плод; 2. стебель и корень. 3. стебель с листьями и почками

Вопрос 3: Вегетативное размножение клубнями:

1. картофель 2. тюльпан 3. ландыш

Слайд 8. Вы попали в загадочный лабиринт Минотавра.

По легенде Минотавр - бык Миноса, царя Крита, был получеловеком-полубуйволом. Это - существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключил его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Минотавр нашего лабиринта поможет пройти его без препятствий и покажет путь к следующему этапу, если вы правильно ответите на его вопросы.

1 блок.

Вопрос 1: В процессе фотосинтеза в воздух выделяется:
1. кислород;
2. углекислый газ;
3. азот и углекислый газ.

Вопрос 2: Какие клетки принимают участие в фотосинтезе

1. столбчатые 2.кожицы листа 3.замыкающие

Вопрос 3: Какие клетки участвуют в испарении:

1. губчатые 2. устьичные 3. столбчатые

2 блок.

Вопрос 1: Дыхание растения, находящегося в темноте;
1. не прекращается;
2. приостанавливается;
3. более энергично.

Вопрос 2 Какие вещества образуются при фотосинтезе
1. белки 1. жиры 3. углеводы

Вопрос 3: У каких растений листья видоизменены в ловушки:

1. кактус 2. росянка 3. барбарис

Слайд 9. Поздравляем вас! Вы по праву получаете «Золотой свиток» с одной из великих мудростей.

Подведение итогов, рефлексия.

Рефлексия учеников, обсуждение того, что повторили. Подсчет баллов.

Выставление оценок.

Слайд 10. Спасибо за внимание!!!

6


© 2010-2022