- Преподавателю
- Биология
- Конспект урока по биологии Деление клетки. Митоз и мейоз
Конспект урока по биологии Деление клетки. Митоз и мейоз
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лямцева Э.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
уРОК 4 . ДЕЛЕНИЕ КЛЕТкИ . МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Цели: изучить типы деления клеток, их роль в организме; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: проблемный.
Оборудование: таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения
животной клетки», презентация «Деление клетки»
ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
-
Орг. Момент.
-
Проверка дом. задания (тест), затем взаимопроверка и выставление оценок.
-
Актуализация знаний.
К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.
Важнейшее свойство клеток - деление.
-За счет чего растет организм - вырастают его клетки или возрастает их количество?
- Откуда же берутся новые клетки на смену старым?
- Таким образом, какой же можно сделать вывод?
-
Самостоятельное работа по учебнику
5. Основные типы деления клеток.
- Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?
- Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным) циклом
- Поскольку мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого я вам раздала сравнительную таблицу .
Записывают число и тему урока. Слушают учителя.
-Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.
- Они появляются в результате деления предшествующей клетки.
Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:
- Деление - важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.
- Нет, не все клетки делятся одинаково.
- Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз.
6. Интерфаза.
- Сначала дочерняя клетка готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.
- Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.
- Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза.. которая может продолжаться до 20 часов.
7. Основные фазы митоза.
- А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4..
- Рассмотрим процессы, происходящие в фазах митоза.
- Как будет выглядеть процесс деления клетки в живых клетках в жизни.
- В чем биологический смысл митоза?
- Дочерние клетки, которые образуются в результате деления материнской, получают наследственную информацию, которая идентична материнской.
- В основе каких процессов лежит митоз?
Слушают объяснение учителя.
Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетрадь .
Записывают названия фаз
- Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т. д.
сравнительная таблица
-
Пункты сравнения
Митоз
Мейоз
1. Тип деления
Бесполое
Половое
2. Продолжительность
1-2 часа
-
3. Количество этапов
1 этап
2 этапа
4. Количество фаз
4 фазы:
1. Профаза.
2. Метафаза.
3. Анафаза.
4. Телофаза
4 фазы в каждом делении
5. Результат деления
2 дочерние клетки
4 клетки
6. Количество хромосом в дочерних клетках
Идентичное материнскому
Вдвое меньше, чем
в материнской клетке
8. Мейоз.
- Продолжим работу по заполнению таблицы. - Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.
- Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?
- Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?
- Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки?
- Как расходятся хромосомы к полюсам?
Слушают учителя.
Работают с текстом учебника и рисунками.
Заполняют вместе с учителем таблицу.
- перед 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.
- Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.
- Они выстраиваются попарно.
- Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.
- В чем биологическое значение мейоза?
- Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток?
- А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза?
- Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?
- Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.
- мейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных.
- Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).
- Они обменивались между собой участками.
- Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.
Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.
6. Закрепление. Итоги урока.
Предлагает учащимся задания 10(с. 28, учебник).
Отвечают на вопросы учебника.
Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление.
Домашнее задание .Изучить § 4 ,ответить на вопросы с. 28