- Преподавателю
- Биология
- Методическая разработка Проведение уроков биологии
Методическая разработка Проведение уроков биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Крымова Т.Н. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные требования к проведению урока. Какие технологию помогут в развитии?
Современный урок - урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Одной из задач современной школы можно считать подготовку выпускника, способного к успешному продолжению обучения в высшем учебном заведении, а также научно - исследовательская деятельность в разных областях знаний, в реализации творческого потенциала в сменных социально - экономических условиях.
Вашему вниманию предложен опыт работы учителя биологии Донецкой гуманитарной гимназии №33 Крымовой Татьяны Николаевны по теме «Использование проектных технологий на уроках биологии для повышения учебно - познавательной компетенции учеников».
Во многих странах мира проектная педагогика приобрела широкое применение и крепко вошла в практику благодаря гуманистическим основам, рациональному соединению теоретических знаний и их практическому применению, возможности формировать общественный и социальный опыт личности. "Проект" в буквальном переводе с латинского означает "брошенный вперед".
Проектная технология предусматривает:
-
отображение реальных интересов его участников;
-
организованная "самодеятельность";
-
работа в команде;
-
свободный выбор учебной деятельности, тематики проекта, траектории деятельности;
-
включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
-
систематическое отслеживание результатов работы;
-
оформление презентации результатов;
-
фиксированное время выполнения проектов.
Характеристика обучения с использованием проектных технологий:
-
Актуальность - активное участие учеников во всех этапах работы с проектом.
-
Междисциплинный характер обучения - использование учениками знаний, полученных раньше по другим дисциплинам, повторение и активное использование этих знаний в ходе выполнения проекта.
-
Комплексное решение заданий - стимулирование учащихся к решению реальной составной проблемы, что позволяет развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать разнообразную информацию.
-
Мотивационный характер обучения - выбор тематики проекта близкой к интересам и потребностям учащихся.
-
Реалистичность обучения - проект становится реальной частью жизни учащихся, которые принимают участие в выполнении проекта, работа с информацией, готовить презентацию проекта, отвечает за его результат, анализирует отзывы.
В основе метода проектов лежит:
-
Развитие познавательных умений и навыков учащихся.
-
Умение ориентироваться в информационной среде.
-
Самостоятельное конструирование своих знаний.
-
Интегрирование знаний в разнообразных сферах наук.
-
Критическое мышление.
Тематика проектов определяется практичною значимостью вопроса, его актуальностью, возможностью его решения к приобщению знаний учеников в разнообразных сферах. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обгрунтованное соединение методов, форм и способов обучения.
Стадии работы над проектом:
-
Мотивация проектной деятельности учащихся.
-
Введения учащихся в тематическое поле проекта, формирование групп, целеполагания, планирование работы.
-
Сбор информации по проблематики проекта, поиск путей решения проблемы.
-
Структурирование информации, анализ эффективности обратного способа решения проблемы проекта.
-
Выполнение запланированных шагов в решении проекта, практических действий.
-
Оформление результатов проекта, подготовка к презентации.
-
Анализ полученных результатов, экспертиза продуктов проекта.
-
Корригированные результатов работы над проектом.
-
Презентация, оценка и анализ проекта.
-
Анализ проектной деятельности.
Внедрение проектной технологии на уроках биологии:
Основные задания:
-
Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся.
-
Становление личности, как активного социокультурного деятеля.
-
Поиск путей соединения классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса.
-
Подготовка учащихся к проектной деятельности и материально - техническое обеспечения.
Пути решения поставленных заданий:
-
Организация проектов средней продолжительности и длительных.
-
"Погружение" учащихся в проектную деятельность.
-
Реализация школьного компонента учебного плана (факультативных занятий, курсов по выбору, занятий кружков).
Мною используется несколько подходов к внедрению проектных технология относительно классно-урочной системы обучения: проектная технология обучения используется на уроке, работа над проектом объединяет урочную и внеурочную деятельность учеников, проект выполняется в рамках внеклассной и внешкольной деятельности учеников.
На мой взгляд, применяя проектную технологию обучения на уроке, я стараюсь оптимизировать прохождение программного материала по биологии. В этом случае выбирается отдельная тема или раздел, на материале которого можно развернуть проектную работу. Ученики мотивируются к работе над проектом, актуализируется избранная тема. Работа над проектом длится 2-10 занятий, на которых я выступаю в роли координатора, руководителя, консультанта.
Отдельные стадии проектной деятельности требуют внеурочной работы школьников: это обработка дополнительных источников информации, исследовательская, поисковая работа, подготовка портфолио и презентационных материалов и т.п. То есть, включение проектной деятельности к работе на уроке бескомпромиссно нуждается в привлечении разных возможностей внеурочного времени школьников. Именно поэтому концептуальные положения проектной технологии обучения ведут к противоречиям между необходимыми организационными формами проектной деятельности и классно-урочной системой.
Цель проектной технологии: соединить внеурочную и урочную деятельность учеников, привлечь результаты их исследовательской деятельности к содержанию урочного учебного материала. Мною разработан цикл уроков по теме «Популяция. Экосистема. Биосфера». Такое объединение исследовательских проектов учеников экологического направления является одним из наиболее удачных подходов к объединению урочной и внеурочной деятельности школьников и внедрение проектной технологии в образовательный процесс. Широкого распространения в моей практике, как один из оптимальных образов внедрения проектной технологии в учебный процесс, приобрели творческие защиты проектов.
Одним из направлений моей работы была организация проектной деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе (воспитательные мероприятия: выступление агитбригады «Экозеркало», проведение на недели биологии «Дня птиц»). Особое внимание уделялось международных проектах (2012 г., международный проект «Go Green!» «Вперед, зеленые!»).
Результативность внедрения проектной технологии:
Олимпиады: Победители и призеры ІІ и ІІІ этапов олимпиады по биологии и экологии: 2006-2007 -2, 3 места во ІІ этапе, 2007-2008 - 2, 3 места во ІІ этапе, 2008-2009 - 1 место во ІІ этапе и 3 место в ІІІ этапе, 2009-2010 - 3 место во ІІ этапе, 2010-2011 - 2, 3 место во ІІ этапе, 2014-2015 - два 2 места в Республиканском этапе
Малая академия наук , секция "Биология человека": 2006-2007 -1 место в районном, и 3 место в областном этапе, 2007-2008 - 1 место в районном, и 3 место в областном этапе, 2008-2009 н. - 1 место в районном, и 2 место в областном этапе, 2009-2010 - 1 место в районном, и 1 место в областном этапе, ІІІ место во Всеукраинском этапе, 2010-2011 - 1 место в районном этапе.
Образовательный процесс в гимназии имеет широкие возможности по внедрению проектной технологи обучения. Проектная деятельность на уроках биологии выступает как специфическая форма творчески и универсальный способ развития учебно - познавательной компетенции учащихся. Проектная деятельность для учащихся гимназии является способом профессионально - личностного развития.