Методическая разработка Проведение уроков биологии

Раздел Биология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные требования к проведению урока. Какие технологию помогут в развитии?

Современный урок - урок, соответствующий нынешним требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника. Одной из задач современной школы можно считать подготовку выпускника, способного к успешному продолжению обучения в высшем учебном заведении, а также научно - исследовательская деятельность в разных областях знаний, в реализации творческого потенциала в сменных социально - экономических условиях.

Вашему вниманию предложен опыт работы учителя биологии Донецкой гуманитарной гимназии №33 Крымовой Татьяны Николаевны по теме «Использование проектных технологий на уроках биологии для повышения учебно - познавательной компетенции учеников».

Во многих странах мира проектная педагогика приобрела широкое применение и крепко вошла в практику благодаря гуманистическим основам, рациональному соединению теоретических знаний и их практическому применению, возможности формировать общественный и социальный опыт личности. "Проект" в буквальном переводе с латинского означает "брошенный вперед".

Проектная технология предусматривает:

  • отображение реальных интересов его участников;

  • организованная "самодеятельность";

  • работа в команде;

  • свободный выбор учебной деятельности, тематики проекта, траектории деятельности;

  • включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;

  • систематическое отслеживание результатов работы;

  • оформление презентации результатов;

  • фиксированное время выполнения проектов.

Характеристика обучения с использованием проектных технологий:

  • Актуальность - активное участие учеников во всех этапах работы с проектом.

  • Междисциплинный характер обучения - использование учениками знаний, полученных раньше по другим дисциплинам, повторение и активное использование этих знаний в ходе выполнения проекта.

  • Комплексное решение заданий - стимулирование учащихся к решению реальной составной проблемы, что позволяет развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать разнообразную информацию.

  • Мотивационный характер обучения - выбор тематики проекта близкой к интересам и потребностям учащихся.

  • Реалистичность обучения - проект становится реальной частью жизни учащихся, которые принимают участие в выполнении проекта, работа с информацией, готовить презентацию проекта, отвечает за его результат, анализирует отзывы.

В основе метода проектов лежит:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся.

  • Умение ориентироваться в информационной среде.

  • Самостоятельное конструирование своих знаний.

  • Интегрирование знаний в разнообразных сферах наук.

  • Критическое мышление.

Тематика проектов определяется практичною значимостью вопроса, его актуальностью, возможностью его решения к приобщению знаний учеников в разнообразных сферах. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обгрунтованное соединение методов, форм и способов обучения.

Стадии работы над проектом:

  1. Мотивация проектной деятельности учащихся.

  2. Введения учащихся в тематическое поле проекта, формирование групп, целеполагания, планирование работы.

  3. Сбор информации по проблематики проекта, поиск путей решения проблемы.

  4. Структурирование информации, анализ эффективности обратного способа решения проблемы проекта.

  5. Выполнение запланированных шагов в решении проекта, практических действий.

  6. Оформление результатов проекта, подготовка к презентации.

  7. Анализ полученных результатов, экспертиза продуктов проекта.

  8. Корригированные результатов работы над проектом.

  9. Презентация, оценка и анализ проекта.

  10. Анализ проектной деятельности.

Внедрение проектной технологии на уроках биологии:

Основные задания:

  • Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся.

  • Становление личности, как активного социокультурного деятеля.

  • Поиск путей соединения классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса.

  • Подготовка учащихся к проектной деятельности и материально - техническое обеспечения.

Пути решения поставленных заданий:

  • Организация проектов средней продолжительности и длительных.

  • "Погружение" учащихся в проектную деятельность.

  • Реализация школьного компонента учебного плана (факультативных занятий, курсов по выбору, занятий кружков).

Мною используется несколько подходов к внедрению проектных технология относительно классно-урочной системы обучения: проектная технология обучения используется на уроке, работа над проектом объединяет урочную и внеурочную деятельность учеников, проект выполняется в рамках внеклассной и внешкольной деятельности учеников.

На мой взгляд, применяя проектную технологию обучения на уроке, я стараюсь оптимизировать прохождение программного материала по биологии. В этом случае выбирается отдельная тема или раздел, на материале которого можно развернуть проектную работу. Ученики мотивируются к работе над проектом, актуализируется избранная тема. Работа над проектом длится 2-10 занятий, на которых я выступаю в роли координатора, руководителя, консультанта.

Отдельные стадии проектной деятельности требуют внеурочной работы школьников: это обработка дополнительных источников информации, исследовательская, поисковая работа, подготовка портфолио и презентационных материалов и т.п. То есть, включение проектной деятельности к работе на уроке бескомпромиссно нуждается в привлечении разных возможностей внеурочного времени школьников. Именно поэтому концептуальные положения проектной технологии обучения ведут к противоречиям между необходимыми организационными формами проектной деятельности и классно-урочной системой.

Цель проектной технологии: соединить внеурочную и урочную деятельность учеников, привлечь результаты их исследовательской деятельности к содержанию урочного учебного материала. Мною разработан цикл уроков по теме «Популяция. Экосистема. Биосфера». Такое объединение исследовательских проектов учеников экологического направления является одним из наиболее удачных подходов к объединению урочной и внеурочной деятельности школьников и внедрение проектной технологии в образовательный процесс. Широкого распространения в моей практике, как один из оптимальных образов внедрения проектной технологии в учебный процесс, приобрели творческие защиты проектов.

Одним из направлений моей работы была организация проектной деятельности не только на уроках, но и во внеклассной работе (воспитательные мероприятия: выступление агитбригады «Экозеркало», проведение на недели биологии «Дня птиц»). Особое внимание уделялось международных проектах (2012 г., международный проект «Go Green!» «Вперед, зеленые!»).

Результативность внедрения проектной технологии:

Олимпиады: Победители и призеры ІІ и ІІІ этапов олимпиады по биологии и экологии: 2006-2007 -2, 3 места во ІІ этапе, 2007-2008 - 2, 3 места во ІІ этапе, 2008-2009 - 1 место во ІІ этапе и 3 место в ІІІ этапе, 2009-2010 - 3 место во ІІ этапе, 2010-2011 - 2, 3 место во ІІ этапе, 2014-2015 - два 2 места в Республиканском этапе

Малая академия наук , секция "Биология человека": 2006-2007 -1 место в районном, и 3 место в областном этапе, 2007-2008 - 1 место в районном, и 3 место в областном этапе, 2008-2009 н. - 1 место в районном, и 2 место в областном этапе, 2009-2010 - 1 место в районном, и 1 место в областном этапе, ІІІ место во Всеукраинском этапе, 2010-2011 - 1 место в районном этапе.

Образовательный процесс в гимназии имеет широкие возможности по внедрению проектной технологи обучения. Проектная деятельность на уроках биологии выступает как специфическая форма творчески и универсальный способ развития учебно - познавательной компетенции учащихся. Проектная деятельность для учащихся гимназии является способом профессионально - личностного развития.

© 2010-2022