- Преподавателю
- Биология
- Конспект. Обмен веществ и энергии
Конспект. Обмен веществ и энергии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Любовникова Е.В. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 13. Автотрофный тип обмена веществ.
Цели: Образовательная. Расширить знания учащихся о различных формах обмена веществ в клетке и организме; формировать понятия пластического и энергетического обменов в клетке и их биологической сущности. Развивающая. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Воспитательная. Создавать условия увлечённого учения; воспитывать познавательное отношение к учебе.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Формы организации познавательной активности: фронтальная, индивидуальная, работа по составлению схем, решение задач.
Оборудование: Таблица «Энергетический обмен». Таблица «Фотосинтез»
Домашнее задание: Параграф 4.3 уметь отвечать по схеме фотосинтеза. Самостоятельно- хемосинтез (пересказ) . Повторить параграф 4.1 для решения задач по биосинтезу белка.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Опрос д/з: 1) На доске схема с пропусками ( вставить недостающее) (ответ)
Метаболизм - обмен веществ и энергии. Участие органических и неорганических веществ в разнообразных химических превращениях, составляющих суть обмена веществ и энергии.
2) В чем заключается суть биологического синтеза белков? (ответ: Транскрипция (протекает в ядре) .Трансляция (протекает в цитоплазме на рибосомах) )
3). Какова роль АТФ в энергетическом и пластическом обмене? (рассказ по схеме) (ответ: молекулярная структура АТФ не стабильна. Под влиянием специфических ферментов она подвергается гидролизу, т.е. присоединяет молекулу воды и расщепляется. Эта реакция сопровождается выделением 40 кДж энергии.)
4)Задача: Роль АТФ можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство. (ответ: АТФ можно сравнить с аккумулятором в том смысле, что его производство требует энергии и он служит удобным кратковременным накопителем энергии. АТФ вырабатывается в процессе дыхания и может перемещаться в любую часть клетки, где необходима энергия, «разряжаться» (превращаясь в АДФ), а затем при дыхании вновь «заряжаться» (когда АДФ снова превращается в АТФ).
5). Перечислите этапы энергетического обмена и охарактеризуйте их суть кратко:
(ответ: Подготовительный Бескислородный Кислородный )
4. Новый материал.
Фотосинтез - характерен только для автотрофных клеток
5. Закрепление материала
Проверка знаний, тестирование
6. Подведение итогов урока
1. Оценка результатов работы на уроке, выставление отметок.
Задания для контроля по теме « Метаболизм»
1. Выберите правильные ответы.
1.Каждая аминокислота кодируется:
а) 2 - мя нуклеотидами
б) 4 - мя нуклеотидами
в) 1 - м нуклеотидом
г) 3 - мя нуклеотидами
2.Процесс переписывания информации с ДНК на и - РНК называется:
а) биосинтезом
б) редупликацией
в) трансляцией
г) транскрипцией
3. Аминокислоты к месту сборки белка доставляются молекулами:
а) ДНК
б) белка
в) т - РНК
г) и - РНК
4. Антикодон т- РНК УУЦ соответствует триплету и - РНК:
а) ААГ
б) ТТЦ
в) ТТГ
г) ААЦ
_____________________________________________________________________________
2. Ответьте, правильно ли, данное высказывание. (да, нет)
1. Световая фаза фотосинтеза протекает только на свету.
2. Темновая стадия фотосинтеза протекает только в темноте.
3. Аэробный тип дыхания протекает в митохондриях.
4. Ассимиляция и катаболизм - синонимы.
5. Фотосинтез и дыхание - противоположные процессы.
3. Закончите предложение. 1.Совокупность реакций, протекающих в клетке, называется ____________.
2. Биологический смысл процесса дыхания состоит в образовании _________.
____________________________________________________________________________
4.Задача: Роль АТФ можно сравнить с ролью аккумулятора. Объясните, в чем заключается это сходство.
__________________________________________________________________________________
5. Задача. Определите первичную структуру белка, если известна одна из цепочек молекулы ДНК:
1 вариант: ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА.
2 вариант: ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ.
6. Каждому термину, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведённое в правой колонке.
А. Гликолиз
1. Процесс перевода наследственной информации из молекулы ДНК в последовательность кодонов и-РНК.
Б. Фотосинтез
2. Сочетание трёх нуклеотидов в молекуле ДНК.
В. Фотолиз
3. Процесс перевода информации из кодонов и-РНК в последовательность аминокислот полипептидной цепи.
Г. Трансляция
4. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о белке.
Д. Автотроф
5. Процесс разложения под действием энергии солнечного света.
Е. Метаболизм
6. Организм, использующий для питания только органические вещества.
Ж. Транскрипция
7. Совокупность процессов обмена веществ и энергии в организме.
З. Гетеротроф
8. Процесс ферментативного расщепления глюкозы без участия кислорода.
И. Ген
9. Организм, осуществляющий синтез органического вещества из неорганического.
К. Кодон
10. Процесс преобразования растениями энергии Солнца в энергию химических связей органического вещества.
5. Ответ:
1 вариант
2 вариант.
ГАТ-АТТ-ТАЦ-ГЦА
ТГТ-ТАТ-ЦАА-ЦГТ
ЦТА-ТАА-АТГ-ЦГТ
АЦА-АТА-ГТТ-ГЦА
ГАУ-АУУ-УАЦ-ГЦА и-РНК
УГУ-УАУ-ЦАА-ЦГУ и-РНК
ЦУА-УАА-АУГ-ЦГУ т-РНК
АЦА-АУА-ГУУ-ГЦА т-РНК
лей стоп мет арг
тре иле вал ала
6. Ответы: 1- ж , 2- к, 3-г, 4-и, 5-в, 6-з, 7-е, 8-а, 9-д, 10-б.
1. Ответы: 1г .2г .3в .4а
2. Ответы: 1да 2да 3нет 4нет 5да
3. Ответы: 1 метаболизм 2образование АТФ
4. (ответ: АТФ можно сравнить с аккумулятором в том смысле, что его производство требует энергии и он служит удобным кратковременным накопителем энергии. АТФ вырабатывается в процессе дыхания и может перемещаться в любую часть клетки, где необходима энергия, «разряжаться» (превращаясь в АДФ), а затем при дыхании вновь «заряжаться» (когда АДФ снова превращается в АТФ).
5