- Преподавателю
- Биология
- Урок
Урок
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бариева А.И. |
Дата | 20.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок по биологии для 8 класса: « Загадки нашего организма. Кровь и кровообращение. Здоровье »
Автор урока: Бариева Айгуль Ирековна,
учитель биологии I кв. категории.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме : Кровеносная система
Задачи
1.образовательные:
сформировать представления по теме "Кровь и кровообращение, обобщить и систематизировать знания по этой теме"
2. развивающие:
а) развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию творчества.
б) развивать образное мышление, биологическую речь, умение анализировать, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
3. воспитательные:
а) способствовать нравственному воспитанию, на примере оказания первой медицинской помощи пострадавшему
б) воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки
Оборудование: таблица, фотография, карточки с терминами, мультимедийное оборудование,
ЭОР с сайта fcior.ru
1) Элементы крови практическая работа
2) Строение сердца
3) Заболевания сердечно-сосудистой системы
Учебник: М.Р. Сапин, Н.И. Сонин. 8 кл. - М.: Дрофа, 2009 - 215 с.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: беседа, проблемный, частично-поисковый на основе использования ЭОР.
Формы организации УД: медицинская конференция
Планируемые результаты:
Личностные
Предметные
Метапредметные
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение крови, сердца, кровеносной системы
Развивать умения сравнивать и определять приоритеты в изучении данной темы
Умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. Умение работать с разными биологическими источниками. Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Использовать литературные произведения для изучения данной темы.
Технологическая карта урока:
1) Организационный момент:
- Взаимное приветствие
- Психологический настрой на урок
2) Ориентировочно-мотивационный этап:
Учитель Сегодня мы проведём медицинскую конференцию, на которой будем говорить о крови, кровообращении, как сохранить сердце и кровеносные сосуды здоровыми.
Наш организм создан, чтобы жить 120 лет жизни. Если мы живем меньше. То это вызвано не недостатком организма, а тем как мы с ним обращаемся
Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы, жрецы заставляли своих деревянных идолов "Плакать кровью", древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы древней Греции считали кровь носителем души.
Действительно кровь - самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови - важнейшие условия жизни организма. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород и питательные вещества.
а) Постановка учебных задач: Сформировать представления о крови, сердце, кровеносной системе, научиться работать в измененных ситуациях, уметь представлять материал и участвовать в беседе.
3) Операционально-исполнительский этап:
-Учитель: «Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме» Н.А.Кассирский.
-Ученики: Анализ крови - одно из часто проводимых исследований. При анализе определяют: количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара, СОЭ и т.д.
- Ученик: демонстрирует практическую работу, используя материал ФЦИОР: fcior.edu.ru/card/8036/formennye-elementy-krovi-ih-stroenie-i-funkcii.html
- Учитель: Давайте посмотрим на анализы, представленные перед нами, и попробуем определить пол, отклонения от нормы и поставить диагноз пациента слайд № 3
- Ученики: Ученики приводят аргументы, комментируют данные анализов.
- Учитель: перед вами задача Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно - медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом? Слайд № 4
- Ученик: После сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоревшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится, повышенное содержание железа значит, на одежде была кровь.
-Учитель: Кровь перегоняется мышечным органом и:
Что такое сердце?
Камень твёрдый?
Яблоко с багрово красной кожей?
Может быть, меж рёбер и аортой
Бьётся шар, на шар земной похожий?
Так, или иначе, всё земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
-Ученики: Анализируют стихотворение латышского поэта.
-Ученица: Выступает с презентацией «Строение сердца».
-Учитель: Решим задачу.
1) Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе? (слайд 7)
2)"На одном футбольном матче сидели рядом врач и его знакомый ярый болельщик, между ними происходил такой разговор:
- А ведь футболистам надо иметь железное сердце, чтобы выдержать такую нагрузку, - обратился к врачу его знакомый
- что ты друг мой, - ответил врач, - железное сердце никогда бы не выдержало надо иметь сердце спортсмена.
- а разве оно чем - нибудь отличается от обычного, ну, скажем, моего или твоего?
- еще бы! - воскликнул врач
Чем же отличается сердце спортсмена? Почему оно крепче железа? " (слайд 6)
-Ученик: Например, если человек - спортсмен, ежедневно тренируется, то интенсивные физические нагрузки требуют и от сердца более активной работы: большего притока крови, увеличения частоты сердечных сокращений. Это приводит к тому, что клетки мышцы сердца увеличиваются в размерах. Происходит увеличение массы сердца - так называемое «сердце спортсмена». В данном случае увеличение обусловлено физиологическими причинами, но чрезмерная нагрузка, перетренированность, различные болезни и стрессовые ситуации в дальнейшем могут привести к заболеванию гипертрофированного сердца.
-Учитель: Несмотря на новые методы лечения, улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, создание современной медицинской аппаратуры на первое место среди заболеваний, ведущих к смерти, вышли болезни сердечно-сосудистой системы, в первую очередь самого сердца. Ежегодно от поражения сердца погибают млн людей в возрасте 30-40 лет. Эта проблема не может не волновать людей.
Сегодня мы обсудим вопросы:
-
Основные сердечно-сосудистые заболевания.
-
Роль факторов риска в их возникновении.
-
Влияние никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему.
-
Меры профилактики развития болезней сердца и сосудов.
-Ученик: Выступает с презентацией по теме: «Анализ распространения сердечно-сосудистых заболеваний по РТ».
-Учитель: А как обстоят дела по вопросу заболеваемости в нашей гимназии?
-Ученик: Изучает вопрос по динамике распространения сердечно-сосудистых заболеваний среди учителей и учащихся гимназии.
4) Рефлексивно- оценочный этап:
а) Рефлексия: Изменилось ли ваше отношение к себе?
Что вам запомнилось больше?
Что вызвало у вас трудности?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Ученик: На мой взгляд, изученный материал необходим нам в повседневной жизни. Изучая тему «Кровь, Сердце, Кровеносная система», мы интегрировали знания из области физики, математики. Научились вести дискуссии, аргументировано отвечать и задавать проблемные вопросы.
Моделирование урока: «Загадки нашего организма. Кровь и кровообращение. Здоровье»
1 Практическая работа «Форменные элементы крови».
2 Определение анализа крови.
3 Строение сердца.
4 Решение биологических задач.
5 Исследования ССЗ по РТ
6 Динамика распространения ССЗ по гимназии
7 Причины ССЗ