Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)

Предлагается 11 конспектов уроков для использования учителями биологии в своей педагогической деятельности. Методические разработки уроков биологии по разделу "Основы генетики" (10 класс) с использованием модульно - рейтинговой технологии обучения. Каждый конспект урока (модуль) состоит из отдельных этапов - структурных элементов (модулей). Использование модулей позволяет организовать самостоятельную учебно - познавательную деятельность обучающихся на уроке при изучении основ генетики. Модули со...
Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль I.

«Предмет и задачи цитологии»

«Клеточная теория»


№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • познакомить с предметом и задачами цитологии;

  • науки о клетке;

  • рассмотреть становление науки;

  • изучить положение клеточной теории.


УЭ-1

Цель:

  • познакомится с предметом и задачами цитологии;

  • рассмотреть становление науки.

1.Прослушай рассказ учителя «Предмет и задачи цитологии».

2.Фиксируй в тетради основные моменты рассказа.

Работай совместно

с учителем

УЭ-2

Цель: изучить положения клеточной теории.

1.Прочти § стр. раздел «

2.Выпиши положения клеточной теории в тетрадь

3.Обсуди положения клеточной теории в классе.

Работай самостоятельно с текстом учебника в тетради

Работай с классом

УЭ-3

Цель: закрепить усвоенные на уроке знания.

1.Прочти текст учебника § стр.

2.Найди ответ на вопрос «Что дает нам изучение клетки?»

3.Сформулируй 3-5 утверждений по новой теме.

Работай с текстом учебника

УЭ-4

Цель: подвести итог и оценить работу на уроке

За каждый правильный ответ на уроке - 1балл

За аккуратность в тетради - 3балла

За правильно выписанные положения клеточной теории - 4балла


8баллов - «5»

6баллов - «4»

4балла - «3»

менее 4 - «2» (изучи модуль повторно используя §

учебника)


Д/з § стр.

  • подготовить сообщение «Это интересно…» о клетке.

  • Вспомнить основные органоиды клетки.

Просчитай количество баллов на полях.

Проставь количество баллов в индивидуальную карту.














Модуль II.

«Общее строение клетки.

Сравнение растительной и животной клеток.

Разнообразие клеток»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • познакомиться с термином «клетка»;

  • рассмотреть общее строение клетки и её составные части;

  • изучить основные отличия растительной от животной клетки.


УЭ-1

Цель: проверить уровень усвоенных знаний по модулю I.

1.Обсуди следующие вопросы в классе:

А. Что такое цитология. Что изучает данная наука?

Б. Расскажи историю развития цитологии.

В. Воспроизведи основные положения клеточной теории.

2.Докажи следующие утверждения:

А. Клетка - основная единица строения всех живых организмов.

Б. Клетка - наименьшая единица размножения и развития всего живого.

В. Клетка - единица наследственности.

Г. Клетка - единица изменчивости.

Работай совместно

с классом

УЭ-2

Цель:

  • познакомиться с термином «клетка»;

  • рассмотреть общее строение клетки и её составные части.

1.Правильно ли утверждение, что

Клетка - сложный набор многочисленных органоидов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Если правильно, то перепиши в тетрадь

2.Перепиши в тетрадь следующую схему:

клеткаМетодические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)

Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)

оболочка

цитоплазма

ядро


Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)

состоит из наружного слоя и клеточной мембраны

состоит из собственно цитоплазмы и органоидов

состоит из ядерной оболочки, ядерного сока и ядрышка





3.Зарисуй схематически общее строение клетки, пользуясь рис.11 стр.36-37, подпиши составные части.

Работай самостоятельно с текстом учебника


УЭ-3

Цель: сравнить растительную и животную клетки.

1.Сравни схематически рисунки растительной и животной клеток, найди отличия

наружный слой

клеточная мембрана

АГ

Митохондрии

Ядро

Цитоплазма

ЭПС

2.Обсуди отличия растительной и животной клеток в классе.

3.Заполни, с помощью учителя, таблицу

Сравнительная характеристика клеток

Признак

Растительная клетка

Животная клетка





Работай самостоятельно с модулем

УЭ-4

Цель: закрепить знания, усвоенные на уроке.

1.Рассмотри рис.10 стр.32, познакомься с разнообразием клеток.

2.Найди у клеток составные части (см.УЭ-2).

3.Зарисуй по примеру растительную, животную и человеческую клетки.

Работай самостоятельно с текстом учебника

УЭ-5

Цель: подвести итог и оценить работу на уроке

За написание конспекта - 3балла

За каждый правильный устный ответ на уроке - 1балл


5баллов - «5»

4балла - «4»

3балла - «3»

менее 3 баллов - изучи модуль повторно

Подсчитай количество баллов на полях.

Проставь количество баллов в индивидуальную карту.









Модуль III. Лабораторная работа №1

«Строение растительной, животной, грибной

и бактериальной клеток под микроскопом»


№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока: закрепить умение работы с микроскопом, а также рассматривать микропрепараты под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

1.Познакомься с ходом работы на стр.278-279

2.Рассмотри готовые микропрепараты растительной, животной, грибной и бактериальной клеток.

3.Сопоставь увиденное в микроскопе с изображением объектов на таблицах. Зарисуй, подпиши видимые в микроскоп органоиды.


Клетка

под микроскопом

на таблицах

1.Растительная



2.Животная



3.Грибная



4.Бактериальная




4.Сравни клетки между собой при помощи таблицы

Признак

Растительная

Животная

Грибная

Бактериальная







5.Напиши вывод из лабораторной работы.

6.Для проверки сдай тетрадь учителю.

Работай самостоятельно с микроскопом и учебниками 6-9кл.




























Модуль IV.

«Строение и функции оболочки клетки. Ядро»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • рассмотреть строение и функции оболочки клетки;

  • изучить новые понятия: гликокаликс, пиноцитоз, фагоцитоз;

  • познакомиться со строением и функциями ядра.


УЭ-1

Цель: проверить уровень усвоенных знаний по теме «Общее строение клетки»

Выполни тестовую работу:

Тест «Выбери один правильный ответ»

1.Клетка живая, т.к.

А. покрыта оболочкой

Б. видна только в микроскоп

В. дышит, питается

Г. является единицей строения

2.Хлоропласты - это пластиды:

А. бесцветные

Б. зеленые

В. желтые

Г. оранжевые

3.Ядро в клетке:

А. обеспечивает передвижение веществ

Б. придает форму клетке

В. участвует в делении клетки

Г. выполняет защитную функцию

4.Клеточное строение всех растений доказывает:

А. происхождение их от общего предка

Б. единство живой природы

В. одинаковое строение клеток, выполняющих разные функции

Г. наличие у растений органов: корня, побега

5.Кожицу лука можно назвать оболочкой, т.к.

А. видна под микроскопом

Б. образована клетками, сходными по строению и выполняемой защитной функции

В. видна невооруженным глазом

Г. соединяет органоиды клетки

6.Вакуоли хорошо заметны в клетках:

А. старых

Б. молодых

В. спелого арбуза

Г. недозрелого плода томата

7.Бактерии - это

А. многоклеточные организмы

Б. одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра

В. клетка, имеющая ядро

Г. клетка, имеющая только форму палочки

8.Грибы не способны к фотосинтезу, т.к.

А. они живут в почве

Б. не имеют хлорофилл

В. паразитируют на других живых организмах

Г. имеют небольшие размеры

9.Все функции живого организма выполняет клетка:

А. многоклеточного организма

Б. простейшего

В. любого животного

Г. любого живого организма

10.Сократительные вакуоли необходимы:

А. для пищеварения

Б. для газообмена

В. для поглощения воды из окружающей среды

Г. для удаления избытка воды с растворенными продуктами окисления

Работай самостоятельно на листе бумаги, в теч. 7мин.































Для проверки сдай учителю

УЭ-2

Цель:

  • рассмотреть строение и функции оболочки клетки;

  • изучить новые понятия: гликокаликс, пиноцитоз, фагоцитоз.

1.Прослушай рассказ учителя «Строение и функции оболочки»

2.Фиксируй основные моменты рассказа учителя в тетради.

3.Прочти §7 раздел «Плазматическая мембрана» стр.34-35

4.Охарактеризуй явление:

  • фагоцитоза

  • пиноцитоза

5.Выпиши определения в тетрадь

Работай совместно с учителем




Работай в тетради с учебником

УЭ-3

Цель: познакомиться со строением и функциями ядра.

1.Прослушай рассказ учителя «Строение и функции ядра»

2.Фиксируй основные моменты рассказа в тетради

3. Прочти §9 раздел «Ведущая роль ядра в наследственности»

4.Выпиши в тетрадь основные функции ядра

5.Обсуди функции ядра в классе

Работай совместно с учителем


Работай совместно с текстом учебника

УЭ-4

Цель: подвести итог урока, оценить свою работу на уроке

1.Приведи примеры 5 утверждений по новой теме

2.Оцени работу на уроке

10-11 баллов - «5»

8 баллов - «4»

5 баллов - «3»

менее 5 баллов - «2», где

10 баллов - максимальное количество за тест

1 балл - каждый правильный ответ на уроке.


Д/з §7, §9 (вопрос после §)




Подсчитай количество баллов на полях и проставь в индивидуальную карту



Модуль V.

«Цитоплазма и ее органоиды»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока: познакомиться со строением и функциями цитоплазмы, эндоплазматической сети, рибосом, митохондрий, пластид, Аппарата Гольджи, лизосом.


УЭ-1

Цель: познакомиться со строением и функциями органоидов клетки.

1.Прочти §7 раздел «Цитоплазма» стр.34

2.Сделай конспект по плану:

А. Что такое цитоплазма?

Б. Сто располагается в цитоплазме?

В. Функции цитоплазмы.

3.Прочти §раздел «Лизосомы» стр.35

4.Зарисуй лизосому в тетради (см.рис.11, 12 стр.36-37)

5.Напиши конспект по плану:

А. Что такое лизосомы?

Б. Функции лизосом.

6.Прочти §7 раздел «Эндоплазматическая сеть (ЭПС) и рибосомы» стр.35-38

7.Зарисуй ЭПС (см.рис.13 стр.39)

8.Сделай конспект по плану:

А. Что такое ЭПС?

Б. Функции ЭПС

В. Что такое рибосомы?

Г. Функции рибосом

9. Прочти §7 раздел «Комплекс Гольджи» стр.38-39

10.Запомни, что Комплекс = Аппарат Гольджи (АГ)

11.Зарисуй АГ (см.рис.14 стр.39)

12.Запиши конспект по плану:

А. Что такое АГ?

В. Функции АГ.

13. Прочти §8 раздел «Митохондрии» стр.40

14.Фиксируй основные моменты параграфа по плану:

А. Рисунок 15 стр.40

Б. Что представляют собой митохондрии?

В. Охарактеризуй оболочки митохондрии.

Г. Функции митохондрии

15. Прочти §8 раздел «Пластиды» стр.40-41

16.Охарактеризуй 3 типа пластид: хлоро-, хромо- и лекопласты.

17.Обсуди в классе основные моменты темы «Цитоплазма и ее органоиды»

Работай самостоятельно с текстом учебника и тетрадью





























Работай в классе

УЭ-2

Цель: подвести итог урока, оценить работу на уроке

1.Просмотри, все ли моменты урока понятны.

2.Оцени работу на уроке

Написание конспекта - 4 балла

Каждый правильный ответ на уроке - 1 балл

6 баллов - «5»

5 баллов - «4»

4 балла - «3»

менее 4 баллов - «2»

Д/з §7, §8 (вопросы после §)




Подсчитай количество баллов на полях и проставь в индивидуальную карту










Модуль VI.

«Решение задач на дигибридное скрещивание»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • повторить и закрепить знания по ранее изученному материалу («Основные понятия генетики», «Моно - и дигибридное скрещивание»);

  • проверить уровень усвоения знаний и их применение при решении задач..


УЭ-1

Цель: см. цель УЭ-0

I.Выполни тестовую работу:

Тест «Выбери правильные ответы»

1.Ген - это:

А. мономер белковой молекулы

Б. материал для эволюционных процессов

В. участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре белка.

Г. способность родителей передавать свои признаки следующему поколению

2.Хромосомы:

А. видны в неделящейся клетке

Б. содержатся только в клетках тела (соматических)

В. содержатся в клетках тела (соматических) и половых клетках (генеративных).

Г. являются структурным элементом ядра, в котором заключен наследственный материал

клетки.

3.Карнотип - это совокупность:

А. признаков хромосомного набора соматической клетки

Б. признаков хромосомного наборы гамет

В. количественных (число и размеры) признаков хромосомного набора

Г. количественных (число и размеры) и качественных (форма) признаков хромосомного

набора

4.Аллельные гены - это гены:

А. определяющие развитие комплекса признаков

Б. отвечающие за развитие комплекса признаков

В. расположенные в одних и тех же местах и хромосом, отвечающие за развитие одного

признака

Г. подавляющие проявление рецессивного гена

5.Гомозиготной особью можно назвать:

А. - ААВВ

Б. - АА

В. - ааВВ

Г. - АаВв

6.Доминантный ген проявляется:

А. только в гомозиготном организме

Б. только в гетерозиготном организме

В. как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах

Г. только в первом поколении

7.Генотип формируется под влиянием:

А. только условий внешней среды

Б. только генотипа

В. генотипа и условий внешней среды

Г. только деятельности человека

8.Гетерозиготной особью можно назвать:

А. - ААВВ

Б. - ААвв

В. Аа

Г. АаВв

9.Рецессивный признак - это признак:

А. подавляющий

Б. внешне исчезающий

В. подавляемый

Г. не проявляется у гибридов I-го поколения

10.При II законе Менделя в фенотипе обнаруживается расщепление:

А. 1 : 2 : 1

Б. 1 : 1 : 1 : 1

В. 3 : 1

Г. 9 : 3 : 3 : 1

Работай самостоятельно в тетради






















































(17 баллов)





УЭ-1

II.Реши задачи на моно- и дигибридное скрещивание

I вариант

1.У морских свинок гладкая шерсть определяется рецессивным геном, всклоченная - доминантным. Скрещивание двух свинок с всклоченной шерстью дало 36 особей с всклоченной шерстью и 11 гладких. Сколько среди них гомозиготных особей? Морская свинка с всклоченной шерстью при скрещивании с гладкошерстной особью дала 28 всклоченных и 26 гладких потомков. Определите генотипы родителей и потомства.

2.Если кареглазый (доминант) мужчина-левша (рецессив) женится на голубоглазой женщине, лучше владеющей правой рукой, чем левой, и у них родится голубоглазый ребенок левша, что можно сказать о генотипе матери, отца и ребенка.


II вариант

1.Два года подряд сибирский длинношерстный кот Мурзик скрещивался с соседской кошкой Пуськой. В первый год у Пуськи родилось 4 котенка, из них 3 короткошерстных и 1 длинношерстный, а на следующий год 4 котенка - 2 короткошерстных и 2 длинношерстных. Известно, что у кошек короткая шерсть (L) доминирует над длинной (l). Какая шерсть была у Пуськи? Какое потомство следует ожидать от скрещивания Мурзика с длинношерстной дочерью? А с короткошерстной?

2.Если отец глухонемой (рецессив) с белым локоном надо лбом (доминант), мать здорова и не имеет белой пряди, а ребенок родится глухонемой и с белым локоном надо лбом, то можно ли сказать, что он унаследовал признаки от отца?

I и II варианты (общая задача, повышенной сложности)

Красные комолые (безрогие) герифорды имеют белую голову, в то время как у черных рогатых голштино-фризов голова пигментирована. При скрещивании животных этих пород КРС получаются гибриды, у которых нет рогов, окраска шерсти черная, голова белая. Какие фенотипические классы, и в каком соотношении можно ожидать в потомстве, полученном при скрещивании этих гибридом между собой?


III.Вставь пропущенные слова

1.Скрещивание, при котором исходные родительские формы различаются по одной паре противоположных признаков называются …

2.Если желтая окраска семян - доминантный признак, то земная окраска семян - … признак.

3. … - участок ДНК

4.Единообразие F1 - … закон Менделя

5.Расщепление по генотипу при скрещивании Аа*Аа - …

6.В потомстве F2 при дигибридном скрещивании происходит расщепление на четыре фенотических группы в соотношении …

7.Совокупность всех наследственных задатков, генов организма - это …

Выбери свой вариант



3 балла





3 балла






3 балла





3 балла




5 баллов














(7 баллов)

УЭ-2

Цель: подвести итог урока, оценить свою работу.


Для проверки правильности работы с модулем VII сдай тетрадь учителю

30-33 балла - «5»

23-25 баллов - «4»

15 баллов - «3»

менее 15 баллов - «2»


Д/з повторить §25

Работай с классом























Модуль VII.

«Анализирующее скрещивание.

Неполное доминирование»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • познакомиться с анализирующим скрещиванием и неполным доминированием;

  • научиться решать задачи на анализирующее скрещивание и неполное доминирование.


УЭ-1

Цель:

  • познакомится с понятием «анализирующее скрещивание» и его механизмом.

1.Прочти §24 раздел «Анализирующее скрещивание» (стр.99).

2.Выпиши определение данному понятию, пользуясь текстом учебника.

3.Рассмотри и законспектируй пример решения задачи на анализирующее скрещивание.

Работай самостоятельно с текстом учебника (5мин.)

УЭ-2

Цель: познакомиться с понятием «неполное доминирование» и его механизмом.

1.Прочти §24 раздел «Неполное доминирование»

(стр.99-100)

2.Выпиши определение понятия, пользуясь текстом учебника.

3.Рассмотри и законспектируй пример решения задачи на неполное доминирование (стр.100)

Работай самостоятельно с текстом учебника (5мин.)

УЭ-3

Цель: научиться решать задачи на анализирующее скрещивание и неполное доминирование.

1.Реши следующие задачи:

А. При скрещивании серебристо-черных лисиц с красными гибриды F1 имели промежуточную окраску - типа бастардов. Лис с такой окраской называют сиводушками, замарайками. У гибридов F2 произошло расщепление на серебристо-черных, бастардов и красных. Определите генотипы родителей и гибридов F1 и F2.

Б. Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок (е) с темными (Е)(доминант). Скрещивание между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми? На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено потомство: 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых. Сколько особей из них и какие будут гомозиготными?

В. Редкий аллель (а) вызывает у человека наследственную анофтальмию (отсутствие глазных яблок). Аллель (А) обуславливает нормальное развитие глаза. У гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготы по гену А. Определите расщепление в F1, по генотипу и фенотипу. Мужчина, гетерозиготный по гену А (с уменьшенными глазными яблоками), женился на женщине с нормальным развитием глаз. Какое расщепление по фенотипу и генотипу окажется среди детей.

Работай совместно с классом



5 баллов





5 баллов









Работай самостоятельно над решением задачи.

При необходимости обратись за консультацией к учителю.

УЭ-4

Цель: подвести итог урока, оценить работу на уроке

1.Приведи 3-5 утверждений по новой теме.

2.Оценки за работу на уроке выставит учитель.

Если справился с решением задачи В в УЭ-3 - ты усвоил новую тему.

3.Д/з § 24 стр. 98-101. задача 5, стр.108

Запиши д/з

в дневник










Модуль VII -IX

«Сцепленное наследование. Закон Моргана. Определение групп сцепления и локализации генов»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • познакомиться с новыми понятиями: «сцепленные гены», «сцепленные признаки», «группа сцепления», «локус», «генетическая карта хромосом», «полное и неполное сцепление»;

  • рассмотреть закономерности наследования признаков при сцепленном наследовании (закон Моргана);

  • научиться решать задачи на сцепленное наследование.


УМетодические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Э-1

Цель: познакомится с новыми понятиями.

1.Прочти §26 «Сцепленное наследование генов» (стр.105-107).

2.Выпиши в тетрадь определения следующим понятиям:

  • группа сцепления

  • рекомбинация генов

  • геном

3.Продолжи знакомство с новыми понятиями из рассказа учителя:

  • сцепленные гены

  • сцепленные признаки

  • локус

  • генетическая карта хромосом

4.Заполни схему, используя информацию учителя

Сцепление генов

Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)


полное

неполное



? ?

Работай самостоятельно с текстом учебника


(3мин.)




Работай с учителем

УЭ-2

Цель: рассмотреть закономерности наследования признаков при сцепленном наследовании (закон Моргана).

1.Прослушай объяснение учителя

2.Сделай конспект в тетради.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Томас Морган Дрозофила - генетический материал

В - серое тело V - нормальные крылья

b - черное тело v - короткие крылья

Р: ВВVV * bbvv

Г: BV bv

F1: BbVv

серое тело, нормальные крылья

гетерозиготные

Р: BbVv * BbVv

Г: ? ?

F2: BbVv bbvv

серое черное

нормал. короткие

3.Рассмотри и законспектируй пример решения задачи на неполное доминирование (стр.100)

Работай совместно с учителем

УЭ-3

Цель: научиться решать задачи на сцепленное наследование

1.Реши задачи:

А. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовый цвет глаз - над красным. Оба признака сцеплены. В лаборатории от скрещивания розовоглазых темношерстных крыс с красноглазыми светлошерстными получено потомство: светлых красноглазых - 24, темных розовоглазых - 26, светлых розовоглазых - 24, темных красноглазых - 25. Определите расстояние между генами.

Б. У кроликов английский тип окраски (белая пятнистость) А доминирует над одноцветной окраской (а). Короткая шерсть (L) доминирует над длинной ангорской (l). По данным Кэстла, при скрещивании (F1) - родители дигомозиготные английские короткошерстные Х дигомозиготные одноцветные ангорские - с одноцветными ангорскими было получено следующее расщепление: 72 английских короткошерстных, 11 английских длинношерстных, 69 одноцветных короткошерстных, 3 одноцветных ангорских. Определите характер наследования изучаемых генов у кроликов. Определите силу сцепления между генами.

В. У мух дрозофил признаки окраски тела и формы крыльев сцеплены. Темная окраска тела рецессивна по отношению к серой, короткие крылья к длинным. В лаборатории скрещивались серые длиннокрылые самки, гетерозиготные по обоим признакам с самцами, имеющими черное тело и короткие крылья. В потомстве оказалось серых длиннокрылых особей 1394, черных короткокрылых - 1418, черных длиннокрылых - 287, серых короткокрылых - 288. Определите расстояние между генами.

Работай самостоятельно; при необходимости обратись за помощью к учителю.

УЭ-4

Цель: подвести итог урока, оценить работу на уроке

За правильное решение задач в УЭ-3 поставь 9 баллов (3 балла за каждую задачу; если задача решена с ошибкой - 1,5 балла)

9 баллов - ты хорошо усвоил тему

менее 6 баллов - обратись за консультацией к учителю

Д/з § 26 задача 2, стр. 107.





Модуль X

«Генетика пола»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока:

  • познакомиться с новыми понятиями: «пол», «аутосома», «гетерохромосома», «гомогаметный организм», «гетерогаметный организм»;

  • рассмотреть способы определения пола.


УЭ-1

Цель: проверить уровень усвоенных знаний по теме «Сцепленное наследование».

1.Вспомни определения следующих понятий

  • сцепленные гены

  • сцепленные признаки

  • группа сцепления

  • генетическая карта хромосом

  • локус

  • полное сцепление

  • неполное сцепление

2.Реши задачу

У томата высокий стебель доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Гены, находятся в одной хромосоме и признаки высокий стебель и шаровидный плод сцеплены.

1).Какие растения получатся от скрещивания растений высоких с шаровидным плодом с карликовыми грушевидными.

2).Определи F2 от скрещивания гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной.

3).F3 от скрещивания растений с гетерозиготным генотипом.

3.Обсуди решение задачи и проверь правильность решения у товарища на доске.

Работай самостоятельно в тетради












3 балла

УЭ-2

Цель: познакомиться с новыми понятиями

1.Прослушай рассказ учителя «Генетика пола»

2.Делай краткий конспект рассказа.

!ОК женский

пол

мужской

46хр.

(23пары)

44хр. 2хр.

(22пары) (1пара)

АУТОСОМЫ ГЕТЕРОХРОМОСОМЫ


? ?

3.Пользуясь текстом учебника §27 стр.108, выпиши, что называется аутосомами и гетерохромосомами

4.Рассмотри совместно с учителем образование гамет

!ОК Р: хх * ху

Г: х х х у

F1: хх ху хх ху


ХХ - гомогаметные

ОСОБИ

ХУ - гетерогаметные

Работай совместно с учителем в тетради

У

прогамное

эпигамное

сингамное

Пол определяется по внешним факторам и условиямМетодические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Э-3

Цель: рассмотреть способы определения пола

1.Рассмотри предложенную схему:


Типы определения пола

Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)Методические разработки уроков по биологии 10 класс (раздел Генетика)




Пол определяется в гаметах

Пол определяется по генотипу зиготы, т.е. в момент оплодотворения





Н-р: ♀ червей коловраток Н-р: у червей, если личинка Н-р: человек, млекопитающее.

откладывает крупные прикрепляется к хоботку

яйца - ♀, мелкие - ♂. - развивается ♀.

2.Перенеси схему в тетрадь

Работай с модулем

УЭ-4

Цель: закрепить знания, полученные на уроке

1.Прочти предложенную ниже задачу

Определи, какой будет организм по полу при наличии половых хромосом: ХО, ХУ, ХХ, ХХУ, ХХХ, ХУУ. Как вы думаете, будут ли такие наборы хромосом причиной заболеваний. Если да, то почему?

2.Предложи варианты ответов на проблемную задачу.

Работай совместно с классом

3 балла

УЭ-5

Цель: подвести итог урока, оценить свою работу на уроке

При правильном решении задачи в УЭ-1 и УЭ-4 поставь по 3 балла, если допущены ошибки - по 1,5 балла. За написание конспекта - 1 балл. За каждый правильный устный ответ на уроке - по 1баллу. (7-8 баллов - «5»; 6 баллов - «4»; 4 балла - «3»; менее 4 баллов - «2»)

Д/з § 27 (вопрос 1 после параграфа)



Модуль XI

«Наследование признаков, сцепленных с полом. Зависимые от пола признаки»

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

1

2

3

УЭ-0

Цель урока: научиться решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом.


УЭ-1

Цель: вспомнить ранее изученный материал по теме «Генетика пола», проверить уровень его усвоения.

1.Обсуди следующие вопросы в классе

А.Что такое пол? Что называется аутосомами и гетерохромосомами? Пример?

Б. Охарактеризуй типы определения пола

В. Напиши образование гамет и охарактеризуй организмы по наличию гамет (1 уч-ся у доски)

Работай с классом

УЭ-2

Цель: рассмотри примеры решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

1.Прочти §27 раздел «Наследование, сцепленное с полом» стр.109-110

2.Рассмотри примеры решения задач..

3.Сформулируй задачу на наследование гемофилии.

4.Запиши пример решения задачи, укажи расщепление.

5.Обсуди результат своей работы в классе.

Работай самостоятельно с текстом учебника


(15мин)

УЭ-3

Цель: закрепить навыки решения задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

1.Гипертрихоз (оволосение края ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У-хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец обладает гипертрихозом?

2.Кареглазая женщина, имеющая нормальное зрение, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой (дальтонизмом), выходит замуж за голубоглазого мужчину, имеющего нормальное зрение. Какое потомство можно ожидать от этой пары, если известно, что ген карих глаз наследуется как аутосомный доминантный признак, а ген дальтонизма как рецессивный и сцепленный с Х-хромосомой?

3.Гипертрихоз (вырастание волос по краю ушной раковины) передается через У-хромосому, а полидактилия (шестипалость) - доминантный аутосомный ген. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать полидактилию, родилась нормальная в отношении обоих признаков дочь. Какова вероятность того, что следующий ребенок в этой семье также будет без обеих аномалий?

4.Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышавшей. У них родился сын глухой и дальтоник, и дочь - дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х-хромосомой, а глухота - аутосомный признак.

Работай самостоятельно, при необходимости обратись за консультацией к учителю

УЭ-4

Цель: подвести итог урока, оценить свою работу.

Если ты правильно решил задачи в УЭ-3 - ты усвоил новую тему.

Выборочно оценки за работу на уроке выставит учитель.

Д/з § 27 (зад.4 стр.111)



© 2010-2022