Рабочая программа по биологии 8 класс

Программа разработана в полном соответствии со стандартом основного общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами. Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскры­ваются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией орга­низма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторя­ется мате...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

средняя общеобразовательная школа №27 поселка Комсомолец

муниципального образования Ейский район




Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от « 27 » августа 2014 года

Председатель педсовета

____________ Кудинова Т.С.



Рабочая программа

По биологии


Уровень обучения (класс) основное общее образование,8 класс



Количество часов 68 Уровень базовый

Учитель Кудинова Татьяна Сергеевна


Программа разработана на основе: Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», программы «Биология». 5-9 классы. Базовый уровень. И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко - М.: Вентана - Граф, 2010
















Пояснительная записка

Программа разработана в полном соответствии со стандартом основного общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскры­ваются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией орга­низма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторя­ется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции орга­нов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуаль­ное развитие человека, наследственные и приобретенные каче­ства личности: темперамент, характер, способности и др.

В программе предусмотрены лабораторные и практичес­кие работы. Часть их выполняется в классе, часть задается на дом (в классе проверяются и интер­претируются полученные результаты). Среди практических ра­бот большое внимание уделяется функциональным пробам, поз­воляющим каждому школьнику оценить свои физические возмо­жности путем сравнения личных результатов с нормативными. Практические работы не оцениваются. Включены также тренировочные задания, способствующие раз­витию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.

По программе 68 часов, из них 8 часов - резервное время. В рабочую программу включены часы из резервных часов программы, которые отводятся на более полное раскрытие наиболее сложных для изучения тем.

Цель: Дать знания учащимся о строении и функциональных особенностях организма человека, его биосоциальной природе, определить место человека в органическом мире.

Задачи:

- Познакомить учащихся со строением и функционированием организма человека;

- Рассмотреть социальную сущность человека;

- Определить место человека в органическом мире.




Содержание программы

Введение (I ч)

Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и из­держки. Зависимость человека как от природной, так и от соци­альной среды. Значение знаний о строении и функциях организ­ма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.

1. Организм человека. Общий обзор (5 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции санитар­но-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность лю­дей, нарушающих санитарные нормы общежития.

Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от живот­ных. Морфофизиологические особенности человека, связан­ные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, со­циальным образом жизни.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятель­ность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соедини­тельные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы орга­нов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и тормо­жения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Демонстрация. Разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей.

Практическая работа. Получение коленного рефле­кса.

2. Опорно-двигательная система (8ч)

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища.

Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.

Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энер­гетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррек­ция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Трениро­вочный эффект и способы его достижения.

Демонстрации. Скелет; распилы костей, позвонков; строение сустава, мышц и др.

Практические работы. Роль плечевого пояса в движе­нии руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Опреде­ление нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп.

Лабораторные работы. Состав костей Просмотр микро­препаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани.

3. Кровь и кровообращение (9 ч)

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и ан­титела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный имму­нитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV груп­пы крови - проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоуз­лов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы серд­ца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердеч­но-сосудистой системы и их предупреждение. Первая по­мощь при кровотечениях.

Демонстрации. Торс человека; модель сердца; приборы для измерения артериального давления (тонометр и фонендо­скоп) и способы их использования.

Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кро­вью лягушки.

Практические работы. Изменения в тканях при пере­тяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно-сосудистой системы на дози­рованную нагрузку - функциональная проба. Повышение плот­ности мышц после работы вследствие притока к ним крови и увеличения тканевой жидкости.

4. Дыхательная система (5ч)

Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевраль­ная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные дви­жения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни ор­ганов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клиниче­ской и биологической смерти. Приемы искусственного дыха­ния изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Демонстрации. Торс человека; модели гортани и лег­ких; модель Дондерса, демонстрирующая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. Определение состава вдыхае­мого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной моде­ли Дондерса.

Практические работы. Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях.

5. Пищеварительная система (7 ч)

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и пита­тельные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в рото­вой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функ­ции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и же­лудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (фер­менты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуля­ция пищеварения.

Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.

Демонстрации. Торс человека; пищеварительная систе­ма крысы (влажный препарат).

Лабораторная работа. Ознакомление с действием фер­ментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

Практические работы. Наблюдение за подъемом гор­тани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3 ч)

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластичес­кий обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энер­гетический баланс. Определение норм питания. Качествен­ный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, Вр С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витами­ны. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А (куриная слепота), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их пре­дупреждение и лечение.

Практическая работа. Функциональные пробы с мак­симальной задержкой дыхания до и после нагрузки.

7. Мочевыделительная система (2 ч)

Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделе­ния, их значение. Строение и функции почек. Нефрон - фун­кциональная единица почки. Образование первичной и коне­чной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почеч­ной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспуска­тельного канала.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиени­ческая оценка питьевой воды.

8. Кожа (3 ч)

Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и саль­ные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Ока­зание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания колеи (стригущий лишай, чесотка); их предуп­реждение и меры защиты от заражения.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция орга­низма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.

Демонстрация. Рельефная таблица строения кожи.

Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Эндокринная система (2 ч)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматотропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной желе­зы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с ги­перфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудоч­ной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормо­ны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.

Демонстрации. Модели гортани со щитовидной желе­зой, головного мозга с гипофизом; рельефная таблица, изобра­жающая железы эндокринной системы.

10. Нервная система (5 ч)

Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлек­торный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и пара­симпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной сис­тем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-синтетическая функ­ция коры больших полушарий.

Демонстрации. Модель головного мозга; коленный рефлекс спинного мозга; мигательный, глотательный рефлек­сы продолговатого мозга; функции мозжечка и среднего мозга.

Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи.

11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и вос­приятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.

Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогатель­ный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и поврежде­ние глаз, профилактика. Гигиена зрения.

Орган слуха. Положение пирамид височных костей в че­репе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.

Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.

Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Демонстрации. Модели черепа, глаза и уха.

Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цвето­ощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Провер­ка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение хо­лодовых точек.

12. Поведение и психика (7 ч)

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная де­ятельность.

Открытие И.М. Сеченовым центрального торможе­ния. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условно­го торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминан­ты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сно­видения.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Рече­вые центры и значение языковой среды. Роль трудовой дея­тельности в появлении речи и осознанных действий.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запо­минания. Особенности мышления, его развитие.

Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Каче­ство воли. Физиологическая основа эмоций.

Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.

Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работо­способность, утомление. Организация отдыха на разных стади­ях работоспособности. Режим дня.

Демонстрации. Модель головного мозга; двойственные изображения; выработка динамического стереотипа зеркально­го письма; иллюзии установки.

Практические работы. Проверка действия закона вза­имной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательно­сти, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влия­ние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пи­рамидой, выясняющий особенности произвольного и непроиз­вольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.

1 3. Индивидуальное развитие человека (5 ч)

Роль половых хромосом в определении развития орга­низма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская поло­вая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фоллику­ле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образо­вание сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).

Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образова­ние зародыша и плода. Закон Геккеля - Мюллера и причины от­клонения от него. Развитие организма после рождения. Изме­нения, связанные с половым созреванием. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.

Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наслед­ственности и приобретенного опыта в развитии способностей.

Демонстрации. Модели зародышей человека и живот­ных разных возрастов.

















Тематическое планирование

Тема

программа

план

1

Тема 1. Организм человека. Общий обзор

4

5

2

Тема 2. Опорно-двигательная система.

7

8

3

Тема 3. Кровь и кровообращения.

8

9

4

Тема 4. Дыхательная система.

4

5

5

Тема 5. Пищеварительная система.

6

7

6

Тема 6. Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

3

7

Тема 7. Мочевыделительная система

2

2

8

Тема 8. Кожа.

3

3

9

Тема 9. Эндокринная система

2

2

10

Тема 10. Нервная система

4

5

11

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы

5

5

12

Тема 12. Поведение и психика

6

7

13

Тема 13 Индивидуальное развитие человека.

4

6

Итого

60 + 8 резерв

68

Формы и методы контроля

Контрольные и лабораторные работы

Дата

1

л/р 1 Действие ферментов

8.09-14.09

2

л/р 2 Клетки и ткани под микроскопом

15.09-21.09

3

л/р 3 Сравнение костной ткани

22.09-28.09

4

л/р 4 Состав костей

22.09-28.09

5

Контрольная работа № 1

13.10-19.10

6

л/р 5 Сравнение крови человека и лягушки

20.10-26.10

7

л/р 6 Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

1.12-7.12

8

л/р 7 Дыхательные движения

1.12-7.12

9

Контрольная работа № 2

8.12-14.12

10

л/р 8 Действие ферментов слюны на крахмал

22.12-28.12

11

л/р 9 Влияние желудочного сока на белки.

22.12-28.12

12

Контрольная работа № 3

15.02-21.02

13

Контрольная работа № 4

2.05-7.05

14

Контрольная работа № 5

16.05-21.05

Методические рекомендации

На уроках учащиеся получают знания, умения и навыки по строению и функционированию тела человека, знакомятся с основами здорового образа жизни.

Во время занятий ребята учатся работать с учебной и научной литературой, пользоваться компьютерной техникой и Интернетом. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с объектами и микроскопами.

В соответствии с тематикой предусматривается использование следующих форм и методов работы: рассказ, беседа, использование ТСО, наблюдение, эксперимент, выполнение лабораторных работ, научно-исследовательская деятельность, научно-практические конференции и семинары.

Процесс обучения способствует формированию естественно-научного мировоззрения, учит ценить здоровье и жизнь человека, воспитывает патриотические чувства. В процессе обучения используется жизненный опыт детей, их представления об окружающем мире, формируется интерес к исследованиям.

Средства обучения

  1. Раздаточный и дидактический материал.

  2. Таблицы и макеты по биологии тематического характера.

  3. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся.

4. Микроскопы, оборудование для проведения лабораторных опытов, практических занятий.

5. Печатные пособия. Портреты ученых биологов.

Список используемой литературы.

  1. Биология. Человек. Словарь-справочник. Москва «ДРОФА» г.и.1999

  2. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. Авторы: Л.П.Анастасова, Д.Д.Утешинский.

Москва «ДРОФА» г.и. 2002

  1. Биология человек и его здоровье. 9 класс. Автор: В.Рохлов. Москва «ОТКРЫТЫЙ МИР»

г.и.1998

  1. Биология школьный курс в 120 таблицах. Автор: В.Р.Пикеринг . Москва «АСТ-ПРЕСС» г.и.1999

  2. Программы общеобразовательных учреждений. Автор: И.Н.Пономарева

«Вентана - Граф». г.и. 2008

  1. Анатомия физиология и гигиена человека 9 класс (часть 1,2) Автор: Л.А.Панфилова. Саратов «ЛИЦЕЙ» г.и.1997

  2. Учебник: Биология. А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш 2007 г.в. Издательство: «Вентана - Граф».

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

/Якименко А.В./

(подпись руководителя МО ОУ, расшифровка подписи)

Протокол заседания методического

объединения учителей естественных наук

от _________ № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________________/Федоряка Н.А./






© 2010-2022