Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Конспект урока биологии  в 8 классе по теме "Дыхательные движения. Регуляция дыхания" содержит в себе информацию о дыхательных движениях, жизненной ёмкости легких и видах регуляции дыхания, а так же интересную информации о защитных механизмах организма человека кашле и чихании.Данный конспект учитель может использовать в исходном виде, а может даполнить и изменить. Материал данного урока легко доступен и изложен легким разговорным языком, а сложный материал собран в таблици и схемы.Тестовые зада...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дыхательные движения. Регуляция дыхания»

(автор: Полякова Марина Николаевна, учитель биологии МБОУ СОШ №130 г. Уссурийска Приморского края)


Цели и задачи:


Учебные:

-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;

- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.


Воспитывающие:

- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;

- поддержание интереса к изучаемому материалу;

- практическая направленность изучаемого.


Развивающие:

- продолжить формирование умение работать на слух, сворачивать информацию в виде диаграмм или графиков и разворачивать (читать графики);

- умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умения сравнивать, работать с компьютером, цифровыми источниками информации;

-развивать навыки составления диаграмм и презентаций;

- навыки самостоятельной работы, самопроверки и взаимопроверки;

- навыки логического мышления и умения делать выводы.


Оборудование и материалы:

компьютер, экран, презентация, учебник «Биология. Человек» А. Г. Драгомилов, сравнительные таблицы работы нервной и гуморальной регуляции.

  1. Организационный момент.

Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кт хочет жить.

Кто под солнцем иль луною,

Может жизнью дорожить.


Прослушав это четверостишье, вы наверно догадались, что наш урок будет посвящен ДЫХАНИЮ.

2. Мотивация


Поговорка: « Это нам нужно как воздух», выражает особую потребность организма в воздухе.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух « пастбищем жизни».

С дыханием связаны состав крови, движение, ум, чувства. Дыхание- основа речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

  1. Проверка знаний.

Тест.

  1. Дыхательная система начинается носовой полостью.

  2. Слизистую оболочку пронизывают кровеносные сосуды.

  3. В дыхательных путях между носоглоткой
    и трахеей располагается гортань.

  4. Трахею составляют хрящевые полукольца.

  5. В основе газообмена в легких и тканях лежит процесс диффузии.


  1. Слизистая оболочка носа покрыта мерцательным эпителием. Да.

  2. Голосовые связки прикреплены к надгортаннику и черпаловидным хрящам. Нет.

  3. Хрящи трахеи образуют кольцо. Нет.

  4. Над входом в гортань находится надгортанник. Да.

  5. Газообмен в легких и тканях происходит благодаря процессу диффузии. Да.


  1. Новый материал

Дыхательные движения (вдох и выдох) (просмотр видеоролика, работа с учебником, заполнение таблицы)

Дыхательные движения

Состояние дыхательных мышц

Состояние диафрагмы

Состояние легких

вдох

Наружные реберные мышцы сокращаются и поднимают ребра

Диафрагма сокращается и становится плоской

Грудная полость увеличивается

Легкие расширяются

Давление в легких становится ниже атмосферного

Воздух устремляется в легкие

выдох

Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра

Диафрагма расслабляется и становится выпуклой

Ребра опускаются

Грудная полость возвращается в исходное положение

Уменьшается объем легких

Давление в легких увеличивается

Воздух выталкивается из легких наружу


Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - это наибольшее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха.

ЖЕЛ = дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха

3500 см³ = 500 см³ + 1500 см³ + 1500 см³

Жел ИЗМЕРЯЮТ СПИРОМЕТРОМ.

Регуляция дыхания

Вдох и выдох регулирует дыхательный центр - группа клеток в продолговатом мозге, разрушение которых ведет к остановке дыхания. Установлено в 1919 г. русским ученым Н.А. Миславским. Дыхательный центр состоит из центра вдоха и центра выдоха. Дыхательный центр обладает автоматией. В нем автоматически каждые 4 сек возникают импульсы возбуждения, передающие по центробежным нейронам к дыхательным мышцам и диафрагме, обеспечивая чередование вдоха и выдоха. Автоматизм дыхательного центра связан с обменом веществ в его клетках.

Позже было установлено, что в процессах регуляции дыхания принимают участие вышележащие отделы ЦНС, которые обеспечивают приспособительные изменения в системе органов дыхания к различной деятельности организма.

При болевом раздражении, при раздражении органов брюшной полости, рецепторов кровеносных сосудов, кожи, рецепторов дыхательных путей изменение дыхания происходит рефлекторно. При вдыхании паров аммиака, например, раздражаются рецепторы слизистой оболочки носоглотки, что приводит к рефлекторной задержке дыхания. Это важное защитное приспособление, препятствует поступлению в легкие ядовитых и раздражающих веществ.

В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга, обеспечивая приспособление дыхания к потребностям организма. Человек может на время задержать дыхание, по своему желанию изменить ритм и глубину дыхательных движений.

В регуляции дыхания участвуют и защитные рефлексы - кашель и чихание.

Кашель - рефлекторный выдох через рот, чихание - рефлекторный выдох через нос. Центр рефлексов - продолговатый мозг. При кашле раздражаются рецепторы носоглотки, глотки, гортани, нижних дыхательных путей, легких, плевры. При чихании - рецептиры слизистой носа.

Произвольные изменения дыхания: эмоции, речь, реакция дыхания на температурные раздражители.

Дольше всех чихала Д. Гриффитс. Она начала чихать 13 января 1981 г., прекратила 16 сентября 1982 г., прочихав 978 дней.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

В результате усиления вентиляции легких дыхание приостанавливается, т.к. концентрация СО2 в крови снижается.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Большое влияние на состояние дыхательного центра оказывает хим. Состав крови, в частности ее газовый состав (глубокий вдох, задержка дыхания, изменение частоты дыхания). Это объясняется тем, что в крови накапливается большое количество углекислого газа, поэтому и наблюдаются частые дыхательные движения. Накопление углекислого газа в крови вызывает раздражение рецепторов в кровеносных сосудах, несущих кровь к голове, и рефлекторно возбуждает дыхательный центр. Подобным образом действуют и другие кислые продукты.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.


Конспект урока биологии в 8 классе на тему Дыхательные движения. Регуляция дыхания.


III. Закрепление

1. При вдохе:

  • А. Межреберные мышцы и диафрагма поднимаются, объем грудной клетки не изменяется.

  • Б. Межреберные мышцы и диафрагма опускаются, объем грудной клетки уменьшается.

  • В. Межреберные мышцы поднимаются, диафрагма опускается, объем грудной клетки увеличиваются.

2. При выдохе:

  • А. Объем грудной клетки не изменяется, а межреберные мышцы и диафрагма расслабляются.

  • Б. Объем грудной клетки уменьшается, а межреберные мышцы расслабляются, диафрагма поднимается.

  • В. Объем грудной клетки увеличивается, легкие сдавливаются.

3. Жизненная емкость легких включает объемы:

  • А. Дыхательный, резервный объем выдоха.

  • Б. Дыхательный, резервный объем вдоха.

  • В. А+Б

4. Рефлекторная непроизвольная регуляция дыхания осуществляется:

  • А. Спинным мозгом.

  • Б. Продолговатым мозгом.

В. Корой больших полушарий.

5. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется:

  • А. Нервной системой.

  • Б. Кровью.

  • В. Дыхательной системой.

IV. Д/з § ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМАМ:

1. Действие никотина на органы дыхания.

  1. Воздушная среда и ее охрана.

  2. Борьба с пылью.

  3. Болезни дыхательной системы.

  4. Туберкулез и рак легких.

  5. Первая помощь утопающему.

  6. Помощь при удушении и заваливании землей.

  7. Первая помощь при электротравмах.

  8. Клиническая и биологическая смерть.

  9. Приемы искусственного дыхания.

  10. Непрямой массаж сердца.

  11. Влияние окружающей среды на дыхание.

Я хочу закончить наш урок словами


Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать, и ошибаться,

Но главное дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!


© 2010-2022