Школьный этап олимпиады по биологии (8 класс)

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии 2015-2016 учебный год

8 класс

Максимальный балл - 55



Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Водоросли, наиболее приспособленные к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные

б) зеленые

в) бурые

г) золотистые.

2. Генеративные (репродуктивные) органы растения:

а) корень, стебель

б) цветок, стебель

в) корень, побег

г) цветки, плоды, семена.

3. Плодом нельзя назвать:

а) боб

б) клубень картофеля

в) ягоду

г) стручок

4. Формула цветка ↑О(2)+2Т3П1 характерна для семейства:

а) пасленовых

б) злаковых

в) лилейных

г) мотыльковых (бобовых).

5. Плод киви - это:

а) ягода

б) тыквина

в) многокостянка

г) многосемянная коробочка.

6. Тела грибов образованы:

а) мицелием

б) микоризой

в) ризоидами

г) конидиями.

7. Эвглену зелёную называют «переходной формой» потому, что она:

а) передвигается с помощью жгутика;

б) имеет хлоропласты;

в) имеет признаки растения и животного;

г) состоит из одной клетки.

8. Среди коралловых полипов есть гермафродиты, то есть животные:

а) с признаками женского организма

б) с признаками мужского организма

в) с признаками мужского и женского организмов (обоеполые)

г) однополые

9. Кровеносная система впервые появилась:

а) у кольчатых червей

б) у кишечнополостных

в) у всех «червей»

г) только у плоских и круглых

10. Употребляя в пищу плохо проваренное мясо, можно заразиться;

а) бычьим цепнем

б) острицей

в) человеческой аскаридой

г) белой планарией

11. Особое приспособление - чернильная железа есть у:

а) всех моллюсков;

б) головоногих;

в) брюхоногих;

г) двустворчатых

12. Мокрицы - это

а) рыбы

б) водные круглые черви

в) ракообразные, приспособленные к наземному образу жизни

г) моллюски, приспособленные водному образу жизни

13. В сердце смешанная кровь у

а) ежа

б) кенгуру

в) утконоса

г) сцинка

14. Самая крупная ящерица:

а) зелёная ящерица

б) желтопузик

в) варан

г) медяница

15. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:

а) жаба - кролик - крокодил - акула;

б) акула - лягушка - крокодил - кролик;

в) акула - крокодил - лягушка - кролик;

г) крокодил - акула - жаба - собака.

16. Сердце рыб

а) двухкамерное

б) трехкамерное

в) трехкамерное с частичной перегородкой в желудочке

г) четырехкамерное

17. Дальневосточный лосось во время нереста в реках ничего не ест и погибает от истощения. Это происходит потому, что:

а) нет пищи

б) есть запасы жира

в) кишечник сжат созревшей икрой

г) много конкурентов за пищу.

18) У птиц в отличие пресмыкающихся

а) непостоянная температура тела

б) покров из рогового вещества

в) постоянная температура тела

г) размножение яйцами

19) Исключите лишнее

а) бедренная кость;

б) большая берцовая кость;

в) малая берцовая кость;

г) лучевая кость

20. Самое крупное современное млекопитающее - это:

а) кашалот

б) африканский слон

в) синий кит

г) индийский носорог.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Номер ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Жизненную форму кустарничек имеют:

I. смородина II. черника III. брусника IV. крыжовник V. земляника.

а) I, III

б) III, IV, V

в) II, III

г) II, IV.

2. Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:

I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.

а) I, II, V

б) I, II, IV, V

в) I, III, V

г) I, IV, V.

3. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:

I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.

а) I, II, III, IV

б) III, IV, V

в) II, III, V

г) II, IV, V.

4. Выпишите признаки, характерные для земноводных

I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV. развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.

а) I, II, IV

б) I, IV, V

в) II, III, V

г) I, III, IV.

5. Функции кровеносной системы:

I. опорная II. транспортная III. защитная IV. обеспечение питательными веществами V. поддержание гомеостаза.

а) I, II,III, IV, V

б) II, III, IV, V

в) II, III, IV

г) II, III, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Перемещение бактерий в пространстве может осуществляться с помощью жгутиков.

2. В процессе эволюции кровеносная система впервые появилась у плоских червей.

3. Водоросли - высшие растения.

4. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

5. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.

6. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.

7. Дафнии - представители ракообразных.

8. Манта - это головоногий моллюск.

9. В период покоя процессы жизнедеятельности у семян прекращаются.

10. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

11. Моховидные являются тупиковой ветвью эволюции.

12. Для всех жгутиконосцев характерно наличие зеленого пигмента - хлорофилла.

13. У простейших каждая клетка - самостоятельный организм.

14. Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

15. Жуки скарабеи, питающиеся навозом, обладают длинным кишечником.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 4 балла (по 2 балла за каждое задание). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1 . Установите соответствие между организмом и средой его жизни. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Организмы

Среда жизни

А) личинка майского жука

1. Водная

Б) малярийный плазмодий

2. Почвенная

В) личинка стрекозы

3. Организменная

Г) виноградная улитка

4. Наземно-воздушная

Д) лангуст

Е)опоссум

А

Б

В

Г

Д

Е


1 . Установите соответствие между признаком и классом, для которого он характерен. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами

Признак

Класс

А) тело состоит из головогруди и брюшка

Б) четыре пары ходильных ног

В) тело состоит из головы, груди, брюшка

Г) три пары ходильных ног

Д) глаза простые и сложные

Е) несколько пар простых глаз

1. Паукообразные

2. Насекомые

А

Б

В

Г

Д

Е


Часть V. Вам предлагаются дать развернутые ответы на вопросы. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 6 баллов (по 2 балла за каждое задание).

1. Задание. Где могут запасать кислород глубоководные рыбы? Почему им необходимо это делать?

2. Задание. В пазухах листьев высокой пальмы скопилась дождевая вода. Через некоторое время в ней обнаружены были те же инфузории, что и в расположенном рядом озере. Каким образом инфузории могли «взобраться» на пальму?

3. Задание. Почему, когда комар сосет кровь, он не задыхается?









Матрица ответов

По набранным баллам определяются три первых места в олимпиаде.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Задания части I Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части II В задании выставляются 2 балла за каждое задание.

Задание части III Верное выполнение каждого задания оценивается 1 баллом.

Задание части IV Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл.

За неверный ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

Задание части V Верное выполнение каждого задания оценивается 2 баллами, если ответ включает все названые элементы в ответе, не содержит биологические ошибки.

1 балл, если ответ включает 1 из названых элементов в ответе и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 вышеназванных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.

0 баллов, если ответ неправильный.

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]


Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

г

б

б

а

а

в

в

а

а

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

в

г

в

б

а

в

в

г

в

ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

в

а

в

а

б

Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"ДА"

+


+

+


+

+



+

+


+


+

"нет"

+

+



+

+



+


+


Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

2

3

1

4

1

4

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

2

2

2

1

Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1:

Глубоководные рыбы запасают кислород в плавательном пузыре. На глубине растворимость кислорода в крови значительно меньше, чем у поверхности, и он с трудом усваивается организмом. Поэтому его необходимо запасть.

Ответ на вопрос № 2:

Инфузории могли быть занесены мухами, птицами и другими животными, которые могут находиться у озера, и обитают в лесу.

Ответ на вопрос № 3:

Дыхательная система комара представлена трахеями, которые открываются дыхальцами на брюшке. Таким образом, ротовой аппарат комара непосредственно с его дыхательной системой не связан.









Фамилия ______________________ Имя _________________________

Класс ______________________ Школа _________________________

Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2015-16 уч. год
___8___ класс [максимально 55 баллов]


Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20











ЧастьII. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5


Часть III. [мах. 15 баллов] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"ДА"







"нет"






Часть IV. [мах. 4 балла] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

Д

Е


2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е


Часть V. [мах. 6 баллов] ___________________баллов

Ответ на вопрос № 1 __________

Ответ на вопрос № 2 __________

Ответ на вопрос № 3___________

Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов

© 2010-2022