Урок биологии Внешнее строение листа

ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев. Задачи:             Образовательные ·        сформировать у учащихся    знания о внешнем строении листа. ·        научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и     листорасположение. ·        продолжить формирование умений работать с  натуральными объектами, учебником и тетрадью. Коррекционно-развивающие ·         осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать; ·        формулировать выводы....
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС

ТЕМА: Внешнее строение листа.

ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев.

Задачи:

  1. Образовательные

  • сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа.

  • научить распознавать простые и сложные листья, их жилкование и листорасположение.

  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами, учебником и тетрадью.

Коррекционно-развивающие

  • осуществлять анализ, синтез (выделять основные части листа), сравнивать, обобщать;

  • формулировать выводы.

Воспитательные

  • продолжить формирование эстетического и экологического воспитания и охраны зелёных насаждений.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  • СЛОВЕСНЫЕ - беседа, объяснение.

  • НАГЛЯДНЫЕ - демонстрация объектов природы и изобразительных

средств наглядности, ИКТ

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ - наблюдение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ:

  • комнатные растения с простыми и сложными листьями,

  • гербарный материал простых и сложных листьев

  • гербарные образцы с различным листорасположением.

  1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ:

  • Таблица « Простые и сложные листья»;

  • Таблица « Листорасположение листьев»;

ХОД УРОКА


  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

II.Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе-
Играли с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

Скажите, о чём это стихотворение? (О листьях) Правильно. Молодцы!

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


Тема нашего урока сегодня - «Внешнее строение листа». ( Слайд презентации )

Учитель ставит перед учениками проблемно - познавательную задачу.
Давайте еще раз вспомним, какие вегетативные органы различают у цветкового растения. (Ответы детей) Молодцы!
А на каком органе цветкового растения расположены листья? (Ответы детей) Правильно!
Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений? Очень хорошие ответы! (Ответы детей) Спасибо!


  1. (Слайд)Строение внешнее листа

Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:

  • большинство листьев зелёного цвета,

  • состоят из:- листовой пластинки, черешка, жилки, прилистники, основание листа.


  1. Прикрепление листьев к стеблю:

А)Черешковые

Б)Сидячие



Самостоятельная работа с учебником найти растения у которых листья черешковые и сидячие.

(черешок соединяет лист, (черешков нет, прикрепляются

пластинку со стеблем) к стеблю основанием листовой

  • яблоня, пластины)

  • вишня. - алоэ,

  • берёза - пшеница

У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.

4. Рассмотрите рис. 47 по форме

- Чем отличаются листья между собой

ЛИСТЬЯ (по форме)

Овальные, округлые , сердцевидные , неравнобоким, стреловидным.


ЛИСТЬЯ

Простые

Сложные

Состоят из 1 листовой пластины и 1 черешка

Состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка

- береза

- клен

- черемуха

- малина

- акация

(Самостоятельная работа с гербарным материалом)

5. (Слайд ) Жилкование листьев

Посмотрите на комнатные растения - все они отличаются по форме и окраске листьев, но все они схожи между собой. Пощупайте листья - что вы наблюдаете?

Действительно листовые пластины в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называются жилки.

Их функции:

- проводят питательные вещества и воду;

- придают листу прочность.


ЖИЛКОВАНИЕ


СЕТЧАТОЕ

( жилки ветвятся, образуя сплошную сеть)

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ

(жилки расположены параллельно друг другу

ДУГОВОЕ

( жилки в виде дуги распо-

ложены)

У двудольных растений:

- береза

- подсолнух

(исключение: вороний глаз - однодольное)

У однодольных растений:

- пшеница

- лук

- Подорожник - (исключение 2 дольное)

- ландыш

Закрепление понятия о типах жилкования листьев с помощью натуральных

объектов.

Пеларгония - получила свое название за сходство плодов с клювом аиста.

Само слово «пеларгония» в переводе с греческого языка означает «аист».

Традесканция - одно из самых распространенных комнатных растений родом из Америки, нетребовательна к условиям среды. Род назван в честь английских садоводов и ботаников XVIII века - отца и сына Традескантов.


Физкультминутка

IV. Закрепление знаний и умений



Практическая работа «Описание листа» (работа в группах)

Цель - дать характеристику листьям по плану.

Оборудование: гербарный материал

Задание:


  1. Описать по плану лист:

а) простой или сложный;

б) черешковый или сидячий;

в) жилкование;

(дуб, береза,рис, томат, лук, картофель, баклажан, рожь и т.д.)

  1. К какому классу - Однодольные или двудольные принадлежат эти

растения?

  1. Зарисуйте внешнее строение листа в тетрадь и подпишите рисунок.


  1. Что является общим для всех листьев?


5.Как различаются листья по способам прикрепления к стеблю?

V. Рефлексия, коррекция


Подведение итогов, выставление оценок.

VI. Домашнее задание:


  1. Прочитать учебник на стр. 54-57, знать термины, самостоятельно описать по плану листья любого комнатного растения.



© 2010-2022