Рабочая программа 10 класс

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4»

города Камень - на - Оби Алтайского края




«Согласовано»

Руководитель ШМО

___________/____________/


Протокол № ___ от «__»

____________20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Лицей № 4»

___________/______________/


«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей № 4»

_____________/А.А.Реттих/


Приказ № ___ от «__»____20___г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Эсауловой Натальи Владимировны

для учащихся 10 класса

базовый уровень (для ступени среднего и общего образования)

















2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X - XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

Цели и задачи программы

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе - гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) В учебный процесс включены 1 практическая и 2 лабораторных работы.

В связи со сложностью изучаемого материала считаю более целесообразным добавить 1 ч из резервного времени на изучение темы «Наследственность и изменчивость», 1 ч в разделе «Строение эукариотической и прокариотической клетки». 1 час на изучение темы «Основы селекции. Битотехнология»

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

Содержание учебно - методического комплекта

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.


Содержание программы

Раздел №1 БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 часа)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы

Методы познания живой природы

Раздел №2 КЛЕТКА (10 час + 1 час из резервного времени)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.

Сравнение строение клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

ОРГАНИЗМ (18 час + 2 час из резервного времени)

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость. Генетика - наука о закономерностях изменчивости. Первый, второй, третий законы Г.Менделя. Хромосомная теория наследования Взаимодействие генов. Генетика пола. Мутации. Основы селекции. Генная инженерия.

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Исследования в области биотехнологии

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Формы и средства контроля

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ.

Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также межпредметные компетенции, необходимые при подготовке ЕГЭ.


Перечень учебно - методического обеспечения учебного процесса

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. - М.: Эксмо, 2007. - 288с.

  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988. - 671 с.

  5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. - М.: Ониск, 2007. - 1088 с

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. - «Просвещение-медиа», 2007-2008

  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. - «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. - Саратов: Лицей, 2005. - 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. - Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:

gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Учебно -тематический поурочный план

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся

Лабораторные работы

Ресурсное обеспечение

План

Факт

1.

1.1

1.1.1

Раздел №1 Биология как наука. Методы научного познания.

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

Объект изучения биологии - живая природа. Краткая история развития биологии.

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной системы мира. Система биологических наук.

3 часа

1 ч

1



01.09





Знать основные понятия темы: «биология», «жизнь». Уметь

отличать теории от гипотез. Понимать вклад учёных в науку.


1.2

1.2.1



1.2.2

Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы.

Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.


1



1




08.09





Знать отличие живого от неживого, уровни организации живой материи; сущность классификации живых организмов.

Уметь вычленять критерии живого при изучении природных объектов; определять уровни организации жизни в окружающей живой природе.


Презентация

2

2.1

Раздел №2 Клетка

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория.

11 часов

1 ч


2.2.1

Развитие знаний о клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука, К.Э. Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теогрия М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

15.09

Знать основные понятия: «клетка», «цитология», «клеточная теория». Уметь анализировать положения клеточной теории.

Видеоролик

2.2

Тема 2.2 Химический состав клетки.

4 ч


2.2.1

Единство элементарного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки в организме. Неорганические вещества. Вода, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

1

22.09





Знать роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки.

Уметь логически мыслить, анализировать, делать выводы. Понимать значение для клетки воды и солей.

Презентация

2.2.2

Органические вещества - сложные углеродсодержащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды.

1

29.09





Знать строение и функции полисахаридов, как регулярных полимеров; особенности строения жиров, липидов.

Уметь устанавливать связь между строением и функциями молекул органических веществ

Презентация

2.2.3

Белки.

1

06.10






Знать особенности строения белка; ферменты - биологические катализаторы; свойства белков.

Уметь объяснять строение и свойства белков; механизмы взаимодействия белков - катализаторов с молекулами органических и неорганических веществ. Составлять схемы и таблицы.

Презентация

2.2.4

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и организме человека.

1

13.10

Знать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; их роль в хранении и передаче наследственной информации; механизм этих процессов; понятие генетического кода; функции различных видов РНК.

Уметь схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному. Объяснять понятие генетического кода.

Презентация

2.3

2.3.1

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток.

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки.

4 ч

1


20.10






Знать основные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Уметь формулировать функции органоидов.


Л/Р №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»

2.3.2

Основные отличия в строении растительных и животных клеток.

1

27.10

Знать особенности клеток разных организмов. Уметь сравнивать, находить сходства и различия.

П/Р №1 «Сравнение клеток растений и животных»

2.3.3

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип . значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

1

10.11





Знать о строении ядра, как о важнейшем компоненте эукариотической клетки, его строение и состав.

Уметь объяснять функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.

2.3.4

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

1

17.11




Знать представление о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической, особенности строения прокриотических клеток.

Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы.

Л/Р №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

2.4

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке.

1 ч


2.4.1

ДНК - носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген . Биосинтез белка.

1

24.11






Знать строение молекулы ДНК, как носителя наследственной информации. Уметь читать генетический код. Понимать и анализировать свойства кода. Знать основные понятия: триплет, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез. Уметь составлять схему биосинтеза белка. Понимать значение биосинтеза для эволюции.

Презентация

2.5

2.5.1

Тема 2.5 Вирусы.

Вирусы - неклеточные формы жизни. Особенности строения и размножения Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

1 ч

1

01.12

Знать особенности строения и размножения вирусов, как неклеточных форм жизни, понятия: вирус, бактериофаг. Понимать этапы внедрения вирусов в клетку. Знать меры профилактики вирусных заболеваний. Анализировать, что такое СПИД, какова профилактика СПИДа.

Презентация

3

3.3

3.3.1

Раздел №3 Организм.

Тема 3.1 Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов.

18 +( 2 часа из резервного времени)

1 ч

1


08.12




Знать основные понятия: одноклеточные, многоклеточные организмы. Уметь отличать одноклеточные организмы от колониальных.

3.2

3.2.1

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен - совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий.

2 ч

1


15.12









Знать сущность обмена веществ и превращения энергии.

Уметь объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом. Знать типы питания организмов, понятия: автотрофы, гетеротрофы. Уметь формулировать понятия. Понимать четкие различия между автотрофами и гетеротрофами.

Презентация

3.2.2

Пластический обмен. Фотосинтез.

1

22.12










Знать сущность обмена веществ и превращения энергии.

Уметь объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом. Знать способы питания организмов; понятие о фотосинтезе - как одном из процессов метаболизма; две фазы фотосинтеза; представление о хемосинтезе.

Уметь характеризовать фазы фотосинтеза. Понимать космическую роль зеленых растений.

Презентация

3.3

3.3.1

Тема 3.3 Размножение.

Деление клетки. Митоз - основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения.

4 ч

1

12.01


Знать понятия: жизненный цикл клетки. Уметь характеризовать фазы митоза. Понимать биологическое значение митоза.

Видеоролик

3.3.2

Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1

19.01






Знать о размножении как об одном этапе индивидуального развития организмов; бесполое размножение, его формы, понятия: раздельнополые, двуполые.

Уметь характеризовать формы бесполого и полового размножения, приводить примеры.

3.3.3

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений.

1

26.01

Знать механизм мейотического цикла; особенности протекания каждой фазы мейоза.

Уметь характеризовать механизм мейоза; фазы мейоза; приводить примеры. Знать процесс образования половых клеток, строение яйцеклетки и сперматозоида. Уметь формулировать понятия.

Презентация

3.3.4

Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

1

02.02



Знать сущность двойного оплодотворения. Уметь доказывать его значение в эволюции растений. Понимать схему двойного оплодотворения.

Анимация

3.4

3.4.1

Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма.

2 ч

1

09.02













Знать историю учения об онтогенезе; закономерности эмбрионального и постэмбрионального развития, его цитологические основы; сущность и проявление биогенетического закона; историю открытия этого закона; значение закона для выяснения родственных связей между организмами.

Уметь давать характеристику эмбриональному и постэмбриональному развитию организмов на основе изучения закономерностей организма и проявления эмбриональной индукции; объяснять материальное

единство живой природы.


Презентация

3.4.2


Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

16.02

Знать этапы онтогенеза человека. Уметь анализировать, делать выводы. Понимать в чем состоит вред курения, алкоголя, наркотиков для здоровья самого человека и его детей.

3.5

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость.

8 ч


3.5.1

Наследственность и изменчивость - свойства организма. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

1

01.03




Знать понятия: наследственность, изменчивость, гибридологический метод. Уметь формулировать основные особенности работы Менделя.

Презентация

3.5.2

.Г Мендель - основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя - закон доминирования. Второй закон Менделя - закон расщепления. Закон чистоты гамет.

1

15.03




Знать законы: единообразия гибридов первого поколения, закон расщепления, понятия: аллельные гены, гомозигота, гетерозигота. Уметь анализировать цитологические основы моногибридного скрещивания. Решать задачи.

Презентация

3.5.3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя - закон независимого наследования. Анализирующее скрещивания.

1

22.03



Знать закон независимого наследования, понятие: дигибридное скрещивание. Уметь составлять решетку Пеннета, решать задачи. Анализировать результаты.

Презентация

3.5.4

Хромосомная теория наследования. Сцепленное наследование признаков.

1

05.04



Знать сущность хромосомной теории, закон Моргана, понятие: ген. Уметь решать задачи, составлять генетические карты. Анализировать причины нарушения сцепления генов.

Презентация

3.5.5

Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов.

1

12.04


Знать понятия: геном, генотип, геномика. Уметь приводить примеры взаимодействия генов.

3.5.6

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

1

19.04



Знать понятия: кариотип, гомогаметный, гетерогаметный организм. Понимать, как определяется пол человека. Уметь решать задачи на сцепленное наследование с полом.

Презентация

3.5.7

Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутагенные факторы.

1

26.04



Знать понятие: изменчивость, формы изменчивости, мутации, мутагенные факторы. Уметь анализировать причины изменчивости и ее периодичность.

Презентация

3.5.8

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека. Их причины и профилактика.

1

03.05



Знать различные формы мутаций, понимать какие последствия они несут. Понимать причины. Уметь ставить задачи по профилактики мутация.

Презентация

3.6

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология.

2 +1 ч (из резервного времени)


3.6.1

Основы селекции: методы и достижения. Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

10.05



Знать понятия: сорт, порода, штамм. Центры происхождения культурных растений, основные методы селекции. Анализировать какие сложности возникают при межвидовом скрещивании.

3.6.2

Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции.

1

17.05

Знать методы селекции.

Понимать их значение для человека.

3.6.3

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).


1



Итого: 33 часа

2 часа резерв

ного времени

24.05

Знать задачи генной инженерии. Определять значение клонирования. Понимать этические аспекты в развитии биотехнологии.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5″ ставится в случае:

1) Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2) Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3) Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4″:

1) Знание всего изученного программного материала.

2) Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3) Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3″ (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1) Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2) Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3) Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2″:

1) Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2) Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3) Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5″, но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3″ ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3″;

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5″ ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка «4″ ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2″ ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3″;

2) или если правильно выполнил менее половины работы.


© 2010-2022