Рабочая программа по биологии (9 класс)

Раздел Биология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Чуваш-Кубово»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан



«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

_______ / Г.С.Михайлова/

«___» _________ 2015г.

«Согласовано»

Руководитель РМО:

_________ /Р.С.Закреев/

«___» _________ 2015 г.


Утверждено

директором школы.

Приказ №____

«__» _________ 2015 г.

















Рабочая программа учебного курса

«Биология»

для 9 класса







Составитель: учитель биологии и химии

Закреева Любовь Владимировна



2015-2016 учебный год






Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции РФ, ст. 43;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

  5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ № 905 от 29 апреля 2015г.);

10. Программа развития образования Республики Башкортостан на 2012-2017 годы. Приказ №4 от 30.12.2008г.;

11. Учебного плана МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово Приказ № 59 от «14» августа 2015 г.;

12. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Чуваш-Кубово Приказ № 37 от «29» мая 2014г.



Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В.Пасечника , В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой // Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт.-сост. Г.М.Пальдяева.- М.: Дрофа, 2010г.

Рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и соответствует учебнику Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2014 г.

Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.




Цели и задачи:

Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользовании приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Общая характеристика учебного предмета

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.




Место предмета в учебном плане ОУ

Место предмета «Биология» в Учебном плане МБОУ СОШ с. Чуваш-Кубово МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Башкортостан, предусматривающего обязательное изучение биологии в 9 классе 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным календарным графиком МБОУ СОШ села Чуваш-Кубово на 2015-2016 учебный год всего 66часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию биологической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.




Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание учебного курса

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред­ставления о сущности жизни. Значение биологиче­ской науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы

(54 часа)

Тема 1.1.

Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой при­роде. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Ка­тализаторы. Вирусы

Лабораторная работа№1«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»

Тема 1.2.

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клет­ка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические воз­можности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моде­лей-аппликаций, иллюстрирующих деление кле­ток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

Лабораторная работа№2«Рассматривание клеток бактерий, грибов, растений и животных»

Тема 1.3.

Организменный уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуаль­ное развитие организмов. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Генети­ческая непрерывность жизни. Закономерности из­менчивости. Демонстрация микропрепарата яйце­клетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа№3« Выявление изменчивости организмов»

Практические работы:

№1 « Решение задач на моногибридное скрещивание»

№2« Решение задач на дигибридное скрещивание»

№3 «Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом»

Тема 1.4.

Популяционно-видовой уровень (3часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторная работа№4« Изучение морфологического критерия вида»

Экосистемный уровень 8( часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи­ческая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моде­лей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Тема 1.6.

Биосферный уровень (4часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек»

РАЗДЕЛ 2 Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст­венный отбор. Селекция. Образование видов - мироэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гер­бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи­вость, наследственность, приспособленность, ре­зультаты искусственного отбора.

Экскурсия

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни

(4 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.


Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скеле­тов позвоночных животных, моделей.

Количество:


-Лабораторных работ - 4

- Практических работ- 3

-Контрольно-обобщающих занятий-6








Критерии оценивания знаний обучающихся

Оценка знаний

«5» полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:

четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно, использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов:

ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

«4» раскрыто основное содержание материала;

в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

ответ самостоятельный;

определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов

«3» усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

определения понятий недостаточно четкие;

не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий

«2» Основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии


Критерии оценки устного ответа:

«5»

- Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.

- Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Ответ полностью самостоятельный.

«4»

- Конкретный ответ на поставленный вопрос.

- Приведены самостоятельно примеры.

- Ответ содержит логику изложения.

- Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.

«3»

- Ответ неконкретный, излишне пространный.

- Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.

- Допущены две существенные ошибки.

«2»

- Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.





Критерии оценки лабораторных работ:

«5»

- ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда.

«4»

- ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

«3»

- ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;

«2»

- ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;


Оценка практических умений учащихся

«5» правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«4» правильно определена цель опыта;

самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки:

в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.

«3» правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта:

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

«2» не определена самостоятельно цель;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


Оценка умений проводить наблюдения

«5» правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

«4»

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

«3»

- допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)

выделены лишь некоторые;

- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

«2»

- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и вывод




График проведения лабораторных; практических работ и контрольно-обобщающих занятий



Контрольно-обобщающее занятие

Дата

Лабораторные работы

Дата

Практические работы

Дата

«Молекулярный уровень организации живой природы»


Л.Р.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой»


П.Р.№1 « Решение задач на моногибридное скрещивание»



«Клеточный уровень организации живой природы»


Л.Р.№2 «Рассматривание клеток бактерий, грибов, растений и животных»


П.Р.№2« Решение задач на дигибридное скрещивание»



«Организменный уровень организации живого»


Л.Р.№3 « Выявление изменчивости организмов»


П.Р.№3 «Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом»



«Экосистемный уровень»


Л.Р.№4 « Изучение морфологического критерия вида»




«Основы учения об эволюции»


















«Возникновение и развитие жизни на Земле»






Итого: 6




4


3






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

Дата

Тип урока

Термины и понятия

Требования к уровню подготовки обучающихся


Домашнее задание

План.

Факт.

9а

9б

9а

9б

Введение 2 часа


1

Инструктаж по ТБ.

Биология - наука о жизни Методы исследования в биологии



03.09


УФНЗ

Биология,

микробиология, генетика, радиобиология

биофизика. Научное исследование,

научный факт,

гипотеза, эксперимент, теория

Давать определения терминам, перечислять царства живой природы, дифференцированные и

интегрированные биологические науки, уровни организации живой материи. Называть методы изучения живой природы. Характеризовать уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный,

популяционно видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать что современная

биология - комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры.

Характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод, основные этапы научного исследования. Характеризовать

основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории

Изучить§1, § 2

2

Сущность жизни и свойства живого




06.09


УФНЗ








Открытая система, жизнь

обмен веществ

Называть общие признаки (свойства) живого организма.

Характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах) проводить сравнение

живой и неживой материи, приводить примеры

Изучить §3 и «краткое содержание вводного раздела»


РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы(54часа) Тема 1.1 Молекулярный уровень (10 часов)

3

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень.



10.09


УФНЗ

Биологическая система Уровни организации : молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный

Давать определения терминам, перечислять элементы, преобладающие в составе живых

организмов, их свойства и значение. Знать уровни организации живой природы, общую характеристику молекулярного уровня, понятия «биополимеры и «биомолекулы»», роль биомолекул в живом организме

Изучить §1.1

4

Углеводы



13.09


УФНЗ

Углеводы Моносахариды, дисахариды полисахариды, рибоза, мальтоза, дезоксирибоза

Перечислять

элементы входящие в состав углеводов, липидов.

Называть функции углеводов и липидов.характеризовать особенности строения

полимеров входящие в их состав мономеров, функции углеводов

Изучить §1.2

5

Липиды



17.09


УФНЗ

Липиды

Жиры.

Гормоны

Перечислять элементы, входящие в состав липидов.

Называть функции липидов.

характеризовать особенности строения, функции липидов

Изучить §1.3

6

Состав и строение белков



20.09


УФНЗ

Аминокислоты, полипептид, структура белка

Давать определения терминам.

Называть мономеры белковой молекулы и его составляющие, уровни организации белковой

молекулы. Перечислять факторы,

обеспечивающие скорость ферментативных реакций.

характеризовать особенности строения мономера белков молекулы в целом, объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков

к биомолекулам

Изучить §1.4

7

Функции белков



24.09


УФНЗ

Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая

Перечислять функции белков в

организме. Характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов,

объяснять образование комплекса «фермент-вещество», роль ферментов в организме

Изучить §1.5

8

Нуклеиновые кислоты



27.09


УФНЗ

Нуклеиновая кислота Нуклеотид, азотистые основания

ДНК

РНК, комплементарность

Давать определения терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК, типы РНК.

Называть составляющие мономеров ДНК и РНК.

Характеризовать особенности строения

нуклеиновых кислот (ДНК, РНК) объяснять принцип комплементарности, функции ДНК и РНК (различных типов РНК) ,обосновать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам

Изучить §1.6

9

АТФ и другие органические соединения клетки



01.10


УФНЗ

АТФ, АДФ, АМФМакроэргическая связь

Витамины

Знать составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ). Характеризовать особенности

строения молекулы АТФ (АДФ, АМФ) ее свойства и функции

Изучить §1.7, повторить §1.5

10

Биологические катализаторы Лабораторная работа №1

«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».



04.10


КУ

Кофермент Катализатор Фермент,активный центр фермента

Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций. Характеризовать свойства ферментов, механизм их действия, роль ферментов в организме. Уметь выполнять лабораторную работу

Изучить §1.8 повторить §1.4 и 1.6

11

Вирусы



08.10


УФНЗ

Капсид. Вирус

Перечислять элементы входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом.

Характеризовать особенности строения и

функционирования вирусов особенности

различных вирусов заболевание и их

профилактика, способы борьбы со СПИДом.

Объяснить принадлежность вирусов к живым

организмам

Изучить §1.9 , подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

12

Контрольно-обобщающий по теме«Молекулярный уровень организации живой природы»



11.10


УКЗ

Повторение и

закрепление

знаний учащихся

по теме

Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Проработать «Краткое содержание главы»


Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)



13

Основные положения клеточной теории



15.10


УФНЗ

Клеточная теория

Называть фамилий ученых -микроскопистов,

внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории.

Характеризовать основные положения клеточной теории. Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии

Изучить §2.1

14

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана




18.10


УФНЗ

Ядро. Цитоплазма. Органоиды. Мембрана. Фагоцитоз, пиноцитоз






Давать определения терминам. Называть

составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра.

Характеризовать строение клеточной мембраны, способы проникновения веществ в внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз)

Работать с микроскопом

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток растений и

животных


Изучить §2.2

15

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки



22.10


УФНЗ

Прокариоты, эукариоты. Хроматин. Хромосомы. Кариотип. Гомологичные хромосомы

Давать определения терминам. Называть

составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра.

Характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружного

механизма клетки, способы проникновения

веществ в внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз).

Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов

Изучить §2.3

16

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи



25.10


УФНЗ

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

Характеризовать состав и строение мембраны и ядра, их функции, способы проникновения веществ в клетку.


Называть органоиды клетки и их функции; показывать на рисунке

Изучить §2.4

17

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды



29.10


УФНЗ

Кристы, граны,пластиды, лизосомы, митохондрии

Называть органоиды клетки и их функции; показывать на рисунке

Изучить §2.5

18

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения



01.10



Цитоскелет, центриоли, клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

Называть органоиды клетки и их функции; показывать на рисунке

Изучить §2.6

19

Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2

«Рассматривание клеток бактерий, грибов растений и животных »




12.11


КУ

Прокариоты.Эукариоты.

Анаэробы.Споры.Черты сходства и различия эукариот и прокариот

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений и животных.

Находить в тексте учебника отличительные

признаки эукариот.

Сравнивать:

строение клеток растений, животных, делать

вывод на основе сравнения.

Давать определение термину «прокариоты»

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки

Изучить§2. 7

20

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм



15.12


УФНЗ

Синтез белка, фотосинтез, ассимилиция, диссимиляция, метаболизм

Давать определения терминам. Перечислять

основные процессы метаболизма.

характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции образования АТФ в ходе энергетического обмена в клетке.

Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы составляющие основу жизнедеятельности клетки.

Изучить §2.8

21

Энергетический обмен в клетке



19.11


УФНЗ

Гликолиз. Клеточное дыхание

Давать определения терминам. Перечислять

этапы энергетического обмена, основные

процессы метаболизма.

Характеризовать обмен веществ и превращение

энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и

диссимиляции образования АТФ в ходе

энергетического обмена в клетке.

Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы составляющие основу жизнедеятельности клетки.

Изучить §2.9

22

Типы питания клетки



22.11


УФНЗ

Хемотрофы, фоторофы, автотрофы, гетеротрофы

Давать определения терминам. Называть типы питания живых организмов, группы

гетеротрофных организмов.

Описывать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофиты, паразитов, симбионтов). Приводить примеры раст. организмов с гетеротрофным питания, организмов со смешанным типом питания.

Изучить §2.10,§2.12

23

Фотосинтез и хемосинтез




26..11


УФНЗ

Фотолиз воды, фазы фотосинтеза, хемосинтез

Давать определения терминам. Называть фазы и продукты фотосинтеза, хемосинтеза.

Характеризовать (описывать) особенности

процессов фото- и хемосинтеза.

Объяснять смысл световой и темнотой фаз

фотосинтеза. Сравнивать 2 типа автотрофного питания.

Изучить §2.11, повторить §1.4,§1.6

24

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция



29.11


КУ

Ген, триплет. Генетический код. Транскрипция.Кодон

Давать определение терминам.

Называть этапы биосинтеза белка. Характеризовать процесс транскрипции биосинтеза белка в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода

Изучить §2.13 до раздела «Транспортные РНК»

25

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция



03.12


КУ

Полисома. Антикодон, трансляция

Давать определение терминам.

Называть этапы биосинтеза белка. Характеризовать процесс трансляции биосинтеза белка в клетке, виды РНК

Изучить §2.13

26

Деление клетки. Митоз



06.12


КУ

Редупликация, центромера, митоз, жизненный цикл клетки

Давать определения терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делений клетки.

Характеризовать механизм деления клетки,

описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснить биологический смысл митоза.

Изучить §2.14, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

27

Контрольно-обобщающий по теме «Клеточный уровень организации живой природы»



10.12


УКЗ


Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Проработать текст «Краткое содержание главы»

Тема1. 3. Организменный уровень (14 часов)




28

Размножение организмов. Оплодотворение



13.12


КУ

Бесполое размножение

Почкование Вегетативное размножение

Знать термины бесполое и половое размножение, перечислять виды бесполого размножения организмов, описывать сущность бесполого размножения

организмов (бактерий, грибов, растений,

животных и человека), характеризовать виды

бесполого размножения

Изучить §3.1 -§3.2 до развития гамет

29

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение



17.12


КУ

Гаметы. Мейоз. Коньюгация. Оплодотворение. Зигота. Эндосперм

Давать определения терминам,

называть мужские и женские половые гаметы, перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза. Характеризовать стадии конъюгация, гаметогенеза, сущность стадий мейоза, выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объяснять биологический смысл этих различий, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым

Изучить §3.2 -§3.3

30

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон



20.12


УФНЗ

Онтогенез, филогенез, эмбриогенез

Давать определения терминам, перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального

развития.

Характеризовать периоды онтогенеза, процессы происходящие в каждом из периодов.

Сравнивать прямой и непрямой периоды

постэмбрионального развития организмов.

Формулировать биогенетический закон, пояснять его значение

Изучить §3.4

31

Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание



24.12


УФНЗ

Чистые линии, аллельные гены. Закон зародышевого сходства. Филогенез

Давать определения терминам.

Характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины символы, понятия.

Раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона частоты гамет,

формулировать правило расщепления. Давать цитологические обоснования закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание

Изучить §3.5

32

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Практическая работа№1

«Решение задач на

моногибридное скрещивание»



27.12


КУ

Доминантные и рецессивные признаки. Закон чистоты гамет

Давать определения терминам.

Характеризовать закон наследственности.

Объяснять взаимосвязь генотипа и

фенотипических признаков организмов, скрещивание

Изучить §3.5

33

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание



14.01


УФНЗ

Фенотип, генотип

Знать практическое значения применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Решать задачи на моногибридное скрещивание,на неполное доминирование и анализирующее

Изучить §3.6

34

Инструктаж по ТБ. Дигибридное скрещивание




17.01


УФНЗ

Решетка Пеннета. Закон независимого наследования признаков

Давать определения терминам.

Характеризовать законы наследственности.

Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков

Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов

Изучить §3.7 повторить материал о мейозе

35

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т.Моргана.

Практическая работа№2

«Решение задач на Дигибридное скрещивание»




21.01


КУ

Закон Т.Моргана. Локус гена. Перекрёст

Давать определения терминам.

Характеризовать сущность закона Т. Моргана.

Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом

Изучить §3.8

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Практическая работа№3

« Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом»



24.01


КУ

Аутосомы. Половые хромосомы

Давать определения терминам. Называть группы хромосом.

Характеризовать группы хромосом (аутосомы и половые хромосомы) механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на дигибридное скрещивание и задачи на сцепленное с полом наследование

Изучить §3.9 -3.10

37

Модификацион-

ная изменчивость




28.01


УФНЗ

Модификации. Норма реакции

Давать определения терминам.

Характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость, объяснять взаимодействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа.

Характеризовать норму реакции организма на внешние условия

Изучить §3.11 выписать в тетрадь основные характеристики модификацион-

ной изменчивости

38

Мутационная изменчивость.

Лабораторная работа№3

«Выявление изменчивости организмов»



31.01


КУ

Генные, хромосомные, геномные мутации. Делеция, дупликация, инверсия

Давать определения терминам. Называть виды мутации, факторы способные вызывать увеличение частоты мутации. Характеризовать формы изменчивости выделять основные различия между модификациями и мутациями, перечислять виды мутации, факторы способные вызывать увеличение частоты мутации. Обосновывать биологическую роль мутации. Приводить примеры изменчивости и приспособленности растений и животных к среде обитания. Уметь выполнять лабораторную работу

Изучить §3.12

39

Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова



04.02


УФНЗ

Селекция как

наука; центры

происхождения

культурных

растений;

гетерозис,

инбридинг,

отдаленная

гибридизация.


Называть центры происхождения культурных растений.Приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических

рядов наследственной изменчивости, объяснять совпадение центров происхождения культурных

растений с местами расположения великих

древних цивилизации.

Приводить примеры селекционных работ

Изучить §3.13

40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов



07.02


УФНЗ

Гибридизация. Массовый и индивидуальный отбор. Гетерозис

Называть основные методы селекции, виды

гибридизации, иметь общее представление о них.

Характеризовать задачи и значение селекции

Объяснять общебиологические свойства, ежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных

Изучить §3.14, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

41

Контрольно-обобщающий по теме «Организменный уровень организации живого»



11.02


УКЗ









Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Проработать «Краткое содержание главы

Тема1. 4. Популяционно-видовой уровень(3 часа)


42

Вид. Критерии вида. Лабораторная работа №4

«Изучение морфологичес-

кого критерия вида»




14.02


КУ

Ареал, вид,

виды-двойники

Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства

вида. Критерии вида


Давать определения терминам.

Характеризовать основную систематическую

единицу - вид, критерии вида. Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами.

Уметь выполнять лабораторную работу


Изучить §4.1

43

Популяции



18.02


УФНЗ

Популяции.

Демографические показатели


Характеризовать

элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяции в экологических системах

Изучить §4.2

44

Биологическая классификация



21.02


КУ

Систематические категории, таксон

Характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы и других таксонов. Определять таксономическую принадлежность растений и животных. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы

Изучить §4.3


Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)


45

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз



25.02


КУ

Биоценоз, биосфера, экосистема, биогеоценоз

Давать определения терминам.

Называть природные сообщества.

Перечислять элементы экотопа, биотопа и биоценоза, характеризовать природные сообщества их основные свойства и задачи, перечислять важнейшие компоненты экосистемы и их классификацию, роль регуляторов в поддержании

устойчивости экосистемы

Изучить §5.1

46

Состав и структура сообщества



28.02


КУ

Видовое разнообразие. Видовой состав Жизненные формы. Ярусность

Давать определения терминам.

Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества перечислять связи в экосистемах характеризовать морфологическую и

пространственную структуру сообщества, значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества и классификацию групп организмов находящихся на разных трофических уровнях

Изучить §5.2

47

Потоки вещества и энергии в экосистеме



04.03


КУ

Продуценты, консументы, редуценты Пирамида численности и биомассы Пищевая сеть. Трофический уровень

Давать определения терминам.

Называть группу организмов, составляющих

трофическую структуру сообщества. Характеризовать потоки энергии и веществ в

экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям. Составлять цепи питания.

Изучить §5.3

48

Продуктивность экосистем



07.03


КУ

Продуктивность экосистем

Давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества. Характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания

Изучить §5.4

49

Саморазвитие экосистемы




11.03


КУ

Сукцессия

Давать определения терминам.

Называть виды биогеоценозов, перечислять охранные мероприятия по сохранению

экосистемы.

Характеризовать экологическую сукцессию ее природу и механизмы стадий сукцессии,

обосновать значение сукцессии.

§5.5, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

50

Экскурсия в биогеоценоз



14.03


УПЗУ

Видовое разнообразие, Плотность популяций

Биомасса, Взаимоотношения организмов


Изучать процессы, происходящие в экосистемах.

Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса)

Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме.

Объяснять:

взаимосвязи организмов и окружающей среды;

типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Анализировать состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ


Оформить отчёт по экскурсии

51

Искусственные биоценозы



18.03


КУ

Искусственные биоценозы

Давать определение терминам. Приводить примеры искусственных биоценозов. Характеризовать их основные свойства и задачи. Сравнивать естественные и искусственные биоценозы

Проработать записи в тетради

52

Контрольно-обобщающий по теме «Экосистемный уровень»



21.03


УКЗ


Уметь обобщать и систематизировать полученные знания


Прораб -ть «Краткое содержание главы

Тема1. 6. Биосферный уровень (4 часа)


53

Биосфера. Среды жизни




01.04


КУ

Биосфера. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва, Организмы как среда обитания. Фильтрация

Давать определения терминам.

Называть среды жизни живых организмов, фамилий ученых работающих в области изучения биосферы.

Характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых организмов к жизни в определенной среде

Изучить §6.1 ознакомить

ся с

§ 6.2; §10.1

54

Круговорот веществ в биосфере




04.04


КУ

Биогеохимический цикл,

биогенные элементы, гумус Многократное использование и циркуляция биогенных элементов

Давать определения терминам. Называть биогенные элементы, перечислять биохимические циклы. Характеризовать особенности круговоротов веществ в природе, его значения последствия нарушения круговорота веществ, биохимические циклы азота, углерода и фосфора..

Изучить §6.3

55

Экологические кризисы



08.04


КУ

Парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди

Называть современные глобальные

экологические проблемы.

Объяснять необходимость защиты

окружающей среды.

Анализировать и оценивать

последствия деятельности человека

Изучить§10.2;

§10.3

Подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

56

Контрольно-обобщающий по теме «Биосферный уровень»



11.04


УКЗ


Уметь обобщать и систематизировать полученные знания

Прораб-ть «Краткое содержание главы

РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7(часов)


57

Развитие эволюционного учения



15.04


КУ

Эволюция. Изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, борьба за существование.

Предпосылки учения Дарвина. Ч.Дарвин -основоположник учения об эволюции. Положения учения Дарвина

Давать определения терминам.

Называть фамилий ученых-эволюционистов,

основные положения теорий Ч.Дарвина.

Характеризовать основные положения теорий Ч.Дарвина, обосновать роль Ч.Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделить общее и различное

в теории Ламарка и Дарвина, характеризовать основную заслугу Ч.Дарвина

Изучить §7.1, повторить ответить на вопросы в конце §3.11 ; §3.12

58

Изменчивость организмов



18.04


КУ

Ненаследственная и наследственная изменчивость. Генотип. Фенотип. Генофонд

Давать определения терминам.

Называть виды изменчивости.

Характеризовать виды изменчивости их роль в эволюции, объяснять, что такое генофонд популяции; причины, приводящих к изменению генофонда

Изучить §7.2 Прораб-ть §3.5, §3.7;§3.8

59

Борьба за существование. Естественный отбор



22.04


КУ

Борьба за существование. Естественный отбор

Давать определения терминам.

Называть формы борьбы за существовании Характеризовать формы борьбы, сравнивать их

Изучить §7.4 ;§7.5, повторить. §4.1 ; §4.2

60

Видообразование Макроэволюция



25.04


КУ

Филогенетические ряды

Движущие силы макроэволюции.

Значение исследования

филогенетических рядов

Характеризовать процесс макроэволюции, его основные формы, приводить доказательства макроэволюции,

приводить примеры.

Характеризовать процессы,

являющиеся движущими силами эволюции

Изучить §7.8

61

Экскурсия Причины многообразия видов в природе



29.04


УПЗУ

Понятие о виде.

Критерии вида.

Видообразование в результате географической изоляции.

Видообразование в пределах одного ареала.

Уметь:

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Анализировать содержание определения понятий вид, популяция.

Приводить примеры видов животных и растений; практического значения изучения популяции

Оформить отчёт по экскурсии

62

Основные закономерности эволюции



02.05


КУ

Конвенгерция, араморфозм, идиодаптация, дивергенция, гомология

Давать определение понятиям: ароморфоз, идиадаптация, общая дегенерация. Называть основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэволюция и

макроэволюция.

Изучить §7.9 подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

63

Контрольно-обобщающий по теме «Основы учения об эволюции»



06.05


УКЗ


Уметь обобщать и систематизировать полученные знания


Изучить «Краткое содержание главы»

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (4 часа)


64

Гипотезы возникновения жизни



09.05


КУ

Креационизм, панспермия. Самопризвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза биохимической эволюции

Называть основные гипотезы возникновения жизни.

Характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религий и науки к объяснению возникновения жизни, гипотеза самопроизвольного зарождения жизни, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции)

Изучить §8.1

65

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Гипотеза Опарина-Холдейна.



13.05


КУ

Коацерваты, пробионты

Называть основные гипотезы происхождения жизни. Характеризовать основные гипотезы происхождения жизни. Уметь выполнять лабораторную работу

Изучить §8.2

66

Основные этапы развития жизни на Земле Развитие жизни в архее, протерозое Развитие жизни в палеозое, в мезозое и кайнозое



16.05


КУ

Эра, период, эпоха Кембрий, ордовик, селур Трилобиты Триас, юра, мел, палеоген ,неоген, антропоген.

Филогенетические ряды, переходные формы

Знать основные изменения на каждом этапе развития жизни; называть господствующие организмы; факторы, влияющие на развитие жизни


Изучить §8.3-§8.8, подготовиться к контрольно-обобщающему уроку

67

Контрольно-обобщающий по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»



20.05


УКЗ



При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

для классификации типов уроков:

урок формирования новых знаний (УФНЗ);

комбинированный урок (КУ);

урок применения знаний и умений (УПЗУ);

урок контроля знаний(УКЗ).












Материально-техническое обеспечение




Литература


1.Учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.» - М.: Дрофа, 2014 - 288 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

2.«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Поурочное планирование по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В, Пасечника - /Е.Ю. Щелчкова - Волгоград: Учитель 2010.

Электронные ресурсы:

  1. ЭОР - fcior.edu.ru/

  2. ФИПИ - fipi.ru/

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/

4. Интерактивные уроки Кирилла и Мефодия. Биология. 9класс

5. Интерактивное учебное пособие. Версия 2.0.Наглядная биология .9 класс


Технические средства обучения:

1) компьютер;

2)мультимедийный проектор;

3)экран проекционный.


35

© 2010-2022