Рабочая программа по экологии растений 6 класс

«Экология  растений» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.  Он знакомит с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении  растений с окружающей средой.       Содержание курса «Экология  растений» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный ...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глазковский филиал имени Героя Советского Союза

Н. Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ





Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю

к утверждению директор школы

управляющим советом школы Петрищева Т. А.

Протокол № от 2013 г. Приказ № от 2013 г








Рабочая программа

по экологии растений в 6 классе

на 2013 г - 2014 учебный год

(базовый уровень)

к УМК А.С.Соколова, Л.А.Соколовой (Экология растений 6 класс)







Составил учитель биологии и химии

Подольский Алексей Владимирович








Глазок 2013

Пояснительная записка


«Экология растений» - курс регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он знакомит с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении растений с окружающей средой.

В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания растений, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях растений как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на растения дикой природы.

Вторая часть курса знакомит учащихся с растениями Тамбовской области: лесов, полей, степей, а так же с охраняемыми растениями и занесёнными в Красную книгу Тамбовской области. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах Тамбовской области и привлечения внимания обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.

Содержание курса «Экология растений» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях растений Тамбовской области.

Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на достижение следующих целей:

  • дать представление об экологических факторах, влияющих на растения Тамбовской области;

  • понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

  • сформировать основополагающие понятия об экологии растений, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;

  • сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о

последствиях влияния человека на растительный мир Тамбовской области.

В соответствии с учебным планом МБОУ Кочетовская СОШ на изучение экологии растений в 6 классе отводится 17 часов в год.

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

Результаты изучения курса «Экология растений» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

- исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Для изучения курса «Экология растений» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.

В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.


Содержание программы


Введение в экологию.

Предмет исследования. Из истории экологии. Методы исследований. Значение экологии.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология растений, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.

Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Абиотические факторы.

Солнечная радиация. Почва. Вода. Температура. Воздух.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, растворимость, фотолиз, мелиорация, гумус, плодородие, чернозём, солонец, оптимальная температура, фенология, рельеф, ветровая эрозия,.

Обучающиеся должны уметь: классифицировать растения по экологическим группам, применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, правильно ухаживать за растениями, описывать состав воздуха и прогнозировать влияние изменения состава воздуха на растения.

Растительные сообщества. Биоценоз.

Разнообразие растительных сообществ. Видовое разнообразие. Сезонные изменения в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений. Биоценоз. Пищевые связи.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - фитоценоз, эфемеры, ярусность, лианы, кустарнички, перекати-поле, эпифиты, биоценоз, продуценты, консументы, зоофилия.

Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные растительные сообщества.

Охрана окружающей среды.

Природа Окско-Донской равнины до активного освоения её человеком. Леса. Степи и их классификация. Видовой состав растений культурного ландшафта. Охрана растительного мира области Красная книга Тамбовской области. Роль школьников в деле охраны природы.

Обучающиеся должны знать: основные понятия - целинные земли, редкие растения, Красная книга Тамбовской области, агроландшафты, урбанизация.

Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть растения Красной книги Тамбовской области, обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Учебно-тематический план

тема

Кол-во

часов

Формы контроля

  1. Введение в экологию

1


Текущий контроль

  1. Абиотические факторы

5


Текущий контроль

  1. Растительные сообщества. Биоценоз.

6

Текущий контроль

  1. Охрана окружающей среды

5

Текущий контроль


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения экологии растений в 6 классе ученик должен

знать/понимать: основные экологические понятия; представления о среде обитания растений, их взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях существования и сезонными изменениями в жизни растений; последствия влияния человека на растительный мир Тамбовской области.

уметь: определять приспособленность растений в природе друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов - растительному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.

Литература и средства обучения


  1. Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по курсу «Экология растения». - Официальные документы в образовании, 2006.

  2. А.С.Соколов и др. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология Тамбовской области». - Тамбов: ТОИПКРО, 2005г.

  3. А.С.Соколов, Л.А.Соколова. Экология растений. Пособие для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией кандидата биологических наук Г.А.Лады. - Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2006г.
























Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока.

Дата

По плану

фактически

1



2

3

4

5

6



7

8


9


10


11



12





13


14


15


16

17






Введение в экологию.

Что изучает экология растений.

Абиотические факторы.

Абиотический фактор - солнечная радиация.

Почва в жизни растений.

Вода в жизни растений.

Температура в жизни растений.

Воздух в жизни растений.

Растительные сообщества. Биоценоз.

Растительные сообщества.

Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи.

Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых или сфагновых болот.

Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений.

Сообщества живых организмов. «Насекомоядные растения». Роль грибов и бактерий в фитоценозе.

Растительность Тамбовской области и её изменение в результате хозяйственной деятельности человека.

Охрана окружающей среды.

Охрана растительного мира Тамбовской области.

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения лесов.

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения степи.

Рекомендации по проведению экскурсий.

Итоговый урок.



© 2010-2022