Открытый урок по теме: Витамины

Открытый урок по теме: " Витамины" подготовлен для обучающихся 8 класса. Это урок формирования новых знаний, с использованием групповой формы организации урока. В конспекте указаны образовательные, воспитательные и развивающие цели урока. Имеется подробное описание средств обучения. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока и активно в группах добывают информацию об истории открытия витаминов, их суточной норме и функциях в обмене веществ.Находят информацию о  симптомах авитаминозов и ме...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: «Витамины»

Разработала и провела учитель высшей категории МОБУ СОШ №36

г. Таганрога

Деревянко Алла Васильевна.

Цели урока:

Образовательные: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, роли витаминов в обмене веществ, источниках витаминов и способах их сохранения.

Воспитательные : показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитание коммуникативных навыков, умения слаженно работать в группе, а так же воспитание таких качеств личности как собранность, сосредоточенность на определенном деле, самостоятельное мышление.

Развивающие: развитие творческих способностей, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать с различными источниками информации.

Средства обучения: электронное приложение к уроку, веб - страницы из интернета, карточки с заданиями для обсуждения в группах, цветовые сигналы для работы в группах, рабочие тетради, специальная, имеющаяся в наличии литература по биологии, медицинская энциклопедия, сборник русских пословиц и поговорок. Урок проводится в мультимедийном кабинете.

Ход урока.


  1. Оргмомент.

Психологический настрой класса

  1. Актуализация опорных знаний.

Организуется самостоятельная работа по вариантам для проведения биологического диктанта.

ВАРИАНТ № 1 _____________________оценка _______


  1. Совокупность реакций биосинтеза веществ в клетках получила название ____________________обмена.

  2. В органах пищеварения происходит _________фаза обмена веществ.

  3. Молекулы человеческого жира синтезируются из ___________ и __________________.

  4. В ходе энергетического обмена в клетках химическая энергия ________________.

  5. В ходе пластического обмена в клетках химическая энергия __________________.



ВАРИАНТ № 2 _____________________оценка _______


  1. Совокупность реакций окисления и распада веществ в клетках получила название ______________обмена.

  2. В клетках тела организма человека происходит _________фаза обмена веществ.

  3. Молекулы человеческого белка в клетке синтезируются из различных ______________ пищи.

  4. В ходе пластического обмена в клетках химическая энергия __________________.

  5. Главную энергетическую функцию в организме человека выполняют ________________ и ____________.

Предлагается выставить самооценку за качество усвоения темы. После завершения работы, обучающиеся, сидящие за одной партой, обмениваются заданиями и осуществляют проверку, сверяясь с критериями оценки на слайде. При совпадении двух отметок, общая отметка выставляется в журнал.

  1. Изучение нового материала:


  1. Постановка цели урока.

Учитель: вам известно, что важнейшими питательными веществами для человека являются…

Обучающийся: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли.

Учитель: но есть еще одна группа питательных биологически активных веществ, необходимых человеку в незначительных количествах. Недостаток этих веществ особенно остро ощущается в зиме -весенний период времени, что приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, склонности к простудным заболеваниям. Скажите, что это за вещества?

Обучающийся: витамины!

Учитель: как вы думаете, что мы должны знать о витаминах, чтобы сохранить свое здоровье и чувствовать себя бодрыми в любое время года?

Цель: познакомиться с разнообразием витаминов, их влиянием на здоровье человека, содержанием в продуктах питания и сохранением в процессе приготовления пищи.

Учитель: роль витаминов в обмене веществ огромна. Они входят в состав большинства ферментов и вместе с ними регулируют обмен веществ. Если ферменты синтезируются в организме человека, то витамины поступают с пищей. Исключением являются витамин К , синтезируемый бактериями в кишечнике, и витамин D, образующийся подкожно, при воздействии УФ- лучей.


  1. Работа в группах:

Учитель организует работу в группах, где каждый выбирает себе роль врача, химика, историка, филолога или менеджера, получая при этом свою отличительную эмблему. Менеджеру выдается пакет заданий ( индивидуальные задания для каждого члена группы, итоговая таблица, которая заполняется менеджером по мере поступления информации, листки контроля, а так же дополнительная литература по изучаемой теме. Для привлечения внимания учителя выдается сигнальная карточка. Учитель инструктирует о том, что при выполнении задания члены группы кратко записывают полученную информацию в свои тетради и передают ее менеджеру. Менеджер готовит краткое сообщение по изучаемому витамину ( таблицу и задание см. в приложении). В листке самоконтроля участники группы сообща оценивают работу каждого члена группы.

  1. Физкультминутка

  2. Выступление с сообщениями.

Учитель инструктирует о том, что во время сообщения менеджера члены его группы, так же как и члены других групп кратко записывают информацию в индивидуальную таблицу из пакета заданий. После сообщения менеджера обучающиеся сверяют свои записи с эталоном на слайде.

Особая роль отводиться историкам, которые делают сообщения об истории открытия витаминов.

Учитель: люди с давних времен знали о целебных свойствах продуктов питания, о чем мы узнаем из пословиц и поговорок. Слово предоставляется филологам.


  1. Рефлексия.

В заключении выступлений учащиеся выбирают группу доклад которой показался наиболее интересным и познавательным и заносят название группы в листок контроля.


  1. Биологическая задача.

Вечером повар натер на металлической терке овощи для борща. Поместил их в металлическую миску и поставил в холодильник. Утром залил овощи холодной водой и поставил на огонь, не накрывая крышкой.

Найдите ошибку в действиях повара.

  1. Обобщение изученного материала:

Учитель: теперь мы можем определить что такое витамины:

Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ.

Все витамины можно разделить на водорастворимые и жирорастворимые.

Состояние здоровья, вызванное недостатком, отсутствием или избытком витаминов называют гиповитаминозом, авитаминозом и гипервитаминозом.

  1. Домашнее задание. Параграф 37. Пользуясь текстом учебника и таблицей в тетради, подготовить карточки для ролевой игры « доктор - пациент» с указанием симптомов авитаминозов для установления диагноза.

  2. Закрепление. Игра « Витаминные крестики-нолики».

Обучающиеся занимают места у компьютеров, находят игру и выполняют заливку фона выигрышной линии таблицы. Учитель комментирует правильность выполнения задания.

  1. Заключение урока.

Великие люди по- разному относились к еде, но в одном они были едины - всякая еда должна быть полезной для здоровья. Урок хочу закончить словами Гиппократа:

« Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».




Приложения.


Листок контроля

Листок контроля

  1. Менеджер

  2. Врач

  3. Химик

  4. Историк

  5. Филолог

  6. Кулина

Группа

1.Менеджер

  1. Врач

  2. Химик

  3. Историк

  4. Филолог

  5. Кулинар

Группа


  1. Задания для членов группы.

Историк: найти сведения об открытии витаминов.

Историк: найти сведения об открытии витаминов.

Химик: найти сведения о растворимости витамина, суточной норме потребления и функциях в обмене веществ.

Химик: найти сведения о растворимости витамина, суточной норме потребления и функциях в обмене веществ.

Врач: Найти сведения о названиях авитаминозов и их болезненных проявлениях

Врач: Найти сведения о названиях авитаминозов и их болезненных проявлениях

Кулинар: Найти сведения о продуктах богатых витамином, способах сохранения в процессе приготовления пищи.

Кулинар: Найти сведения о продуктах богатых витамином, способах сохранения в процессе приготовления пищи.

Филолог: найти пословицы и поговорки о витаминах и продуктах, содержащих их.

Филолог: найти пословицы и поговорки о витаминах и продуктах, содержащих их.

Менеджер: Собрать найденные членами группы сведения и кратко занести их в таблицу.

Менеджер: Собрать найденные членами группы сведения и кратко занести их в таблицу.



  1. Итоговая таблица.

Название витаминов

Растворимость

Авитаминоз, какое заболевание вызывает

Суточная норма витамина

В каких продуктах содержится








© 2010-2022