- Преподавателю
- Биология
- Открытый урок по теме: Витамины
Открытый урок по теме: Витамины
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Деревянко А.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме: «Витамины»
Разработала и провела учитель высшей категории МОБУ СОШ №36
г. Таганрога
Деревянко Алла Васильевна.
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление о витаминах и авитаминозах, роли витаминов в обмене веществ, источниках витаминов и способах их сохранения.
Воспитательные : показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитание коммуникативных навыков, умения слаженно работать в группе, а так же воспитание таких качеств личности как собранность, сосредоточенность на определенном деле, самостоятельное мышление.
Развивающие: развитие творческих способностей, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать с различными источниками информации.
Средства обучения: электронное приложение к уроку, веб - страницы из интернета, карточки с заданиями для обсуждения в группах, цветовые сигналы для работы в группах, рабочие тетради, специальная, имеющаяся в наличии литература по биологии, медицинская энциклопедия, сборник русских пословиц и поговорок. Урок проводится в мультимедийном кабинете.
Ход урока.
-
Оргмомент.
Психологический настрой класса
-
Актуализация опорных знаний.
Организуется самостоятельная работа по вариантам для проведения биологического диктанта.
ВАРИАНТ № 1 _____________________оценка _______
-
Совокупность реакций биосинтеза веществ в клетках получила название ____________________обмена.
-
В органах пищеварения происходит _________фаза обмена веществ.
-
Молекулы человеческого жира синтезируются из ___________ и __________________.
-
В ходе энергетического обмена в клетках химическая энергия ________________.
-
В ходе пластического обмена в клетках химическая энергия __________________.
ВАРИАНТ № 2 _____________________оценка _______
-
Совокупность реакций окисления и распада веществ в клетках получила название ______________обмена.
-
В клетках тела организма человека происходит _________фаза обмена веществ.
-
Молекулы человеческого белка в клетке синтезируются из различных ______________ пищи.
-
В ходе пластического обмена в клетках химическая энергия __________________.
-
Главную энергетическую функцию в организме человека выполняют ________________ и ____________.
Предлагается выставить самооценку за качество усвоения темы. После завершения работы, обучающиеся, сидящие за одной партой, обмениваются заданиями и осуществляют проверку, сверяясь с критериями оценки на слайде. При совпадении двух отметок, общая отметка выставляется в журнал.
-
Изучение нового материала:
-
Постановка цели урока.
Учитель: вам известно, что важнейшими питательными веществами для человека являются…
Обучающийся: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли.
Учитель: но есть еще одна группа питательных биологически активных веществ, необходимых человеку в незначительных количествах. Недостаток этих веществ особенно остро ощущается в зиме -весенний период времени, что приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, склонности к простудным заболеваниям. Скажите, что это за вещества?
Обучающийся: витамины!
Учитель: как вы думаете, что мы должны знать о витаминах, чтобы сохранить свое здоровье и чувствовать себя бодрыми в любое время года?
Цель: познакомиться с разнообразием витаминов, их влиянием на здоровье человека, содержанием в продуктах питания и сохранением в процессе приготовления пищи.
Учитель: роль витаминов в обмене веществ огромна. Они входят в состав большинства ферментов и вместе с ними регулируют обмен веществ. Если ферменты синтезируются в организме человека, то витамины поступают с пищей. Исключением являются витамин К , синтезируемый бактериями в кишечнике, и витамин D, образующийся подкожно, при воздействии УФ- лучей.
-
Работа в группах:
Учитель организует работу в группах, где каждый выбирает себе роль врача, химика, историка, филолога или менеджера, получая при этом свою отличительную эмблему. Менеджеру выдается пакет заданий ( индивидуальные задания для каждого члена группы, итоговая таблица, которая заполняется менеджером по мере поступления информации, листки контроля, а так же дополнительная литература по изучаемой теме. Для привлечения внимания учителя выдается сигнальная карточка. Учитель инструктирует о том, что при выполнении задания члены группы кратко записывают полученную информацию в свои тетради и передают ее менеджеру. Менеджер готовит краткое сообщение по изучаемому витамину ( таблицу и задание см. в приложении). В листке самоконтроля участники группы сообща оценивают работу каждого члена группы.
-
Физкультминутка
-
Выступление с сообщениями.
Учитель инструктирует о том, что во время сообщения менеджера члены его группы, так же как и члены других групп кратко записывают информацию в индивидуальную таблицу из пакета заданий. После сообщения менеджера обучающиеся сверяют свои записи с эталоном на слайде.
Особая роль отводиться историкам, которые делают сообщения об истории открытия витаминов.
Учитель: люди с давних времен знали о целебных свойствах продуктов питания, о чем мы узнаем из пословиц и поговорок. Слово предоставляется филологам.
-
Рефлексия.
В заключении выступлений учащиеся выбирают группу доклад которой показался наиболее интересным и познавательным и заносят название группы в листок контроля.
-
Биологическая задача.
Вечером повар натер на металлической терке овощи для борща. Поместил их в металлическую миску и поставил в холодильник. Утром залил овощи холодной водой и поставил на огонь, не накрывая крышкой.
Найдите ошибку в действиях повара.
-
Обобщение изученного материала:
Учитель: теперь мы можем определить что такое витамины:
Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию обмена веществ.
Все витамины можно разделить на водорастворимые и жирорастворимые.
Состояние здоровья, вызванное недостатком, отсутствием или избытком витаминов называют гиповитаминозом, авитаминозом и гипервитаминозом.
-
Домашнее задание. Параграф 37. Пользуясь текстом учебника и таблицей в тетради, подготовить карточки для ролевой игры « доктор - пациент» с указанием симптомов авитаминозов для установления диагноза.
-
Закрепление. Игра « Витаминные крестики-нолики».
Обучающиеся занимают места у компьютеров, находят игру и выполняют заливку фона выигрышной линии таблицы. Учитель комментирует правильность выполнения задания.
-
Заключение урока.
Великие люди по- разному относились к еде, но в одном они были едины - всякая еда должна быть полезной для здоровья. Урок хочу закончить словами Гиппократа:
« Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами».
Приложения.
-
Листок контроля
Листок контроля
-
Менеджер
-
Врач
-
Химик
-
Историк
-
Филолог
-
Кулина
Группа
1.Менеджер
-
Врач
-
Химик
-
Историк
-
Филолог
-
Кулинар
Группа
-
-
Задания для членов группы.
Историк: найти сведения об открытии витаминов.
Историк: найти сведения об открытии витаминов.
Химик: найти сведения о растворимости витамина, суточной норме потребления и функциях в обмене веществ.
Химик: найти сведения о растворимости витамина, суточной норме потребления и функциях в обмене веществ.
Врач: Найти сведения о названиях авитаминозов и их болезненных проявлениях
Врач: Найти сведения о названиях авитаминозов и их болезненных проявлениях
Кулинар: Найти сведения о продуктах богатых витамином, способах сохранения в процессе приготовления пищи.
Кулинар: Найти сведения о продуктах богатых витамином, способах сохранения в процессе приготовления пищи.
Филолог: найти пословицы и поговорки о витаминах и продуктах, содержащих их.
Филолог: найти пословицы и поговорки о витаминах и продуктах, содержащих их.
Менеджер: Собрать найденные членами группы сведения и кратко занести их в таблицу.
Менеджер: Собрать найденные членами группы сведения и кратко занести их в таблицу.
-
Итоговая таблица.
Название витаминов
Растворимость
Авитаминоз, какое заболевание вызывает
Суточная норма витамина
В каких продуктах содержится