- Преподавателю
- Биология
- Фонд оценочных средств по общей биологии
Фонд оценочных средств по общей биологии
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондратова М.А. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Бюджетное образовательное учреждение Орловской области
среднего профессионального образования
«Ливенский строительный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ ОО СПО
«Ливенский строительный техникум»
____________В.Ю. Серганов
Приказ № / от
« » 20 г.
Фонд оценочных средств
учебной дисциплины ОДБ. 07 Биология
по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Срок обучения 3г 10 мес.
Содержание
1. Общие положения. Результаты освоения дисциплины
2. Формы промежуточной и текущей аттестации по учебной дисциплине «Биология»
3. Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины «Биология
3.1. Общие положения
3.2. Задания для текущей аттестации по учебной дисциплине «Биология»
3.3 . Задания для рубежного контроля по учебной дисциплине «Биология»
4. Литература
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины Биологии студент должен обладать предусмотренными ФГОС специальности СПО специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания, следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:
Уметь:
-
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
-
решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т -РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);
-
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней
-
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.
-
делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).
6. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
7. в процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Знать:
-
основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема в том числе Биосфера);
-
теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;
-
роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;
-
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
-
отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.
-
биологические закономерности: сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура), размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
-
биологическую терминологию и символику;.
-
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формой аттестации по учебной дисциплине является _дифференцированной зачет.
2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Таблица 1.1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
Показатели оценки результата
Форма контроля и оценивания
Уметь:
У 1. объяснять: роль биологив формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Выполнение, определение, выделение, решение, получение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль.
У 2. решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т -РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Обоснование, формирование, выполнение, решение, определения, доказательства.
Дифференцированные карточки, тестовый контроль, самостоятельная работа.
У 3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Выполнение, создание, формулирование, обоснование, решение.
Дифференцированные карточки, самостоятельная работа.
У 4. сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агро экосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
Нахождение, доказательство, определение, решение.
Тестовый контроль, практическая работа, самостоятельная работа.
У 5. делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).
ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Доказательства, определение, решение, выполнение, демонстрация, получение, изготовление.
Практическая работа, самостоятельная работа, тестовый контроль.
У6.осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Нахождение, определение, доказательства, решение, выполнение, создание.
Самостоятельная работа, индивидуальная работа.
У 7 в процессе работы с учебником учащиеся должны: научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Выполнение, создание, получение, нахождение, решение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки.
Знать:
З 1.основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема в том числе Биосфера).
Формулирование, нахождение, выполнение, получение.
Тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
З 2.теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;
Выполнение, определение, выделение, получение.
Самостоятельная работа, дифференцированные карточки, тестовый контроль
З 3.роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;
Определение, выделение, демонстрация, выполнение, создание.
Дифференцированные карточки, тестовый контроль, самостоятельная карточка.
З 4.вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
Выделение, демонстрация, определение, решение, получение.
Практическая работа, самостоятельная работа,
З 5.отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.
Выделение, демонстрация, определение, получение.
Тестовый контроль, дифференцированный контроль, практическая работа.
З6.биологические закономерности:
сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура) размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
Доказательство, выделение, определение, нахождение, решение, обоснование.
Самостоятельная работа,
тестовый контроль, дифференцированный контроль, решение задач.
З 7.биологическую терминологию и символику;
Выделение, определение, нахождение, обоснование.
Самостоятельная работа.
З8.влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
Выполнение, демонстрация, выделение, получение, решение.
тестовый контроль, дифференцированные карточки, практическая работа.
3. Оценка освоения учебной дисциплины:
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине биология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Критерии оценивания обучающихся
Основные показатели
Баллы
Уровни
Отсутствие на уроке
0
Готов к уроку
0,5
Слушал, переписывал
1,0-1,4
Очень слабо
Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений)
1,5-2,0
Слабо
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу
2,1-3,0
Посредственно
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников
3,1-4,0
Удовлетворительно
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно
4,1-5,0
Недостаточно хорошо
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя
5,1-6,0
Хорошо
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой
6,1-7,0
Очень хорошо
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя
7,1-8,0
Отлично
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно
8,1-9,0
Прекрасно
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения
9,0-10,0
Великолепно
Общий балл за занятие
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ.
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы)
БАЛЛЫ
Стандартная работа
Повышенный уровень
Не превышает 25%
1,0 - 2,0
1,0 - 3,0
Не превышает 50%
2,1 - 4,0
3,1 - 5,0
Не превышает 75%
4,1 - 5,0
5,1 - 7,0
Превышает 75%
5,1 - 7,0
7,1 - 10,0
Элемент учебной дисциплины
Формы и методы контроля
Текущий контроль
Рубежный контроль
Промежуточная аттестация
Форма контроля
Проверяемые ОК, У З
Форма контроля
Проверяемые ОК, УЗ.
Форма контроля
Проверяемые О К,
У З
Введение. Краткая история развития биологии. Методы биологии. Сущность жизни и свойства живого.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа Дифференцированные карточки
У1, У3,У5,У6, У7
З 1, З 2 З 3,
З 5, З 6, З 4, З 7
ОК 3, ОК4
Раздел 1.Учение о клетке.
Тема1.1 Химическая организация клетки.
Устный опрос
Дифференцированные карточки Тестирование
Самостоятельная работа
У1, У2,У3.У4, У 5,
У 6,У 7
З 1,З 4,З 5,З 6, З 7,
ОК4 ,ОК8,
Тема 1.2. Строение и функции клетки.
Устный опрос
Дифференцированные карточки. Лабораторная работа (№ 1)
Описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. Практическое занятие 1 Тест по теме « Клетка»
ОК8 У1, У2,У3.У4,
У 6,У 7
З 1,З 4,З 5,З 6, З 7
Тема1.3 Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Устный опрос
Дифференцированные карточки Тестирование
Самостоятельная работа
У5,У7,У6,У1,
З 1,З3,З4,З5,
З 6,З 7,
ОК 2,ОК4
Тема 1.4 Деление клетки.
Устный опрос
Практическое занятие 2 Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.
У1.У 5,У4,У7,
У6
З 1, З 4,З 7,З 5, З 6
ОК2,ОК4,ОК8
Раздел2 Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Самостоятельная работа
У1, У2,У3,У4,У5,
У7,У8,У9,
З 1, З2, З3, З4,З5,З8,
ОК1,ОК4, ОК5, ОК6,ОК8.
Тема 2.1 Формы размножения организмов.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки
У1, У 3,У4,У5,
У 6,У 7,
З 1, З 6, З 3, З4, З 7
ОК 2,ОК5
, ОК 6
Тема 2.2 Эмбриональное развитие животных.
Устный опрос
Тестирование
Практическая работа. Дифференцированные карточки.
У1,У3,У 5,У6,
У 7,
З1,З2,З3,З 6, З 7, З 8
ОК4,ОК8
Тема 2.3 Постэмбриональное развитие.
Устный опрос
Практическое занятие3 Тест по теме : «Организм. Индивидуальное развитие организма.»
У1,У2,У3.У5,
У6.У7.
З1, З3,З5,З6, З 7. ОК 4, ОК8
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
Тестовый контроль
У1, У2,У3,У4,У5,
У6,У7.
З 1, З2, З3.З4, З5.З6.З7. З 8.
ОК1,ОК 3, ОК4, ОК5,ОК6,ОК8.
Тема 3.1 Основные понятия генетики.
Устный опрос
Тестирование
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки Решение задач.
Практическая работа.
У1, У2,У3,У4,У5,
У7, У 5, З 6, З7,
З 1, З2, З3,З4,З5, З6, З7
ОК 3, ОК 8
Тема 3.2 Основные закономерности наследственности
Самостоятельная работа. Дифференцированные карточки
Решение задач Устный опрос
Практическая работа.
У1,У2,У3,У4,У5
У6,У7,
З1, З2,З3,З5,З 6, З 7,
ОК1,ОК4,
ОК6,
Тема 3.3. Основные закономерности изменчивости.
Практические занятия 4 - 5 Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики Решение генетических задач.
Практическое занятие 6 Тест по теме : «Генетика. Селекция.»
У1,,У3,У4,
У5,У6, У 7
З1,З2,З3,З5.З8
ОК 4,ОК8
Тема 3.4 Селекция растений, животных и микроорганизмов
Лабораторная работа №2 Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой.
У1,У2,У3,У6,
У7,
З1,З2,З3,З4,З8,
ОК5,
Раздел 4. Эволюционное учение.
У 1, У 3, У 4.У 5, У 6, У 7.
З 2, З 3, З 4, З 6, З7. З 8.
ОК 4, ОК 2, ОК 5, ОК 8
Тема 4.1 Теория эволюции.
Самостоятельная работа Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическая работа
У 1, У 5, У 6, У 7.
З 2, З3, З4, З6, З7. З 8
ОК 4, ОК 8
Тема 4.2 Микро эволюция.
Устный опрос
Тестирование Дифференцированные карточки. Практическое занятие 7 Составление кроссворда по теме: «Эволюционное учение».
Практическое занятие 8 Тест по теме «Эволюционное учение».
У 1, У 5, У 6, У 7.
З2, З7. З 8.
ОК 4, ОК 2,
Тема 4.3 Макроэволюция.
Лабораторная работа №3 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Лабораторная работа №4 Адаптации живых организмов.
У 1, У 5, У 6, У 7.
З 2, З3, З4, З6, З7. З 8. ОК 4, ОК 5,ОК 8
Раздел 5. Происхождение и развитие жизни на Земле.
У1, У2,У3,У4,У5,У6,
У7, У8,У9,
З 1, З2, З4,З5,З6,З7ОК1,ОК3,ОК4,
ОК6,ОК7,ОК8.
Тема 5.1Развитие органического мира.
Тестирование Дифференцированные карточки. Самостоятельная работа.
У 1, У 3, У 4,У 5, У 6, У 7
З 2, З3,З 4,З 6,З 7, З 8 ОК 4, ОК 5,ОК 8
Тема 52 Человек.
Самостоятельная работа. Тестирование Дифференцированные карточки Практическое занятие 9 Сравнительный анализ человеческих рас с помощью таблицы
У 1, У 3, У 4,У 5, У 6, У 7
З 2, З3,З 4,З 6,З 7, З 8 ОК 4, ОК 5,ОК 8
Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.
Тестирование
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Тема 6.1 Понятие о биосфере.
Тестирование Дифференцированные карточки
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
.
Тема 6.2 Основы экологии.
Практическое занятие 10 Решение экологических задач.
Практические занятия 11 - 12 Составление кроссворда по теме: «Биосфера и экология»
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Тема 6.3 Биосфера и человек.
Лабораторная работа №5 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8
Тема 6.4 Бионика. Генная инженерия.
Тестирование Дифференцированные карточки. Самостоятельная работа.
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 9
Дифференцированный зачет
У 1, У3, У4,У 5,У 6, У7
З 1,З 2,З3,З4, З5. З6,З 7.З 8 ,
ОК 2,ОК 3, ОК 5,ОК 8, ОК 9
3. Оценка освоения теоретического курса учебной дисциплины «Биология»
3.1. Общие положения
Основной целью оценки теоретического курса учебной дисциплины является оценка умений и знаний. Оценка теоретического курса учебной дисциплины «Биология» осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля: устные ответы, контрольные работы, тестирование, выполнение химического эксперимента - лабораторных опытов и практических работ, защита рефератов, сообщения, презентации .
3.2 Задания для текущей аттестации по учебной дисциплине «Биология»
Лабораторная работа 1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание». «Сравнение строения клеток растений и животных»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов,сравнить строение растительной и животной клеток.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань - клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы:
-
рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных и животных клеток.
-
зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
-
сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Анализ фенотипической изменчивости. Построение вариационной кривой
Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака Оборудование: каждому из 5 вариантов Инструктивная карточка по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение) карточка с заданием рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры выполните задания, предложенные вам на карточке Оформление результатов: полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже - частоты их встречаемости - p. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие - редко отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике вычислите среднюю величину признака: Σ (v p) M = ------------, n где M - средняя величина признака n - общее число вариант. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
Лабораторная работа № 3 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрирующий изменчивость организмов (растения 5-6 видов по 2-3 экземпляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).
Ход работы
1. Сравните 2-3 растения одного вида (или их отдельные органы: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.
2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие - ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.
Лабораторная работа № 4 Адаптации живых организмов.
Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.
Ход работы
1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Таблица 1 *
Название
вида
Среда обитания
Черты приспособленности к среде обитания
В чём выражается относительность
приспособленности
2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Лабораторная работа № 5 Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Цель: выявит черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 334-335.
2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»
Признаки сравнения
Способы регуляции
Видовое разнообразие
Плотность видовых популяций
Источники энергии и их использование
Продуктивность
Круговорот веществ и энергии
Способность выдерживать изменения среды
3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем
Практическое занятие 1 Тест по теме : « Клетка»
Вариант 1 I. Какие особенности живой клетки зависят от функционирования биологических мембран: а) избирательная проницаемость; б) поглощение и удержание воды; в) ионный обмен; г) изоляция от окружающей среды и связь с ней; д) все выше перечисленное? 2.Через какие участки мембраны проводится вода: а) липидный слой; б) белковые поры? 3.Какие органоиды цитоплазмы имеют одномембранное строение: а) наружная клеточная мембрана; б) ЭС; в) митохондрии; г) пластиды; д) рибосомы; е) комплекс Гольджи; ж) лизосомы? 4.Чем отделена цитоплазма клетки от окружающей среды:а) мембранами ЭС (эндоплазматическая сеть); б) наружной клеточной мембраной? 5.Из скольких субъединиц состоит рибосома: а) одной; б) двух; в) трех? 6.Что входит в состав рибосом:а) белки; б) липиды; в) ДНК; г) РНК? 7.Какая функция митохондрий дала им название - дыхательный центр клетки: а) синтез АТФ; б) окисление органических веществ до С02 и Н2О; в) расщепление АТФ? 8.Какие органоиды характерны только для растительных клеток: а) ЭС; б) рибосомы; в) митохондрии; г) пластиды? 9.Какие из пластид бесцветные:а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 10.Какие из пластид осуществляют фотосинтез:а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 11.Для каких организмов характерно ядро:а) прокариотов; б) эукариотов? 12. Какая из ядерных структур принимает участие в сборке субъединиц рибосом: а) ядерная оболочка; б) ядрышко; в) ядерный сок? 13. Какой из компонентов мембраны обусловливает свойство избирательной проницаемости: а) белки; б) липиды? 14. Каким образом проходят через мембрану крупные белковые молекулы и частицы: а) фагоцитоз; б) пиноцитоз? 15. Какие органоиды цитоплазмы имеют немембранное строение: а) ЭС; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы; д) лизосомы? 16. Какой органоид связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов: а) наружная клеточная мембрана; б) ЭС; в) комплекс Гольджи? 17. В какой из ядерных структур идет сборка субъединиц рибосом: а) в ядерном соке; б) в ядрышке; в) в ядерной оболочке? 18. Какую функцию выполняют рибосомы: а) фотосинтез; б) синтез белков; в) синтез жиров; г) синтез АТФ; д) транспортная функция? 19. Какова структура молекулы АТФ:а) биополимер; б) нуклеотид; в) мономер? 20. В каких органоидах синтезируется АТФ в растительной клетке: а) в рибосомах; б) в митохондриях; в) в хлоропластах? 21. Сколько энергии заключено в АТФ: а) 40 кДж; б) 80 кДж; в) 0 кДж? 22. Почему диссимиляция называется энергетическим обменом: а) поглощается энергия; б) выделяется энергия? 23. Что включает в себя процесс ассимиляции: а) синтез органических веществ с поглощением энергии; б) распад органических веществ с выделением энергии? 24. Какие процессы, происходящие в клетке, относятся кассимиляционным: а) синтез белка; б) фотосинтез; в) синтез липидов; г) синтез АТФ; д) дыхание? 25. В какой стадии фотосинтеза образуется кислород: а) темновой; б) световой; в) постоянно? 26. Что происходит с АТФ в световой стадии фотосинтеза: а) синтез; б) расщепление? 27. Какую роль играют ферменты при фотосинтезе: а) нейтрализуют; б) катализируют; в) расщепляют? 28. Какой способ питания у человека: а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) смешанный? 29. Какова функция ДНК в синтезе белка: a) самоудвоение; б) транскрипция; в) синтез тРНК и рРНК? 30. Чему соответствует информация одного гена молекулы ДНК: а) белку; б) аминокислоте; в) гену? 31. Чемусоответствует триплет и РНК: а) аминокислоте; б) белку? 32. Что образуется в рибосоме в процессе биосинтеза белка: а) белок третичной структуры; б) белок вторичной структуры; а) полипептидная цепь?
Вариант 2 1.Из каких молекул состоит биологическая мембрана: а) белков; б) липидов; в) углеводов; г) воды; д) АТФ? 2.Через какие участки мембраны проводятся ионы: а) липидный слой; б) белковые поры? 3.Какие органоиды цитоплазмы имеют двухмембранное строение: а) ЭС; б) митохондрии; в) пластиды; г) комплекс Гольджи? 4.У каких клеток поверх наружной клеточной мембраны находится целлюлозная стенка: а) растительных; б) животных? 5.Где образуются субъединицы рибосом, а) в цитоплазме; б) в ядре; в) в вакуолях? 6.В каких органоидах клетки находятся рибосомы: а) в цитоплазме; б) в гладкой ЭС; в) в шероховатой ЭС; г) в митохондриях; д) в пластидах; е) в ядерной оболочке? 7.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток: а) осуществляют синтез белка; б) синтез АТФ; в) синтез углеводов; г) расщепление АТФ? 8.Какие органоиды являются общими для растительной и животной клетки: а) ЭС; б) рибосомы; в) митохондрии; г) пластиды? 9. Какие из пластид имеют оранжево-красный цвет: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 10. Какие из пластид запасают крахмал: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 11. Какая ядерная структура несет наследственные свойства организма: а) ядерная оболочка; б) ядерный сок; в) хромосомы; г) ядрышко? 12. Каковы функции ядра: а) хранение и передача наследственной информации; б) участие в делении клеток; в) участие в биосинтезе белка; г) синтез ДНК; д) синтез РНК; е) формирование субъединиц рибосом? 13. Как называются внутренние структуры митохондрий: а) граны; б) кристы; в) матрикс? 14. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:а) тилакоиды гран; б) тилакоиды стромы; в) строма; г) кристы? 15. Какие из пластид имеют зеленый цвет: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 16. Какие из пластид придают окраску лепесткам цветов, плодам, осенним листьям: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в) хромопласты? 17. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы: а) хромосомы; б) ядрышка; в) ядерного сока; г) ядерной оболочки? 18. Что представляет собой ядерная оболочка:а) сплошную оболочку; б) пористую оболочку? 19.Какие соединения входят в состав АТФ: а) азотистое основание; б) углевод; в) три молекулы фосфорной кислоты; г) глицерин; д) аминокислота? 20. В каких органоидах синтезируются АТФ в животной клетке: а) рибосомах; б) митохондриях; в) хлоропластах? 21. В результате какого процесса, происходящего в митохондриях, синтезируется АТФ: а) фотосинтеза; б) дыхания; в) биосинтеза белков? 22. Почему ассимиляция называется пластическим обменом: а) создаются органические вещества; б) расщепляются органические вещества? 23. Что включает в себя процесс диссимиляции: а) синтез органических веществ с поглощением энергии; в) распад органических веществ с выделением энергии? 24. Чем отличается окисление органических веществ в митохондриях от горения этих же веществ: а) выделением теплоты; б) выделением теплоты и синтезом АТФ; в) синтезом АТФ; г) процесс окисления происходит с участием ферментов; д) без участия ферментов? 25. В каких органоидах клетки осуществляется процесс фотосинтеза: а) в митохондриях; б) рибосомах; в) хлоропластах; г) хромопластах? 26. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе: а ) С02; б) Н20; в) АТФ? 27. Какие растения создают наибольшую биомассу и выделяют большую часть кислорода: а) споровые; б) семенные; в) водоросли? 28. Какие компоненты клетки непосредственно участвуют в биосинтезе белка: а) рибосомы; б) ядрышко; в) ядерная оболочка; г) хромосомы? 29. Какая структура ядра содержит информацию о синтезе одного белка: а) молекула ДНК; б) триплет нуклеотидов; в) ген? 30. Какие компоненты составляют тело рибосомы: а) мембраны; б) белки; в) углеводы; г) РНК; д) жиры? 31. Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белков, а) 100; б) 30; в) 20? 32. Где формируются сложные структуры молекулы белка: а) в рибосоме; б) в матриксе цитоплазмы; в) в каналах эндоплазматической сети?
Проверка Вариант 1: 1д; 2б; 3а,е,ж; 4б; 5б; 6а,г; 7б; 8г; 9а; 10б; 11б; 12б; 13б; 14а; 15г; 16б; 17б; 18б; 19б,в; 20б,в; 21б; 22б; 23а; 24а, б,в,г; 25б; 26 а; 27 а,б, в; 28б; 29б, в; 30а; 31а; 32в.
Вариант 2: 1а,б; 2а4 3б,в; 4а; 5б; 6а,в,г,д; 7б; 8а,б,в; 9в; 10а; 11в; 12все; 13б; 14а,б; 15б; 16в; 17г; 18б; 19а,б,в: 20б; 21б; 22а; 23б; 24в,г; 25в; 26б; 26б; 28а,г; 29в; 30б,г; 31в; 32в.
Практическое занятие 2 Сравнительный анализ митоза и мейоза, с помощью таблицы.
Цель: сравнить два процесса деления клеток.
Сравнительная характеристика митоза и мейоза
Фазы клеточного цикла, ее итог
Митоз
Мейоз
I деление
II деление
Интерфаза : синтез ДНК ,РНК , АТФ, белков , увеличение
количества органелл,
достраивание второй хроматиды каждой хромосомы
Профаза:
а) спирализация хромосом
б) разрушение ядерной оболочки; в) разрушение ядрышек; г) формирование митотического аппарата:расхождение центриолей к полюсам клетки, образование веретена деления
Метафаза:
а) формирование экваториальной пластинки- хромосомы выстраиваются строго по экватору клетки;
б) прикрепление нитей веретена деления к центромерам;
в) к концу метафазы - начало разъединения сестринских хроматид
Анафаза:
а) завершение разделения сестринских хроматид;
б) расхождение хромосом к полюсам клетки
Телофаза - формирование дочерних клеток:
а) разрушение митотического аппарата; б) разделение цитоплазмы; в) деспирализация хромосом;
Практическое занятие3 Тест по теме : «Организм..»
Вариант 1 1.Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора хромосом: а) амитоз; б) мейоз; в) митоз? 2. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра: а) гаплоидный; б) диплоидный? 3.Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза: а) две; б) одна? 4. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом в клетке в два раза: а) митоз; 6) амитоз; в) мейоз? 5. В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом: а) в профазе 1; 6) в метафазе 1; в) в профазе 2? 6. Для какого способа размножения характерно образование гамет: а) вегетативного; б) бесполого; в) полового? 7.Какой набор хромосом имеют сперматозоиды: а) гаплоидный; б) диплоидный? 8.В какой зоне при гаметогенезе происходит мейотическое деление клеток: а) в зоне роста; 6) в зоне размножения; в) в зоне созревания? 9. Какая часть сперматозоида и яйцеклетки является носителем генетической информации: а) оболочка; б) цитоплазма; в) рибосомы; г) ядро? 10. С развитием какого зародышевого листка связано появление вторичной полости тела: а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы? 11. За счет какого зародышевого листка образуется хорда: а) эктодермы; б) энтодермы; в) мезодермы? Вариант 2 1. Какое деление характерно для соматических клеток: а) амитоз; б) митоз; в) мейоз? 2. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы: а) одна; б) две? 3. Сколько клеток образуется в результате митоза: а) 1;б)2;в)3;г)4? 4. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки: а) митоза; б) мейоза; в) амитоза? 5.Какой набор хромосом имеет зигота: а) гаплоидный; б) диплоидный? 6.Что образуется в результате овогенеза:а) сперматозоид; б) яйцеклетка; в) зигота? 7.7. Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции:а) вегетативный; б) бесполый; в) половой? 8.Какой набор хромосом имеют яйцеклетки: а) гаплоидный; б) диплоидный? 9. Почему стадия двухслойного зародыша называется гаструлой: а) похожа на желудок; б) имеет кишечную полость; в) имеет желудок? 10. С появлением какого зародышевого листка начинается развитие тканей и систем органов: а) эктодермы; б) энтодермы; в) мезодермы? 11. За счет какого зародышевого листка формируется спинной мозг: а) эктодермы; б) мезодермы; в) энтодермы?
Проверка Вариант №1 1в; 2б; 3б; 4в; 5а; 6в; 7а; 8в; 9г; 10б; 11в
Вариант №2 1б; 2б; 3б; 4б; 5б; 6б; 7в; 8а; 9б; 10в; 11а.
Практические занятия 4 - 5 Анализ наследственных болезней человека, их причин и профилактики. Решение генетических задач.
Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных. Оборудование: учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, тетрадь, условия задач, ручка. Инструктивная карточка 1. Вспомнить основные законы наследования признаков. 2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. 3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ. 4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и преподавателем. 5. Сделать вывод. Задачи на дигибридное скрещивание Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс. Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов - пары А - в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель - с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены - ABC, или же рецессивные - abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС. Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N - число типов гамет, а n - количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. Дигетерозигота АаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше. Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти - над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом. 1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову? 2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой? Задача № 3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть - над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. 1. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам? 2. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Задача № 4. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны? Задача№ 5. У человека рецессивный ген а детерминирует врождѐнную глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребѐнка? Задача№6. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелѐных. Каковы генотипы всех форм? Задача№ 7. Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминанта или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине. Задача№8. Среди 143 жеребят, родившихся от скрещивания 124 кобыл с жеребцом бельгийской породы Годваном, обнаружилось 65 особей с полным отсутствием радужной оболочки глаз (аниридия). Годван сам страдал аниридией, но его отец и мать были нормальными. Как объяснить появление этого редкого дефекта у 65 жеребят? У Годвана? Как наследуется аниридия? Не будет ли ошибкой использовать нормальное потомство Годвана в селекции?
Практическое занятие 6 Тест по теме : «Генетика. Селекция.»
Вариант 1
Выберите один правильный ответ:
1. Селекция как вид научной деятельности возникла:
а) во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции;
б) в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений;
в) в середине XIX в., благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином;
г) в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина.
2. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:
а) не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
б) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
в) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
г) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков
3. .Аллельные гены - это гены...
-
отвечающие за развитие одного признака
-
расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака
-
подавляющие проявление рецессивного гена
4. Гомозиготной особью можно назвать...
-
ААВВ; АА;
-
ааВВ; АаВв
-
Ав
5. Доминантный ген проявляется...
-
только в гомозиготном организме
-
как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах
-
только в первом поколении
6. Аутосомы - это...
-
половые хромосомы
-
разновидность соматических клеток
-
хромосомы одинаковые у обоих полов
7. Наследственной изменчивостью называют...
-
изменчивость, меняющую генотип
-
норму реакции
-
способность живых организмов приобретать новые признаки
8. Чистая линия - это...
-
особи полученные под воздействием мутагенных факторов
-
группа генетически однородных (гомозиготных) организмов
-
порода
9. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости обнаружил...
-
генетическое родство между видами
-
историческое родство между видами
-
сходство мутационных процессов у близких родов и видов
10. Определите генотипы родительских растений гороха если численное соотношение расщепления потомства по фенотипу 9:3:3:1
-
АаВb, АаВb
-
ААВВ, ааbb
-
АаВb, ааbb
-
АаВb,ААВВ
11. Определите генотипы родительской пары морских свинок, если в их потомстве произошло расщепление по окраске шерсти:50%чёрных(доминанта) и 50%белых особей.
-
Аа, АА
-
Аа, ,Аа
-
Аа
-
АА, аа
12. Изменение числа половых хромосом в клетке служит примером мутации
-
генной
-
геномной
-
хромосомной
-
соматической
13. Гибриды сельскохозяйственных животных, которые не дают плодовитого потомства, получены путём
-
естественного мутагенеза
-
искусственного мутагенеза
-
отдалённой гибридизации
-
близкородственного скрещивания
14. Норма реакции - это пределы:
-
мутационной изменчивости признака
-
изменения хромосом
-
развития организма
-
модификационной изменчивости признака
15. Какая группа растений относится к Южноамериканскому центру происхождения культурных растений?
-
бананы, кофе, сорго
-
кукуруза, табак, какао
-
пшеница, свекла, огурцы
-
арахис, ананас, картофель
16. Установите соответствие между характеристикой мутации её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИЯ
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК
1)генная
2)хромосомная
3)геномная
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке
В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка на 180о
Д) изменение числа хромосом по отдельным парам
Е) удвоение нуклеотидов в ДНК
17. В чем сущность второго закона Г. Менделя?
Вариант 2
Выберите один правильный ответ:
1. Селекция как вид научной деятельности возникла:
а) в конце XIX в., благодаря работам И.В. Мичурина;
б) в середине XIX в., благодаря созданию эволюционной теории Ч.Дарвином;
в) в первой половине XX в. благодаря открытию Н.И. Вавиловым центров происхождения культурных растений;
г) во второй половине XX в. благодаря использованию искусственного мутагенеза в селекции.
2. Аллельные гены - это гены...
-
отвечающие за развитие одного признака
-
расположенные в одних и тех же локусах (местах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака
-
подавляющие проявление рецессивного гена
3. Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений:
а) не изменяет жизнеспособность и плодовитость потомков;
б) снижает жизнеспособность и плодовитость потомков;
в) повышает жизнеспособность и плодовитость потомков;
г) повышает жизнеспособность и снижает плодовитость потомков
4. Гомозиготной особью можно назвать...
-
ааВВ; АаВв
-
ААВВ; АА;
-
Ав
5. Аутосомы - это...
-
разновидность соматических клеток
-
половые хромосомы
-
хромосомы одинаковые у обоих полов
6. Доминантный ген проявляется...
-
только в гомозиготном организме
-
как в гомозиготном, так и в гетерозиготном организмах
-
только в первом поколении
7. Наследственной изменчивостью называют...
-
норму реакции
-
способность живых организмов приобретать новые признаки
-
изменчивость, меняющую генотип
8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости обнаружил...
-
генетическое родство между видами
-
историческое родство между видами
-
сходство мутационных процессов у близких родов и видов
9. Чистая линия - это...
-
группа генетически однородных (гомозиготных) организмов
-
особи полученные под воздействием мутагенных факторов
-
порода
10. Определите генотипы родительских растений гороха если численное соотношение расщепления потомства по фенотипу 9:3:3:1
-
АаВb,ААВВ
-
АаВb, АаВb
-
ААВВ, ааbb
-
АаВb, ааbb
11. Определите генотипы родительской пары морских свинок, если в их потомстве произошло расщепление по окраске шерсти:50%чёрных (доминанта) и 50%белых особей.
-
Аа
-
АА, аа
-
Аа, ,Аа
-
Аа, АА
12. Гибриды сельскохозяйственных животных, которые не дают плодовитого потомства, получены путём
-
близкородственного скрещивания
-
естественного мутагенеза
-
отдалённой гибридизации
-
искусственного мутагенеза
13. Изменение числа половых хромосом в клетке служит примером мутации
-
геномной
-
соматической
-
генной
-
хромосомной
14. Норма реакции - это пределы:
-
развития организма
-
мутационной изменчивости признака
-
модификационной изменчивости признака
-
изменения хромосом
15. Какая группа растений относится к Южноамериканскому центру происхождения культурных растений?
-
пшеница, свекла, огурцы
-
бананы, кофе, сорго
-
арахис, ананас, картофель
-
кукуруза, табак, какао
16. Установите соответствие между характеристикой мутации её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА МУТАЦИЯ
А) включение двух лишних нуклеотидов в молекулу ДНК
1) геномная
2) хромосомная
3) генная
Б) кратное увеличение числа хромосом в гаплоидной клетке
В) нарушение последовательности аминокислот в молекуле белка на 180о
Д) изменение числа хромосом по отдельным парам
Е) удвоение нуклеотидов в ДНК
17. В чем сущность третьего закона Г. Менделя?
Практическое занятие 8 Тест по теме : «Эволюционное учение»
Вариант 1
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
-
К. Линней внес существенный вклад в развитие биологии т.к. он:
А) ввел в практику принцип двойных названий видов (род и вид)
Б) развил учение о борьбе за существование, классифицировав ее на две основные формы
В) развил представление о различных формах изменчивости и их значении в эволюции
Г) создал первую теорию происхождения человека
-
Назовите форму естественного отбора, результатом которой является индустриальный меланизм у бабочки березовая пяденица:
А) дизруптивный Б) направленный В) канализирующий Г) транзитивный
-
Назовите ученого, который в своей систематике разделил всех животных на «кровеносных» и «бескровных»
А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк
-
Под необратимым процессом исторического изменения живых существ и их сообществ понимают:
А) борьбу за существование Б) естественный отбор
В) эволюцию Г) развитие жизни на Земле
-
Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:
А) межвидовая Б) внутривидовая
В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция
-
Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:
А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию
Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды
В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида
Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде
-
Назовите ученого, который считал, что сначала возникли ткани, затем органы, а потом - организмы
А) К. Линней Б) Аристотель В) Эмпедокл Г) Ж.Б. Ламарк
-
Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:
А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем
Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми
В) чистые линии (чистокровные особи)
Г) самоопыляющиеся растения
-
Какую форму естественного отбора назвали «ножницы эволюции», т.к. она сохраняет два различных уклонения от средней нормы:
А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный
-
К какой форме борьбы за существование вы отнесете взаимодействие между человеком и аскаридой, паразитирующей у него в кишечнике
А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция
В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба
-
Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:
А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк
-
Назовите основное отличие естественного отбора от других эволюционных факторов:
А) ведет к изменению генофонда популяций и вида
Б) имеет универсальный характер
В) имеет направленный характер
Г) обладает непрерывностью действия
-
Какая форма естественного отбора сохраняет внутривидовой полиморфизм (разнообразие)
А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный
Часть Б. При решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.
-
Из предложенного списка выберите признаки движущей формы естественного отбора:
А) действует при изменении условий внешней среды;
Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;
В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;
Г) приводит только к усилению признака;
Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;
Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.
-
Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку К. Линнея:
А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;
Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;
В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;
Г) создал первую эволюционную теорию;
Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;
Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.
Вариант 2
Часть А. При решении заданий части А выберите один правильный ответ на вопрос.
-
Назовите форму естественного отбора, благодаря которой происходит выработка у микробов и насекомых устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам:
А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный
-
Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и факторами живой и неживой природы:
А) адаптации Б) естественный отбор
В) борьба за существование Г) выживаемость
-
Естественный отбор:
А) всегда приводит к усилению определенного признака;
Б) не меняет признаки живых организмов;
В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;
Г) всегда приводит к ослаблению определенного признака.
-
К какой форме борьбы за существование вы отнесете взаимодействие между деревом и грибом-трутовиком, паразитирующим на нем:
А) трофическая межвидовая конкуренция Б) трофическая внутривидовая конкуренция
В) трофическая межвидовая борьба Г) трофическая внутривидовая борьба
-
Кто из ученых является автором первой целостной эволюционной теории:
А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк
-
Какое из приспособлений является результатом действия внутривидовой борьбы за существование:
А) длинный корень у верблюжьей колючки;
Б) сохранение у кактусов остатков листьев в форме колючек;
В) формирование запаса жира в горбе верблюда;
Г) яркая окраска самцов у фазанов.
-
Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:
А) Ч. Дарвин Б) Аристотель В) К. Линней Г) Ж.Б. Ламарк
-
Какая форма отбора может носить обратимый характер:
А) направленный Б) канализирующий В) балансированный Г) транзитивный
-
Назовите основную причину такого явления как борьба за существование:
А) наличие чрезмерного количества особей и недостаток средств к существованию
Б) неблагоприятное воздействие на организмы факторов окружающей среды
В) неблагоприятное воздействие на организм особей своего и другого вида
Г) противоречие между стремлением организмов выжить и размножиться и относительность приспособленности организмов к окружающей среде
-
Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: у вида бабочек африканский парусник имеется несколько форм окраски , каждая из которых подражает определенному виду ядовитых бабочек:
А) направленный Б) движущий В) дизруптивный Г) транзитивный
-
Что является непосредственным следствием (результатом) борьбы за существование:
А) формирование приспособленностей; Б) естественный отбор;
В) образование новых видов; Г) увеличение разнообразия особей
-
Назовите группу организмов, в которой практически невозможен движущий естественный отбор:
А) растения, размножающиеся вегетативным (бесполым) путем
Б) растения, опыляющиеся ветром или насекомыми
В) чистые линии (чистокровные особи)
Г) самоопыляющиеся растения
-
Назовите вид борьбы за существование, который является наиболее напряженным:
А) межвидовая Б) внутривидовая
В) между организмами и средой обитания Г) репродуктивная конкуренция
Часть Б. При решении заданий части Б выберите три правильных ответа на вопрос.
1. Из предложенного списка выберите признаки стабилизирующей формы естественного отбора:
А) действует при изменении условий внешней среды;
Б) действует при стабильных, неизменных условиях внешней среды;
В) может приводить не только к усилению признака, но и к его ослаблению вплоть до полного исчезновения;
Г) действие направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы;
Д) действие направлено на сохранение сложившейся в данных условиях нормы признака;
Е) приводит к сдвигу среднего значения признака, к появлению новой оптимальной средней величины.
2. Из предложенного списка выберите взгляды и вклад в науку Ж.Б. Ламарка:
А) считал вид реальной и элементарной единицей живой природы;
Б) полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию;
В) для обозначения видов ввел бинарную (двойную) номенклатуру названий;
Г) создал первую эволюционную теорию;
Д) считал, что благоприобретенные признаки передаются по наследству;
Е) построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и растения.
Практическая работа №10 «Решение экологических задач»
Цель работы: продолжить формирование навыков решения экологических задач и составления цепей питания
Задание №1. Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите консумент второго порядка:гусеницы, синицы, сосны, коршуны
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха.
Укажите, какой компонент данной цепи может наиболее часто включаться в другие цепи питания.
3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам:
бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Составьте цепь питания в водоеме (на примере озера, пруда, моря).
5) Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
6) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы: заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Задание №2.
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков - мышь - полевка - хорек - филин
Задание №3.
Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава - заяц - орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.
Практические занятия 13 - 14 Мониторинг окружающей среды. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе
Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.
-
Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.учебника.
-
Заполнить таблицу:
Ход работы.
-
Экологические проблемы
Причины
Пути решения экологических проблем
3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?
Практическая работа №15 Тест по теме : «Общая биология»
Вариант №1
-
Вместо точек подберите соответствующие слова.
Движущимися силами эволюции являются:
1)Наследственная изменчивость
2)………………………………………………..
3)………………………………………………..
-
Относительно изолированная группа особей
одного вида - ………………………………………………..
-
Историческое развитие организмов - …………………………
-
Образование нового вида путем освоения новых мест обитания в пределах одного ареала - …………………………
-
Теория о происхождении человека - ………………………….
-
Речь, мышление, труд относятся к …………факторам.
-
К человекообразным обезьянам относятся: ……………….
-
Человечество образует три большие расы: ………………..
-
Органом и продуктом труда является …........................
-
Первые орудия труда умели изготовлять …………….
-
Термин «экология» был предложен в 1866 г. немецким биологом
-
Потребление остатков пищи хозяина называется
13.Совместное взаимовыгодное сожительство двух организмов …..…
Вариант №2
1. Вместо точек подберите соответствующие слова.
Результатом отбора является образование:
А)……………..
Б)……………..
2. Упрощение уровня организации живых организмов в ходе эволюции, исчезновение некоторых систем органов (часто паразитизм)-………………………..
3. Индивидуальное развитие организмов-…………….
4. Сохранение популяции или вида за счёт гибели более слабых происходит в результате …….
5. Все люди, населяющие нашу планету, в настоящее время принадлежат к виду…………
6. Единичное появление у человека признаков предков-……….
7. Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор относятся к……… факторам
8. Подбородочный выступ развит у ……..
9. Наличие у человека рудиментов и атавизмов свидетельствует о происхождении человека от….
10.Род человека произошёл от…….
11. Если организмы не влияют друг на друга, то имеет место…….
12. Составьте схему пастбищной пищевой цепи.
13. Редуценты представлены в основном…….
3.3 Задания для рубежного контроля
Дифференцированный зачет
1. Отметьте знаком «+» правильные, а знаком «-» неправильные утверждения.
1) Расти могут только растения.
2) Растения способны активно перемещаться с одного места на другое.
3) Выделение происходит у всех живых организмов.
4) Растения и грибы относятся к одному царству.
5) Глюкоза, гликоген, сахароза, клетчатка, крахмал - разновидности углеводов.
6) Вода - хороший растворитель.
7) Белки - выполняют только опорную функцию.
8) Жиры служат запасным источником энергии.
9) Сходство химического состава и клеточное строение у растений и животных говорят о единстве органического мира.
2. Выберите правильные ответы.
1) В состав живых организмов входят органические вещества:
а) вода, минеральные соли; б) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
в) вода, минеральные соли, белки, жиры.
2) Углеводы выполняют:
а) только опорную функцию; б) только энергетическую функцию;
в) опорную, энергетическую, запасающую, защитную функции; г) только структурную.
3) К продуктам питания особенно богатыми белками, относятся:
а) хлеб, картофель, яблоки, свекла; б) сало, подсолнечное масло, сметана;
в) мясо, рыба, яйца; г) мясо, рыба, яблоки, капуста.
4. Определите генотипы родителей, если все потомство имеет желтые и гладкие семена:
а) ААВВ х аавв; б) АаВв х ааВВ ; в)ААвв х Аавв; г)АаВВ х ааВв;
5. Энергия запасается в 36 молекулах АТФ в процессе:
а) гликолиза; б)подготовительного этапа энергетического обмена;
в) брожения; г) окисления одной молекулы пировиноградной кислоты.
6. Кроссинговер - обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами характерен для процесса:
а) профазы первого деления мейоза; б) профазы второго деления мейоза;
в) митоза; г) оплодотворения.
7. Организм, которым свойственно неклеточное строение, относят к группе:
а) бактерий; б) вирусов; в) водорослей; г) простейших.
8. Расширение ареала зайца - русака является примером:
а) биологического прогресса; б)ароморфоза; в) дегенерации; г) биологического регресса.
9. Потеря энергии в цепи питания от растений к растительноядным животным и к последующим звеньям называется:
а) правилом экологической пирамиды; б) круговоротом веществ;
в) колебанием численности; г) саморегуляцией численности популяции.
10. У гибридов ночной красавицы с розовыми цветками в F2 появляются растения с красными, розовыми и белыми цветками в соотношении:
а) 9: 3:3:1; б) 3:1; в) 1:2:1; г) 1:1.
3. Закончите предложения.
1) Процесс поглощения клеточной мембраной твердых частиц вещества называется...
2) Органоиды, участвующие во внутриклеточном пищеварении, называются...
3) Хромосомы содержатся в...
4) Органоиды, участвующие в клеточном дыхании, вырабатывающие энергию, называются...
5) Многочисленные канальцы, пронизывающие всю клетку, по которым осуществляется транспорт веществ, называются...
4. Какие органоиды присущи как растительной, так и животной клетке?
5. Какой процесс деления показан на рисунке (митоз или мейоз)? Почему вы так решили?Охарактеризуйте каждую стадию.
4. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Общая биология 10-11М.Дрофа 2010.
-
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. - М., Академия 2012.
Дополнительные источники:
-
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
-
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.
-
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.
Информационные Интернет-ресурсы:
1. biology.ru
2. mirrabot.com/work/work_39398.html
3. dist.imit.ru/lms/course/category.php?id=21
4. ed.gov.ru/prof-edu/sred/rub/oop/spoo.doc
5. 59428s016.edusite.ru/p16aa1.html
6. akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
7. 2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
8. yuspet.narod.ru/disMeh.htm