- Преподавателю
- Биология
- Дидактический материал по биологии. Карточки-задания. Генетика 9 класс
Дидактический материал по биологии. Карточки-задания. Генетика 9 класс
Раздел | Биология |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мурашкова Г.А. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактический материал по биологии 9 класс
«Генетика»
Карточка№1
Вопро1.Охарактерезуйте процесс размножения.
Вопрос 2. Что собой представляет моногибридное скрещивание?
Задача 1
У человека альбинизм - аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей - нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
Задача 2
При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной - с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами?
Карточка№2
Вопрос 1 В чём сущность гибридологического метода?
Вопрос 2 В чём отличие фенотипа от генотипа?
Задача 1
Ген черной масти у крупнорогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Задача 2
У растения «ночная красавица» наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные организмы имеют красные или белые цветы, а у гетерозигот они розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина - белые цветки. Определить генотипы и фенотипы родителей.
Карточка№3
Вопрос 1 Что называется кроссинговером? В чем его суть и биологическое значение?
Вопрос 2 Что вы понимаете под модификационной изменчивостью?
Задача 1.
Зелёная окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задача 2
Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.
Карточка№4
Вопрос 1. Что такое оплодотворение?
Вопрос 2. Назовите характерные особенности бесполого размножения.
Задача1
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.
Задача 2
Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание между собой белых норок всегда дает белое потомство, а скрещивание темных - темное. Какое потомство получится от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых норок с белыми?
Карточка№5
Вопрос 1 Назовите характерные особенности полового размножения.
Вопрос 2 Что вы понимаете под наследственностью?
Задача 1
От скрещивания комолого (безрогого) быка с рогатыми коровами получились комолые и рогатые телята. У коров комолых животных в родословной не было. Какой признак доминирует? Каков генотип родителей и потомства?
Задача 2
У одного японского сорта бобов при самоопылении растения, выращенного из светлого пятнистого семени, получено: 1/4 - темных пятнистых семян, 1/2 - светлых пятнистых и 1/4 - семян без пятен. Какое потомство получится от скрещивания растения с темными пятнистыми семенами с растением, имеющим семена без пятен?
Карточка№6
Вопрос 1 Что собой представляет дигибридное скрещивание?
Вопрос 2 Что представляют собой хромосомные мутации?
Задача 1
У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши - голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя ее родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.
Задача 2
От скрещивания между собой растений редиса с овальными корнеплодами получено 68 растений с круглыми, 138 - с овальными и 71 - с длинными корнеплодами. Как осуществляется наследование формы корнеплода у редиса? Какое потомство получится от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами?
Карточка№7
Вопрос 1 Что означает понятие аллельные гены?
Вопрос 2 Кроссенговер. Что это?
Задача 1
В одном из зоопарков Индии у пары тигров с нормальной окраской родился тигр-альбинос. Тигры-альбиносы встречаются крайне редко. Какие действия должны провести селекционеры, чтобы как можно быстрее получить максимальное количество тигрят с данным признаком?
Задача 2
При скрещивании между собой земляники с розовыми плодами в потомстве оказалось 25% особей, дающих белые плоды, и 25% растений с красными плодами. Остальные растения имели розовые плоды. Объясните полученные результаты. Каков генотип рассмотренных особей.
Карточка8
Вопрос 1 В чем основные различия между модификациями и мутациями?
Вопрос 2Чем понятие изменчивости отличается от понятия наследственности?
Задача 1
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.
Задача 2
У морских свинок ген черной окраски шерсти «А» доминирует над аллелем «а», обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном «В», а длинношерстность его рецессивным аллелем «в». Гены окраски и длины шерсти наследуются независимо. Гомозиготное черное короткошерстное животное было скрещено с гомозиготным белым длинношерстным. Какое потомство получится от возвратного скрещивания свинок из F1 c родительской особью?
Карточка 9
Вопрос 1. Что такое ген? И как вы понимаете «Аллельные гены»?
Вопрос 2Что представляет собой гепотиза чистоты гамет?
Задача 1
Седая прядь волос у человека - доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца - нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.
Задача 2
Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки, которые наследуются независимо) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды? Каким окажется следующее поколение от скрещивания гибридов между собой?
Карточка10
Вопрос 1 В чём отличие понятия «гомозиготы», от понятия Гетерозиготы»?
Вопрос 2 В чём суть анализирующего скрещивания?
Задача 1
Комолость у крупного рогатого скота доминирует над рогатостью. Комолый бык Васька был скрещен с тремя коровами. От скрещивания с рогатой коровой Зорькой родился рогатый теленок, с рогатой коровой Буренкой - комолый. От скрещивания с комолой коровой Звездочкой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных, участвовавших в скрещивании?
Задача 2
У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок - доминантные признаки, которые наследуются независимо. Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Карточка11
Вопрос 1Сформулируйте все законы Менделя.
Вопрос 2 Что изучает наука генетика?
Задача1
Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными и 9 с белыми цветами. Какие выводы можно сделать о наследовании окраски цветов у растений этого вида? Какая часть потомства F1 не даст расщепления при самоопылении?
Задача2
У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой - рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?
Карточка12
Вопрос 1Сформулируйте закон Т. Моргана
Вопрос 2Какие признаки называются сцепленные с полом?
Задача 1
При скрещивании серых мух друг с другом в их потомстве F1 наблюдалось расщепление. 1392 особи были серого цвета и 467 особей - черного. Какой признак доминирует? Определить генотипы родителей.
Задача2
У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей - кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой правшой родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определить генотипы мужчины и обеих женщин.
Карточка13
Вопрос 1Наследуются ли модификации. Если да, то как? Если нет, то почему?
Вопрос 2 Как вы понимаете понятие «Норма реакции»?
Задача1
Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Одна самка дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а другая - 33 черных. Какой признак доминирует? Каковы генотипы родителей и потомков?
Задача2
У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей?
Карточка14
Вопрос 1
В чём отличие понятиё «генная мутация», «геномная мутация», « хромосомная мутация»?
Вопрос 2 Что такое «Фенотип»?
Задача1
У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был нормальным. Доминантный или рецессивный ген определяет альбинизм? Определить генотипы родителей и детей.
Задача 2
Тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Карточка15
Вопрос 1В чём основное отличие между модификациями и мутациями?
Вопрос 2 Какие мутации встречаются чаще: полезные или вредные?
Задача1
При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства?
Задача2
У фигурной тыквы белая окраска плода (А) доминирует над желтой (а), а дисковидная форма (D) над шаровидной (d). Тыкву с белыми дисковидными плодами скрестили с тыквой, у которой плоды были белыми и шаровидными. В потомстве оказалось:
-
3/8 белых дисковидных,
-
3/8 белых шаровидных,
-
1/8 желтых дисковидных,
-
1/8 желтых шаровидных.
Определить генотипы родителей и потомства.
Карточка16
Вопрос 1Какие хромосомы называют половыми?
Вопрос 2 Что такое «эпистаз»
Задача1
При скрещивании нормальных дрозофил между собой в их потомстве 25% особей оказались с уменьшенными глазами. Последних скрестили с родительскими особями и получили 37 мух с уменьшенными и 39 с нормальными глазами. Определить генотипы скрещиваемых в обоих опытах дрозофил.
Задача 2
У кур гороховидный гребень доминирует над листовидным, а оперенные ноги над голыми. От группы генетически однородных кур с листовидными гребнями и оперенными ногами при скрещивании с петухом, имеющим гороховидный гребень и голые ноги, получено следующее потомство: с гороховидным гребнем и оперенными ногами - 59, с гороховидным гребнем и голыми ногами - 72, с листовидным гребнем и оперенными ногами - 63, с листовидным гребнем и голыми ногами - 66. Установить генотипы родителей и потомков.
Карточка17
Вопрос 1Объясните «полимерное действие генов» и «плейотропность»
Вопрос 2Что собой представляют хромосомы?
Задача 1
У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши - голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя ее родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.
Задача 2
У дрозофил серая окраска тела доминирует над черной, а нормальная форма крыльев над скрученной. При скрещивании между собой серых мух с нормальными и скрученными крыльями одна четверть потомства имела черное тело. Примерно у половины всех дочерних особей крылья были нормальные, а у половины - скрученные. Каковы генотипы родителей?
Карточка18
Вопрос 1. В чём отличие моногибридного скрещивания от дигибридного скрещивания?
Вопрос 2 В чём суть гибридологического метода?
Задача 1
У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.
Задача2
У пшеницы безостность (А) доминирует над остистостью (а), а красная окраска колоса (В) над белой (b). Растения безостного красноколосного сорта при скрещивании с пшеницей остистого белоколосного сорта дали:
-
1/4 безостных красноколосных,
-
1/4 безостных белоколосных,
-
1/4 остистых красноколосных,
-
1/4 остистых белоколосных.
Определить генотипы исходных растений. Соответствует ли данное скрещивание анализируемому?