Урок по теме Слуховой анализатор биология 8 класс

Добрый день, уважаемые коллеги! я хочу поделиться с вами разработкой урока по теме "Слуховой анализатор", биология, 8 класс. Основные задачи урока :развивать понятие "анализатор", сформировать  знания о строении уха и вестибулярного аппарата, совершенствовать  умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание учащихся, воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.  И, конечно же, я ставила прежде всего цели: развиват...
Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Биология , 8 класс, учитель: Новикова Татьяна Петровна.

Тема урока: Слуховой анализатор .

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации об анатомо-физиологическом понятии «анализатор», его значении.

  1. формирования у учащихся знаний строения и функций анализатора на примере слухового ;

  2. формирования у учащихся умений:

= выделять существенные отличия понятий « анализатор» и «орган чувств»

= использовать информацию, полученную в ходе работы лабораторной работы;

  1. развитие навыков:

= извлечения учебной информации на основе анализа содержания слайдов мультимедийного приложения;

= перевода информации из одной знаковой системы в другую: рисунка в схему

= проводить самонаблюдение функционального состояния организма

= осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Задачи урока:

  1. в ходе совместной с учителем фронтальной работы проанализировать содержание ключевых понятий: анализатор, орган слуха (дать определения и соотнести понятия между собой);

  2. пользуясь текстом учебника и рисунками в ходе индивидуальной работы изучить строение органа слуха;

  3. научиться распознавать части глазного яблока на таблицах и рисунках учебника, устанавливать взаимосвязь между строением отдельных частей органа зрения и их функциями;

  4. пользуясь рисунками учебника изучить строение зрительного анализатора, составить схему строения анализатора;

  5. выявить анатомические основы нарушения зрения и причины их возникновения;

  6. провести первичную рефлексию собственной деятельности

Тип урока Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, таблицы « Слуховой анализатор» и

«Шум и борьба с ним», модель уха.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Учитель раздаёт текст, учащиеся читают вслух по очереди написанное.

Текст.

В одной из древнейших религий существует следующая легенда.

Когда-то Боги , создавшие Землю и людей, создали великую тайну. Они решили уберечь её от человека и стали размышлять, куда её спрятать? На самую высокую гору? Но человек любопытен и может забраться на гору. На дно океана? Но человек спустится и туда. И тогда Боги поместили свою великую тайну внутрь самого человека- уж туда-то их любопытное творение не сможет заглянуть!

Боги оказались правы. Человечество покорило космос и разведало пучины океана, но о себе оно по-прежнему знает слишком мало. И вместе с тем Боги допустили ошибку - ведь вместе с исследованием далеких и отвлеченных объектов человечество интересуется и собой. Ведь подогреваемые жгучим любопытством люди изучают законы Вселенной и природы, математики и логики для того, чтобы понять своё место, свою роль в этом мире, понять и разобраться в самом себе. Человек по-прежнему остаётся самым таинственным созданием на земле. Но он прикладывает усилия для того, чтобы скорее обнаружить и понять Великую тайну…

Человеку искать своё место в этом мире и познавать окружающее помогают 5 чувств, данных природой: Зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Каждое из этих чувств - привязано к определённому органу.

Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке ( Беседа: С каким чувством мы познакомились на прошлом уроке? )

  1. Изучение нового материала.

  1. Значение слуха. Слуховой анализатор. ( беседа, заполнение таблицы «Виды анализаторов»)

  2. Строение и функции уха. ( самостоятельная работа с учебником. Заполнение в тетрадях таблицы «Строение и функции уха»)

Таблица 1. «Строение и функции уха».


Части уха

строение

Деятельность обучающихся

Наружное ухо

Ушная раковина.

Наружная слуховой проход.

Улавливает звуки.

Проводит звуковые колебания.

Среднее ухо

Барабанная перепонка.

Слуховые косточки.

Евстахиева труба.

Передает колебания на слуховые косточки.

Передают колебания перепонке овального окна.

Обеспечивает выравнивание давления

Внутреннее ухо

А). Орган слуха: овальное и круглое окна, улитка с рецепторами слуха.

Б). орган равновесия: 3 полукружных канала и отолитовый аппарат(2 мешочка)

А). преобразует звуковые сигналы в нервные импульсы.

Б). воспринимает положение тела в пространстве и передаёт информацию в мозг.



  1. Восприятие звуков, различие их силы и высоты. ( рассказ учителя с демонстрацией таблицы и модели)


  1. Гигиена слуха ( самостоятельная работа с учебником, беседа, заполнение в тетрадях таблицы «Гигиена слуха»).

Таблица 3. «Гигиена слуха».


Причины повреждения слуха

Меры профилактики

Образование «серной пробки» в наружном слуховом проходе

Регулярно мыть уши.

Патогенные микроорганизмы, вызывающие ангину, скарлатину и т.д.

При болях в ухе обратиться к врачу

Постоянные громкие шумы

Не слушать громкую музыку

Сильные резкие звуки

Открывать рот во время взрывов.


  1. Вестибулярный аппарат и его значение. Связь органа слуха с органами сохранения равновесия . ( рассказ учителя с демонстрацией таблицы и модели).

  2. Вестибулярный анализатор. ( беседа, заполнение в тетрадях таблицы « Виды анализаторов»)

Таблица 3. «Виды анализаторов».


Анализатор

Периферический отдел

Проводниковый отдел

Центральный отдел

Зрительный

Фоторецепторы сетчатки глаза

Зрительный нерв

Зрительная доля в затылочной части Коры Больших Полушарий

Слуховой

Слуховые рецепторы улитки

Слуховой нерв

Слуховая зона в височной доле КБП

Вестибулярный

Рецепторы полукружных каналов и отолитового аппарата

Вестибулярный, а затем слуховой нерв.

Вестибулярная зона в височной доле КБП

Обонятельный

Обонятельные рецепторы в полости носа

Обонятельный нерв

Обонятельная зона в височной доле КБП

Вкусовой

Вкусовые рецепторы ротовой полости

Лицевой, языкоглоточный нерв

Вкусовая зона в теменной доле КБП

Кожный

Рецепторы кожи

Нервы кожной чувствительности.

Зона кожно-мышечной чувствительности в теменной доле КБП

Закрепление


  1. Работа со словарем.

  2. 2. Работа в тетради с рисунком «Строение уха».

  3. Фронтальная беседа :

  1. Каково различие в понятиях «орган слуха» и « слуховой анализатор»?

  2. Какое влияние на орган слуха и центральную нервную систему может оказать громкая музыка?

Почему?

  1. В чем смысл слушания двумя ушами?

  2. Почему у некоторых людей при катании на карусели возникает головокружение и тошнота?

  3. Почуму после вращения человеку кажется , что предметы вокруг продолжают движение по кругу?

  4. Назовите способы, которыми возможно тренировать выносливость и вестибулярный аппарат.

  1. Решение биологических задач:

  1. На одном из заводов произошёл такой случай: один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улёгся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался на станину и, что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной- спящий кузнец мгновенно оглох. В чём причина наступления глухоты?

  2. Великий немецкий композитор Бетховен, когда стал терять слух, нашёл оригинальный способ слышать музыку. Он брал в зубы палочку, плотно прижимал ее к деке рояля и слушал звуки. Объясните, как слышал музыку композитор?

Домашнее задание:

Учебник автор: Колесов : С. 258-259, 253-257,

выполнить задание на стр.257 ( Определение остроты слуха в домашних условиях),

оформить отчет о выполнении задания.

Технологическая карта урока (45 мин.).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Время (мин.)

1. Вводный этап

Предъявление образа. Создание эмоции.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД - самоопределение, смыслообразование;

2

2. Целеполагание и планирование деятельности.

Объявление темы урока; вопросы обучающимся для совместного определения целей и задач урока.

Предполагаемые ответы обучающихся; совместное с учителем формулирование целей и задач урока.

Регулятивные УУД - постановка цели изучения и определение способов её достижения

2

3. Актуализация теоретических знаний.

Озвучивание необходимых теоретических понятий.

Дискуссия, ответы на вопросы.

Личностные УУД - контакт с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД -

осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

5

4 .Организация групповой мини-исследовательской деятельности.

Работа в группах по заданию №1.

Определение групп, групповых заданий, формы отчета о выполнении задания. Направляющие вопросы для формулирования вывода по результатам работы групп.

Распределение функциональных обязанностей,

работа в группах, выполнение и запись качественных реакций, подготовка и защита отчета. Формулировка вывода по результатам работы групп.

Личностные УУД - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; осознание ответственности за общее дело;

Регулятивные УУД - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД - использование знаково-символических средств; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные УУД - адаптация к работе в новой группе; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определениие цели, функций участников, способов взаимодействия; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

10

5.Предъявление нового образа, организация новой мини-исследовательской деятельности.

Работа в группах по заданию №2.

Предъявление нового образа, организация новой мини-исследовательской деятельности.

Работа в группах по новому заданию, совместное обсуждение итогов работы групп.

Личностные УУД - смыслообразование;

Регулятивные УУД - выдвижение гипотез и их обоснование; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Познавательные УУД - использование знаково-символических средств; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений; осознание ответственности за общее дело;

10

6. Выполнение индивидуальных проверочных заданий.

Организация выполнения обучающимися индивидуальных проверочных заданий.

Выполнение тестов.

Личностные УУД - рефлексия способов и условий действия; адекватное понимание

причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

Регулятивные УУД - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

подведение под понятие; установление причин-

но следственных связей; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

10

7. Подведение итогов урока

Направляющие вопросы для формулирования общего вывода по результатам урока.

Формулирование общего вывода по результатам урока совместно с учителем.

Личностные УУД - самоопределение, смыслообразование;

Познавательные УУД - построение логической цепи рассуждений, доказательство;

Коммуникативные УУД - использование критериев для обоснования своего суждения в коммуникации;

3

8. Выставление оценок за урок

Оценка итогов работы групп по предложенным критериям.

Самооценка по предложенным критериям.

Познавательные УУД - контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

самооценка на основе критерия успешности.

3




© 2010-2022