Проект по теме: Фенологические наблюдения. 6 класс

Технологическая карта проекта по теме: "Фенологические наблюдения. Сезонные изменения в жизни растений и животных". Данный проект составлен для 6 класса, изучающих предмет "Биологическое краеведение". Но этот проект можно использовать, с небольшими изменениями, и в 7 классе как работающим по программе В.В. Пасечника, так и по программе Н.И. Сонина. Конспект включает: пояснительную записку, цели и задачи проекта, саму технологическую карту, этапы проектирования, образец карточки задания для учащи...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТ

«ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»

« Сезонные изменения в жизни растений и животных»


Из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 137

г. Нижнего Новгорода.

Учитель биологии, высшей квалификационной категории: Репина Н.К.


Проектная технология: коммуникативная - сформировать умение общаться, вести диалог и совместный поиск решения

Образовательный потенциал: повышение мотивации учащихся в получении дополнительных знаний

Воспитательный потенциал: формирование чувства ответственности способности к самоорганизации при выполнении работы

Развивающий потенциал: развивать умение работать с текстами, умение представить результат своей работы

По содержанию: краеведческий

По продолжительности выполнения: минипроект для учащихся 6 классов (используется два урока: биологическое краеведение и география). На подготовку дополнительного материала учащимся дается одна неделя

По использованию средств обучения: классический (используются традиционные средства: наглядные, печатные, технические)

По уровню интеграции: межпредметный (география и биологическое краеведение)

По способу преобладающей деятельности: практико-ориентированный

По включаемости в тематический план: текущий (в соответствии с календарно-тематическим планом)

Тема проекта:

«ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»

« Сезонные изменения в жизни растений и животных»


Актуальность проекта


Основные принципы проекта

Проблема

Самостоятельное построение учащимися индивидуальной образовательной траектории в рамках урока, умение взаимодействовать с одноклассниками, объединять усилия в достижении общей цели.

1. Принцип компетентностного подхода: приобретение учащимися личного опыта, приложение усилий для решения учебной задачи.

2. Принцип деятельностного подхода: добровольное включение всех учащихся в решение учебной задачи, Каждый решает посильную для него часть общей задачи.

3. Принцип личностного подхода: направлен на личность учащегося, его индивидуальные особенности, возможности, интересы.

Сомнение учащихся в правильности выбора необходимой учебной информации.

Отсутствие у учащихся четкого плана выполнения работы и равномерного распределения ее между членами группы.

Неудовлетворенность ряда учащихся отметками по предмету (получение оценки ниже ожидаемой) вызывает сомнение в личной успешности.

Цель и задачи проекта

Цель

Задачи

Развить познавательный интерес к предмету, творческие и коммуникативные способности учащихся, способность к самостоятельной жизнедеятельности в информационном пространстве, умению ясно представлять свои ресурсные возможности, и умению реализовать их.

1. Работая с текстом учебника, с текстовым материалом дополнительной литературы, интернет ресурсами, подобрать материал, характеризующий явления в природе в тот или иной сезон года

2. Работая в группе, создать красочный информационный плакат, иллюстрирующий сезонные изменения в природе в рамках выбранной тематики. Подготовить устный рассказ - характеристику сезона.

3. Презентовать мини-проект «Сезонные явления в жизни растений и животных»

Форма организации деятельности

Ожидаемый результат (Продукт)

Критерии оценки деятельности учащихся

Возможные риски

На реализацию проекта отводится два учебных часа (объединить 2 урока: биологическое краеведение и география и др. варианты) Проводится занятие в учебном кабинете. Организуется работа детей в группах (четыре группы), внутри групп не исключена работа в парах. Предусматривается индивидуальная работа по поиску необходимой, недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете (предварительно дома).

1. Активизация интереса к предмету;

2. Развитие представлений о межпредметных связях (биологии, краеведении, географии и т.д.);

3. Развитие коммуникативной направленности;

4. Развитие творческого подхода к собственной деятельности;

5. Освоение новой информации, развитие научного мышления;

1. Соответствие содержания теоретической и практической частей проекта поставленной цели и задачам

2. Лаконичности и информативность выступления при защите;

3. Четкости ответов на поставленные вопросы;

4. Использование различных источников

5. Качество оформления работы;

6. Самостоятельность при выполнении работы в целом.

1. Низкая мотивация у некоторых обучающихся, желание «отсидеться», использовать результаты труда других.

2. Сильная загруженность наиболее мотивированных учащихся.

План работы над проектом

Этап реализации проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Мотивационно-целевой

1. Определение темы, цели и задачи проекта и ознакомление с ними обучающихся;

2. Обсуждение задач проекта;

3. Разработка плана мероприятий, путей их реализации;

4. Определение критериев оценивания работы.

1. Определение состава групп обучающихся для реализации поставленной цели;

2. Определение приоритетности выбора характера работы для каждого обучающегося в группе в соответствии с интересами и способностями каждого.

Исследовательский


1. Организовать и направлять обсуждения в группах при выборе методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.;

2. Давать необходимые консультации, как отдельным учащимся, так и всей группе в целом (по методу убывающих подсказок).

1. Выдвигают предположения о направлении своей деятельности для достижения желаемого результата;

2. Представление макета будущего проекта.

Проектировочный


1. Косвенно, ненавязчиво направлять интеллектуальные умения и навыки учащихся для успешной реализации учебной, познавательной и практической деятельности. Найти задание для каждого, предотвратить желание отсидеться;

2. Направлять, корректировать групповую, парную и индивидуальную работу каждого в каждый период времени.

1. Проявлять умение самостоятельно конструировать свои знания;

2. Ориентироваться в информационном пространстве;

3. А также увидеть, сформулировать и решить проблему.

Технологический


1. Помогает подбирать оптимальную систему действий, направленных на решение каждой из поставленных задач;

2. Помогает прописать в каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемого результата.

1. Обсуждение проблемы в группах намечается план сбора информации;

2. Распределение направлений поиска информации между всеми членами группы;

3. Поиск необходимой информации в различных источниках.

Практический


1. Корректирует деятельность учащихся;

2. Регламентирует их работу;

3. Обучает школьников приемам самоуправления, и саморефлексии.

1. Наполнение темы мини-проекта содержанием;

2. Размещение текстового и иллюстративного материала на плакате;

3. Публикация самоотчетов обучающихся по итогам практической деятельности.

Контрольно - корректирующий


1. Работа педагога направлена на повышение личностной самооценки каждого ученика в процессе выполнения работы;

2. Обращает внимание учащихся на то, что они знают, умеют, а над чем нужно подумать и поработать;

3. Осуществляет текущий контроль за деятельностью школьников, анализирует результаты их поисковой работы.

1. Учащиеся оценивают свою деятельность;

2. Дополняют и исправляют недочеты в работе в случае необходимости.

Презентационный

1. Организует работу экспертной группы из числа учеников, учителей, по оцениванию представленных проектов;

2. Словесное поощрение самых активных участников проекта.

1. Презентация и защита проекта в классе в форме коллективного выступления;

2. Отвечают на вопросы одноклассников по теме презентации, отстаивают свою позицию.

Аналетико - рефлексивный


1. Оценивает адекватность рассматриваемых вопросов изучаемой тематике;

2. Оценивает корректность используемого дополнительного материала и методы обработки получаемых результатов;

3.Оценивает коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте);

4.Оценивае доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

5.Оценивает эстетику оформления результатов проведенного проекта;

6. Оценивает умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

1. Оценивают значимость полученных знаний и практических умений;

2. Оценивают результаты совместной деятельности, характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

3. Оценивают активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Этапы проектирования

I этап. Исходный.

Индивидуальные задания группам

1. Класс разбивается на четыре основные группы, в соответствии с изучаемыми сезонами года (весна, лето, осень, зима)

2. Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по теме:

КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ

Используя текст § 8 и 20 учебника « Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс: учебное пособие» НИРО Н.Новгород 2007.

Дополнительно отсканированный текст со стр. 53 и 143

« Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс. Поурочные планы» НИРО Н.Новгород 2007.

Любые интернет источники.

1. Найдите ответы на следующие вопросы:

а) какие изменения в природе наблюдаются в изучаемый сезон года?

б) какие изменения в жизни растений происходят в рассматриваемый сезон?

в) меняется ли ритм жизни животных со сменой сезона года?

2. Подберите необходимый иллюстративный, текстовый материал, характеризующий изменения в природе и жизни растений и животных в различные сезоны года.

3. Подготовьте материал для презентации в классе в виде: плакатов, буклетов, докладов, сообщений или любой другой форме.

II этап. Разработка.

Распределение обязанностей. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям. Коррекция со стороны педагога.

III этап. Реализация проекта

Оценка и корректировка промежуточных результатов Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов.

IV этап. Презентация проектов

Представление и защита проекта в классе. Подведение итогов, итоговая оценка работы. Обсуждение результатов проекта (какие познавательные и нравственные находки были сделаны).


Лист самооценки и взаимооценки обучающегося

Ф.И. учащегося ________________________________ класс __________

Тема урока:___________________________________________________________________

Вопросы для самоанализа

Дай словесную оценку уроку

Дай оценку в баллах

от 1до 5

Какие ключевые понятия и процессы вы усвоили на уроке


Что вызвало трудности при работе над проектом, и вероятные причины этого


Дай личную оценку качества усвоения учебного материала


Дай личную оценку своей активности и вклада в создание проекта


Кого из одноклассников хотел бы отметить и почему?


Продолжи предложение: «Для меня было интересным…»

___

Продолжи предложение: «Самым трудным оказалось…»

___

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ступицкая М.А. Что такое учебный проект? . - М. : Первое сентября, 2010.

2. Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

3. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.

© 2010-2022