Рабочая программа по биологии 10 кл. по учебнику профессора И. Н. Пономаревой

Раздел Биология
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Горноуральского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6





РАССМОТРЕНО НАЗАСЕДАНИИ ШМО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Руководитель ШМО учителей естественнонаучного цикла Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №6 Директор МБОУ СОШ №6

__________________/ Е.Г. Бастрикова/ ________________________/ / ________________/Ю.П. Бызова/

Протокол №_____от______август 2015г. «_____» августа 2015г. Приказ № _____от ______августа 2015г



Рабочая программа по биологии для 10 класса

Уровень общего образования - среднее общее образование

Срок реализации программы - 1 год

Составитель: Шестерикова Марина Михайловна

учитель биологии первой квалификационной категории





п. Новоасбест

2015 год

Пояснительная записка

Библиографический список

  1. И.Н. Пономарёва Авторская образовательная программа по биологии для старшей школы (базовый уровень) М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

  2. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова Методическое пособие Биология (базовый уровень) М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2011

  3. Учебник И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина Биология (базовый уровень) 10 класс М.: Издательский центр «Вентана-Граф» 2007

Обоснование выбора УМК

Программа курса биологии базового уровня нацелена на развитие у школьников понимания значения законов и закономерностей существования и развития живой природы; осознание величайшей ценности жизни и биологического разнообразия для цивилизации; понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.

Использованный авторами учебника структурно-уровневый подход имеет целью интегрированное раскрытие учебного материала, предусмотренного государственным стандартом биологического образования.

В учебниках рассматриваются основные структурные уровни организации живой материи: биосферный,биогеоценотический,популяционно-видовой.

Предложенная нестандартная последовательность изучения курса биологии в 10-11 классах обеспечивает преемственную связь с курсом биологии 9 класса, облегчает изложение материала о биосфере (связь с курсом географии в 9-10 классах)

Изучение основного содержания курса биологии проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Эта идея воплощена в заголовках разделов и глав учебника.

В содержании учебника по-новому используется аппарат ориентировки и аппарат усвоения. Каждая учебная тема (раздел) начинается рубрикой «Изучив эту тему, вы сумеете охарактеризовать», которая ориентирует учащихся на ожидаемые результаты освоения предлагаемого материала, а завершается рубрикой «Проверь себя», в которой ученикам предлагается осуществить контроль полученных знаний и умений, решить проблемные вопросы, выполнить задания, предусматривающие логическое обобщение пройденного материала, выявить неточности в заранее предлагаемых высказываниях. Всё это даст ученику возможность самостоятельно ориентироваться в учебном материале, развивать мышление и умение отстаивать свою точку зрения в суждениях.

Цель и задачи обучения предмету

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • Усиленное внимание к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности органического мира, к изучению живой природы родного края и бережному отношения к ней;

  • Обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;

  • Обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма;

  • Подготовка выпускников базовой школы к пониманию ценностной роли биологии в практической деятельности общества - в области сельского хозяйства, рационального природопользования, здравоохранения, биотехнологии, фармацевтики;

  • Раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и умений, приобретённых при изучении предшествующих курсов биологии;.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности),

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения правил поведения в природной среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

Рабочая Программа по биологии для 10 класса рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Критерии и нормы отметок

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3»

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.



Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2) или было допущено два-три недочета;

3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4) или эксперимент проведен не полностью;

5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.) допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если правильно выполнил менее половины работы.


Критерии оценки тестовых заданий по биологии

с помощью коэффициента усвоения К К = А:Р, где А - число правильных ответов в тесте , Р - общее число ответов, Коэффициент - К

Оценка

«5» - 0,9-1

«4» - 0,8-0,89

«3»- 0,7-0,79

«2»- Меньше 0,7

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Вид. История эволюционных идей. Оценка работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Проблема реального существования видов в природе. Вид, его критерии. Движущие силы и результаты эволюции. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Элементарные факторы эволюции, их влияние на генофонд популяции (мутационный процесс, популяционные волны). Обоснование необходимости сохранения многообразия видов как основы устойчивого развития биосферы.
Проблема сущности жизни (витализм, механистический взгляд на природу, современные представления о сущности жизни). Отличительные признаки живого. Оценка различных гипотез происхождения жизни (креационизма, самозарождения, вечности жизни, биохимической эволюции и других). Общее представление об эволюции жизни на Земле. Происхождение и эволюция человека. Оценка различных гипотез происхождения человека.
Экосистемы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистем. Пищевые связи в экосистеме. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Выявление причин устойчивости и смены экосистем. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем своей местности. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Решение экологических задач.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Оценка глобальных экологических проблем и возможных путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде. Соблюдение правил поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Оказание первой помощи при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией; спасении утопающего.



Содержание тем учебного курса

№п/п

Наименование темы

Количество часов

Лабораторные работы.

Введение в курс общебиологических явлений

6


Биосферный уровень организации жизни

9

2

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

1

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

1

Итого

35

4

№ п/п

Наименование разделов и тем уроков

Дата проведения урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.


Биология как наука. Методы Научного познания.





Объект изучения биологии - живая природа.

Комбинированный

Объяснить учащимся, что представляет собой наука биология;

Раскрыть назначение курса общей биологии

Давать определение биологии как системы биологических наук

Устный опрос

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Комбинированный

Раскрыть общие свойства живого; понятие эволюция, уровни организации живой материи

Знать общие свойства живых организмов, уметь отличать живую природу от неживой

Устный опрос

Основные уровни организации живой природы.

Комбинированный

Научить различать существующие в природе биосистемы по уровню их организации.

Знать уровни организации живой природы.

Устный опрос

Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Комбинированный

Систематизировать знания учащихся о частных биологических науках;

Показать круг важнейших задач, стоящих перед человечеством и биологией как наукой

Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.

Устный опрос

Методы познания живой природы

Комбинированный

Сформировать представление о разнообразии методов биологических исследований (эмпирических и теоретических)

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах интернета) и критически её оценивать.

Устный опрос

Биосферный уровень организации жизни



Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Комбинированный

Сформировать понятие о биосфере как о биосистеме и экосистеме;

Показать её границы;

Раскрыть основную функцию биосферы;

Познакомить учащихся с учением Н.И. Вернадского о биосфере;

Углубить знания о взаимосвязи живого неживого;

Знать/ понимать учение В.И. Вернадского о биосфере

Устный опрос

Отличительные признаки живого

Комбинированный

Выделить общие свойства живого;

Охарактеризовать организм как биосистему;

Знать общие свойства живых организмов, уметь отличать живую и неживую природу

Устный опрос

Гипотезы происхождения жизни.

Семинар

Познакомить учащихся с ранними гипотезами о происхождении жизни на Земле;

Раскрыть сущность современных гипотез о происхождении жизни;

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни.

Сообщения учащихся

Эволюция биосферы.

Комбинированный

Сформировать представление о начальных этапах биологической эволюции;

Проанализировать значение появления хлорофилла, фотосинтеза и автотрофов для дальнейшего развития жизни на Земле;

Расширить знания учащихся о делении истории Земли и процесса развития жизни на ней на эры;

Знать этапы становления и развития биосферы в истории Земли,

условия устойчивости и неустойчивости биосферы.

Сообщения учащихся

Роль живых организмов в биосфере.

Комбинированный

Раскрыть роль живого вещества в существовании биосферы;

Знать как живые организмы оказывают влияние на круговорот веществ в природе

Устный опрос

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Комбинированный

Раскрыть этапы эволюции живых организмов, показать происходящие изменения. Раскрыть понятия идиоадаптация, ароморфоз, дегенерация

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах интернета) и критически её оценивать.

Работа по карточкам

Биосфера - глобальная экосистема.

Комбинированный

Сформировать знания у учащихся об основных структурных элементах, основных процессах и организации биосферы;

Раскрыть значение биосферного уровня жизни;

Знать основные структурные элементы биосферы

Устный опрос

Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Лабораторная работа

Раскрыть сущность круговорота веществ в природе (азота, углерода, фосфора, воды), показать биогенную миграцию атомов в цепях питания.

Составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания), решать экологические задачи.

Л.Р.Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания), решение экологических задач.

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

Охарактеризовать человека как фактора биосферы; выявить влияние человека на окружающую среду

Познакомить учащихся с задачами устойчивого развития;

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экологические факторы: их значение в жизни организмов.

Лабораторная работа

Расширить знания об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и об их разнообразии;

Сформировать знания о среде жизни организмов;

Раскрыть взаимосвязь условий жизни и приспособлений организмов к ним.

Выявлять приспособления организмов к среде обитания

Л.Р. Выявление приспособленности организмов к среде обитания.

Биогеоценотический уровень жизни.



Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Комбинированный

Раскрыть основные понятия: продуценты, консументы, редуценты.

Знать о понятии биогеоценоза как устойчивой надорганизменной экологической системе

Устный опрос

Видовая и пространственная структура экосистем.

Комбинированный

Трофическая структура биогеоценоза. Цепи выедания (пастбищные) и цепи разложения (детритные)

Знать/понимать строение биологических объектов

- вида и экосистем (структура)

Устный опрос

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

Комбинированный

Раскрыть основные типы взаимоотношений между живыми организмами (комменсализм, мутуализм)

Знать/понимать сущность биологических процессов:

-формирование приспособленности.

Работа по карточкам

Причины устойчивости и смены экосистем.

Лабораторная работа

Богатство видового состава и функциональное разнообразие - основа устойчивости биогеоценоза. Значение жизненного пространства для поддержания устойчивости биогеоценоза. Антропогенное воздействие - причина изменений и нарушений биоценозов и биотопов.

Уметь изучать изменения в экосистемах на биологических моделях.

Л.РВыявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Популяционно-видовой уровень жизни.



Вид, его критерии и структура.

Лабораторная работа

Расширить знания учащихся о виде как структурной основной единице в системе организмов;

Сформировать знания о структуре и критериях вида;

Формировать умение составлять характеристику видов с использованием основных критериев;

Описывать особей видов по морфологическому критерию.

Л.Р. Описание особей вида по морфологическому критерию.

Популяция - структурная единица вида.

Комбинированный

Раскрыть особенности популяции как надорганизменной биосистемы. Расширить знания учащихся о составе биогеоценоза, об участии популяции в круговороте веществ и потоке энергии в обеспечении устойчивости биогеоценоза;

Познакомить учащихся с популяцией как генетической системой;

Знать о популяции как форме существования вида и единице эволюционного процесса.

Устный опрос

Популяция как основная единица эволюции.

Комбинированный

Уточнить понятие «Микроэволюция»;

Раскрыть сущность понятия «Макроэволюция» как надвидового эволюционного процесса;

Знать о популяции как форме существования вида и единице эволюционного процесса.

Устный опрос

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Комбинированный

Показать вид и популяцию как биосистемы;

Раскрыть движущие силы эволюции;

Уметь объяснять причины эволюции, изменяемости видов.

Устный опрос

Видообразование - процесс увеличения видов на Земле

Комбинированный

Сформировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции;

Раскрыть причины образования новых видов организмов;

Охарактеризовать два пути видообразования - географический и биологический;

Показать генетические особенности процесса видообразования;

Знать/понимать формирование приспособленности, образование видов

Устный опрос

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Комбинированный

Дать представление о разнообразии свойств живой материи, которое появилось на нашей планете за период её существования.

Знание о составе видов необходимо для оценки биологических ресурсов каждого региона и всей биосферы.

Устный опрос

Гипотезы происхождения человека.

Теории происхождения неоантропов - моноцентризм и полицентризм

Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни человека.

Эволюция человека.

Комбинированный

Положение человека в системе органического мира . направления эволюции семейства гоминид. Становление человека как биологического вида - антропогенез.

Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

Сообщения учащихся

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина.

Вклад европейских учёных в развитие эволюционных идей. Система органического мира К. Линнея и её значение. Основные положения эволюционной теории Ж.Б. Ламарка и их оценка. Эволюционная теория Ч.Дарвина.

Знать/ понимать эволюционной теории Ч. Дарвина, вклад К. Линнея и Ж.Б. Ламарка в развитие биологии.

Сообщения учащихся

Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Семинар

Связь современной теории эволюции живого мира с основами теории Ч. Дарвина

Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов;

Устный опрос

Синтетич6еская теория эволюции

Комбинированный

Формирование синтетической теории эволюции. Значение работ учёных-биологов в 20 веке. Синтетический характер современного эволюционного учения.

Устный опрос

Результаты эволюции.

Комбинированный

Результаты эволюции: появление новых видов и формирование приспособленности видов к условиям среды обитания. Видообразование - условие и результат эволюции.

Устный опрос

Основные направления эволюции.

Комбинированный

Направления эволюции. Понятие о биологическом прогрессе как о возрастании приспособленности организмов к окружающей среде, сопровождающемся увеличением численности и более широким распространением вида. Ароморфоз, идиоадаптация - эволюционные преобразования организмов. Эволюционный регресс.

Устный опрос

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Комбинированный

Двойственное положение популяции в природе: элементарная единица эволюции, реализующая видообразование (генетико-эволюционный ряд); форма существования вида (функционально-энергетический ряд).

Знать особенности популяции как надорганизменной биосистем; значение популяционно-видового уровня в природе и для решения проблемы сохранения биоразнообразия.

Устный опрос

Итоговая контрольная работа

Контроль знаний

Знать/ понимать биологическую терминологию и символику

Тестовая работа

Правила поведения в природной среде.

Комбинированный

«Устойчивое развитие» - переход человечества к ноосфере. Высшая универсальная ценность - жизнь во всех её проявлениях. Проблема развития экологического сознания, экологической культуры человека и общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил повеления в природной среде.

Устный опрос

  1. Нормативные документы и литература, использованная при подготовке программы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция, действующая с 24 июля 2015 года)

  2. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69, от 23.06.2015 N 609)

  4. Примерные программы основного общего образования, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2015 -2016 учебном году (приказ от 08.06 2015 г. № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»)

  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

  7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта по предмету технология.

  8. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №6 на 2015-2016 учебный год

  9. Учебный план МБОУ СОШ №6 п.Новоасбест Горноуральского городского округа Свердловской области на 2015-2016 учебный год (приказ № 188-д от 26.08.2015)

  10. Приказ № 188_-д от 26.08.2015 «Об организации учебного процесса на 2015-2016 учебный год»



Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы.

Для проведения уроков биологии имеется кабинет биологии.

Оснащение процесса обучения биологии обеспечивается библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.

1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

Нормативные документы: Примерная программа основного общего образования по биологии, стандарт основного общего образования,

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.

Учебник по биологии для 10 класса.

Учебные пособия: рабочая тетрадь, дидактические материалы, сборники контрольных работ по биологии для 10 класса.

Научная, научно-популярная, литература.

Справочные пособия (словари, сборники основных формул, энциклопедии, справочники по биологии).

Методические пособия для учителя.

Дополнительная литература:

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  2. Открытая биология 2.6 Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Физикон, 2005.

  3. 1С: Репетитор. Биология. Весь школьный курс.

  4. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  5. (school-collection.edu.ru/).

  6. bio.1september.ru- газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  7. bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.

  8. bio.nature.ru - научные новости биологии

  1. . edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

  2. km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  3. ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

  4. floranimal.ru/ - Сайт - энциклопедия. На сайте в алфавитном порядке расположены названия растений и животных всего мира. При выборе необходимого вида, попадаешь на страницу с изображением и описанием растения или животного. Данным материалом можно воспользоваться при подготовке к урокам.

  5. plant.geoman.ru/ - Растения

  6. biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем

  7. nsu.ru - Биология в вопросах и ответах

  8. college.ru - Учебник по биологии он-лайн, иллюстрированный

2 Печатные пособия:

· Таблицы

Портреты для кабинета биологии

Вещества растений. Клеточное строения.

Растение живой организм.

Растение и окружающая среда.

Химия клетки

3 Информационные средства:

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Инструментальная среда по биологии.

4 Технические средства обучения:

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Персональный компьютер - рабочее место учителя

5 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Доска магнитная.

Весы с разновесами

Лупа

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Чашка Петри

Штатив для пробирок

Штатив универсальный

· Набор микропрепаратов по общей биологии



© 2010-2022