Рабочие программы по биологии (Пасечник В. В.) 5-11 классы

        Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы  для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева,  М.: Дрофа, 2011г.; ориентирована на использование  учебника «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник.– М.: Дрофа, 2011».   При составлении рабочей программы у...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Борисовская средняя общеобразовательная школа № 2»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Борисовская естественно-научного цикла МБОУ «Борисовская СОШ №2» СОШ №2» ______Иванчук Е.В.

Руководитель МО _____Гринченко Э.В. _______Петрова А.А. «__»____2013г. Приказ № __ от «__»____2013г.

Протокол № 6 от 28.06.2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА




Гринченко Эллы Васильевны,

высшей квалификационной категории


по учебному курсу «Биология»

8 класс

Базовый уровень




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___от «_»_____2013 г.






2013 - 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2011г., ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. - М.: Дрофа, 2013 (Гриф: Рекомендовано МО РФ).

При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО БелИРО «О преподавании предмета «Биология» в обшеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013-2014 учебном году».

В календарно-тематическом планировании предусмотрены последовательность и время изучения тем, указанные в программе для общеобразовательных учреждений. Резервное время (4 часа) распределено на изучение темы «Становление наук о человеке» (Введение - 1 час), Обобщение и систематизация знаний по темам: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы», «Строение и функции организма» (Раздел 2. Строение и функции организма - 2 часа) и Итоговый урок (1 час).

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

1) освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2) овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4) воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5) иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать обучающимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека.

Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения биологии в 8 классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения предмета обучающиеся 8 класса должны:

Знать/понимать:

  • систематическое положение человека и его происхождение,

  • особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

  • о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ,

  • особенности индивидуального развития организма человека,

  • об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

  • приёмы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях,

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека,

  • факторы, разрушающие здоровье человека,

  • этические нормы межличностных отношений

Уметь:

  • распознавать органы и их топографию, системы органов; объяснять связь между их строением и функциями; понимать влияние физического труда и спорта на организм; выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

  • объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека,

  • оказывать первую помощь при несчастных случаях,

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены,

  • пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения, ставить простейшие опыты,

  • работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

70 часов (2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1 Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2 Строение и функции организма (59 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

■ Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

■ Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и усло­вия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

■ Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Рабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыУтомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

■ Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

■ Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7. Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

■ Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пище­варительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

■ Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

■ Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Тер­морегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определениеРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классы типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг - центральная нервная система; нервы и нерв­ные узлы - периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под­отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.

■ Лабораторные работы

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи - тест, определяю­щий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

■ Лабораторная работа

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Рабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыТема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

■ Лабораторные работы

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нерв­ной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3 Индивидуальное развитие организм (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля - Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Итоговый урок (1 час)


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

кол-во часов


тема урока


повторение


оборудование


межпредмет-ные

связи


Лабораторные работы

по плану

фактически

1 четв.


2

Введение. Науки, изучающие организм человека.


1

02.09

1

Инструктаж ТБ. Биосоциальная природа человека и науки изучающие его.

модель торса человека, табл. с изобр. Внутрен-них органов человека и млекопитающих, портреты учёных

Понятие о здоровом образе жизни «школа здоровья»

2

07.09

1

Становление наук о человеке.


3

Раздел 1. Происхождение человека


3

09.09

1

Систематическое положение человека

табл. с изобр. рудиментарных органов и ата-визмов человека, рис. Древ. Людей, табл. с изобр. людей европ. монгол., негроидной, авст. рас

4

14.09

1

Историческое прошлое людей.

5

16.09

1

Расы человека.

расы (география

6 кл)

21.09

59

Раздел 2. Строение и функции организма


1

Общий обзор организма.


6

24.09

1

Общий обзор организма.



Строение, хим. состав и функции растит. и живот. кле-тки (биолог. 6-7 кл)

торс человека, табл. с изобра-жением внутрен-них органов, микроскоп, микропрепа-раты клетки, эпителиальн., соединитель-ной, мышечной и нервной тканей, табл. «Ткани»

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.


5

Клеточное строение организма. Ткани.


7

25.09.

1

Клеточное строение организма.

соблюдение правил ТБ

при работе с микроскопом

8

01.10.

1

Деление клетки.

9

02.10.

1

Жизненные процессы клетки.

10

2 четв.

15.10.

1

Ткани.


11

16.10.

1

Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп»

Микропрепара-ты клетки, эпи-телиальной, сое-динительной, мышечной и нервной тканей, микроскопы

№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.


1

Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

Самонаблюде-ние мигательно-го рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.

12

22.10.

1

Рефлекторная регуляция.




7

Опорно - двигательная система


13

23.10.

1

Значение опорно - двигательной системы, её состав. Строение костей.

соблюдение правил ТБ

при работе с микроскопом

модели скелета, черепа, распилов трубчатых, губ-чатых и плос-ких костей, ми-кроскопы, пре-параты костной ткани.

№2 Микроскопичес-кое строение кости.

14

29.10.

1

Скелет человека. Осевой скелет.


15

30.10.

1

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.

Самонаблюде-ния работы ос-новных мышц, роль плечевого пояса в движе-ниях руки.

16

05.11.

1

Строение мышц.

Практ. работа Мышцы чело-веческого тела

17

06.11.

1

Работа скелетных мышц и их регуляция.

табл. «Ткани», «Мышцы человека», гантели

№3 Утомление при статической и динамической работе

18

12.11.

1

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Предупрежде-ние и лечение плоскостопия (школа здоровья)

№4 Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

19

13.11.

1

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.

модель скелета человека, прос-тейшие шины, перевязочный материал, косынки

Доврачебная помощь (ОБЖ)


3

Внутренняя среда организма


20

3 четв.

26.11.

1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Соблюдение правил ТБ при работе с микроско-пом.

табл. «Схемы кровообращения и лимфообраще-ния», «Состав крови», микро-препараты крови человека и лягу-шки,микроскопы

№5 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом

21

27.11.

1

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.


22

03.12.

1

Иммунология на службе здоровья.




7

Кровеносная и лимфатическая системы


23

04.12.

1

Транспортные системы организма.

схемы кровооб-ращения и лим-фообращения, строения арте-рий, капилляров, вен, лимфоти-ческих сосудов, разборная мо-дель сердца, табл. «Строение сердца»

24

10.12.

1

Круги кровообращения.

№6 Положение венозных кла-панов в опу-щенной и под-нятой руке. Изменения в тканях при пе-ретяжках, затру-дняющих кро-вообращение.

25

11.12.

1

Строение и работа сердца.


Размеры сердца и здоровье (школа здоровья)

№7 Определе-ние скорости кровотока в со-судах ногтевого ложа.

26

17.12.

1

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

27

18.12.

1

Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

табл. изобр. схемы крово-обращения, сердечного цикла, часы с сек. стрелкой.

№8 Функцио-нальная проба: реакция сердеч-но-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

28

24.12.

1

Первая помощь при кровотечениях.

жгут мед., пере-вяз. материал

Лечение раны (ОБЖ)

29

25.12.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы»


4

Дыхательная система

табл. с изобр. органов дыха-ния, строения носовой поло-сти, гортани

30

31.12.

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

состав воздуха (природов. 5 кл)

31

4 четв.

08.01.

1

Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

модели лёгких и гортани, тонко-стенный стакан, банка с растоп-ленным снегом, газетный текст

Влияние куре-ния на развитие заболеваний легких, тубер-кулез (школа здоровья)

32

14.01.

1

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

табл. с изобр. органов дыха-тельной сис-темы, марлевые респираторы

33


15.01.


1

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.


№9 Измерение обхвата грудной клетки в состоя-нии вдоха и вы-доха. Функцио-нальные пробы с задержкой дыха-ния на вдохе и выдохе.

6

Пищеварительная система


34

21.01.

1

Питание и пищеварение.

модель черепа человека, табл.с изображением органов пищева-рения, строение зубов и распо-ложение парных околоушных и поднижнечелюстных слюнных желез и непар-ной подъязыч-ной железы

Значение кулинарной обработки пищи (школа здоровья)

35

22.01.

1

Пищеварение в ротовой полости.

Уход за зубами (школа здоровья)

Самонаблюде-ния: определе-ния положения слюнных желез; движение горта-ни при глотании.

36

28.01.

1

Пищеварение в желудке и двенадцатипёрстной кишке. Действие ферментов.

№10 Действие ферментов слю-ны на крахмал.

37

29.01.

1

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.


38

04.02.

1

Регуляция пищеварения.



табл. изобр. фистулы слю-нной железы, желудка и мнимого кор-мления, воз-будит. холеры и дизентерии.

Правила приема пищи. Преду-преждение кишечных инфекций (школа здоровья)

39

05.02.

1

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций.



3

Обмен веществ и энергии


40

11.02.

1

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

табл. изобр. схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносной системы, калькулятор и секундомер.

41

12.02.

1

Витамины.

№11 Установле-ние зависимости между нагрузкой и уровнем энер-гетического об-мена по резуль-татам функциио-нальной пробы с задержкой дыха-ния до и после нагрузки.

Составление пи-щевых рационов в зависимости от энерготрат.

42

5 четв.

25.02.

1

Энерготраты человека и пищевой рацион.


3

Покровные органы. Теплорегуляция.


43

26.02.

1

Кожа - наружный покровный орган.

покровы тела (зоология 7 кл.)

табл. «Строение кожи», лупы

Самонаблюде-ния: рассмот-рение под лупой тыльной и ла-донной поверх-ности кисти; определениеРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классыРабочие программы по биологии (Пасечник В.В.) 5-11 классы типа кожи с по-мощью бумаж-ной салфетки; определение совместимости шампуня с осо-бенностями ме-стной воды.

44

04.32.


1

Уход за кожей. Гигиена одежды, обуви. Болезни кожи.

бум.салфетки, лезвия безопасной бритвы, шампунь.

Значение гигиены одежды (школа здоровья)

45

05.03.


1

Терморегуляция организма. Закаливание.




1

Выделительная система.


46

11.03.

1

Выделение.

Выделитель-ная система животных (зоол. 7 кл)

табл. «Строение органов выделе-ния», модели почки


5

Нервная система


47

12.03.

1

Значение нервной системы.

эволюция нервной системы (зоол. 7 кл)

48

18.03.

1

Строение нервной системы. Спинной мозг.

Табл. С изображением НС, кожи, почки с нефроном. Модель скелета человека, фрагмент позвоночника.

49

19.03.

1

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

№12 Пальцено-совая проба и особенности движения, свя-занные с функ-цией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга.

50

25.03.

1

Функции переднего мозга.


51

26.03.

1

Соматический и автономный

( вегетативный) отделы нервной системы

Штриховое ра-здражение кожи - тест, определя-ю­щий изменение тонуса симпати-ческой и параси-мпатической си-стемы автоном-ной нервной системы при раздражении.

5

Анализаторы. Органы чувств.


52

01.04.

1

Анализаторы.


53

02.04.

1

Зрительный анализатор.

гигиена зрения и слуха

Образование изображения при прохождении через двояко-вогнутую линзу (физика)

№13 Опыты, выявляющие иллюзии, свя-занные с бино-кулярным зре-нием.

54

6 четв.

15.04.

1

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

55

16.04.

1

Слуховой анализатор.

Модель уха, механические часы

56

22.03.

1

Органы равновесия, кожно - мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.




5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.


57

23.04.

1

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Портреты ученых

58

29.04.

1

Врожденные и приобретённые программы поведения.

понятие рефлекс (7 кл. зоол)

Табл. со схема-ми слюноот-делительных рефлексов

№14 Выработка навыка зеркаль-ного письма как пример разруше-ния старого и выработки но-вого динами-ческого стерео-типа.

59

30.04.

1

Сон и сновидения


60

06.05.

1

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Модели черепов современного человека и питекантропа

Борьба с курением, наркотиками и употреблением спиртных напитков. Наука, техника и резер-вы человечес-ого организма. (школа здоровья)

61

07.05.

1

Воля. Эмоции. Внимание.

№15 Изменение числа колеба-ний образа усе-ченной пирами-ды в различных условиях.

2

Эндокринная система

Табл. с изображением эндокринных желез, внутренних органов человека

62

13.05.

1

Роль эндокринной регуляции.

63

14.05.

1

Функция желез внутренней секреции.

64

16.05.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение и функции организма»


5

Раздел 3. Индивидуальное развитие организма


65

20.05.

1

Жизненные циклы. Размножение.

Табл. со схема-ми мужской и женской поло-вых систем, схе-мой оплодотво-рения и развития зародыша

66

21.05.

1

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

Методы пре-дупреждения нежелательной беременности. Вред ранней половой жизни. СПИД (школа здоровья)

67

23.05.

1

Наследственные и врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём.


68

25.05.

1

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.

Табл., иллюстри-рующие разви-тие позвоночных животных и че-ловека

69

27.05.

1

Интересы, склонности, способности.

70

30.05.

1

Итоговый урок



Средства и формы контроля


Виды контроля и система оценивания обучающихся:

вид работы

I четв

II четв

III четв

IV четв

V четв

VI четв

итого в год

самостоятельная

0

1

0

0

1

1

3

проверочная

2

1

1

2

1

1

8

тестирование

0

1

0

1

1

1

4

лабораторная

1

4

4

2

2

2

15

всего уроков

11

10

10

13

12

14

70

Контроль уровня обученности

Для контроля уровня обученности используется традиционная система. В этом случае обучающийся должен иметь оценки за устный ответ и другие формы контроля тематического материала, за лабораторные работы.

Итоговая оценка (за триместр) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок.

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

  1. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-8 кл.: 6-е изд., стереотип. - М; Дрофа, 2002.-80 с.

  2. Панина Г. Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия В. В. Пасечника) СПб.: Паритет, 2006.- 160с.

  3. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. - М.: Дрофа, 2009.

  4. А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. - М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2007.

  5. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. - М.: Книжный дом «Университет», 2006.

  6. Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 2007.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценивание устного ответа обучающихся


Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.


Отметка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.


УМК и ОБОРУДОВАНИЕ


УМК

Образовательная программа

1 . Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно - правовых документов и методических материалов/ авт. - сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. М.:Вентана - Граф, 2009. -240с. - (Современное образование).

2. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева, - М.: Дрофа, 2011г.

Учебник

Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Маш Биология. Человек: учеб, для 8 кл. общеобразоват. учреждений - 14 изд., стереотип. - М.; Дрофа 2013 г.

Учебно-методическое пособие для учителя

Д.В Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Тематическое и поурочное планирование к учебнику биологии 8кл. Человек - М.; Дрофа 2010 г.

Дидактические материалы

1. Д.В.Колесов «Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс». Москва «Дрофа» 2008г.

2. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-8 кл.: 6-е изд., стереотип. - М; Дрофа, 2002.-80 с.

3. Панина Г. Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия В. В. Пасечника) СПб.: Паритет, 2006.- 160с.

Наглядные пособия для учащихся

Таблицы по курсу, муляжи по курсу, 1.ЦОР- 1С Биология


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Объекты натуральные

  • набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»

  • скелет человека (пластм.)

  • таблицы по анатомии, физиологии человека

  • видеофильм «Размножение и развитие организмов».

Оборудование лабораторное

Приборы

  • Лупа

  • Микроскоп учебный

Оборудование для опытов

  • Воронка лабораторная

  • Зажим пробирочный ЗП

  • Колба коническая

  • Ложка для сжигания веществ ЛСЖ

  • Мензурка 500 мл

  • Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

  • Спиртовка лабораторная

  • Цилиндр измерительный 250 мл

  • Чаша выпарительная

  • Лоток для раздаточного материала

  • Препаровальные инструменты

  • Иглы препаровальные

  • Пинцет

© 2010-2022