Рабочая программа по биологии 10-11 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы среднего(полного) общего образования(профильный уровень) и Программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10-11 классов(профильный уровень) автора В.Б.Захарова(Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М. : Дрофа,2010), полностью отражающей содержание Примерной программы. Используется учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е...
Раздел Биология
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комитет по образованию администрации г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 110»




«Согласовано»

руководитель МО

ФИО

Протокол №

от « «2014 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 110»

ФИО

« «2014 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»

Ильина И.В.

ФИО

Приказ № ___

от « »___________2014г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкиной Е.Г.(высшая)

Ф.И.О., категория




по курсу «биология» в 10 - 11 классах

предмет, класс и т.п.







Срок реализации программы: 2014-2015учебный год






Составитель: Дудкина Е.Г.






Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения.

3

Место предмета (курса) в учебном плане.

3

Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

4

Формы и методы контроля.

4

Задачи обучения курсу «биология».

4

Методы обеспечения рабочей программы.

5

Обоснование выбора программы, учебника.

6

II

Основное содержание

7

Тематическое планирование в 10А и 11А классах

7

III

Требования к уровню подготовки выпускников

9

IV

Ожидаемые результаты

10


Используемая литература

11


Лист внесения изменений и дополнений

12









I. Пояснительная записка



  1. Общие положения.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы среднего(полного) общего образования(профильный уровень) и Программы среднего(полного) общего образования по биологии для 10-11 классов(профильный уровень) автора В.Б.Захарова(Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М. : Дрофа,2010), полностью отражающей содержание Примерной программы. Используется учебник: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. Профильный уровень.Ч. 1/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008; Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 11 класс. Профильный уровень.Ч. 2/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008.

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе МБОУ «СОШ № 110» и включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат.

2. Место предмета (курса) в учебном плане

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень).Принципы отбора содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне также лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение биологическими методами исследования. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 210 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов, в 11 классе - 105 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе.


Класс

10 А

11 А

уровень

Профильный

Профильный

кол-во часов

3

3

3.Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Авторская программа среднего (полного) общего образования для 10 - 11классов (профильный уровень) В.Б.Захарова по биологии рассчитана на 3 часа в неделю.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.

4.Формы и методы контроля:

  • входная и выходная диагностическая работа;

  • устный фронтальный опрос

  • устный ответ у доски с использованием таблиц, моделей, муляжей и т.д.

  • выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере).

  • решение задачи (устно или письменно)

  • заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради

  • письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение

  • сравнение признаков изучаемых объектов

  • индивидуальные сообщения учащихся

  • письменные тестовые работы

  • письменные диктанты по терминам

  • тематические зачеты

  • ЕГЭ по биологии

5.Задачи обучения курсу «биология».

На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., содержание настоящей рабочей программы предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения.

  • создать условия для развития компетенций личностного

самосовершенствования по средствам формирования знаний основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,

экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических

знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и

творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, торий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой

природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной

жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний

  • совершенствование ключевых компетентностей учащихся

учебно-познавательных, информационных, ценностно-смысловых, коммуникативных;

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в

процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально- ценностному отношению к объектам живой природы.

6.Методы обеспечения рабочей программы

При обучении школьников биологии используется технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя:

  • разноуровневый подход - ориентация на разный уровень

сложности программного материала, доступного ученику;

  • дифференцированный подход - выделение группы учащихся на

основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям;

  • индивидуальный подход - распределение детей по однородным

группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

  • субъектно-личностный подход - отношение к каждому ученику,

как к уникальности, несхожести, неповторимости.

Данный подход в обучении ориентирован на выявление субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности и на предоставление возможности школьнику выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. Оцениваются не только результаты, но и процесс их достижений.

Основной формой занятий является урок, который представляет собой по содержанию часть учебного курса биологии и имеет определенную дидактическую цель, обусловленную местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей старших школьников, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования.

7.Обоснование выбора программы и учебника

Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.Б.Захарова, так как она составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно - научных предметов второй третьей ступеней школьного образования. Учебники: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. Профильный уровень.Ч. 1/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008; Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 11 класс. Профильный уровень.Ч. 2/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008 рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и имеют положительные рекомендации учителей.



















II. Основное содержание

Тематическое планирование биологии в 10А классе.

Учитель биологии Дудкина Е.Г.

Учебная программа по биологии для 10-11 класса «Общая биология», разработанная авторским коллективом под руководством В.Б, Захарова. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 10 класс. Профильный уровень.Ч. 1/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008

№ урока

Тема


сроки

кол-во часов

соврем. образов. технологии

нестандартные формы занятий

использование ИКТ

1

Введение

1 нед. сентября

1


Раздел 1. Введение в биологию (5 часов)

2-3

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

1 нед. сентября

2

технология личностно-ориентированного обучения

урок-лекция

ИКТ

4-6

Основные свойства живого. Многообразие живого мира

2 нед. сентября

3

ИКТ


Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (18 часов)

7-10

История представлений о возникновении жизни на Земле

3-4 нед. сентября

4

технология личностно-ориентированного обучения

ИКТ

11-16

Предпосылки возникновения жизни на Земле

4-5 нед. сентября - 1-2 нед октября

6

презентации учеников

ИКТ

17-24

Современные представления о возникновении жизни на Земле

2-3-4 нед. октября

8

презентации учеников

ИКТ


Раздел 3. Учение о клетке (31 час)

25

Введение в цитологию

5 нед. октября

1

технология личностно-ориентированного обучения

ИКТ

26-34

Химическая организация живого вещества

5 нед. октября - 3-4-5 нед. ноября

9

ИКТ

35

Строение и функции прокариотической клетки

5 нед. ноября

1

ИКТ

36-41

Структурно-функциональная организация клеток эукариот

5 нед. ноября -1-2 нед. декабря

6

ИКТ

42-48

Обмен веществ в клетке (метаболизм)

2-4 нед. декабря

7

ИКТ

49-50

Жизненный цикл клеток

3 нед. января

2

51-52

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

3-4 нед. января

2

ИКТ

53-55

Клеточная теория

4-5 нед. января

3


Раздел 4. Размножение организмов (7 часов)

56-57

Бесполое размножение растений и животных

5 нед. января

2

58-62

Половое размножение

2-3 нед. февраля

5


Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (13 часов)

63-68

Эмбриональное развитие животных

3-5 нед. февраля

6

69-70

Постэмбриональное развитие животных

5 нед. февраля -2 нед. марта

2

71

Онтогенез высших растений

2 нед. марта

1

72

Общие закономерности онтогенеза

2 нед. марта

1

73-75

Развитие организма и окружающая среда

3нед. марта

3


Раздел 6. Основы генетики и селекции (30 часов)

76-77

История представлений о наследственности и изменчивости

4 нед. марта

2

78-91

Основные закономерности наследственности

6 нед. марта -1-4 нед. апреля

14

92-99

Основные закономерности изменчивости

5 нед. апреля-3.мая

8

100-101

Генетика человека

3-4 нед.мая

2

102-105

Селекция животных, растений и микроорганизмов

4-5 нед.мая

4

ИТОГО


105 часов











Тематическое планирование биологии в 11А классе.

Учитель биологии Дудкина Е.Г.

Учебная программа по биологии для 10-11 класса «Общая биология», разработанная авторским коллективом под руководством В.Б. Захарова. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Общая биология 11 класс. Профильный уровень.Ч. 2/ Под ред. Проф. В.Б. Захарова.- М.: Дрофа,2008.

№ урока

Тема

сроки

кол-во часов

соврем. образов. технологии

нестандартные формы занятий

использование ИКТ


Раздел 7. Эволюционное учение (40 часов)

1-7

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч.Дарвина

1-3 нед. сентября

7

технология личностно-ориентированного обучения

урок-лекция

ИКТ

8-14

Дарвинизм

3-5 нед.сентября --1нед октября

7

15-28

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

1нед октября -3 нед. ноября

14

ИКТ

29-40

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

3нед ноября - 2нед декабря

12

ИКТ


Раздел 8. Развитие органического мира (20 часов)

41-50

Основные черты эволюции животного и растительного мира

3неддекабря - 3 нед. января

10

технология личностно-ориентированного обучения

ИКТ

51-60

Происхождение человека

3недянваря - 2 нед. февраля

10

презентации учеников

ИКТ


Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (30 часов)

61-66

Понятие о биосфере

3-4 нед. февраля

6

67-73

Жизнь в сообществах

5 нед.феваля -3 нед. марта

7

74-84

Взаимоотношения организма и среды

3нед марта -3нед апреля

11

85-90

Взаимоотношения между организмами

3-5 нед.апреля

6


Раздел 10. Биосфера и человек (14 часов)

91-102

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы

5 нед. апреля -3нед мая

12

103-105

Бионика. Заключение

4 нед. мая

3

ИТОГО


105 часов





III. Требования к уровню подготовки выпускников

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И.Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структуры);

  • сущность биологических процессов и явлений: обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

  • современную биологическую термнологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

  • решать задачи разной сложности по биологии;

  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания,ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

  • сравнивать: биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изенения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления биологических исследований;

  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

IV. Ожидаемые результаты

  • 1. Уметь адекватно оценивать свои реальные и потенциальные

возможности.

  • 2. Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации

во взрослой жизни.

  • 3. Наличие навыков самостоятельной, творческой деятельности.

  • 4. Сформированности ключевых компетенций.

  • 5. Способность оценивать границы собственной компетентности.

  • 6. Желание творить прекрасное в учебной деятельности.

  • 7.Использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни.











Используемая литература

для учителя

1. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы» 2003;

2. Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.

3. С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;

4. В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;

5. Биологический энциклопедический словарь.- М., 1989.

6. Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ - Пресс школа», 2003г,

7. В.Б.Захаров «Общая биология 10-11 класс».

8. С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;

для учащихся

Т.А.Дмитриева, С.В.Суматохин, С.И.Гуленков «Дидактические материалы по биологии» М., «Просвещение», 1982г

Е.М.Иванова «Я познаю мир: Детская энциклопедия» 2000 г.

Г. М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» М., «Просвещение», 1981г.











Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п

Дата

Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения







































































































































© 2010-2022