Лекции для родителей если в доме рыбки, птички, черпахи

Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи, а дети активно общаются с ними. Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребенка. И это не случайно! В отличии от растений, животные обладают поведением. С одной стороны, они очень похожи на людей могут ходить. бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, глаза и уши позволяют им видеть и слышать, т.е. воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Сходство, возможность провести аналогию облегчают ребенку ...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28

«Лесная сказка»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан





Лекции для родителей если в доме рыбки, птички, черпахи.





Подготовила:

Штейникова Т.Н.

воспитатель 1 кв. категории

Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи, а дети активно общаются с ним Животный мир чрезвычайно привлекателен для ребенка. И это не случайно! В отличии от растений, животные обладают поведением. С одной стороны, они очень похожи на людей могут ходить. бегать, лазать, плавать, едят и пьют почти как люди, глаза и уши позволяют им видеть и слышать, т.е. воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Сходство, возможность провести аналогию облегчают ребенку познание животных, способствуют раннему пониманию того, что животные - живые существа.

С другой стороны, они обладают яркой спецификой неповторимым своеобразием как во внешнем облике, так и в поведении, например, многие из них имеют органы, которых нет у людей. - хвост, рога копыта плавники, клюв, чешую, перья или волосы на теле и пр. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку и делать то, что не свойственно человеку.

Животные в доме - это могучий фактор воспитания малышей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными, если оно пущено на самотек, происходит бесконтрольно и может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка Поведение ребенка по отношению к животному, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего ребенок не знает, что можно и что нельзя, что для животного оказывается вредно, а что полезно. Во - вторых, при тесном контакте с животным малыш, верховенствуя над ним, обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без внимания и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Животные разных классов сильно различаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, и поведением, и степенью привыкания к человеку. Понятно, что с рыбами можно делать одно, с птицами - другое, с кошками и собаками - третье.

Аквариум с рыбами, если он заряжен и содержится по всем правилам аквариумистики, - это интересное и красивое зрелище.

В воспитательном отношении одинаково ценно и наблюдение детей за делами взрослых, и их непосредственное практическое участие. Следует только помнть, что стремление дошкольника действовать самому очень велико, поэтому долго наблюдать он не может. Взрослому надо находить способы как можно чаще включать ребенка в дела.

Вместе можно купить аквариум. Взрослый помоет его, а ребенок наполнить водой, чтобы проверить - не течет ли он. Дети любят играть с водой, поэтому с удовольствием будут помогать мыть грунт, камни, коряги. Если взрослый покажет, то ребенок может самостоятельно посадить несколько кустиков растений. Конечно, взрослый делает больше и основательнее, помощь малыша не так уж велика Но дело не в этом! У ребенка формируется самосознание собственной важности - он участвует в настоящих взрослых делах! А заодно исподволь начинает понимать, что завести живое существо (даже рыб) не так-то уж и просто. Первоначально целесообразнее всего купить немного (1-4) рыб одного вида. Лучше крупных и ярких - они надолго привлекут внимание ребенка, активизируют его познавательную деятельность.

С первых же дней важно организовать содержательное времяпрепровождение ребенка возле аквариума. Взрослый будет ставить перед ним конкретные, небольшие по объему и доступные пониманию цели. В этом случае может быть достигнута самостоятельность и содержательность наблюдений, постепенное углубление знаний о жизни обитателей аквариума, приобретение навыков ухода за ними. При этом взрослый учит дошкольника всматриваться, замечать, что происходит, правильно объяснять увиденное, учит терпению в ожидании результата.

  • Наш аквариум для рыбок - новое место. Они еще не привыкли к нему: могут бояться и затаиваться, прятаться. А если они спокойно себя чувствуют, то будут знакомится с ним и везде плавать. Ты смотри, что они делают и как себя чувствуют, а потом расскажешь мне.

Такое наблюдение - это начало одновременного решения интеллектуальных и нравственных задач воспитания. Ребенок учится не только смотреть, но и видеть, что происходит, как это можно понять и объяснить. А поняв увиденное, можно правильно определить и собственное поведение. Если рыбки спокойны, то можно и дальше находиться возле аквариума Присутствие и разговор человека их не пугают. Но, если им страшно и они затихли где-нибудь за камнем, кустиком травы, значит, надо отойти, не шуметь, оставить их в покое, наблюдать за ними издали. Объяснить это ребенку надо сразу же, чтобы он понял, что перед ним не игрушки, а живые существа, особая жизнь, с законами которой надо считаться.

В дальнейшем, чтобы у малыша не гас интерес к аквариуму и его обитателям, взрослый постепенно выдвигает все новью и новые цели наблюдения:

  • рассмотри внимательно рыбок; какое у них тело, чем оно покрыто, что есть у них на голове;

  • понаблюдай за тем, как рыбки плавают: быстро или медленно, как делают поворот, что им помогает плавать;

  • подсчитай, сколько у рыбки плавников, где они расположены, что она ими делает; подумай, зачем они ей нужны и т.д.

Ставя перед ребенком цель наблюдения, взрослый должен проследить, чтобы она была достигнута. Самостоятетъные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае старшие члены семьи наблюдает вместе с малышом, помогает ему увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать помочь ему правильно сказать и назвать то, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Конечно, время от времени ему следует кое-что пояснять и рассказывать. Например, дошкольнику самостоятельно трудно понять, как дышат рыбы. Надо рассказать, что они дьшат воздухом, который содержится в воде. У рыб есть жабры Такой рассказ взрослого не только дает ребенку возможность познать механизм дыхания, но и ведет его к пониманию состояния животных, к осмыслению того, от чего зависит их жизнь. Понимание же позволяет правильно действовать сменить воду или поставить продувку, расселить рыб и т.д. Все это в целом способствует заложению основ гуманного отношения ребенка ко всему живому.

Новый интерес и новое содержание наблюдений возникают у ребенка, когда в аквариуме появляются незнакомые рыбы, улитки. Сравнение их внешности и поведения обостряет наблюдательность ребенка, углубляет его знания.

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремться сделать его наблюдения интересными. Этого можно достигнуть, если время от времени практиковать рисование рыб и аквариума, придумывание описательных загадок, пение песенок и т.д.

Помимо рыб, в домашних условиях нередко содержат птиц. Чаще всего декоративных - канареек, попугаев. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем за рыбами Птицы не выдерживают голода всего несколько часов, не выносят грязной воды, сквозняков, гари. К ним должно быть особо осторожное и бережное отношение.

Первое время взрослый полностью берет на себя весь труд по уходу за пернатым жильцом. Ребенок же активно наблюдает и учится, что и как надо делать. И, самое главное, учится спокойно вести себя возле птицы негромко говорить, не размахивать руками, не устраивать рядом с клеткой шумных и подвижных игр. Он должен помнить, что птичка очень пуглива, от страха начинает биться в клетке и может умереть.

Полныи и самостоятельный уход за птицей можно поручить ребенку 6-7 лет при условии, что взрослый уверен в нем.

Пернатый жилец в доме - это предмет внимания и заботы всех членов семьи. Ребенка тоже следует научить содержательному и правильному общению с птицей. Прежде всего - предельно бережному отношению ввиду хрупкости ее жизни. Затем - умению видеть красоту птички во всех ее проявлениях (стройное тело, красивый окрас перьев, чудесный полет, ловкие движения, милое щебетанье и пр.). Не менее важен и познавательный интерес - как птичка клюет зерно, как пьет воду, как спит, почему может летать и т.д.

Взрослый учит дошкольника умению наблюдать замечать, что делает птица, как и когда она это делает, что означает ее поведение. Учит видеть ее состояние: здоровое и веселое (спокойно скачет, щебечет), неблагополучное (выглядит малоподвижной, нахохлились), испуганное (мечется по клетке или комнате, тревожно кричит). Все это ребенок сможет понять, если с самого начала ставить перед ним конкретные, небольшие по объему цели наблюдений:

  • подойти и рассмотри внимательно нашего попугая: чем покрыто у него тело, какого цвета перья, где их нет;

  • выясни, к примеру, все ли перья у Кеши одинаковые, где они длинные, а где короткие, какие у него на голове, на груди, на крыльях и на хвосте;

  • я поставлю в клетке блюдце с водой, а ты незаметно понаблюдай, что птичка будет делать, станет ли она купаться. Если станет, то интересно узнать, как она это делает. Но не подхода близко к клетке, чтобы не спугнуть птичку и т.д.

Такое содержание наблюдений поможет ребенку лучше узнать различные особенности пернатого жильца, его образ жизни, привычки. Широкая осведомленность, в свою очередь, ляжет в основу понимания, как надо вести себя с птицей, что можно, а что нельзя делать с ней.

Доброта и отзывчивость будут развиваться в ребенке, если он, а не взрослые начнет регулярно угощать птичку лакомствами. Взрослые должны тактично подталкивать его к этому.

  • Вот я оставила несколько крошек яичка Если ты добавишь, птичке хватит поклевать, - опять предлагает мама.

Дело не в том, что в доме не найдется лишнего яблока или яйца. Небольшие порции пиши - вовсе не проблема Дело в другом - намного важнее, чтобы ребенок поделился своей порцией, что называется "оторвал от себя". Частые предложения взрослых угостить птичку подтолкнут дошкольника к самостоятельному совершению добрых поступков.

В теплое время года, гуляя на улице, взрослый предлагает ребенку сорвать для птички пучок свежей травы В холодное время года дошкольника можно научить самому вырастить ее. Ребенок может все время самостоятельно сажать все новые и новью порции семян. Таким образом, птичка будет

обеспечена зеленым кормом даже в зимнее время. А для ребенка это хорошая практика заботы о живом существе и выращивания из семян зелени.

Нередко, по просьбе ребят, в домашних условиях заводят черепах. Прежде всего взрослые должны помочь создать нормальные условия жизни для этих животных. Черепаху следует поместить в теплое место, где температура воздуха 24-26 градусов, при которой она активно ест и передвигается. Это может быть коробка, помещенная возле отопительной батареи, печки или на солнечном месте, либо специальный террариум, устроенный, например, в большом старом аквариуме.

После того, как взрослый научит ребенка приемам поддержания чистоты и порядка в помещениях, где живет черепаха, покажет, как кормить их овощами, фруктами и другой пищей, заботы о животных могут быть полностью переданы хозяевам, если им не менее 5-6 лет. В этом случае взрослый лишь направляет ребенка на дела: напоминает, советует, контролирует своевременность и качество выполнения необходимых действий, по необходимости помогает. Недопустимо, чтобы маленькие животные, заведенные по просьбе детей, становились предметом заботы взрослых. Это воспитывает в дошкольниках безответственное отношение к живым существам, к природе.

В теплое время года ребенок может выносить черепаху на прогулку. Согретая солнцем, она будет активно ходить, пастись в траве. В этот момент интересно наблюдать, как она переставляет ноги, как выбирает направление на теплое, прогретое солнцем место, как откусывает и поедает траву. На прогулке важно иметь ввиду одно обстоятельство - черепаха не должна быть оставлена без присмотра Она может уйти, потеряться и погибнуть Одну ее можно оставить лишь в специальном ограждении, загоне.

Организуя наблюдение за черепахой, взрослый обращает внимание ребенка на различные ее особенности. У нее нет зубов, но края рта очень твердые - ими она легко откусывает траву, листья капусты, но не разрезанные корнеплоды она есть не может, поэтому их надо тонко рубить или тереть на крупной терке. Интересной особенностью черепахи является панцирь. Дошкольнику надо предложить понаблюдать, в каких ситуациях и как черепаха прячется в панцирь, что ее пугает. Поддерживая любопытство и обогащая знание ребенка, взрослые периодически рассказывают о жизни этого животного в природных условиях, читают детскую художественную литературу о пресмыкающихся.



© 2010-2022