Научно-исследовательская работа «Осанка и плоскостопие»

Во многом развитие плоскостопия и нарушения осанки - результат не знания и особенно не соблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Тем актуальнее стоит задача пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы со школьниками.  Цель исследований: провести мониторинг осанки и формы стопы у школьников разного возраста, выявить нарушения и дать рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Задачи: изучить морфо-функциональные особенности осанки и ф...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Научно-исследовательская работа

Тема: МОНИТОРИНГ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ФОРМЫ СТОПЫ У ШКОЛЬНИКОВ

П. ПРОХОРОВКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ





Авторы: Коробейникова Маргарита Олеговна, учащаяся 6А класса МБОУ «Прохоровская гимназия»

Авдеева Татьяна Сергеевна, учащаяся 6А класса МБОУ «Прохоровская гимназия»

Научный руководитель: Давыдова Людмила Михайловна, учитель биологии

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Место выполнения работы: МБОУ «Прохоровская гимназия», Белгородская область,

п. Прохоровка



2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………….……………..……………………………………….3

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...........................4

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…….…………………………………………………………..6

2.1. ОБЪЕКТ, МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...............................6

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,

ИХ АНАЛИЗ….……………………………………………………………………………...7

2.2.1. Оценка осанки у школьников и выявление ее нарушений………………………7

2.2.2. Оценка формы стопы у школьников, выявление плоскостопия…………………9

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...…………….10

РЕКОМЕНДАЦИИ...…………………………………………………………...................10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..11










ВВЕДЕНИЕ

Данная работа является частью большой научно-исследовательской работы, проводимой учащимися гимназии п. Прохоровка Белгородской области, по изучению образа жизни, состояния здоровья, физического развития, умственной и физической работоспособности детей и подростков при адаптации к возрастающим учебным нагрузкам. Эти исследования весьма актуальны. Анализ состояния здоровья детского населения России свидетельствует о тенденциях его резкого ухудшения [2, 5, 8, 14, 15, 17]. Разработанный в нашей стране и принятый в 1994 году документ "К здоровой России" определяет стратегию и тактику учреждений всех уровней по укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Реализация положений этого документа возможна лишь при условии создания в обществе приоритета здорового образа жизни. Проблема имеет много аспектов, среди которых первостепенное значение имеет улучшение качества здоровья и профилактика заболеваний среди молодежи. По данным исследователей, дети, подростки и молодые люди не заботятся о своем здоровье из-за отсутствия достаточной мотивации, понимания сущности здорового образа жизни, необходимых профилактических навыков [1,7]. Особая роль в решении этих вопросов принадлежит образовательным учреждениям, прежде всего школам, где должны формироваться основы здорового образа жизни человека. В условиях современной школы растущий поток информации, интенсификация процесса обучения и внедрение компьютерных технологий создают повышенные нагрузки на организм школьников. При этом часто не соблюдаются гигиенические условия организации учебных занятий. Положение усугубляется тем, что школьники в процессе обучения страдают от гиподинамии. Возникают нарушения во многих системах органов и самые разнообразные заболевания. Перегрузка часто возникает из-за недостаточного внимания к индивидуальным психофизиологическим особенностям, несоблюдения режима дня и условий обучения [3, 10, 11].

Нарушения осанки и формы стопы у детей школьного возраста по данным статистики находятся на одном из первых мест. Поэтому профилактике этих патологий необходимо уделять большое внимание.

На рост, развитие школьника и формирование его осанки свое влияние оказывают условия окружающей среды, те условия, в которых развивается ребенок. Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, а также приобретенные в школьном возрасте, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.[2,4]

Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа ни боку, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, туго набитый книгами, ведро с водой, корзины с продуктами и т.д.). Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой).

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.[9]

Во многом развитие плоскостопия и нарушения осанки - результат не знания и особенно не соблюдения основных правил поведения в повседневной жизни. Тем актуальнее стоит задача пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы со школьниками.

Цель исследований: провести мониторинг осанки и формы стопы у школьников разного возраста, выявить нарушения и дать рекомендации по профилактике нарушений осанки и плоскостопия.

Задачи:

  • изучить морфо-функциональные особенности осанки и формы стопы;

  • освоить методы оценки нарушений осанки и свода стопы и провести мониторинг состояния осанки и стопы у школьников;

  • разработать меры профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

  • продолжить работу по выработке у гимназистов активной позиции по отношению к собственному здоровью и формированию физиолого-гигиенических представлений о здоровом образе жизни. Пропагандировать здоровый образ жизни среди школьников и учителей.

Научная новизна и практическая значимость

Впервые обследована большая группа гимназистов п. Прохоровка Белгородской области с целью мониторинга осанки и формы стопы для пропаганды здорового образа жизни и активизации профилактической работы.

Исследование имеет прикладной характер, так как полученные результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе для пропаганды здорового образа жизни среди школьников, в организации оздоровительной работы, профилактических и лечебных мероприятий.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Осанка - это непринужденное привычное положение тела при сидении, стоянии и ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Нормальной или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования двигательного аппарата и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и симметрично лопатками (без выпячивания нижнего края), развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. При правильной осанке глубина шейного и поясничного изгибов позвоночника близки по значению и колеблются у детей и дошкольного возраста в пределах 3-4 см. Люди с правильной осанкой отличаются стройностью. Голову они держат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.[4]

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии человека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становиться вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Различают кифотическую осанку - сутулость, круглая спина, горб, лордотическую осанку - седлообразная спина, выпрямленную осанку - плоская спина и сколиотическую осанку - боковое искривление позвоночника. [10,11]

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При усилении грудного кифоза все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, поэтому естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается - круглая спина. Крайняя степень выраженности этого нарушения - горб.[10]

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них ещё слабо развиты мышцы живота.

При выпрямленной осанке естественные изгибы позвоночника уменьшаются, и спина становится плоской.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).[16,18]

Различают три степени нарушения осанки.

При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправить при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника; эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.[13,14]

Форма стопы бывает нормальная или сводчатая, уплощенная и плоская. Она зависит главным образом от состояния мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, чем обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно. При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, от чего появляются боли в ногах, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в поясничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая. [12]

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 мес.) начинают много стоять и передвигаться. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей при полиомиелите и травмах мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках, например во время прыжков, бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это потому, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.[9]

Таким образом, анализ научной литературы по данному вопросу позволяет сделать вывод о том, что пропаганда знаний анатомо-морфологических основ нарушений осанки и формы стопы, а также факторов, которые способствуют этому, позволяют организовать и эффективно проводить профилактическую работу со школьниками.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Объект, материалы и методы исследования

Эксперимент по изучению осанки и свода стопы у школьников был проведен в 2012- 2013 учебном году на базе гимназии п. Прохоровка Белгородской области. Всего было обследовано 352 гимназиста, которые были распределены в четыре опытные группы по возрастному принципу. Характеристика экспериментальных групп представлена в табл.1.

Таблица 1 - Характеристика экспериментальных групп

Группы

Возраст, лет

Кол-во человек

Класс

1

7-8

104

1-е А,Б,В,Г,Д

2

12-13

93

6-е А,Б,В,Г

3

14-15

89

8-е А,Б,В,Г,Д

4

17-18

66

11-е А,Б,В

Всего

7-18

352

1,6,8,11

Для изучения нарушений осанки и плоскостопия были применены следующие методики:

  1. Выявление нарушений осанки проводили по соотношению ширины плеч и дуги спины. Для этого измеряли ширину плеч и дугу спины. Дуга спины определяется по расстоянию между костными выступами над плечевыми суставами, измеренному по линии ключиц. Брали сантиметровую ленту левой рукой за нулевое деление, прижимали ее к выступающей точке левого плеча. Правой рукой протягивали ленту по линии ключицы к правому плечу. Полученное число соответствует величине дуги спины. Расчет производили по формуле:

ПО = ШП / ДС*100 %,

где ПО - показатель осанки, %

ШП - ширина плеч в см,

ДС - дуга спины в см.

Величина показателя осанки 100 - 110 % соответствует норме; 90-99 % - свидетельствует о серьезном нарушении осанки; при снижении его до 85 - 90 % или увеличении до 125 - 130 % следует направить ребенка на обследование к врачу - ортопеду.

  1. Оценка свода стопы.

Для этого в положении сидя смазали подошвы ног 10% раствором полутора хлористого железа и поставили на лист бумаги, обработанный 10% раствором танина в денатурированном спирте. Плотно прижимали ступни к бумаге и получали черный отпечаток стоп. Можно для получения отпечатка использовать обычные краски для рисования.

На отпечатке стопы линией АВ соединяли внутренний край носка и пятки по касательной. Обозначали буквой А точку касания линии выпуклого края носка, а буквой В - точку касания линией выпуклого края пятки. Линией СД соединяли основание второго пальца и середину пятки.

Находили середину линии АВ (точка с), из нее проводили перпендикуляр к линии СД, пересекающий боковые края стопы (наружный край и верхний край) в точках а и b. Измеряли расстояние ас и аb в см.

Оценку отпечатка стопы проводили по процентному отношению ас к аb, для этого величину ас разделите на аb и умножали на 100:

Результаты оценивали следующим образом:

0 - 55% - стопа сводчатая (нормальная),

56 - 74% - стопа уплощенная,

75 - 100% - стопа плоская.

Научно-исследовательская работа «Осанка и плоскостопие»



Рисунок 1 - Расчет нарушений свода стопы.

2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИХ АНАЛИЗ

2.2.1. Оценка осанки у школьников и выявление ее нарушений

Всех детей в опытных группах обследовали на предмет выявления нарушений осанки. Полученные результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Количество школьников разных классов с нормальной осанкой и нарушениями

Класс

Всего учащихся

Нормальная осанка

Нарушения осанки

Кол-во

%

Кол-во

%

25

16

64

9

36

25

20

80

5

20

20

5

25

15

75

19

9

47

10

53

15

12

80

3

20

22

10

45

12

55

24

17

71

7

29

23

19

83

4

17

24

19

79

5

21

19

14

74

5

26

17

9

53

8

47

21

18

86

3

14

21

16

76

5

24

11

10

91

1

9

11А

23

17

74

6

26

11Б

24

17

71

7

29

11В

19

15

79

4

21

Оказалось, что практически во всех классах есть большее или меньшее количество школьников с нарушениями осанки.

В табл. 3 представлено среднее количество детей с разной осанкой, подсчитанное по параллелям первых - одиннадцатых классов вместе.

Таблица 3 - Общее количество школьников разных классов с нормальной осанкой и нарушениями

Классы

Всего учащихся

Нормальная осанка

Нарушения осанки

Кол-во

%

Кол-во

%

1-е

104

62

60

42

40

6-е

93

65

70

28

30

8-е

89

67

75

22

25

11-е

66

49

74

17

26

Полученные результаты свидетельствуют, что среди всех школьников от 25 до 40% детей имеют такие нарушения осанки, которые требуют консультации врача специалиста. При этом у первоклассников в среднем детей с нормальной осанкой меньше всего, с нарушениями - больше всего.

Меньше всего школьников с нарушениями осанки в старших классах, их 25-26%. Но и эта цифра вызывает большую тревогу и определяет насущную необходимость решать эту серьезную проблему. Конечно, всем гимназистам, у которых обнаружены данные изменения, необходимо обращаться к врачу. Необходимо помнить о том, что неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. При этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Это повод серьезно задуматься, что можно предпринять, пока изменения в осанке не стали более значительными.


  1. Оценка формы стопы у школьников, выявление плоскостопия

Среди патологий здоровья кроме нарушений осанки часто встречаются изменения в форме стопы. В табл. 4 представлены результаты изучения состояния формы стопы у школьников разных классов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди школьников много таких кто имеет не сводчатую стопу.

Таблица 4 - Количество школьников с разной формой стопы и ее нарушениями

Класс

Всего учащихся

Стопа сводчатая

Нарушения формы стопы

уплощённая

плоская

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

25

20

80

1

4

4

16

25

19

76

3

12

3

12

20

17

85

1

5

2

10

19

14

74

-

5

26

15

13

87

2

13

-

-

22

18

82

3

13

1

5

24

21

88

2

8

1

4

23

21

91

-

2

9

24

21

88

3

12

-

-

19

18

95

-

-

1

5

17

12

71

1

6

4

23

21

18

86

1

5

2

9

21

17

81

1

5

3

14

11

11

100

-

-

-

-

11А

23

19

83

-

-

4

17

11Б

24

20

83

1

4

3

13

11В

19

16

84

-

3

16

Чтобы выяснить, сколько в среднем таких детей по параллелям одного класса и сравнить с другими классами все полученные данные представили в табл.5.

Таблица 5 - Общее количество школьников разных классов с нормальной стопой и нарушениями


Класс

Всего учащихся

Стопа сводчатая

Нарушения формы стопы

уплощённая

плоская

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1-е

104

83

80

7

7

14

13

6-е

93

81

87

8

9

4

4

8-е

89

76

86

3

3

10

11

11-е

66

55

83

1

2

10

15

Оказалось, что в среднем 80-87% школьников имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Первая степень нарушений, уплощенная стопа, характерна для 2- 9% детей всех классов. Плоскую стопу имеют от 4 до 15% всех школьников, что достаточно много, если учесть, что при плоскостопии появляются боли в ногах, в коленных суставах, а также в поясничной области и судороги. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Такие нарушения необходимо лечить, а в школе с первых классов - проводить профилактические мероприятия.

Таким образом, работа по профилактике нарушений осанки и плоскостопия - это насущная необходимость, чем раньше она начата, тем лучше, тем меньше детей будут страдать от таких патологий.

Выводы

  1. Среди обследованных школьников во всех классах от 25 до 40% детей имеют нарушения осанки, которые требуют консультаций специалиста.

  2. Среди первоклассников в среднем детей с нормальной осанкой меньше всего, с нарушениями - больше всего (до 40 %). Меньше всего школьников с нарушениями осанки в старших классах (25-26%).

  3. В среднем 80-87% школьников разных классов имеют сводчатую, т. е. нормальную стопу. Уплощенную стопу имеют от 2 до 9% детей, плоскую от 4 до 15% всех обследованных школьников.

  4. В среднем меньше всего детей с нормальной стопой среди первоклассников, с уплощенной и плоской - больше всего (до 20 %). Меньше всего школьников с нарушениями свода стопы в 6-х и 8-х классах (13-14%).

Рекомендации

  1. С раннего возраста необходимо осуществлять профилактические мероприятия, способствующие формированию правильной осанки и сводчатой стопы.

  2. Нельзя спать в очень мягких кроватях или на прогибающихся под их тяжестью подушках. Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести.

  3. Мебель дома и в школе должна соответствовать росту и пропорциям тела ребенка.

  4. Надо следить за правильной осанкой школьников во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке.

  5. В воспитании правильной осанки немаловажную роль играет одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела и затруднять свободные движения.

  6. Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы обувь не была тесной, плотно облегала ногу, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не следует детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, способствует развитию плоскостопия.

  7. Желательно регулярно проводить упражнения для мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча или обруча ногами, приседание, стоя на палке. Длительность упражнений - 10 - 20 мин в зависимости от возраста.

  8. Хорошо укрепляют стопу прохладные ежедневные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

  9. При начальной форме плоскостопия и не резко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму свода стопы стельки, так называемые супинаторы. Их подбирает по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врачом-ортопедом.

  10. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки целесообразно проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского персонала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа - ВУЗ) /Н.П. Абаскалова. - Новосибирск: НГПУ, 2001. -316 с.

2. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. Уфа.1999.

3. Воронцов И.М. Современное состояние, тенденции и проблемы оценки физического развития детей из разных экологических и экономических районов России /И.М. Воронцов, Н.А. Матвеева, Т.М. Максимова //Педиатрия. - 1995. - №4. - С. 50-51.

4. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.

5. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни /В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 1999. - 560 с.

6. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей /Г.К. Зайцев. - СПб.: ГУПМ, 1995. - 54 с.

7. Ильин А.Г. Современные тенденции и динамика состояния здоровья подростков /А.Г Ильин, И.В. Звездина, М.М. Эльянов и др. //Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 43-45.

8. Колбанов В.В. Валеология в школе /В.В. Колбанов, Г.К. Зайцев. - СПб.: ГУПМ, 1992. - 52 с.

9. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 1982.

10. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - Л.: Медицина, 1988. - 143 с.

11. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте /В.Л. Марищук. - М.: Просвещение, 1984.

12. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 320 с. - (Домашний доктор).

13. Потапчук А.А. Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Санкт- Петербург. «Речь» 2001.

14. Рыжова С. П. Оздоровительная гимнастика для детей с нарушением осанки с использованием гимнастических мечей, разработанных Джоан Познер-Мейер. - М. «Советский спорт», 2004.

15. Сердюковская Г.Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения /Г.Н. Сердюковская //Гигиена и санитария. - 1992. - №4. - С. 12-15.

16. Сидоров С.П. Различные нарушения осанки у детей и подростков и занятия физкультурой и спортом. Москва. 2005

17. Чурьянова М.И. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 год /М.И. Чурьянова, Н.А. Ананьева, В.И. Белявская и др.//Гигиена и санитария. - 1994. - №4. - С. 39-41.

18. Ямпольская Ю.Я. Популяционный мониторинг физического развития детского населения /Ю.Я. Ямпольская //Гигиена и санитария. - 1996. - №1. - С. 24-26.

14


© 2010-2022