- Преподавателю
- Биология
- Игра по экологии Экологический словарь
Игра по экологии Экологический словарь
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коковина Т.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Артёмовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 3
Интеллектуальная игра
«Экологический словарь»
Разработали:
Коковина Т.А.,
учитель биологии,
1категория
г. Артёмовский
2015год.
Пояснительная записка
Цель: воспитание экологической культуры и экологической грамотности учащихся через организацию игровой деятельности
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес и познавательную активность школьников;
2. Формировать навыки работы в группе;
3. Повысить экологическую грамотность учащихся;
4. Формировать личностное отношение школьников к экологическим проблемам;
5. Воспитать бережное, гуманное отношение к природе;
6.Развивать творческих способностей учеников.
Временные ресурсы, необходимые для реализации игры: продолжительность игры составляет 50-90 минут.
Адресат: игра предназначена для учащихся 7-11-х классов
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Оформление: для проведения игры используется презентация Power Point; "Звуки природы" (музыкальные композиции, на фоне которой будет проходить игра). Эпиграф "Все мы пассажиры одного корабля по имени "Земля", и пересесть из него просто некуда" (Антуан де Сент - Экзюпери).
Правила игры:
До начала игры капитаны команд (это может быть любой учащийся, но, чаще всего, - это старшеклассники) отбирают себе команду, обдумывают название, эмблему, девиз команды. Количество команд может варьироваться от 3 до 6. В зависимости от количества участвующих команд может изменяться и количество вопросов для каждой команды. Право первого хода разыгрывается по жребию, затем команда называет вопрос, на который хочет ответить. За "зеленые" вопросы (уровень сложности низкий) команда может получить 1 балл, за "желтые" (уровень сложности средний) - 2 балла, за "красные» (высокий уровень сложности) - 3 балла. При правильном ответе на счет команды поступает соответствующее цене вопроса количество баллов; при неправильном - команда штрафуется на соответствующее количество баллов, а право ответа предоставляется команде, желающей ответить на этот вопрос. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Игра включает всего 8 групп вопросов: экологический Эрмитаж; экологический словарь; экологические загадки; питание и здоровье человека; по страницам красной книги; островки экологии; звуки леса; экология и право. Вопросы в каждой группе делятся по степени сложности. Командам предоставляется свобода выбора тематики вопросов и их сложности. Количество вопросов, на которые должна ответить каждая команда: 5-10.
Тема «Экологический словарь»
включает в себя следующие понятия: биоценоз, предутилизация, ДДТ, эндемики, реликты, «зеленые» и др.
(Учащимся заранее предлагается найти их определения).
В теме «питание и здоровье человека» предлагаются следующие вопросы:
1. Можно ли запасти впрок витамины в организме?
2. Почему некоторые взрослые люди после приема молока тяжело болеют?
3. Вещество X было открыто в 1879 году химиком, который по-небрежности, случайно не вымыл руки после работы в лаборатории. С открытием вещества X пищевая промышленность получила возможность выпускать сладкие продукты, которые не грозят человеку ожирением, потому что вещество X не усваивается и выводится из организма в неиспользованном виде. Оно примерно в 300 раз слаще сахара, но оставляет горький металлический привкус
4. Это вещество представляет собой бесцветную жидкость со слабым запахом, горючее. Оно содержится в древесном дыме, в следовых количествах - в молодом вине, в букет которого оно вносит и свой вклад. Перевод его с греческого означает «опьянеть» и «древесина». О каком веществе идет речь?
5. В пищевых рационах жителей Севера, эскимосов, преобладает жир. Какое это для них имеет значение?
6. В каких случаях организм в качестве источника энергии использует жиры? В каких - углеводы?
В теме «по страницам красной книги» участникам необходимо определить растения и животных разных классов, занесенных в красную книгу Свердловской области.
В теме «Островки экологии» участникам игры предлагается описание заповедников, парков, памятников природы Свердловской области. Учащиеся должны по описанию назвать данные «островки экологии»
Например:
1. Располагается в водораздельной полосе, на западном склоне Среднего Урала, в верховьях притоков р. Чусовой. По территории заповедника проходит граница Европы и Азии.
В теме «Экология и право» участникам предлагается 6 вопросов, связанных с законодательной базой по экологии, например: что относится к объектам охраны окружающей среды?
Ход игры
1. Вводное слово
Все говорят: "Земля", а каждый подразумевает свое. Земля, - какая она? Земля рождает прозрачные ручьи и миллионы стеблей и колосьев, носит на себе океаны и горы, пускает птиц в небеса и быстроногое зверье по всем лесам, качает на себе города и движется в космосе. Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Человек стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия. Но сегодня прогресс со всей остротой поставил проблему взаимодействия человека с Землей. Люди часто не замечают последствия своих деяний: покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Нельзя не согласиться со словами Шеффера о взаимодействии человека и природы:
Ты, человек, люби природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна…
Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей - они глобальны. И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Нельзя забывать, что "Земля у нас только одна…" Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Надо беречь, что имеем. Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: "Все мы пассажиры одного корабля по имени "Земля", и пересесть из него просто некуда". Вводное слово сопровождается первым слайдом мультимедийной презентации
2. Представление команд
3. Игра
Представление разделов экологического турнира. Наведением курсора мыши осуществляется переход на выбранный раздел.
В зависимости от выбранного раздела можно выбрать вопрос по уровню сложности также с помощью наведения указателя мыши на номер вопроса. После ответа на вопрос нужно вернуться в начало игры на второй слайд с помощью кнопки возврата, расположенной в правом нижнем углу слайдов. При повторном посещении какого-либо раздела номера уже выбранных вопросов меняют свой цвет, таким образом можно видеть вопросы, на которые уже были даны ответы.
При повторном нажатии левой кнопки мыши в любом месте на слайде (кроме кнопки возврата) появляется правильный вариант ответа.
4. Подведение итогов игры, награждение победителей
Литература:
1. Бударина В.А. "Вода - чудесный дар природный…" // Последний звонок 2006, №12
2. Бударина В.А. "День леса" // Последний звонок, 2006, №10
3. Кадырова М.М. "Экология и …" //Последний звонок, 2006, №12
4. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. - СПб.: Акцидент, 1998
5. Что такое. Кто такой. В 3 томах. М, 1999
6. Электронное учебное издание "Экология", М. 2004
Коковина Т.А., Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3, Свердловская область, Артемовский городской округ