- Преподавателю
- Биология
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы исследовательской деятельности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы исследовательской деятельности»
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Боярских Н.В. |
Дата | 24.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «Великодворская СОШ»
от ____ августа 2012 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Основы исследовательской деятельности»
Программу разработала
учитель биологии
Боярских Наталья Владимировна
Югорск 2014 г.
Пояснительная записка
Современное обучение в средней и высшей школе требует продуманной организации самостоятельной работы, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому особо важное значение приобретает научно-исследовательская деятельность школьников. Знание и понимание вопроса необходимости развития навыков исследовательской деятельности может значительно упростить организацию собственно научно-познавательной работы.
Содержание курса по выбору нацелено на знакомство учащихся с процессом работы над рефератом, исследовательской работой, проектом и предполагает различные формы деятельности: индивидуальную, групповую, фронтальную. Занятия построены по типу практикумов, дискуссий, тренингов и ориентированы на собственные научные работы учащихся.
При выполнении практических работ ребята самостоятельно определяют задачи, предмет, объект, методы, гипотезу исследования. Во время тренингов отрабатывают навыки публичных выступлений. Участие в дискуссиях помогает учащимся решить правильность или ошибочность выдвигаемых предположений.
Цель курса: формирование целостного представления об исследовательской деятельности, оказание методической поддержки учащимся при проведении исследований и подготовке устных выступлений (презентаций).
Задачи:
- познакомить учащихся с теорией вопроса о ведении исследовательской деятельности,
- научить определять основные элементы научной работы,
- развивать умения и навыки исследовательского труда,
- формировать навыки публичных выступлений.
В результате изучения курса учащиеся должны
понимать:
- социальную значимость научного труда,
- различия видов научно-исследовательских работ,
знать:
- основные понятия, относящиеся к научной деятельности,
- принципы построения исследовательской работы,
- основы библиографии и публичного выступления,
уметь:
- вычленять и формулировать элементы научной деятельности.
- анализировать источники информации,
- применять различные методы познания для ведения учебного исследования,
- выстраивать публичное выступление, отвечать на вопросы аудитории.
Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий. Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе и выступить на школьной научно-практической конференции.
Программа «Основы исследовательской деятельности» общим объемом 18 часов изучается в течение полугодия.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
1. Исследовательская деятельность. Виды исследовательских работ.
Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, литературный обзор, реферат, проект, учебно-исследовательская работа, их характеристики.
Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.
2. Основные понятия исследовательской деятельности.
Основные понятия: тема, цель, задачи, гипотеза, объект исследования, предмет исследования, проблема, тезаурус, теория.
3. Методы научных исследований.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: анализ, синтез, моделирование, беседа, интервью, анкетирование, ранжирование.
Математические методы: статистический.
Специальные методы: картографический, исторический и др.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (7 часов)
1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования. Составление рабочего плана.
2. Подбор и работа с информационными источниками. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная.
Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.
Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам
3. Организация и методика исследования. Проведение эксперимента. Этапы проведения работы: собственно проведение (технологический этап), аналитический этап. Теоретическое обоснование уже имеющейся информации. Подготовка и проведение работы.
4. Способы обработки полученной информации. Формулирование выводов.Представление результатов в форме отчета.Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками. Построение диаграмм. Работа в текстовом редакторе Word и MicrosoftExcel. Сопоставление целей и результатов работы. Практическая значимость работы.
Раздел 3. Оформление работы (3 часа)
1. Структура учебно-исследовательской работы.
Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Оформление титульного листа, оглавления, списка литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.
2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.
Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (5 часов)
1. Подготовка доклада
Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.
2. Презентация работы
Культура выступления.Психологический аспект готовности к выступлению. Логика построения выступления. Подбор наглядности. Внешний облик и манеры выступающего. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Практическая работа №7. Публичное выступление.Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа).
Учебно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
1
2
3
4
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность
1. Виды исследовательских работ
2. Основные понятия исследовательской деятельности (идея, гипотеза)
3. Методы научных исследований
4. Практикум по использованию методов исследования
4
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования
1. От проблемы к теме
2. Выбор темы
3. Цели и задачи исследования
4. Подбор и работа с информационными источниками (подбор темы)
5. Организация и методика исследования.
6.Проведение эксперимента
7.Способы обработки полученной информации
7
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
Раздел 3. Оформление работы
1. Структура учебно-исследовательской работы
2. Правила оформления учебно-исследовательской работы
3. Черновик исследования
3
1
1
1
15-16
17-18
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы
1. Подготовка публичного выступления
2. Презентация работы
4
2
2
Всего
18
Список литературы
-
Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы.// Бвш.-1999.-№ 6. стр. 42-45.
-
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
-
Добрецова Н.В. Как приобщить школьников к исследовательской деятельности.// Б.в.ш.-1991.-№ 4. стр. 59-61.
-
Коробейникова Л.А. Вопросы экологии при изучении биологических дисциплин.// Вологда.- 2004. стр.109.
-
Круглова О.С. Технология проектного обучения.//Завуч.-1999.-№6. стр.90-94.
-
Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. - 2001. - №1. - С 105-107.
-
Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105.
-
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Метод проектов.// М. АсаДема. -2003.стр.64.
-
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272с.
-
Русских Г.А. Технология проектного обучения.// Б.В.Ш. 2003.-№3.стр.21.
-
Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 34-45.
-
Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.// Завуч.-2005. -№5. стр. 82-87.
-
Харитонов Н.П. Организация исследовательской работы по экологии. Теория и практика.// Внешкольник. -2004.-№3. стр. 2.