- Преподавателю
- Биология
- Занятие по ДОП Путешествие в страну Зоологию на тему «Необычные зимующие птицы. Приспособленность их к зимним условиям» (1 год)
Занятие по ДОП Путешествие в страну Зоологию на тему «Необычные зимующие птицы. Приспособленность их к зимним условиям» (1 год)
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сомова О.Г. |
Дата | 16.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытое занятие
«Необычные зимующие птицы. Приспособленность их к зимним условиям»
ДОП «Путешествие в страну зоологию»,
1 год обучения, возраст обучающихся - 8 лет
Сомова Ольга Геннадьевна, пдо ДЭБЦ
Цель занятия:
-
Личностная - развитие интереса и познавательных способностей обучающихся на основе анализа полученных знаний и приобретения опыта познавательной деятельности;
-
Метапредметная - формирование информационных, коммуникативных и предметных компетенций обучающихся;
-
Предметная - углубление знаний, закрепление изученного материала по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
-
Предметные: научиться отличать птиц по внешнему признаку, голосам, способам питания и гнездования.
-
Метапредметные:
-
Регулятивная - оценивать правильность выполнения действия с помощью педагога;
-
Коммуникативная - уметь работать в паре;
-
Познавательная - выбирать критерии для сравнения птиц.
-
Личностные: обеспечивать познавательную мотивацию, воспитывать бережное отношение к птицам.
Ожидаемые результаты:
-
Уметь работать в парах и индивидуально.
-
Уметь выбирать нужные критерии из предложенных и сравнивать птиц.
-
Уметь оценивать правильность действий с помощью педагога.
-
Отличать зимующих птиц по внешнему виду и голосам.
Место занятия. Данное занятие является составляющим по теме «Зимующие птицы». Предыдущие занятия включали знакомство с характеристикой зимующих птиц, местообитанием, условиями существования птиц местного окружения - голубей, воробьев, синиц. Проводились акции «Покормите птиц» в школьном дворе и Городском парке. Данное занятие предусматривает знакомство с необычными птицами, т.е. редко встречающимися в черте города.
Структура занятия включает работу в парах при знакомстве с необычными птицами, определении вида птицы по голосу, находить сходства и различия в образе жизни.
Этапы занятия логически переходят от частного к общему: от догадайся - какая птица. До найди птиц зимующих, викторина по птицам.
Формы, методы, приемы. Работа в парах, викторина. Методы - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный. Приемы - наблюдение, анализ, тестирование.
План занятия.
1 половина
-
Вводная часть - на улице, заклинание.
-
Актуализация, повторение предыдущих занятий.
Разминка «Викторина про птиц».
-
Презентация «Зимующие птицы». Определите птиц по голосу (по аудиозаписи и презентации).
-
Разделить картинки на птиц ближайшего окружения и лесных.
-
Задание в компьютерном классе - выполнить тест «Зимующие птицы».
-
половина
-
Выберите необычных птиц на картинках на доске.
Ответьте на вопрос - чем они необычны.
-
Узнайте по описанию 2-х птиц (по тексту).
Заполните таблицу отличия.
-
Соберите паззлы птиц. Кто получился?
-
Рассказ «Свиристель» (бережное отношение).
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
-
Покормить птиц.
Ход занятия.
1 половина
-
Организационный момент
Встаем в круг. Произносим заклинание:
«Будем думать, будем слушать,
Не крутиться, не шуметь,
И тогда не будет скучно,
Нужно только захотеть».
-
Актуализация, повторение предыдущих занятий
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные "цветы". Это… птицы зимнего леса.
А сейчас мы проведем викторину "Что ты знаешь о зимующих птицах?". Работаем в парах. Каждый правильный ответ оценивается паре одним жетоном. Найдите птиц на картинке на доске (картинки в задании №5).
-
Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)
-
Что птицам страшнее голод или холод зимой? (Голод)
-
Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
-
Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)
-
Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)
-
Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)
-
Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
-
Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, кедровки, свиристели)
-
Закрепление, поиск информации для новой темы.
Презентация «Зимующие птицы»
Определите птиц по голосу (по аудиозаписи и презентации).
Какая птица необычная и чем?
Клёст. Выводит птенцов зимой, питается семенами шишек, имеет необычное строение клюва.
-
Разделить картинки на птиц ближайшего окружения и лесных. Работа в группах по 4 человека
Лесные - дятел. Ближайшее окружение зимой - синица, голубь, снегирь.
-
Задание в компьютерном классе - выполнить тест «Зимующие птицы».
-
половина.
-
Выберите необычных птиц на картинках на доске.
Ответьте на вопрос - чем они необычны.
-
Узнайте по описанию 2-х птиц (по тексту).
Клёст.
Крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами, заканчивающимися острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением. Клюв, сложенный крестиком. Такой своеобразный клюв помогает птице отгибать чешуйки шишки и ловко доставать из неё семена. Сосновые и еловые семена содержат в себе много смолы, она им совершенно не вредна для здоровья. Селится в хвойных и смешанных лесах, но не в кедровых. Гнездо строит на верхушке ели или сосны под прикрытием густых ветвей, защищающих постройку от снега и дождя. Только с первыми холодами и морозами приступает к строительству, поэтому родимый дом у него всегда крепкий, добротный: внизу теплая подстилка, а стены прочные и толстые.
Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. Кончики перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. В зимнее время часто встречаются в городах, где питаются преимущественно рябиной. Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих из сосны, березы и ели. Гнездо помещает на елях и соснах на высоте 2-16 м от земли. Гнездо строит из сухих древесных веток, травянистых стеблей с примесью лишайника, хвоща и мха. Лоток выстлан волосом, пухом и перьями.
Свиристель.
Окраска розовато-серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаз черные. Кончики второстепенных маховых перьев превращены в маленькие ярко-красные пластинки, заметные только вблизи. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска. Песня свиристеля - журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Полёт быстрый и прямолиней
Птицы держатся большими стаями. Летом питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, калиной, омелой. В зимнее время часто встречаются в городах средней полосы России, где питаются преимущественно рябиной.
Таблица. Отличия клёста и свиристели
Признак
Клёст
Свиристель
Внешность (окрас)
Клюв
Питание
Гнездо
-
Соберите паззлы птиц. Кто получился?
-
Рассказ «Свиристель» (бережное отношение).
Свиристели. Валентина Кужелева (рассказ).
Тишина. Идёт урок русского языка. Ребята склонили головы над тетрадями. Сложив на груди руки, прохаживается между рядами Татьяна Ивановна, заглядывая в тетради учеников. Вдруг кто-то радостно закричал:
- Свиристели! Смотрите! Свиристели прилетели!
Учительница посмотрела в окно, улыбнулась:
- Гости зимние к нам пожаловали. Ребята повскакивали с мест и без разрешения учительницы бросились к окну.
За окном на заснеженных ветках с прошлогодними ранетками, словно новогодние игрушки, сидели круглые, как надутые мячи, свиристели.
Важно поворачивая голову, с короной из тонких перьев, они осматривались, выбирая на завтрак себе яблоко.
- Ой, какие хорошенькие! - восторженно пропела Юля.
- Веер-то какой на голове, как у попугая, - сказал Саша.
- Только бы ему перышки фломастером выкрасить, - с ухмылкой проговорил Игорь, - настоящий попугай будет.
- Сам ты попугай! - рассердилась Юля. - Свиристели на снегирей похожи.
- Правда, - сказал несмело Петя, - если остричь им хохолок, то получится самый настоящий попугай.
- А если тебя остричь, то какая птица будет? - спросил не без издёвки Саша.:
Петя покраснел, а ребята захихикали.
- Птичий парикмахер! - хмыкнул Игорь. - Радуйтесь, девчонки, он вам такие прически закатит, мама родная не узнает.
Не реагируя на смех и споры-товарищей, один Миша тихо сидел на задней парте, подперев кулачками щёки.
- Что с тобой, Миша? - спросила Татьяна Ивановна. - Неужели тебе не хочется посмотреть на птиц?
- Хочется, - грустно сказал мальчик.
- Так в чём же дело? - удивилась учительница. - Тебе, наверное, нездоровится.
Миша потупился и опустил голову.
Вспугнутые за окнами, птицы дружно вспорхнули и улетели. Посыпались с потревоженных веток искрящиеся снежные блёстки.
Усадив ребят решительным жестом, Татьяна Ивановна быстро написала на доске: Сочинение. «Зимние гости».
- Опишите внешний вид свиристелей, - сказала она.
И снова в классе воцарилась тишина. Медленно писал Петя, покусывая конец ручки. Наморщив лоб, усердно думала Юля. Насмешливо улыбаясь, быстро писал Игорь. Только Миша сидел без дела, задумчиво глядя в окно.
Поймав настороженный взгляд учительницы, он взял ручку, но тут же положил её на место.
- Ты плохо себя чувствуешь? - участливо спросила Татьяна Ивановна.
Ничего не ответив, мальчик сделал вид, что пишет, но ручка словно застыла у него в руке. В конце урока он быстро что-то написал в тетради и сдал работу раньше всех. Татьяна Ивановна раскрыла его тетрадь и в недоумении посмотрела па Мишу.
- Можно прочитать ребятам, что ты здесь написал? - спросила она.
Тот молча кивнул и опустил голову.
- Я никогда больше не буду убивать птиц! - прочитала учительница и вопросительно посмотрела на Мишу.
- Ты убивал птиц?
- Одну... нечаянно, - выдавил из себя мальчик.
- Как так нечаянно? - допытывалась Татьяна Ивановна.
- Я хотел... я думал…, из рогатки, - мямлил Миша, - попаду или нет…
- Попал, значит, - с грустью сказала учительница. - Меткий.
В коридоре оглушительно прозвенел звонок.
Выводы о бережном отношении к птицам: делают дети.
-
Подведение итогов.
Эвристическая беседа «Чем необычны эти птицы».
-
Рефлексия.
Если занятие полезно и интересно - аплодисменты, скучно и не полезно - топаем ногами.
-
Практическая работа на улице - покормить птиц. Насыпать корм в кормушки.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Напоминание правил подкормки птиц:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника - основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и
Правила подкормки птиц.
-
Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
-
Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
-
Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
-
Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.
Список литературы
-
Википедия. Клёст, свиристель.
-
Кужелева В. Свиристель.