Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС. Пасечник В. В. «Линия жизни»)

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Цели и задачи курса: • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе; • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям; • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Раздел Биология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

На заседании МО

Председатель:

Макеечева Е.В.

Протокол № _1_ от

«_26__ »_августа_______2013 г.

«Согласовано»

На заседании МС

_____________Н. И.

Макарова

«_27___»_августа___________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ « СОШ

№67»

Полянская

Протокол педсовета

№____

От « _30___»_августа_______2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии в 5 классе















Учителя биологии Макеечевой Е.В.

Квалификационная категория - высшая





2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.











«Рассмотрено»

На заседании МО

Председатель:

Макеечева Е.В.

Протокол № __ от

« ___ »________2012 г.

«Согласовано»

На заседании МС

_____________А. М.

Костин

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ « СОШ

№67»

Полянская

Протокол педсовета

№____

От « __»________2012г.



Календарно - тематическое планирование

по биологии



Класс 5

Учитель - Макеечева Е.В.

Всего 32 + 2 (резерв) часов, в неделю - 1 час

Плановых контрольных работ - 2 ,тестов - 8

Административных контрольных работ ч.

Планирование составлено на основе углубленного изучения биологии, авторы: В.В. Пасечник.Биология.5 класс.: учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.

УМК - В.В. Пасечник.Биология.5 класс.:учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (15 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.



ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ



Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общенаучных умений, а также умений учебно - познавательной деятельности.

Лабораторные работы

Практические работы

Лабораторная работа №1: «Рассматривание строения растения с помощью лупы»

Практическая работа№1: «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе»

Лабораторная работа №2: «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №3: «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»

Лабораторная работа №4: «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Лабораторная работа № : «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Лабораторная работа №7: «Особенности строения мукора и дрожжей»

Лабораторная работа №8: «Строение зеленых водорослей»

Лабораторные работы №9-№11: «Строение мха (на местных видах)» «Строение спороносящего хвоща» «Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)»

Лабораторная работа №12: «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

Лабораторная работа №13: «Строение цветкового растения»



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:



Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных Оренбургской области и Соль-Илецкого района, занесенных в Красные книги.

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) второго поколения.





Основная и дополнительная литература

  1. В.В. Пасечник.Биология.5 класс.:учеб.для общеобразоват.учреждений-Москва.:Просвещение,2012.





Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1.Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. Обо всём живом. Учебник для 5-го класса.





Литература для учителя:

  1. В. В. Пасечник. Биология. Растения, грибы, бактерии. 5 класс.

Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Задачник-практикум к учебнику «Биология». 5 класс



Литература для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. Гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2001.

  2. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М. Д. Аксенова. - М.: Аванта +, 2001.

  3. «Я познаю мир: детская энциклопедия» под редакцией Е. М. Ивановой, 2000;

  4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М. Д. Аксеновой, 2000; - М.: Аванта +, 2001.

  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.

  6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1965.

  7. Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.


Интернет-ресурсы:



it-n.ru,

zavuch.info

1september.ru,

school-collection.edu.ru



© 2010-2022