• Преподавателю
  • Биология
  • План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека

План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека

Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский колледж электронного приборостроения»




План - конспект учебного занятия


Тема: Постэмбриональный период развития.

Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.




Для студентов 1-го курса специальностей:

Компьютерные системы и комплексы 09.02.01

Компьютерные сети 09.02.02

Информационные системы (по отраслям) 09.02.04

Информационная безопасность автоматизированных систем 10.02.03

Радиоаппаратостроение 11.02.01

Радиосвязь, радиовещание и телевидение 11.02.10

Прикладная информатика 38.02.01



Преподаватель: Субботина Е.А.

















Краснодар

2015 г.


Тема занятия:

Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека.

Репродуктивное здоровье.

Цели:

  1. Обучающая:

- изучить типы постэмбрионального развития у различных организмов;

- рассмотреть особенности постэмбрионального развития человека;

- сформировать представление о репродуктивном здоровье человека.

2. Развивающая:

- создать условия для развития умений сравнивать, структурировать информацию,

анализировать, делать обобщения, формулировать выводы;

- способствовать развитию информационной компетентности обучающихся через самостоятельную работу с материалом;

- создать условия для развития творческого мышления и самостоятельности.

3. Воспитательная:

- создать условия для эффективного взаимодействия студентов друг с другом, реализации коммуникативной компетенции через работу в группах;

- способствовать воспитанию у детей представлений о здоровом образе жизни, через составление рекомендаций по сохранению репродуктивного здоровья с целью развития здорового будущего потомства.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, контрольно-измерительные материалы.

Тип занятия: комбинированный.

Это заключительное занятие по разделу: Размножение и индивидуальное развитие организмов. Включает информацию о постэмбриональном развитии организмов, онтогенезе человека, его репродуктивном здоровье. Содержание этого урока обеспечивает логический переход к изучению темы: «Основы генетики и селекции».

Основные понятия: постэмбриональный период развития, метаморфоз, постэмбриональный период развития у человека, репродуктивное здоровье, факторы, влияющие на индивидуальное развитие.

План и хронометраж занятия:

  1. Организационный этап (2 мин.)

  2. Воспроизведение и активизация опорных знаний (15 мин.)

  3. Сообщение темы урока, определение цели урока (2 мин.)

  4. Этап усвоения новых знаний (28 мин.)

  5. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (5 мин.)

  6. Этап закрепления новых знаний (22 мин.)

  7. Подведение итогов (6 мин.)

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Добрый день. Присаживайтесь.

Я уверена, что сегодня, как и обычно, вы будете работать активно, сосредоточенно. Это поможет вам усвоить новый материал, получить хорошие оценки, а на следующем занятии без труда выполнить задания проверочной работы по итогам раздела.

Сегодня работа на занятии будет оцениваться: тест, работа в ходе занятия, выступления с сообщениями, работа в команде.

2. Воспроизведение и активизация опорных знаний:

На прошлом занятии мы изучали?

(Эмбриональный период развития).

Материал прошлого занятия сегодня потребуется нам при изучении нового материала, а в будущем вам как успешным родителям!

Давайте проверим, как вы готовы ли вы к усвоению нового материала?

Оформляем без исправлений, каждое будет считаться ошибкой.

Тест.

1 вариант

1.Период дробления завершается образованием:

а) гаструлы;

б) нейрулы;

в) бластулы.

2. Печень и желудок развиваются из:

а) эктодермы;

б) мезодермы;

в) энтодермы.

3.Процесс индивидуального развития организмов:

а) филогенез;

б) овогенез;

в) онтогенез.

4. Стадия однослойного зародыша называется:

а) гаструлой;

б) бластулой;

в) нейрулой.

5. Дифференцировка клеток происходит на стадии:

а) бластулы;

б) гаструлы;

в) первичного органогенеза (нейрулы).

6. Мезодерма это…


  1. вариант

1. Клетки бластулы:

а) гаплоидны;

б) диплоидны;

в) полиплоидны.

2. При образовании бластулы её клетки:

а) делятся и растут;

б) не делятся, но растут;

в) делятся и не растут.

3. Органы чувств и нервная система развиваются из:

а) мезодермы;

б) энтодермы;

в) эктодермы.

4. Какой из факторов в большей мере говорит о генетическом контроле за дифференциацией клеток в эмбриогенезе:

а) во всех соматических клетках организма содержится одинаковая генетическая информация;

б) в каждой отдельной клетке используется только часть генетической информации;

в) между клетками существует механическая и гормональная связь.

5. Двуслойная стадия зародыша называется:

а) бластула;

б) гаструла;

в) нейрула.

6.Эмбриональная индукция это….

Поменялись работами, проверьте по ключу.

Слайд 1

Ключ к тесту:

1 вариант

  1. в

  2. в

  3. в

  4. б

  5. б

  6. Это третий зародышевый листок, формируется у многих животных, кроме кишечнополостных, из которого формируются пищеварительные железы (поджелудочная, печень), эпителий средней кишки, легких, жабр.

2 вариант

  1. б

  2. в

  3. в

  4. б

  5. б

  6. Эмбриональная индукция это процесс влияния одного участка зародыша на другой за счёт участия клеток -организаторов. Гипотезу выдвинул в 1921г. немецкий биолог Ганс Шпеман.

Слайд 2

Критерии оценки:

0 ошибок - оценка 5

1 ошибка - оценка 4

2 ошибки - оценка 3

Больше 2 ошибок - оценка 2

Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; 3 удов.

Молодцы, хорошо подготовились к изучению новой темы.

3. Сообщение темы урока, определение цели урока.

Выход плода из яйцевых оболочек - это? (рождение).

Как вы думаете, что происходит с организмом после рождения?

Наступает постэмбриональный период в жизни организма.

Т.о. онтогенез состоит из этапов?

Онтогенез организма

1. Эмбриональный период

2. Постэмбриональный период


Мы изучили?

На основании сказанного, сегодня мы изучим с вами? Ответ студентов.

Слайд 3

Запишем тему занятия: Прямое и непрямое развитие. Периоды постэмбрионального развития у человека. Репродуктивное здоровье.

Слайд 4

Цели занятия: изучить типы развития организмов постэмбрионального периода, выявить особенности постэмбрионального развития человека на всех этапах онтогенеза, сформировать представление о репродуктивном здоровье человека.

4. Этап изучения нового материала.

Во время просмотра слайдов презентации заполните схему и ответить на проблемные вопросы: Какой тип развития прямой или непрямой имеет преимущества в природе?

Какие это преимущества?

Слайд 5

По ходу выступлений учащиеся заполняют в тетрадях схему:

Постэмбриональное развитие организма



Слайд 6

Лекция

Эмбриональный период заканчивается рождением или выходом нового организма из яйцевых оболочек. С этого момента начинается постнатальное развитие, которое делится на три основных периода:
1. Ювенильный (дорепродуктивный) - от рождения до полового созревания;
2. Зрелый (пубертатный или репродуктивный);
3. Пострепродуктивный или период старости, заканчивающийся естественной смертью.

Постэмбриональное развитие может быть прямое и непрямое. При прямом развитии новорожденное животное не отличается от взрослой особи: у него есть все органы и системы, но, как правило, меньшего размера, недоразвиты лишь половые железы.

Слайд 7,8

В этом случае ювенильный период сводится в основном к росту и завершению развития половых желез. Прямое развитие следует рассматривать как более совершенное и менее древнее по сравнению с непрямым.

Слайд 9,10,11,12

При непрямом развитии (с превращением или метаморфозом) из яйца выходит личинка, организованная значительно проще взрослого организма, у нее имеются специальные личиночные органы. Развитие с метаморфозом сопровождается рядом сложных морфогенетических процессов, редукцией одних (личиночных) и формированием других органов.

Значение личиночной стадии
1. Питательная функция
2. Рациональное использование ресурсов.
3. Широкое расселение
4. Заражение организмов паразитами.

В репродуктивный период осуществляется размножение организмов, что необходимо для существования вида.
Постепенно в организме накапливаются изменения, которые становятся хорошо выраженными в завершающем периоде онтогенеза - старости. Старческие изменения происходят на всех уровнях организации - молекулярном, клеточном, органном и организменном.
Старость. Это один из последних, а точнее предпоследний период онтогенеза, и продолжительность этого периода определяется как качеством жизни так и общей продолжительностью жизни, которая является видовым признаком. Согласно рекомендациям к старым людям относятся люди в возрасте от 75 лет, чуть «помоложе» от 60 до 75 лет относятся к пожилым. Касательно человека различают физиологическую старость которая связана с возрастом (с календарным возрастом), и преждевременное старение, которое развивается под влиянием различных факторов окружающей среды, таких как социальных факторов и болезней, причем старость характеризуется изменением как рядом внешних так и внутренних признаков.
Стремление жить вечно было присуще человечеству с давних пор. И люди стремились понять саму природу жизни и предотвратить процесс старения. Это стремление выяснить природу старения отразилось в различных теориях старения. Одна из теорий, которая основывается на современных генетических данных, предполагает, что процесс старения развивается из-за накопления мутаций в организме человека. Эти мутации приводят к образованию к изменениям в процессе синтеза белка, которые приводят к появлению дефектных белков. Эти белки оказывают дезинтегрирующее влияние на процессы клеточного метаболизма, что и приводит к старению. Однако это все теории и даже несмотря на весь научный прогресс исчерпывающей теории старения пока не существует.
Смерть. Конечный этап онтогенеза. Например у одноклеточных организмов смертью является их гибель или деление, врезультате которого материнская клетка дает начало двум дочерним клеткам а сама прекращает свое существование. В случае более развитых организмов, например у млекопитающих, смерть представляет собой гибель этого организма в результате старения (физиологическая смерть) или пагубного воздействия окружающей среды. С развитием медицины у человека стали различать клиническую и биологическую смерть.
Клиническая смерть - это обратимый процесс. В результате клинической смерти человека можно «вернуть» к жизни в течении непродолжительного времени (6-7 минут от наступления клинической смерти). Клиническая смерть представляет собой потерю сознания, остановку сердцебиения и прекращения процессов дыхания.
Биологическая смерть - необратимый процессии, который характеризуется прекращением всех физиологических процессов, гибелью и разложением клеток.

Рост и регенерация

Рост в ювениальный период характеризуется увеличением количества и размеров клеток, а также изменение пропорций тела. Различают такие виды роста:
1. ограниченный рост - характерен для насекомых и млекопитающих, которые растут ограниченное время.
2. неограниченный рост - характерен для рыб, земноводных, рептилий, растений, которые растут на протяжении всей своей жизни. Кроме того неограниченный рост может быть периодическим.
Большое значение для роста и развития в постэмбриональный период имеют условия внешней среды. Например для растений основными факторами являются свет, влажность, температура, а также количество и качество питательных веществ в почве. Для животных основное значение имеет полноценное кормление (наличие в корме белков, углеводов, липидов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов).
Для всех периодов онтогенеза характерно восстановление утерянных или поврежденных частей тела. Эта особенность называется регенерация. Бывает физиологическая и репаративная.
Физиологическая регенерация - очень сильно распространенна среди животных. Она характеризуется заменой утраченных частей тела в процессе жизнедеятельности организма. Физиологическая регенерация у животных проявляется в виде линьки, которая может быть связана с ростом или с сезонными явлениями.
Репаративная регенерация - это процесс восстановление части тела организма, которая была отторгнута насильственным путем. Репаративной регенерацией у человека обладают эпителиальная, соединительная, мышечная и костная ткани. Данные о регенерации имеют важное значение в медицине, особенно в хирургии.

Жизненные циклы.

Жизненный цикл - период между одинаковыми фазами развития двух или большего количества поколений.
Жизненный цикл бывает:

Простой жизненный цикл - когда все поколения не отличаются друг от друга.

Сложный жизненный цикл - характеризуется чередование отличающихся поколений. В свою очередь сложный жизненный цикл бывает с регулярным чередованием и с нерегулярным чередованием поколений.

Слайд 13,14,15

Постэмбриональное развитие человека

Видеофрагмент просмотрите дома (выложить в группе).





Давайте проверим, как вы заполнили схему.

Постэмбриональное развитие организма

Прямое

(без превращения)Непрямое

(с превращением)


полное

Нет личиночной

стадии

неполное


Насекомые

Млекопитающие, птицы,

пресмыкающиеся


Преимущества непрямого развития

  • Личинки и взрослые особи часто живут в разных условиях (нет конкуренции за место).

  • Личинки и взрослые особи питаются разной пищей (нет конкуренции за пищу).

  • Личинки некоторых видов способствуют расселению (у паразитических червей, двустворчатых моллюсков, кораллов).

Молодцы, работаете быстро и точно.

Итак, какой вывод можно сделать?

Постэмбриональный период у разных организмов происходит по-разному.

Какое развитие у человека? Прямое.

Слайд 16

Репродуктивное здоровье человека.

О детях, находящихся ещё в утробе матери:

Как следует, о том веду я речь.

Дитя в утробе матери беречь.

Ничто зловредное его пусть не коснётся,

Пусть мать питается не как придётся,

А ест еду и влагу с пользой пьёт,

Так, чтоб нормально развивался плод.

Пускай отбросов в пище будет мало,

Чтоб кровь она при этом очищала.

Как вы понимаете строки этого произведения

Какие факторы оказывают влияние на онтогенез?


Слайд 17,18,19,20,21

Влияние факторов среды на онтогенез

Факторы среды обитания

Биотические

Вирусы, бактерии,

грибы, животные,

растения

Абиотические

Влажность, температура,

давление, радиация,

химические в-ва.

Как вы думаете, а какие факторы оказывают влияние на онтогенез человека?

Биотические и абиотические, курение, алкоголь, наркотические вещества…

Влияние внешних факторов на онтогенез человека.

Эмбриональное развитие человека

Питание материПлан учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.

Плод в животе у матери через 4 недели, 7 недель, 3 и 4 месяца.

радиация

Загрязнения окружающей среды

никотин

алкоголь

наркотики

Постэмбриональное развитие человека

План учебного занятия по биологии Постэмбриональный период развития. Прямое и непрямое развитие. Онтогенез человека.

Следует отметить, что формирование растущего организма зависит от множества факторов.

Назову лишь некоторые из них: влияние отдельных клеток и тканей друг на друга, абиотические условия внешней среды в которых осуществляется процесс развития, влияние гормонов выделяемыми железами внутренней секреции, регуляция со стороны нервной системы, влияние заложенное в клетках данного организма генетической программы. Ученные выяснили, что метаморфоз лягушки регулируется гормонами щитовидной железы. Если головастика лягушки поместить в воду с такими гормонами, то у животных наблюдается преждевременный метаморфоз. При этом формируются готовые к выходу на сушу лягушата, величиной с муху.

Для дальнейшей работы необходимо объединиться в группы или прослушать сообщения.

Совместная работа поможет нам заполнить схему в тетрадях во время выступлений.

Во время выступлений все внимательно слушают материал и фиксируют в тетради рекомендации по снижению влияния факторов среды на онтогенез.

Обратите внимание на обобщающую таблицу.

Влияние алкоголя, никотина и других токсических веществ на онтогенез человека.

Примеры нарушений

Возможные причины нарушений

Внутриутробного развития

Постэмбрионального развития

У алкоголиков и токсикоманов преобладают погибшие или потерявшие подвижность сперматозоиды

Неполноценное развитие зародыша

Бесплодие

У курящих матерей рождаются дети с отклонениями в психическом развитии, предрасположенные к судорогам, часто погибающие в раннем возрасте

Никотин попадает через плаценту в кровеносную систему плода и вызывает сужение кровеносных сосудов.

Ребёнок при рождении весит меньше нормы на 300-350 г

У курящих девушек грубеет голос, в их облике появляются мужеподобные черты

Нарушение дифференцировки полового аппарата, повреждение наследственного материала

Нарушение формирования половых клеток, рождение детей с врождёнными уродствами, бесплодие

У пьющих матерей рождаются дети мёртвые или недоношенные, с отклонениями в развитии

Сужение кровеносных сосудов плода ограничивает поступление крови, снижается его снабжение кислородом и питательными веществами, что может вызвать задержку развития

Алкоголь оказывает негативное влияние на формирование половых клеток

У родителей алкоголиков рождаются дети, страдающие глубоким слабоумием, косоглазием, расщелиной неба, пороком сердца (алкогольный синдром плода)

Алкоголь легко проходит через плаценту и может вызвать у ребёнка алкогольный синдром, наблюдается задержка умственного развития, микроцефалия, снижение скорости роста, слабость мышц

Нарушение репродукции человека

Больные с аномалиями половых хромосом из - за нарушений полового развития, как правило, не оставляют потомства.

Влияние хромосомных нарушений приводит к смерти эмбриона

Генетические последствия облучения

Какой вывод можно сделать по результатам выступлений и обобщающей таблице?

Таким образом, можем сделать вывод о том, что алкоголь, никотин, токсические вещества, недостаточное питание, нерациональное питание, загрязнение среды, стрессы, болезни оказывают значительное влияние на онтогенез человека, его эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Может ли человек предотвратить или, по крайней мере, снизить такое негативное влияние?

Может.

Для того, чтобы подтвердить это, что необходимо знать?

5.Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Слайд 22

1. На следующем занятии у нас по плану проверочная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», параграфы 16-22.

2. Разработать рекомендации по сохранению репродуктивного здоровья с целью развития здорового будущего потомства.

По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез организма……..»

Сообщение «Проблема старения; и факторы, влияющие на него.

Пример

Рекомендации по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства:

  • Содействовать сохранению нормальной экологической обстановки;

  • Не ухудшать ни сейчас, ни в будущем экологию родного края;

  • Не употреблять алкогольные напитки;

  • Не курить;

  • Не принимать наркотические средства;

  • Полноценно питаться;

  • Заниматься спортом.

Ваше здоровье и здоровье будущих поколений в ваших руках!


  1. Этап закрепления новых знаний.

Слайд 23,24,25

Давайте подведем итог. Все ли вопросы мы сегодня рассмотрели?

А что еще хотели бы узнать?

Давайте проверим, как вы усвоили материал:

Соотнесите понятия и их формулировки


Алкоголь

А. Способствует рождению детей с отклонениями в психическом развитии, предрасположенных к судорогам, часто погибающих в раннем возрасте

Прямое развитие

Б. Приводят к нарушениям в развитии, снижению внимания, памяти, интеллекта, проблемам в обучении.

Никотин

В. Родившаяся личинка является уменьшенной копией взрослого организма

Непрямое развитие

Г. Приводит к неполноценному развитию зародыша, бесплодию человека

Наркотики

Д. Вызывает биологические, хромосомные нарушения

Радиация

Е. Родившаяся личинка иногда даже отдалённо не напоминает взрослый организм

Ключ к тесту

  1. Г

  2. В

  3. А

  4. Е

  5. Б

  6. Д

Критерии оценки:

0 ошибок - оценка 5

1 ошибка - оценка 4

2 ошибки - оценка 3

Больше 2 ошибок - оценка 2

Поднимите руку у кого оценка 5, оценка 4.

7. Подведение итогов.

Итак, подведем итоги. Достигнута ли поставленная цель урока?

Да. Мы достигли цели урока и выполнили все задания.

Спасибо за работу.


© 2010-2022