Занимательная биология: «Зелёная лаборатория»

  Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» соответствует   целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию всовременных условиях является овладение учащимися практическими умениямии навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование уучащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знанийо живом мире, на развитие практических умений через обучение мо...
Раздел Биология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».

«Рассмотрено»

рекомендованно «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»

______________ по УВР Полунин В.И.__________

Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__

От « »_______2014г. « »__________2014г. От « »__________2014г.



Учебные программы факультативных занятий по биологии

Занимательная биология: «Зелёная лаборатория»

Учебная программа факультативных занятий

для учащихся 5 класса



Учитель -Водяная М.А.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» соответствует

целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 6-7 классах.

В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа факультативного курса «Зеленая лаборатория» должна не только сформировать базовые знания и умения,

необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить

основы жизненно важных компетенций.

Цель изучения данного факультативного курса.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение

практической составляющей школьной биологии. Главная цель курса

заключается в том, чтобы ученик под руководством учителя, а впоследствии

самостоятельно, определял основные этапы биологического разнообразия на

Земле, неоднородность организмов в пространстве и во времени на основе

комплексного изучения организмов нашей планеты.

Факультативное занятие направлено на решение следующих задач:

-формирование системы научных знаний о системе живой природы,

закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;

-формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;

-приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;

-формирование основ экологической грамотности, способности оценивать

последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

-формирование представлений о значении биологической науки в решении проблем необходимости рационального природопользования.

-освоение приемов выращивания и размножения растений в домашних условий и ухода за ними.

На внеурочную деятельность отводится 19 часов. Рекомендовано данное

распределение часов, но при этом учитель имеет право самостоятельно

варьировать его в зависимости от уровня подготовленности учащихся,

природно-климатических условий территории и целеполагания. Материал курса разделен на занятия, им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с правилами поведения в лаборатории, проходят инструктаж. Во время каждого занятия ученики могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Структура программы

Освоение данного курса целесообразно проводить параллельно с

изучением теоретического материала «Биология. 5 класс». На уроках биологии

в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников,

которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения

биологии. Этим обусловлена актуальность подобного курса, изучение

содержания которого важно для дальнейшего освоения содержания программы по биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому введение курса «Зеленая лаборатория» будет дополнительной возможностью учителю более качественно организовать процесс усвоения необходимых практических умений учащимися в процессе обучения. Факультативный курс «Зеленая лаборатория» направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках биологии, на отработку практических умений учащихся, а также на развитие кругозора учащихся.

Формы работы: лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии,

творческие проекты; мини-конференции с презентациями, использование

проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную

проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является

создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как

индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии,

необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение

предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему

предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

-познания и изучения окружающей среды;

- выявления причинно-следственных связей;

-сравнения объектов, процессов и явлений;

-моделирования и проектирования; в ресурсах Интернета, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде;

-оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  1. Знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

-необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики

заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

-классификация - определение принадлежности биологических объектов к

определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

-выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой

природы.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в

роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.

Ботаника - наука о растениях. Зоология - наука, предметом изучения

которой являются представители царства животных. Микробиология - наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия - наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология - раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология - раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология - наука о жизненных процессах. Эмбриология - наука о развитии организмов. Этология - дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология - наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология - наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития.

Бактериология - наука о бактериях. Биогеография - наука изучает

закономерности географического распространения и распределения организмов.

Биогеоценология - научная дисциплина, исследующая строение и

функционирование биогеоценозов. Дендрология - раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика - научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология - наука о грибах. Морфология - изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альтологией. Орнитология - раздел зоологии, посвященный изучению птиц.




Календарно - тематическое планирование курса

п/п

Название темы

Задачи занятия

Даты

1.

Вводное занятие.

2.

Почувствуй себя натуралистом.

Экскурсия «Живая и неживая

природа».

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы, делать вывод о различиях тел живой и неживой природы. Оформить отчеты об экскурсии

3.

Почувствуй

себя

орнитологом

Творческая мастерская

«Подкармливание птиц

зимой»

Изготавливать

самодельные кормушки.

Проведение заготовок

корма

Фото птиц на кормушках. Записи

своих наблюдений

4.

Почувствуй себя антропологом.

Творческая мастерская «Построение ленты времени», по которой

можно определить жизнь и занятия человека на разных этапах его

развития

Лента времени как доказательство

эволюции человека

5.

Почувствуй себя исследователем,

Открывающим невидимое.

Лабораторная работа№1 «Изучение строения микроскопа»

Таблица «Основные части

микроскопа и их назначение».

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

6.

Почувствуй себя цитологом.

Творческая мастерская

«Создание модели клетки

из пластилина»

Модель клетки. Устанавливать

основные части клетки

7.

Почувствуй себя физиологом.

Лабораторная работа№2

«Исследование процесса

испарения воды

листьями»

Опыт, письменный отчет, таблица или рисунок. Доказывать на основании процесса испарения воды

8.

Почувствуй себя

Эволюционистом. Творческая мастерская «Выяснить, откуда

появляются новые живые существа (опыт Реди)»

Фотоотчет. Умение объяснять фразу «Живое из живого»

9.

Почувствуй себя библиографом

Творческая мастерская. «Создание картотеки великих естествоиспытателей»

Картотека великих

естествоиспытателей. Выставка.

10.

Почувствуй себя систематиком.

Творческая мастерская

«Создание конструктора царств живой природы для наглядного

представления о многообразии живых

организмов»

Работать с конструктором Царств живой природы. Устанавливать причинно-следственные связи об изменении облика организмов во время эволюции

11.

Почувствуй себя вирусологом.

Творческая мастерская «Создание собственной фотоколлекции, рисунки

вирусов»

Фотоколлекция. Выставка.

Находить в интернет-ресурсах

фотографии

12.

Почувствуй себя микологом

Лабораторная работа № 3

«Выращивание плесени, рассматривание ее под микроскопом»

Фотографии в презентации.

Проводить опыт, доказывающий что

плесень - это грибы.

13.

Почувствуй себя экологом.

Творческая мастерская.

Игра-домино «Кто, где живет»

Создать игру «Кто, где живет» и поиграть в начальной школе.

Определять среды жизни

Организмов.

14.

Почувствуй себя физиологом

Творческая мастерская.

«Изучение влияния воды, света и температуры на рост растений (овес)»

Опыт и защита, таблица.

Изучать и описывать влияние воды, света и температуры на рост растений. Делать выводы.

15.

Почувствуй себя исследователем природных сообществ. Творческая мастерская «Лента природных

сообществ».

Лента, мини-конференция

16.

Почувствуй себя дендрологом.

Экскурсия «Изучение состояния

деревьев на экологической тропе»

Картотека и фотоколлаж деревьев.

Научиться бережно относиться к

природе. Изучить разнообразие

деревьев. Уметь называть виды

деревьев

17.

Почувствуй себя этологом.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за поведением домашнего питомца»

Дневник наблюдений за домашним животным. Составить описание поведения домашнего питомца

18

Почувствуй себя ботаником

Творческая мастерская«Изготовление

простейшего гербария цветкового растения»

Гербарий цветкового растения.

Определение органов цветкового растения и описание их функции.

19

Заключительное занятие

Подведение итогов









© 2010-2022