Конспект внеклассного мероприятия по биологии на тему Прощание с ботаникой (6 класс)

Внеклассное мероприятие в форме викторины по курсу «Ботаника» рассчитано на учеников 6 класса. Состоит из двух туров и задания для группы поддержки. Первый тур «Знаете ли вы растения» содержит 11 вопросов по классификации и применению цветковых растений. За каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл.Второй тур «Логическая цепочка», состоящий из 4 вопросов на установление закономерностей, выявление общих признаков и исключение лишнего. Содержание вопросов базируется на знаниях о высших и ...
Раздел Биология
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеклассного мероприятия

по биологии для учащихся 6 класса

«Прощание с ботаникой»

Подготовительная работа:

Для учащихся готовятся призы: поделки, семена цветочно-декоративных растений, медали большие и малые.

Для жюри (заместитель директора по УВР, учащиеся 9 класса) нарезаются жетоны из цветной бумаги (за каждый правильный ответ команде выдается 1 жетон).

Класс делится на две команды, группа поддержки, ведущий (учитель), 1 помощник (ученик 9 класса), зрители (классный руководитель, учителя МО, учащиеся 5, 7 и 8 классов).

Задачи мероприятия:

образовательные

закрепить следующие предметные знания (классификация растений, растительные формы, применение и значение растений) и навыки (умение определять принадлежность к отделу), а также общеучебные навыки (самостоятельная работа с дополнительной литературой и ресурсами сети Интернет)

воспитательные задачи

в целях решения эстетического воспитания использовать на уроке красочные иллюстрации, открытки, репродукции картин, фотографии;

для воспитания чувства товарищества, коллективизма использовать дидактическую игру

развивающие

для развития познавательного интереса к предмету и эмоциональной сферы учеников организовать проведение урока в форме игры-соревнования

Оборудование:

набор открыток «Лекарственные растения 1,2», «Декоративные растения», муляжи плодов (яблоко, груша, вишня, слива), гербарий, розовое масло, плоды шиповника, таблицы: «Голосеменные», «Папоротники. Хвощи».

Структурные элементы и содержание взаимодействия с учащимися


Вступительное слово учителя (ведущего)

Какие царства живой природы вы знаете?

Что отличает растения от других живых организмов?

Какие растительные формы вы знаете?

Какая наука может ответить на вышеперечисленные вопросы?

После ответов учащихся учитель (ведущий) озвучивает тему мероприятия.

1) Первый тур «Знаете ли вы растения» (за каждый правильный ответ команде начисляется 1 балл)

Задание №1 «Лекарственные растения»

На доске прикреплены открытки лекарственных растений и записан список:


Ландыш майский

Одуванчик лекарственный

Черемуха обыкновенная

Валериана лекарственная

Календула (ноготки)

Мать-и-мачеха

Адонис весенний

Душица обыкновенная


Пользуясь рисунками и названиями приведенных растений, дайте ответы на следующие вопросы.

1. Между этими растениями много общего: все они лекарственные, все они являются двудольными растениями. Так ли это?

Комментарий учителя: Ландыш майский - однодольное растение.

2. Одно из этих растений является редким. Оно внесено в Красную книгу. О каком растении идет речь?

Комментарий учителя: Адонис весенний занесен в Красную книгу.

3. Какое растение расцветает весной раньше других?

Комментарий учителя: Мать-и-мачеха является первоцветом. Именно ее ярко-желтые цветы появляются на первых проталинах.

4. Все из представленных растений - травянистые?

Комментарий учителя: Нет. Черемуха обыкновенная - дерево.

5. Верно ли утверждение, что все эти растения - многолетние?

Комментарий учителя: Нет. Календула - однолетнее растение.

6. Среди перечисленных растений три вида относятся к одному семейству. Какие это растения и к какому семейству они относятся?

Комментарий учителя: Одуванчик лекарственный, календула и мать-и-мачеха. Семейство сложноцветные

Комментарий учителя: молодцы, справились с этим заданием, переходим ко второму заданию первого тура.

Задание №2 «Декоративные растения»

Для выполнения задания демонстрируем изображения следующих растений:


Роза садовая

Мак восточный

Ирис гибридный

Тюльпан

Нивяник обыкновенный

Астра

Георгина


Дайте ответы на вопросы:

1. «Чем больше цветов, тем меньше пушек» - резонно замечают голландские борцы за мир. Цветок Голландии в большом количестве поставляется в другие страны. О каком из декоративных растений идет речь?

Комментарий учителя: символом Голландии является тюльпан (семейство лилейные). В этой стране проводятся ежегодные цветочные выставки, привлекающие большое число туристов (демонстрируется фотография цветочного рынка в Амстердаме).

2. Болгария экспортирует масло этого растения, а С.Я. Маршак посвятил ему стихи:

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благополучной чашей.

Что это за растение?

Комментарий учителя: Это растение садовая роза (семейство розоцветные). Ее по праву считают королевой цветов за аромат и форму цветка (демонстрируется миниатюрная комнатная роза).

3. Названия каких двух растений из нашего списка связаны с небом?

Комментарий учителя: Ирис - в переводе с греческого означает «радуга», астра - «звезда» (учитель показывает фото звездного неба)


4. Три растения относятся к одному из самых многочисленных семейств. К какому?

Комментарий учителя: Нивяник обыкновенный, астра, георгина. Семейство сложноцветные. К этому же семейству относится и подсолнечник (демонстрируется репродукция картины «Подсолнухи»).

5. Семена какого растения используются в кулинарии?

Комментарий учителя: Семена мака (семейство маковые) используют при изготовлении различных кондитерских изделий: (конфет, выпечки, сдобы) (присутствующим раздаются конфеты «Коровка с маком»).

Комментарий учителя: Вот и подошел к концу I тур. Сейчас жюри озвучит промежуточные результаты соревнования


2) Второй тур «Логическая цепочка» (За каждый правильный ответ команде начисляют по 2 балла)

Переходим ко второму туру. Он называется «Логическая цепочка». Здесь Вам потребуется знать чуть больше, чем в учебнике.

Я буду зачитывать список из трех слов, а вам надо найти в нем лишнее в соответствии с вопросом.

1. Разделы ботаники называются:

Альгология

Бриология

Ихтиология

Комментарий учителя: Ихтиология в этом списке лишнее слово. Это раздел зоологии, изучающий рыб.

2. Все эти организмы относятся к эукариотам:

Растения

Грибы

Бактерии

Комментарий учителя: Бактерии-прокариоты - организмы, не имеющие ядра в клетке.

3. У всех перечисленных растений есть корни:

Мхи

Папоротники

Голосеменные


Комментарий учителя: Мхи имеют ризоиды, нитевидные выросты покровной ткани, которые всасывают воду и минеральные вещества из почвы.

4. Все эти растения близки и относятся к одному отделу:

Сосна лесная

Хвощ полевой

Можжевельник казацкий

Туя западная


Комментарий учителя: Хвощ полевой относится к другому отделу растений - папоротникообразным.

Комментарий учителя: Вот и завершились вопросы «Логической цепочки». Сейчас жюри будет подводить итоги работы команд, а для групп поддержки есть отдельное творческое задание.

Составьте из букв, образующих слово БОТАНИКА, как можно больше новых слов.

Комментарий учителя: Давайте проверим, какая из групп поддержки принесла дополнительные очки своей команде. За каждое несовпадающее слово начисляется 1 балл

(Слова, которые можно составить: бот, тик, аконит, накат, бит, банка, танк, батон, кино, тон, тина, бант, табак, кот, кит, набат, бок, бак, ток, канат, октан, биота, банк, кант, бинт, нота, батик, нитка, тоник, киот и др.)

Выступление жюри: Дорогие ребята, нам понравилась сегодняшняя игра, все принимали в ней активное участие, команды работали слаженно и дружно, а группы поддержки благодаря творческому мышлению смогли принести командам дополнительные баллы.

Подведение итогов

Мероприятие завершается награждением победителей и наиболее активных ребят.

Литература:

Основная


  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, B.C. Кучменко. Биология. Растения. Дидактические карточки. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2015.


  1. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Сухова Т.С., Драгомилов А.Г., Симонова Л.В. Биология. 5-11 класс. Программа. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2014.

Дополнительная

    1. Богоявленская А.Е. Активные формы проведения урока. М.: Просвещение. 1996.

    2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 1999.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.

4.Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия. 2006.

5.Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: АСТ-Пресс. 2009.

6.Рохлов В.С., Теремов А.В. Занимательная ботаника. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-Пресс. 2009.


© 2010-2022