- Преподавателю
- Биология
- Календарно-тематическое планирование к учебнику ПасечникаБиология 6 класс
Календарно-тематическое планирование к учебнику ПасечникаБиология 6 класс
Раздел | Биология |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева Т.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
Дата
План/факт
Тип урока
Элементы
содержания
Планируемые результаты
Виды
Контроля
Л. Р. Д/З.
Тема1.Введение.
Биология- наука о живой природе.
1
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Биология.Биосфера.Экология.Фенология
Называть основные царства живых организмов.
Приводить примеры представителей разных царств.
Отличать животных от растений.
Выделять значение живых организмов в природе и в жизни человека.
Стр.9 -12,рис.2.
Тема 2. Клеточное строение организмов.
Устройство увеличительных приборов.
5.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Клетка.Лупа.Микроскоп:тубус,окуляр,объектив,штатив.
Давать определение понятиям клетка,микроскоп.
Называть основные элементы строения микроскопа.
Объяснять правила пользования световым микроскопом.
фронтальный
опрос, индивидуальный опрос письменный и устный опрос.
§ 1,рис.4
3-4.
Строение клетки.
2
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оболочка,цитоплазма,ядро,ядрышко,вакуоли,пластиды,хлоропласты,пигменты,хлорофилл.
Называть основные органоиды растительной клетки.
Объяснять значение различных органоидов.
Описывать клеточное строение кожицы чешуи лука.
самостоятельная работа, фронтальный опрос.Лаб.раб.№1»Приготовление и рассматривание под микроскопом препарата кожицы чешуи лука» §2,рис.6
5.
Жизнедеятельность клетки,ее деление и рост.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Межклетники.Межклеточное вещество.Движение цитоплазмы.Хромосомы.
Называть основные этапы деления клетки.
Объяснять механизм жизнедеятельности клетки.
Описывать по рисунку деление клетки.
§ 3,рис. 9.
6.
Ткани.
1
Комбинированный урок.
Ткань.Виды тканей:образовательные,основные,проводящие,механические,покровные.
Называть основные виды тканей.
Объяснять различия в строении клеток в зависимости от вида тканей.
фронтальный
опрос. § 4,рис.12.табл. на стр.27
7.
Тема3.Царства Бактерии и грибы.
Строение и жизнедеятельность бактерий.Роль бактерий в природе и жизни человека.
4
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Бактерии.Сине-зеленые,или цианобактерии.Сапрофиты,паразиты.Клубеньковые,или азотфиксирующие бактерии.Болезнетворные бактерии.Эпидемия.
Называть формы бактерий,органоиды.
Отличать бактерий по форме.
Дать определение терминам бактерии,сапрофиты,паразиты.
Объяснять,почему бактерии распространены во всех средах жизни.
Характеризовать бактерии,играющие огромную роль в природе и жизни человека.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 5-6,рис.14,табл. в тет.
8.
Обобщение знаний по темам «Клеточное строение организмов»,Бактерии»
1
Урок обобщения знаний.
Устный зачет
9.
Общая характеристика грибов.Шляпочные грибы.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Грибница,или мицелий.Микориза.Симбиоз.Грибы съедобные и ядовитые.
Перечислять элементы строения грибов.
Называть роль грибов в природе и жизни человека.
Дать определение терминам мицелий,спора.
Объяснять для чего у грибов образуется спора.
Характеризовать основные виды шляпочных грибов.
§ 7-8,рис 18,21.
10.
Плесневые грибы и дрожжи.Грибы-паразиты.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Плесневые грибы,дрожжи,мукор,пеницилл.Головня,спорынья.Гриб трутовик.
Давать определение терминам мукор,пеницилл.
Называть грибы-паразиты.
Характеризовать строение плесневых грибов и дрожжей
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 9-10.
11.
Тема 4. Царство Растения.
Разнообразие,распространение,значение растений.Водоросли.
5
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ботаника.Низшие растения.высшие растения.Слоевище.Таллом.Водоросли.Хроматофор.Ризоиды.Хламиломанада.Хлорелла,Ламинария.
Называть разнообразие растений.
Описывать места распространения растений.
Распознавать по рисункам и описывать высшие и низшие растения.
Объяснять для чего нужны водоросли в природе и жизни человека
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 11-12,рис.34-35.
12.
Лишайники.Мхи.
1
Комбинированный урок.
Кустистые , листоватые и накипные лишайники. Мох, спора .Высшее споровое растение. Сперматозоид ,яйцеклетка.
Распознавать по рисункам и образцам мхи и лишайники.
Называть условия обитания и способ произрастания мхов и лишайников.
.
Сравнивать лишайники с грибами и растениями.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа.
§ 13-14.
13.
Плауны.Хвощи.Папоротники.
1
Комбинированный урок.
Вайи.Корневище.Спорангии.Плаун.Хвощ.Папоротник.
Называть значении плаунов ,хвощей и папоротников в природе и жизни человека..
Распознавать по образцам и отличать хвощи,папоротники и плауны.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 15.
14.
Голосеменные.Покрытосеменные,или цветковые.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Голосеменные.Семя.Хвойные растения.Шишки:женские и мужские.Покрытосеменные,или цветковые,растения.Плод.Деревья,кустарники,травы.Однолетние,двулетние,многолнтние.
Перечислятьжизненные формы растений. Объяснять роль голосеменных и цветковых растений в природе и в жизни человека
Характеризовать хвойные,цветковые растения.Жизненные формы растений.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос .
§ 16-17.рис.56,табл.на стр.89.
15.
Обобщение знаний по теме « Царство Растения»
1
Урок обобщения знаний.
16.
Тема5.Строение и многообразие покрытосеменных растений.
Строение семян.
8
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Однодольные.Двудольные.Семядоля,эндосперм,зародыш,семенная кожура,семяножка,микропиле.
Называть строение семян однодольных и двудольных растений.
Объяснять значение терминов однодольные и двудольные растения,пользуясь общими признаками данных растений.
самостоятельная работа, Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 18,рис.57-58.Лаб.раб.№ 2 «Строение семян двудольных растений»
Лаб.раб.№3 «Строение зерновки пшеницы».
17.
Виды корней и типы корневых систем.Зоны(участки) корня. Условия произрастания и видоизменения корней.
1
Урок закрепления и систематизации знаний.
Главный,боковые и придаточные корни.Стержневая и мочковатая корневые системы.Корневой чехлик,корневой волосок.Зоны корня:деления,растяжения,всасывания,проведения.Корнеплоды.Корневые клубни.Воздушные корни.Дыхательные корни.
Называть функции корня,зоны корня.
Распознавать и описывать
по образцам и рисункам типы корневых систем. видоизменения корней.
Характеризовать строение зон корня и их функции,различные видоизмененные корни.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, § 19-21,рис.59,63.
Лаб.раб. №4»Стержневая и мочковатая корневые системы».
18.
Побег и почки.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Побег.Почки.Верхушечная,пазушная,придаточная почки.Вегетативная,генеративная почки.Конус нарастания.Узел,междоузлие.Пазуха листа.Очередное,супротивное,мутовчатое листорасположение.
Называть виды листорасположения,расположение почек на стебле.
Узнавать по рисункам различные виды почек.
Описывать строение побега.
Сравнивать листорасположение,расположение почек на стебле и их функции.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, § 22,рис.73,75.
19.
Строение листа.Видоизменения листьев.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Листовая пластинка,черешок.Листья черешковые и сидячие.Листья простые и сложные.Жилкование сетчатое ,параллельное и дуговое.Кожица листа,устьица,хлоропласты.Столбчатая и губчатая ткани.Мякоть листа.Проводящий пучок,сосуды,ситовидные трубки,волокна.Световые,теневые листья.Видоизменения листа.
Называть функции частей листа.
Узнавать по рисункам и образцам жилкование листьев,видоизменения листьев.
Объяснять строение листа.
Сравнивать листья по жилкованию.
фронтальный
опрос, § 23-25,рис.84.
Лаб.раб.№5 «,Жилкование листьев и листорасположение».
20.
Строение стебля.Видоизменение побегов.
1
Комбинированный урок.
Травянистый стебель,деревянистый стебель.Прямостоячий,вьющийся,лазающий,ползучий стебли.Чечивички,пробка,кора,луб,ситовидные трубки,лубяные волокна.Камбий,древесина,сердцевин,сердцевидные лучи.Видоизманенный побег,корневище,клубень,луковица.
Называть функции слоев стебля.
Узнавать по рисунку структурные компоненты клеточного строения стебля.
Объяснять влияние условий жизни на рост стебля в толщину.
Сравнивать видоизмененные корни.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 26-27,рис.91
Лаб.раб.№6 «Внутреннее строение ветки дерева».
21.
Цветок.Соцветия.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Пестик.Тычинка.Лепестки,венчик,чашелистики,чашечка,цветоложе,цветоножка.Околоцветники простой и двойной.Тычиночная нить,пыльник ,рыльце,столбик,завязь,семязачаток.Растения однодомные и двудомные.Соцветие.
Распознавать и описывать
Строение различных видов цветков,соцветий
Объяснять биологическое значение соцветий.
Составлять формулы различных цветков.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 28-29.рис.97,103
Лаб.раб №7 «Строение цветка»
22.
Плоды.Распространение плодов и семян.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Околоплодник.Плоды простые и сборные,сухие и сочные,односемянные и многосемянные.Ягода,костянка,орех,зерновка,семянка,боб,стручок,коробочка.Соплодие.
Узнавать по рисункам и образцам различные виды плодов.
.
Сравнивать строение различных плодов.
Описывать приспособления для расространени плодов и семян.
Объяснять роль различных животных и природы в распространении плодов и семян .
самостоятельная работа.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, § 30-31,табл. на стр.147.
23.
Обобщение знаний по теме «Строрение и многообразие покрытосеменных растений»
1
Урок обобщения знаний.
Оценка и коррекция знаний учащихся.
тестированиие
24.
Тема 6.Жизнь растений.
Химический состав и минеральное питание растений.
7
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Органические и минеральные вещества.Белки,жиры,углеводы.Минеральное питание.Корневое давление.Почва.Плодородие.Удобрение.
Описывать опыты,демонстрирующие испарение воды .
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями.
Называть процессы,обеспечивающие обмен веществ у растений.
Фронтальный, устный опрос.
§ 32-33,заполнить схему «Состав растений» стр.156
25.
Фотосинтез.Дыхание растений.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Фотосинтез.Дыхание.Опыты,подтверждающие дыхание растений.Приспособления растений для дыхания.
Описывать механизм фотосинтеза, опыты,подтверждающие дыхание растений.
Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять роль фотосинтеза в природе. Сравнивать процессы фотосинтеза и дыхания.
Фронтальный, устный опрос.
§ 34-35,рис.125.табл. на стр.169.
26.
Испарение воды растениями.Передвижение воды и питательных веществ в растении.
1
Комбинированный урок.
Испарение.Листопад.Опыты,показывающие испарение воды растениями.Сосудистые пучки.
Объяснять опыты, показывающие испарение воды растениями
Выделять приспособления
растений к запасанию питательных веществ.
Описывать механизм листопада.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 36-37
27.
Прорастание семян.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Семя.Проросток.Условия,необходимые для прорастания семян.Время посева семян.Рост и питание проростка.
Определять условия,необходимые для прорастания семян.
Объяснять значение проростка для семени.
Сравнивать различные условия для посева семян.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос § 38
28.
Класс Головоногие Моллюски. Обобщение знаний по теме « Тип Моллюски».
4
Комбинированный урок.
Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения
Называть функции головоногих моллюсков.
Выделять особенности строения головоногих моллюсков.
Характеризовать по плану представителей классов моллюсков.
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 23.
26.
Тема 7. Тип Членистоногие
Класс Ракообразные.
7
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоно-гие, веслоногие, равноногие, раз-ноногие, усоногие.
Распознавать животных типа Членистоногие.
Распознавать и описывать внешнее строение и многообра- зие членистоногих.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять отличия внутреннего строения ракообразных.
Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.-
фронтальный
опрос.
§ 24.
27.
Класс Паукообразные
1
Комбинированный урок.
Образ жизни и особенности строения паукообразных: вось-миногие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков.
Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Узнавать системы внутренних органов.
Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 25.
28.
Класс Насекомые.
1
Комбинированный урок.
Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые организмы. Внутреннее оплодотворение.
Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.
Выделять приспособления
насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых.
Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.
Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных.
Узнавать системы внутренних органов.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 26.
29.
Типы развития насекомых
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. -Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением.
Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением.
Описывать стадии развития насекомых.
Перечислять признаки отрядов.
Выделять особенности развития насекомых.
самостоятельная работа.
§ 27.
30.
Пчёлы и муравьи - общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых.
1
Урок закрепления знаний.
Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых.
Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком.
Описывать значение насекомых в природе и жизни человека.
Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное.
Характеризовать меры по охране насекомых.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 28.
31.
Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
1
Тип урока: урок закрепления знаний.
Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические.
Перечислять меры борьбы с вредными насекомыми.
Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека.
Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие.
Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний.
фронтальный
опрос.
§ 29.
32.
Обобщение знаний по теме « Тип Членистоногие» и по разделу « Подцарство Многоклеточные»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Тестирование по темам «Тип Членистоногие»
оценка и коррекция знаний учащихся.
тестирование
33.
Тема 8. Тип Хордовые
Хордовые. Примитивные формы
7
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П. С. Палласом. Развитие ланцетника.
Распознавать животных типа Хордовые.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде.
Характеризовать особенности строения ланцетника.
Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.
Фронтальный, устный опрос.
§ 30.
34.
Рыбы :
Общая характеристика и внешнее строение
1
Комбинированный урок.
Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.
Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде.
Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.
Определять по рисунку места обитания рыб.
Характеризовать функции плавников рыбы.
Выделять:
• особенности строения рыб; • особенности строения и функции органов чувств.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
Л/р №6 « Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
§ 31.
35.
Внутреннее строение рыб.
1
Комбинированный урок.
Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная.
Называть отделы, органы систем и их функцию.
Перечислять характерные черты внутреннего строения.
Узнавать по рисунку системы внутренних органов.
Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб.
Выделять особенности строения рыб.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
Л/р № 7 « Внутреннее строение тела рыбы».
§ 32.
36.
Особенности размножения рыб
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве.
Называть тип оплодотворения у большинства рыб.
Приводить примеры проходных рыб.
Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб.
Объяснять значение миграций в жизни рыб.
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 33.
37.
Основные систематические группы рыб.
1
Комбинированный урок.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Называть представителей класса хрящевых и костных рыб.
Распознавать и описывать
наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области.
Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб.
Сравнивать различные отряды костистых рыб.
Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.
Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 34.
38.
40.
Промысловые рыбы. Их рациональное использование и охрана.
Обобщение знаний по теме « Надкласс Рыбы».
1
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Контрольно - учётный урок
Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах.
Тестирование по теме « Надкласс Рыбы»
Называть представителей промысловых рыб.
Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение.
Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека.
Доказывать практическую значимость прудоводства.
Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.
Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства.
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 35.
тестирование
41.
Класс Земноводные, или Амфибии
Места обитания и внешнее строение земноводных
5
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.
Узнавать отделы скелета земноводных.
Описывать внешнее строение земноводных.
Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.
Выделять особенности строения земноводных.
Сравнивать скелет земноводных и костных рыб.
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 36.
42.
Строение и деятельность систем внутренних органов.
1
Комбинированный урок.
Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии.
Узнавать по рисунку системы внутренних органов.
Описывать строение и функции систем внутренних органов.
Сравнивать строение систем внутренних органов.
Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб.
фронтальный
опрос.
§ 37.
43.
Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.
1
Комбинированный урок.
Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие.
Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных.
Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 38.
44.
Многообразие земноводных.
1
Комбинированный урок.
Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие».
Называть:
места обитания земноводных, основные отряды
Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни
Указывать причины сокращения и меры по охране.
Характеризовать роль амфибий в природе
Оценка и коррекция знаний учащихся.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос§ 39.
45.
Обобщение знаний по теме « Класс Земноводные, или Амфибии».
1
Контрольно - учётный урок
Тестирование по теме « Класс Земноводные, или Амфибии»
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
Тестирование набор тестов
46.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся
5
1
комбинированный урок
Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.
Строение скелета
Называть приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни
Объяснять название класса - «Пресмыкающиеся».
Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона
Фронтальный, устный опрос.
§ 40.
47.
Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.
1
Комбинированный урок.
Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие.
Перечислять усложнения в строении систем органов.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся.
Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства.
Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся
фронтальный
опрос, фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 41.
48.
Многообразие пресмыкающихся.
1
Комбинированный урок.
Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы.
Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.
Распознавать и описывать
представителей отрядов пресмыкающихся.
Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 42.
49
50.
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся.
Обобщение знаний по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».
1
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Контрольно - учётный урок
Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Тестирование по теме « Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Приводить примеры ящеров и их среды жизни.
Называть причины вымирания ящеров.
Объяснять:
• роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; • необходимость охраны пресмыкающихся.
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
фронтальный
опрос.
§ 43.
тестирование
51.
Класс Птицы
Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц.
8
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.
Характеризовать типы перьев и их значение в жизни птиц.
Описывать приспособления внешнего строения для полёта
Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.
Выделять особенности строения скелета птиц.
Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.
Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.
фронтальный
опрос.
Л/р № 8» Внешнее строение птицы. Строение перьев».
§ 44.
52.
Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.
1
Комбинированный урок.
Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматичность костей.
Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.
Выделять особенности строения скелета птиц.
Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.
Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
Л/р № 9 « Строение скелета птицы».
§ 45.
53.
Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.
1
Комбинированный урок.
Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.
Выделять приспособленность систем органов птиц к полету.
Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.
Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 46.
54.
Размножение и развитие птиц.
Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.
1
Комбинированный урок.
Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.
Называть этапы развития яйца и зародыша, причины появления у птиц инстинкта перелёта.
Выделять особенности строения органов размножения, связанные с полетом.
Устанавливать соответствие
между частями яйца и их функциями.
Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.
Описывать сезонные явления в жизни птиц.
Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.
Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 47-48
55.
Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.
Называть экологические группы птиц.
Приводить примеры птиц различных экологических групп.
Определять особенности строения птиц различных экологических групп.
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
Экскурсия. Знакомство с птицами леса ( или парка).
§ 49.
56.
Значение и охрана птиц.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.-
Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека.
Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур.
Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.
Распознавать и описывать
домашних птиц.
Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 50.
57.
Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»
1
Контрольно - учётный урок
Тестирование по теме « Класс Птицы»
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.
тестирование
58.
Класс Млекопитающие, или Звери
Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.
8
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих.
Называть общие признаки млекопитающих.
Перечислять функции желез млекопитающих.
Описывать строение кожи.
Выделять особенностей внешнего строения.
Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий.
Фронтальный опрос.
§ 51
59.
60.
Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.
Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.
1
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Комбинированный урок
Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная.
Перечислять особенности строения скелета.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.
Выделять особенности внутреннего строения.
Узнавать по рисункам системы внутренних органов.
Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
Л/р №10 « Строение скелета млекопитающих».
§ 51.
Фронтальный опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 51
61.
62.
Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненныйцикл.
Происхождение и многообразие млекопитающих.
1
1
Комбинированный урок.
Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих - древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.
Приводить примеры заботы о потомстве.
Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.
Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком.
Характеризовать по плану
размножение и развитие зародыша.
Объяснять влияние на поведение сезонных изменений.
фронтальный
опрос, самостоятельная работа.
§ 53
§ 54
63.
Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.
1
Комбинированный урок.
Признаки отряда. Семейства отряда Хищные.
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.
Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные.
Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 55.
64.
Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные,
Непарнокопытные, Хоботные
1
Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных.
Приводить примеры млекопитающих различных отрядов.
Выделять особенности отрядов.
Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.
Сравнивать отряды млекопитающих.
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос.
§ 56.
65.
Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.
Значение млекопитающих для человека.
1
Комбинированный урок.
Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно - древесного образа жизни.
Называть общие черты строения приматов.
Доказывать, что обезьяны -наиболее высокоорганизованные животные.
Сравнивать человекообразных обезьян и человека.
Перечислять основные экологические группы животных.
Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.
Характеризовать по плану приспособления млекопитающих
фронтальный
опрос, индивидуальный письменный и устный опрос, самостоятельная работа.
§ 57, 58,59
Урок обобщения и систематизации знаний.
Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация.
Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих.
Распознавать и описывать
домашних зверей.
Называть промысловых животных.
Описывать меры по охране птиц и приводить примеры
редких и охраняемых млекопитающих.
Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.
фронтальный
опрос, индивидуальный устный опрос.
§ 59.
66.
Обобщение знаний по теме « Класс Млекопитающие, или Звери»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Тестирование по темам «Млекопитающие»
контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
тестирование
67.
Тема 9. Развитие животного мира на Земле
Доказательства эволюции животного мира.
2
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. Естественный отбор и наследственная изменчивость.
Называть факторы эволюции.
Приводить доказательства
эволюции животного мира.
Фронтальный опрос.
§ 60,61
68.
Основные этапы развития животного мира на Земле.
Обобщение, систематизация и контроль знаний по разделу « Животные»
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточное™, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.
Тестирование по разделу « Животные»
Называть основные этапы развития животного мира на Земле.
Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов.
Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных.
Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.
фронтальный
опрос.
§ 61.
тестирование
Литература
-
Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, образцы контрольно-измерительных материалов, Москва, «Глобус», 2007
-
Биология. 7 класс учебник, Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Москва, «Вентана - Граф» 2008
-
Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008
-
Биология 7-8 классы. Дидактические материалы к разделу «Животные», А.В. Пименов, Е.А. Пименов, Москва «Издательство НЦ ЭНАС», 2006