Рабочая программа по биологии 8 класс

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, и по «Программе основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений.» Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова сборник содержит авторские программы, которые легли в основу учебников для 6-9 классов, входящих серии «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Д. А. Колесов. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев. - М.: Дрофа, 2013. Полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся., в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ №4» на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом директора школы от 05.06.2014 № 84/0 .

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме68 часов, 2 часов в неделю.

Цели и задачи программы:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», ко­торые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представ­ленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует услож­нению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 336с.;

а также методических пособий для учителя.

  1. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005;

  2. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро­фа, 2006; -

дополнительной литературы для учителя:

  1. Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физио­
    логии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с.: ил.;

  2. Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа,
    2003. - 96с.: ил.;


  1. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Про­
    свещение, 1997. - 240с.: ил.;

  2. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс.
    «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006-144с.;

  3. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биоло­
    гия. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с.;

для учащихся:

Д.В. Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2011. - 336с.;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках тре­бований Государственного стандарта по биологии.

Мультимедиа поддержка курса «Биология. Человек»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),

  • Интернет-ресурсы

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  • в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе, со следующей корректировкой:

На изучение небольшого по объему материала темы 2.2. Клеточное строение организма. (авторская программа предусматривает 5 часа); а высвободившийся 2 час учебного времени использовать на темы Кровеносная и лимфатическая системы организма и Пищеварительная система так как объем этих тем большой. Тема Индивидуальное развитие организма уменьшено на 1 час , и этот час отдан на итоговый урок в конце курса. Так как данная тема будет еще изучаться в курсе 9класса.

.Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока. Рационально сократить до лаконичного и логически законченного варианта.
Резервное время используется следующим образом:
1 час добавлен в тему Введение так как авторская программа предусматривает на изучение данной темы только 1 час, а материал слишком объемный.
1 час добавлено в тему Покровные органы. Терморегуляция (авторская программа предполагает изучение материала за 3 часа).




Дополнительной литературы для учителя:

1.Бирилло Т.А. Тесты по биологии. 8 класс. - М. «ЭКЗАМЕН», 2008.

2.Ксенофонтова В.В., Евстафьева В.В., Машанова О.Г. Учебно-методическое пособие по биологии. Анатомия и физиология человека. - М.:»Московский лицей»,1997.

3. Колосов Д.В.,. Маш Р.Д , Беляев И.Н.. Биология. Человек. 8 класс. Поурочные планы. - М.: Дрофа, 2003.

4.Пугал Н.А., Козлова Т.А..Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье: 8 кл. - . М.: ВЛАДОС, 2003.

5.Пепеляева О.А., Сунцова И.В.Универсальные поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9)класс. - М.: ВАКО,2007.

6.Сонин Н.И., Дагаев А.М. . Дидактический карточки -задания. Челове. 8 класс. - М.: Дрофа, 2004.

Специальные обозначения

Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).

Условные обозначения:

Курсивом в данном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников. Предусмотрено овладение следующими компетенциями:

• -учебно-познавательной;
Ф - информационной;

* - коммуникативной;
- -рефлексивной;

А - личностного саморазвития;

О - смыслопоисковой;

>• - профессионально-трудового выбора.


















Дата

урока




Номер урока

Тема урока

Формы

орг-ции

учебной деят-ти.

Методы

работы

Содержание

Виды

контроля

Практические и Лабораторные работы.

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний

УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 1. Науки, изучающие организм человека.



1

Анатомия, фи­зиология, психо­логия и гигиена человека. Домашнее зада­ние: § 1


беседа

Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека

Фронтальный опрос


представлять вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщение Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией Регулятивные: уметь работать в составе творческих групп. Уметь оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные умения: формирование ответственного отношения к труду, к учению; уважительного отношения к другим людям.


2

Становление наук о человеке. Домашнее зада­ние: § 2

Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека

Фронтальный опрос


представлять вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщение Коммуникативные: умение выступать перед аудиторией Регулятивные: уметь работать в составе творческих групп. Уметь оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Глава2. Происхождение человека.(3 часа)




3

Систематическое положение чело­века. Домашнее зада­ние: § 3

Биологическая природа человека

Фронтальный опрос


Представлять знания о систематическом положении человека.

Познавательные: уметь давать определённые понятия, классифицировать их, работать с различными источниками информации, готовить презентации.

Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп, слушать одноклассников, овладевать навыками поступления перед аудиторией.

Регулятивные: уметь организовывать выполнение заданий учителя, представлять результаты работ, развивать навыки оценки результатов работы.

Личностные умения:

нравственно-этическая оценка изучаемого материала.


4

Историческое прошлое людей. Домашнее зада­ние: § 4,

Происхождение и эволюция человека

Сообщения, презентации


представлять знания о происхождение человека.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, переводить один вид информации в другой, проводить анализ поступившей информации Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками, выступления перед аудиторией. Регулятивные: уметь определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа Личностные умения: сформировать познавательный интерес к происхождению человека.


5

Расы человека. Домашнее зада­ние: § 5

Расы человека и их формирование

Фронтальный опрос.

Сообщения, презентации.


представлять биологические и социальные факторы антропогенеза, основные черты рас человека.

Познавательные: Уметь структурировать учебный материал , выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, переводить один вид информации в другой Коммуникативные: уметь работать в составе творческих групп, овладевать навыками, выступления перед аудиторией. Регулятивные: Уметь организовывать выполнение заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, планировать работу представлять результаты. Уметь работать в составе творческих групп Личностные умения: сформировать познавательный интерес к происхождению человека.


Глава 3.Строение организма. Ткани-5ч.



6

Общий обзор организма. Домашнее зада­ние: § 6, 7, с. 27-28 (до стро­ения клетки)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов человека

Фронтальный опрос


Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, «выстраивать» свою точку зрения. Регулятивные: уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки.

Личностные умения: Формирование ответственного отношения к труду, к учению, уважительного отношения к другим людям, целостного мировоззрения


7

Клеточное строение организма.. Домашнее зада­ние: § 7

Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки

Сообщения, презентации


Узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах представлять знания о клеточном строении организма.

Познавательные: уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, «выстраивать» свою точку зрения. Регулятивные: уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки.

Личностные умения: Формирование ответственного отношения к труду, к учению, уважительного отношения к другим людям, целостного мировоззрения


8

Ткани.

Домашнее зада­ние: §8

Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная.

Нервная ткань.

Лабораторная работа .

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения тканей организма человека

представлять знания о взаимосвязи строения и функций тканей.

Познавательные: уметь определять понятия, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, «выстраивать» свою точку зрения. Регулятивные: уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа Личностные умения: Формирование ответственного отношения к труду, к учению, уважительного отношения к другим людям, целостного мировоззрения.


9

Рефлекторная регуляция. Домашнее зада­ние: § 9

Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор.


Сообщения, презентации

Самонаблюдение

Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения

Коленный и надбровный рефлексы

представлять знания о рефлекторной регуляции.

Познавательные: уметь определять понятия, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Коммуникативные: уметь слушать одноклассников, «выстраивать» свою точку зрения. Регулятивные: уметь определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы, развивать навыки самооценки и самоанализа Личностные умения: Формирование ответственного отношения к труду, к учению, уважительного отношения к другим людям, целостного мировоззрения


10

Обобщение материала по теме: Строение организма.


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, владеть навыками оценки и контроля своей деятельности Коммуникативные: планировать ученое сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: принимать учебную задачу Личностные умения: проявление интеллектуальных и творческих способностей


Глава 4.Опорно-двигательная система (7 часов)



11

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные.

Лабораторная работа

Лабораторные работы

Изучение микроскопического строения кости

Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека

понимание существенных признаков строения и функционирования костей.

Познавательные: умение проводить исследование, работать с источниками информации. Коммуникативные: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий согласно установленным правилам работы .

Личностные умения: рефлексия- оценивание результатов своей деятельности.


12

Скелет человека. Осевой скелет.

Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решётчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища.

Фронтальный опрос


распознавание частей скелета человека на таблицах, выделение существенных особенностей строения и значения скелета.

Познавательные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. Коммуникативные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки, делать выводы по результатам работы.


13

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединения костей.

Скелет конечностей и их поясов. Соединение костей. Сустав


Сообщения, презентации


распознавание частей скелета человека на таблицах, выделение существенных особенностей строения и значения скелета.

Познавательные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. Коммуникативные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Умение выделять главное в тексте, структурировать материал. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков оценки и самооценки, делать выводы по результатам работы.


14

Строение мышц.

Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты.

Самонаблюдение

Работа основных мышц

Роль плечевого пояса в движениях руки

.

выделение существенных признаков строения и функционирования мышц.

Познавательные: умение оценивать информацию, выделять главное .

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух и отвечать на вопросы. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя, находить необходимую информацию. Личностные умения: понимание роли мышц в жизни человека.


15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Работа мышц и её регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц.


Самонаблюдение

Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

Понимать механизмы, регулирующие силу мышечных сокращений. двигательная единица. Характеризовать тренировочный эффект. Сравнивать динамическую и статическую работу. Условия повышения работоспособности.

Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: Целеполагание. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Личностные умения: Самоопределение. Понимать и применять принципы повышения работоспособности.


16

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие.

Сообщения, презентации

Самонаблюдение

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами

Регулятивные: целеполагание. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности.

Личностные умения: самоопределение - активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонически развитого человека.


17

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них.

Фронтальный опрос


Знание и умение оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Познавательные: структурирование знаний, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами

Регулятивные: целеполагание. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему учебной деятельности.

Личностные умения: самоопределение - активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонически развитого человека


18

Обобщение материала по теме :Опорно-двигательная система.


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: находить причинно-следственные связи, владеть навыками оценки и контроля своей деятельности Коммуникативные: планировать ученое сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные умения: проявление интеллектуальных и творческих способностей.


Глава 6. Внутренняя среда организма-3ч.



19

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Состав внутренней среды организма и её функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свёртывание крови

Фронтальный опрос


Развить знания о внутренней среде организма, компонентах внутренней среды. Увидеть ее роль в организме и значение ее постоянства.

Познавательные: работают с различными источниками информации. Выделяют главное. Структурируютучебный материал. Дают определения понятиям. Строят речевые высказывания в устной и письменной речи. Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: целеполагание. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Понимать важность взаимосвязи компонентов внутренней среды.


20

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека

Сообщения, презентации


познакомиться с защитными свойствами организма и видами иммунитета, особыми свойствами крови, системой донорства в нашей стране.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Ведут поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Умение слушать ивступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.


21

Иммунология на службе здоровья.

Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент

Фронтальный опрос


Познакомиться с наукой - иммунологией.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.


22

Транспортные системы организма.

Замкнутое и незамкнутое кровообращение.

Кровеносная и лимфатическая системы

Сообщения, презентации


Развить знания о транспортных системах организма

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.


23

Круги кровообращения.

Органы кровообращения. Сердечный цикл Сосудистая система, её строение. Круги кровообращения. Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке (выполняется дома)


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Измерение кровяного давления.


Изучить круги кровообращения.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


24

Строение и работа сердца.

Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца

Фронтальный опрос


Изучить строение и работу сердца.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.


25

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения.

Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс.


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

.увидеть причины движения крови и лимфы. Углубить знания о строении органов кровообращения в связи с их функциями. Сформулировать понятия кровяное давление и пульс.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать их с целью выявления .

Регулятивные: целеполагание - планировать и прогнозировать на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составление плана и последовательности действий.. Личностные умения: осознание важности для здоровья человека работы лимфатической и кровеносной систем.


26

Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности.


Фронтальный опрос


раскрыть материал о резервах сердца. Знать распространённость, основные причины и профилактику сердечно сосудистых заболеваний.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Коммуникативные:. Составление плана и последовательности действий. Контролирование, коррекция и оценка уровня усвоения материала.

Личностные умения: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводят аргументы, подтверждая их фактами.


27

Первая помощь при кровотечениях.

Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях.

Сообщения, презентации


Знать способы оказания первой помощи.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.


28

Обобщение материала по теме:Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы организма.


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение.

Глава 7 . Дыхание -4ч.



29

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути ,голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Фронтальный опрос


раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека на основе знаний ботаники и зоологии. Строение

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы.


30

Легкие .Газообмен в легких и других тканях.

Газообмен в лёгких и тканях.

Фронтальный опрос


углубить знания о строении органов дыхания, механизма вдоха-выдоха. Выявить роль нейрогуморальной регуляции, дыхательного центра. Иметь представление о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение


31

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Сообщения, презентации


знать понятие о жизненной емкости легких; сущности дыхательных движений, регуляции вдоха и выдоха, освоить приемы определения жизненной емкости легких

Познавательные: Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Коммуникативные: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подкрепляя их фактами. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Работать по предложенному плану, использовать, нарядус основными, и дополнительные средства обучения. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки. Давать оценку своим личностным качествам. Личностные умения: Применять полученные знания на практике. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность и способность к выполнению норм и требований при работе в кабинете биологии при выполнении практической работы.


32

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика , первая помощь .Приемы реанимации.

Жизненная ёмкость лёгких. Вред табакокурения. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика.


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Определение частоты дыхания.

возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения заболевания, освоить приемы профилактики простудных заболеваний; оказании первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение


Глава 8. Пищеварительная система-7ч.



33

Питание и пищеварение.

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

Фронтальный опрос


знать понятия «пищеварение», «питательные вещества», функции пищеварительной системы; роль питательных веществ.

формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение


34

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в ротовой полости.

Сообщения, презентации

Самонаблюдения

Определение положения слюнных желёз.

Движение гортани при глотании.

Изучение действия ферментов слюны на крахмал.

знать процессы пищеварения в ротовой полости, строения и функции языка, зубов, слюнных желез;

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение


35

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов .

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Лабораторная работа

Лабораторная работа

Изучение действия ферментов желудочного сока на белки

:знать особенности строения желудка и кишечника, процессы происходящие в них; свойства ферментов желудочного сока, условия их активации; роль поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении; особенности всасывания питательных веществ в пищеварительном канале; нервную и гуморальную регуляцию отделения желудочного сока.

.


36

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.

Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

Фронтальный опрос


Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: Соотносят, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Личностные умения: осмысливать важность изучения данной темы. Жизненное, личностное самоопределение


37

Регуляция пищеварения.

Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения

Сообщения, презентации


овладеть знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах; оценить качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность;

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


38

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции.

Фронтальный опрос


: Знать: значение кулинарной обработки пищи; режим питания; меры по предупреждению желудочно-кишечных и глистных заболеваний; первую помощь при желудочно-кишечных расстройствах.

Познавательные: Работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям. Представлять информацию в виде таблиц и схем.. Коммуникативные: сотрудничать в поиске и выборе информации. Контролировать, корректировать, оценивать действия партнера. Владеть монологической и диалогической формами речи.. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Личностные умения: Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.Чувство гордости за свою страну;уважение к истории


39

Обобщение материала по теме: Пищеварительная и Дыхательная системы.


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


Глава 9. Обмен веществ и энергии-3ч.



40

Обмен веществ и энергии - основное свойство всех живых существ.

Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен воды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека


: выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Уметь аргументировать необходимость соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям. Представлять информацию в виде таблиц и схем. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Структурировать учебный материал. Давать определения понятиям. Представлять информацию в виде таблиц и схем. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану.


41

Витамины.

Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека

Фронтальный опрос


знать: значение витаминов их содержание в продуктах питания; условия сохранения и правила приема витаминных препаратов, роль витаминов в обмене веществ; приоритет общественной науки в открытии витаминов; болезни вызываемые недостатком или избытком витаминов: гиповитаминоз, гипервитаминоз.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать их с целью выявления общих закономерностей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем.

Коммуникативные: планировать сотрудничество с учителем и сверстниками. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. Владеть механизмом эквивалентных замен. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и понимать позицию другого.

Регулятивные: Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, Планировать и прогнозировать на основе соотнесения того, что ужеизвестно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Составлять план и последовательность действий. Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки. Давать оценку своим личностным качествам.

Личностные умения: знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентации в межличностных отношениях. Гордость за свою страну, ее ученых.


42

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания.


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


Глава 10. Покровные органы. Теплорегуляция . Выделение.-5ч.



43

Покровы тела .Строение и функции кожи.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи.


Фронтальный опрос

Самонаблюдения

Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.

Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


44

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена кожных покровов. Гигиена одежды и обуви.



Формировать представления о здоровом образе жизни.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


45

Терморегуляция организма. Закаливание.

Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи

Фронтальный опрос


объяснять механизм терморегуляции.

осознавать значение закаливания для сохранения здоровья.

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия.

Регулятивные: соотносить, что уже известно и усвоено учащимся, с тем, что еще неизвестно. Осуществлять планирование. Составлять план и последовательность действий. Осознавать качество и уровень усвоения

Личностные умения: осознавать важность бережного отношения к своему организму


46

Выделение.

Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение

Сообщения, презентации


знать строение и функции выделительной системы; конечные продукты обмена веществ; почки, их строение и функции; особенности первичной и вторичной мочи.

Познавательные: Работая с текстом и рисунками учебника, мультимедийной презентацией, оформляют полученные результаты в письменной и устной форме, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Регулятивные: Определять цель урока и ставить задачи для ее достижения, работать по самостоятельно составленному плану. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, подбирать к каждой проблеме адекватную ей теоретическую модель, уметь оценивать степень успешности своей деятельности .

Личностные умения: осмысливают важность изучаемой темы в жизненных процессах. Осознание важности для здоровья человека работы выделительной системы.


47

Обобщение материала по темам: Обмен веществ и энергии. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


Глава 11.Нервная система-4ч.



48

Значение нервной системы. Строение нервной системы .Спинной мозг.

Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга.

Сообщения, презентации


знать особенности строения спинного мозга.

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках. Коммуникативные: умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе задания учителя. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе задания учителя. Личностные умения: формирование целостного мировоззрения .Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


49

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок ,средний мозг.

Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга.

Фронтальный опрос


знание и различение на таблицах основных отделов головного мозга и их определение их функций.

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках. Коммуникативные: умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе задания учителя.. Личностные умения: формирование целостного мировоззрения .Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


50

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

Передний мозг. Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции.

Фронтальный опрос


:знание строения и функций коры головного мозга, оценка вклада ученых в изучение этого вопроса.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях..


51

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Вегетативная нервная система, её строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы.


Сообщения, презентации

Самонаблюдение

Штриховое раздражение кожи.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях. Формирование уважительного отношения к другим людям.


Глава 12: Анализаторы. Органы чувств.-5ч.



52

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Понятие об анализаторах. Строение зрительного анализатора.

Фронтальный опрос


умение оценивать информацию об анализаторах, выделять в ней главное. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


53

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Заболевания органов зрения и их предупреждение.

Сообщения, презентации


умение оценивать информацию об анализаторах, выделять в ней главное. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


54

Слуховой анализатор.

Слуховой анализатор, его строение.

Фронтальный опрос


знание и различение на таблицах строения органа слуха и равновесия, отработка мер профилактики.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях..


55

Органы равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние.

Фронтальный опрос


знание строения и функций органов обоняния и вкуса.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях


56

Урок обобщения по темам: «Нервная система», «Анализаторы».


Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.-5ч.



57

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

Сообщения, презентации


Знать основные понятия: потребности, психика, поведение; виды рефлексов, их взаимосвязь и отличия; учение Павлова.

.Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях


58

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врождённое и приобретённое поведение.

Фронтальный опрос


Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.


59

Сон и сновидения.

Сон и бодрствование. Значение сна.

Фронтальный опрос


Физиологическое обоснование значения сна и отдыха для нормальной жизнедеятельности. Естественнонаучное объяснение причин сновидений. Знакомство с физиологией сна, как проявлением жизненно важной функции организма.

Познавательные: Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: Учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Регулятивные: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Личностные умения: Формирование чувства уважения к ценностям семьи, любовь к людям, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;


60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.


Лабораторная работа

Лабораторная работа

Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста.

Знакомство с рефлекторной теорией поведения. Умение определить особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


61

Воля, эмоции ,внимание.

Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания.

Фронтальный опрос


Сформировать знания о проявлениях высшей нервной деятельности у человека: сознание, мышление, память, воля, эмоции.

Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Личностные умения: формирование уважения к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;


Глава 14.Эндокринная система.-2ч.



62

Роль эндокринной регуляции.

Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции.

Сообщения, презентации


выделение существенных особенностей строения и функционирования регуляторных систем организма организма. Знать механизм действия гормонов.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


63

Функции желез внутренней секреции.

Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека.

Фронтальный опрос


Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


Глава 15.Индивидуальное развитие организма-5ч.



64

Размножение. Половая система.

Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание.

Сообщения, презентации


знают строение и функции системы органов размножения.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


65

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Фронтальный опрос


знать особенности стадий внутриутробного развития ребенка, влияние внешних факторов среды на развитие; правила гигиены беременности.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


66

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни , передающиеся половым путем.

Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика.

Фронтальный опрос


Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


67

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы , склонности ,способности.

Рост и развитие ребёнка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность.

Фронтальный опрос


знать особенности стадий внутриутробного развития ребенка, влияние внешних факторов среды на развитие; правила гигиены беременности.

знать особенности стадий развития человека после рождения.

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации. Коммуникативные: умение работать в группе, обмениваться информацией с одноклассниками. Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя.

Личностные умения: формирование целостного мировоззрения. Оценивание результатов деятельности на уроке. Знание основ здорового образа жизни, правил поведения в различных ситуациях.


68

Урок обобщения и систематизации знаний за курс Биология "Человек".

Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни.

Контрольная работа


применять полученные знания при решении биологических задач, понимать значение биологических знаний в нашей жизни.

Познавательные: работать с различными источниками информации. Выделять главное. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

Личностные умения: оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья


© 2010-2022