- Преподавателю
- Биология
- Программа кружка Юный эколог - исследователь
Программа кружка Юный эколог - исследователь
Раздел | Биология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смирнова Т.В. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области
Программа кружка
«Юный эколог - исследователь»
5 класс
Автор: учитель биологии и географии
1 квалификационной категории
Смирнова Татьяна Валерьевна
2015
Пояснительная записка
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого - биологического направления, сформировать навыки исследовательской деятельности, способствуют профессиональной ориентации.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель:
формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи:
-
расширить знания учащихся по биологии и экологии;
-
сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
-
изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
-
рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
-
развить умение проектирования своей деятельности;
-
научить оформлять результаты своей работы.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения являются:
-
сознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-
осознавать потребность и готовность к самообразованию в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
-
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
-
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения является (УУД).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
-
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащиеся должны знать:
-
теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
-
методику проведения исследований;
-
основные экологические понятия и термины;
-
источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
-
роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
-
биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
-
виды - биоидикаторы чистоты водоемов, воздуха;
-
отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
-
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
-
структуру написания и оформления учебно - исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
-
оценивать состояние местных экосистем;
-
проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
-
проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
-
проводить анкетирования, социологические опросы.
-
работать с определителями растений и животных;
-
работать с различными источниками информации.
-
оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
-
применять коммуникативные навыки;
Формы подведения итогов реализации программы:
-
выставки поделок из природных материалов;
-
фотовыставки;
-
учебно-исследовательские конференции;
-
демонстрация презентаций, экологических представлений;
-
участие в школьных, муниципальных, областных, всероссийских, международных конкурсах, акциях.
Содержание программы
Программа кружка «Юный эколог - исследователь» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя 34 часа учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета биологии.
Введение. (3 часа)
Теоретические знания:
Цели и задачи кружка. Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
Практикумы.
Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
Экскурсия.
В парк "Экологические объекты окружающей среды".
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности (11 ч).
Теоретические знания
Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы. Особенности и этапы исследования. Анализ и обработка исследовательской работы. Работа с литературой. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.
Экскурсии:
На территории посёлка.
Практикумы:
Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ). Анкетирование, опросы, исследования, подготовка и проведение выступлений.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу (18 часов)
Теоретические знания.
Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
Антропогенное влияние на атмосферу (5 часов)
Теоретические знания.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
Практикум
Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Антропогенное влияние на гидросферу (5 часов)
Теоретические знания:
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
Практикум.
Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности.
Экскурсии.
К водоему. "Описание водоема".
Антропогенное влияние на литосферу (5 часов)
Теоретические знания
Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.
Структура и характеристика загрязненности почв городов. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.
Практикум
Исследование почвы в районе школы.
Экскурсии.
"Выявление несанкционированных свалок в окрестностях посёлка".
Биоиндикация (4 часа)
Теоретические знания:
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Экскурсии
В парк, в лес
Практикум
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния водных объектов, леса.
Заключение (2 ч).
Выступление на конференции с исследовательскими работами. Анализ и самоанализ результатов работы за год.
Тематический план
Тематический план
№
Раздел, тема
Количество часов
1.
Введение
3
2.
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности
11
3.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу
18
Антропогенное влияние на атмосферу
5
Антропогенное влияние на гидросферу
5
Антропогенное влияние на литосферу
5
Биоиндикация
4
4.
Заключение
2
ИТОГО
34 часа
Список литературы
Для учащихся
-
«Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
-
«Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
-
«Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
-
«Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
-
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
-
«Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
-
«Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
-
«Атлас - определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
-
«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
-
«Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
-
«Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для учителя
-
«Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
-
«Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
-
«Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
-
«Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
-
«Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
-
«Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
-
«Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
-
«Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
-
«Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
-
«Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
-
«Учебно - исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт - Петербург, Каро, 2005
-
«Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
Поурочно - тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Практикум
Введение (3 часа)
1.
Экология, задачи и структура экологии
1 ч.
Работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов
2.
Экскурсия в парк "Экологические объекты окружающей среды".
1 ч.
Сбор материала для поделок
3.
Проведение выставки поделок из природного материала
1 ч.
Раздел 1. Основы исследовательской деятельности (11)
4.
Методика исследовательской деятельности
1 ч.
Знакомство с исследовательскими работами
5.
Структура исследовательской работы
1 ч.
Анализ и обработка исследовательской деятельности
6.
Выбор темы, постановка проблемы, формулирование цели и задач
1 ч.
7.
Экскурсия по посёлку, сбор проб, проведение опросов, исследований.
1 ч.
8.
Обработка и анализ полученных результатов
1 ч.
9.
Правила работы с литературой по теме
1 ч.
Работа с различными информационными источниками
10.
Выводы, рекомендации, список литературы
1 ч.
Оформление исследовательской работы
11.
Оформление доклада для конференции
1 ч.
12.
Подготовка презентации
1 ч.
13.
Специфика выступления на конференциях
1 ч.
Составление текста своего выступления по шаблону
14.
Выступление учащихся с исследовательскими работами.
1 ч.
Раздел 2. Антропогенное воздействие на биосферу (18)
Антропогенное влияние на атмосферу (5 часов)
15.
Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия.
1 ч.
Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой и учебными дисками
16.
Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха
1 ч
17.
Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу.
1 ч.
18.
Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.
1 ч
19.
Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.
1 ч
Определение запыленности зимой, рассматривание пыли под микроскопом.
Антропогенное влияние на гидросферу (4 часа)
20.
Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов.
1 ч.
21.
Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.
1 ч
22
Экскурсия к водоёму
1ч
Описание водоёма
23.
Оформление буклетов «Вода - это жизнь»
1 ч
Антропогенное влияние на литосферу (5 часа)
24.
Почва и ее экологическое значение.
1 ч
25.
Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв
1 ч
26.
Приемы и методы изучения загрязнения литосферы
1 ч
Исследование почвы в районе школы
27.
Экскурсия "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях посёлка".
1 ч
28.
Оформление фотовыставки «Свалки - это боль»
1 ч
Биоиндикация (4 часа)
29.
Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.
1 ч
30.
Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды
1 ч
31.
Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др.
1 ч
32.
Экскурсия в лес
1 ч
Обучение работы с определителями растений и животных, обучение методикам проведения оценки экологического состояния, леса.
Заключение (2 часа)
33.
Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся
1 ч
34.
Анализ и самоанализ деятельности учащихся
1 ч