Программа спецкурса по биологии «История происхождения культурных растений»

Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный растительный мир. За долгий период человеческой цивилизации из числа известных человеку растений образовалась группа так называемых культурных растений. Мы не задумываемся, откуда   родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. История переселения культурных  растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествия...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа спецкурса по биологии

«История происхождения культурных растений»

Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный растительный мир. За долгий период человеческой цивилизации из числа известных человеку растений образовалась группа так называемых культурных растений. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. История переселения культурных растений связана с интереснейшими историческими событиями, сухопутными и морскими путешествиями, с великими географическими открытиями.

В преподавании ботаники, на уроках не всегда удается подробно разобраться с темой «Культурные растения». Раскрытие вопросов, связанных с ролью различных таксонов, видов живого, с ролью одомашнивания и окультуривания растений в истории культуры и цивилизации разных народов, содержит большой гуманитарный потенциал биологии. На занятиях спецкурса учащиеся могут приобрести дополнительные знания о многообразии и определенной закономерной взаимосвязи вещей и явлений живого мира. В диалогах (с текстами, с преподавателем, с учащимися) у учащихся закладывается идея о единстве человека и природы, человека и истории, о целостном понимании живой природы в единстве с развивающейся планетой.

Спецкурс расширяет культурно-исторические возможности биологии, историю биологии, как часть истории культуры. На уроках ботаники в основном рассматривается эмпирический материал, который для раскрытия этих вопросов не удается сократить. На занятиях спецкурса можно показать роль окультуривания растений в формировании общества (на каждом этапе исторического развития общества происходило «очеловечивание» природы. Необходимо соотнести вопросы окультуривания с общей культурой человечества). Разбирая причины возникновения центров происхождения культурных растений, учащиеся понимают какой богатой была естественная флора, поэтому легко перейти к проблемам экологии на современном этапе развития человечества.

Огромным духовным зарядом обладают биографии ученых И.В. Мичурина, Н.И.Вавилова. На занятиях можно вести дискуссии о научных и духовных поисках этих ученых, о противоречиях, о драмах личностей.

Предполагается:

  • Познание происхождения культурных растений во взаимосвязи с другими науками - географией, историей, химией, медициной, археологией, биогеографией, лингвистикой, мифологией, искусством.

  • Познание единства взаимосвязи культур разных народов, их творчества в развитии своей страны.

  • Влияние на понимание тем общей биологии - селекция, генетика, систематика, антропогенез

Данный спецкурс краткосрочный, рассчитан для учащихся 6,7-х классов.

Цель данного спецкурса - «Создать условия для понимания учащимися единой культуры человека и природы, подвести ученика к пониманию необходимости рационального пользования природы, раскрыть красоту и ценность живой природы».

Тема

Содержание темы

ччас

1

Происхождение культурных растений

- От собирательства к земледелию; Методы одомашнивания культурных растений;

- Культура древних цивилизаций;

- Эпоха географических открытий, путешествий, завоеваний;

- История переселения культурных растений;

- Изменение естественной флоры - переход к проблемам экологии;

3

2

Роль И.В.Мичурина в окультуривании растений

- Биография ученого;

- Методы селекции, различные формы искусственного отбора.

1

3

Ученый пяти континентов. Н.И.Вавилов

- Биография ученого;

- Трагедия ученого;

- Проблема происхождения культурных растений в работах А.Декандоля, В.Л.Комарова, Н.И.Вавилова;

2

4

Центры происхождения культурных растений

- Карта центров происхождения культурных растений;

2

5

Мировая коллекция

ВИРа;

- История мировой коллекции семян в блокадном Ленинграде и подвиг ее хранителей.

1

6

Неизвестное об -известном

- Просто- напросто картошка;

- Золотое «яблоко» - томат;

- Любимое лакомство гномов - морковь;

- Капуста капусте рознь;

- Чеснок и лук от семи недуг;

- В день по яблоку и врач не нужен;

- Любимый овощ Наполеона - фасоль;

- Рис - растение муссонного климата;

- Золотые колосья пшеницы;

9

7

Растения и культура

- Растения в загадках, поговорках, рассказах, песнях, сказках.

1

8

Влияние культурных растений на человека

- Преобразуя природу, человек изменяет сам себя;

- Происхождение культурных растений есть часть истории материальной культуры человечества;

- Путь учения от познания истории окультуривания растений до теории рационального природопользования (учение о ноосфере В.И.Вернадского)

2

Литература:

1. Вавилов Н.И. «Путешествие по 5 континентам»;

2. Комаров В.Л. «Происхождение культурных растений» 12 том.

3. Жуковский П.М. «Происхождение культурных растений»

4. Мартынов С.М. «Овощи фрукты ягоды здоровье»

5. Трайтак Д.И. «Книга для чтения по биологии»





© 2010-2022