Использование игровых технологий на уроках истории

В статье «Использование игровых технологий на уроках истории» учитель делится своим опытом  по их применению на уроках истории. Игровые технологии повышают активную роль  на  уроке каждого ученика, авторитет знаний  и индивидуальную ответственность школьников за результаты своего труда.Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».Дети ес...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование игровых технологий на уроках истории ( из опыта работы)

Латыпова О.Ш. , учитель истории, обществознания и МХК



В школе большую роль играют такие педагогические технологии , которые повышают активную роль на уроке каждого ученика, авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения. Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Признак педагогической игры - четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат

Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры - путешествия, игра - соревнование, игра - викторина, урок - аукцион, мини-олимпиада, урок - игра «Клуб знатоков».Дети есть дети и они очень любят играть. При этом повышается интерес к изучаемому предмету , они учатся работать в команде, находить и принимать решения. Правда при этом не всегда можно уследить за дисциплиной.

Приведу примеры игровых технологий, которые практикуются на уроках истории , обществознания и МХК в нашей школе Игры можно разделить на ролевые и неролевые.

К неролевым играм относятся конкурсные игры. В такой игровой ситуации учитель проверяет знания школьников на конкурсной основе. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию истории становится практически беспредельным . Как правило неролевые игры типа « Что? Где? Когда» использую при закреплении учебного материала. Заранее делю детей на две команды , мы обговариваем правила игры, сообщаю им тему игры, дети выбирают капитанов. После окончания игры подводятся итоги. Кстати, библиотекарь в школе говорит, что в процессе подготовки дети читают дополнительную литературу, что тоже является плюсом.

Кроссворды . Составление и отгадывание кроссвордов до сих пор относится к нестандартным формам проверки знаний на уроке. Применение кроссвордов, их составление, решение, способствует развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли.
Кроссворд ассоциируется у детей с игрой: если ученик не помнит одного из терминов, то ему дается шанс угадать его. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Практически все ученики хотят в качестве закрепления либо играть в интеллектуальные игры , либо отгадывать кроссворды.

Уроки с применением загадок крылатых слов и выражений . Ученики как и все дети, независимо от возраста любят отгадывать загадки. Например: Как возникли следующие крылатые слова и выражения? Некоторые их них можно употребить и в наши дня. В каких случаях?

1) Гуси Рим спасли. 2) горе побежденным, 3) Пиррова победа 4.) вандалы, вандализм

При изучении темы « Каролингское возрождение» мы отгадываем знаменитую головоломку Алкуина про волка , козу и капусту. «Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Лодка небольшая: в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только коза, или только волк, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?»

Старшеклассники тоже любят игровые моменты. Много споров вызывают апории ( парадоксы) Зенона. « Быстробегущий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху». « Летящая стрела находится в покое» и « Дихотомия» ( деление пополам).

Уроки обществознания, МХК и истории дают нам огромное поле деятельности для создания игровых ситуаций. Можно привести несколько примеров.

При изучении истории Древнего Египта на уроке учащиеся составляли устные рассказы от имени жрецов, фараона , ремесленников, писцов. Ученики с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху Древнего Египта. Для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество.

Изучая права ребенка в 9 классе по предмету « Обществознание» обыгрывалась ситуация задержания органами правопорядка несовершеннолетних, изучались их права и обязанности в данной ситуации. По окончании каждому ученику была выдана памятка «Как себя вести, если вас задержала полиция»

При изучении норм этикета по предмету « Обществознание» в 7 классе мы не только теоретически изучали правила поведения за столом, правила приема гостей , но и показывали как нужно это делать.

Изучение темы « Россия накануне отмены крепостного права» сопровождалось написанием письма на имя императора Александра Второго с обоснованием и требованием отмены крепостного права. Одни ученики писали письмо от имени крестьян, другие от имени помещиков, третьи от имени промышленников и т.д. Таких примеров можно привести много.

Уроки с использованием элементов ролевых игр.

Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого .Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Такой урок проводился , например, в 6 классе, когда ученики разыгрывали ритуал посвящения в рыцари, средневековые дамы рассказывали о своей жизни в замках. К этому уроку ребята сами мастерили шлемы, рисовали гербы, придумывали девизы и мастерили костюмы.

Или же другой урок- при изучении темы « Древнее Двуречье» в классе неожиданно появлялся жрец , который читал хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, а остальные ученики повторяли ее, заменяя некоторые слова движениями. «Когда ты встаешь и восходишь на востоке - гонишь мрак, то вся земля торжествует. От лучей твоих оживают цветы и растения на полях. Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу. Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.» (Кстати движения учеников прекрасно заменяют физкультминутку).

Наверное самыми сложными по подготовке и проведению являются арт-уроки. Данная форма нетрадиционного урока даёт возможность осуществить индивидуальный подход в организации изучения исторического прошлого, предполагает совместную активную работу учителя и учащихся. При этом не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к творчеству сотрудничеству, общению.. Психологи давно выяснили, что умение мыслить нестандартно, проявлять творческий подход очень важно как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Люди, предрасположенные к творчеству, обладают большей работоспособностью, так как создание чего-то нового предопределяется постоянной вовлечённостью в процесс достижения цели, что помогает эффективнее справляться с проблемами. Дети на таких уроках чувствуют себя настоящими артистами. Времени на подготовку и проведение такого урока уходит очень много, но все окупается энтузиазмом детй, их желанием играть, идеями, которые они предлагают и главное результатом- из таких уроков и участники и зрители выносят намного больше, чем из традиционных .В моей методической копилке есть несколько таких уроков, например ,нетрадиционный урок , посвященный жизни жен декабристов « Подвиг любви бескорыстной».на котором дети играли роли декабристов, их жен, читали их воспоминания или же «Любовь есть гений и спасенье сердца», посвященный творчеству В. Шекспира, где были сыграны сцены из трагедии « Ромео и Джульетта». Детям очень нравятся такие уроки , они с нетерпением ждут следующего спектакля и даже сами предлагают мне идеи. Делают костюмы, презентации, которые я потом использую .Театральные уроки-спектакли не только позволяют учащимся узнать гораздо больше об истории и культуре того или иного государства но и прививают драгоценные навыки общения, заставляют думать и анализировать, учат азам театральной грамотности, пониманию языка театра, его неповторимости и уникальности. Это сегодня особенно важно. В век компьютеров и видео, бесконечных сериалов, важно научить молодое поколение ценить то, что рождается у него на глазах, - спектакль. Такой тип урока вызывает большой интерес не только у участников , но и у всех присутствующих. На такие уроки собирается вся школа. Включение таких уроков в процесс обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и другим урокам.

Таким образом в современной школе игровые технологии могут использоваться и в качестве в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета и как элемент более общей технологии в качестве урока или его части (введение, контроль)и как технология внеклассной работы.



© 2010-2022