• Преподавателю
  • Биология
  • Доклад по биологии Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения

Доклад по биологии Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения

В современных стандартах школьного образования говорится о «формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций». Компетентностно-ориентированное  задание,  цель  —  формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.Учебные  компетентностно-ориетированные  задания  (КОЗ)  можно использовать: при  изучении  нового  материала  без  предварительного  объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных заданий и самост...
Раздел Биология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ ДПО

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра естественнонаучных дисциплин


Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме:

«Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования как условие совершенствования качества образования в современной школе для учителей биологии»

Тема: «Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения»



Выполнена:

Воронковой Аллы Владимировны, учителем биологии,директор школы

высшей квалификационной категории МКОУ СОШ № 6

Нефтекумского района

Руководитель:


г. Ставрополь 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Компетенция и компетентность как основные категории компетентностного подхода. Понятие о ключевых компетенциях……….4

2.Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения…………………………...7

Заключение ………………………………………………………………………9

Список литературы…………………………………………………………….11

Приложение……………………………………………………………………..12









Введение

В Концепции модернизации российского образования, Стандартах второго поколения говорится о недостаточном уровне восприятия отечественной системой образования мировых тенденций развития образования, которые выражаются в формировании у школьников умений самостоятельного освоения и применения знаний в реальных жизненных ситуациях. В последних нормативных документах перед школой, в том числе и перед учителями биологии поставлена задача овладения новыми подходами к оценке образовательных достижений учащихся.

Основная цель современной школы - это создание условий для развития потенциала молодого человека, самореализации и самоопределения личности, выбора профессии для свободной адаптации в современной жизни.

Мы обучаем в школе математике, физике, биологии и другим предметам. Но, когда дети выходят из стен школы, они теряются и выясняется, что их не научили главному - таким жизненно - необходимым навыкам, как эффективному общению, способности самостоятельно решать проблемы, справляться с отрицательными эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, сказать «нет», уметь отказывать, быть успешными в учебе и работе, в жизни. Из-за несформированности этих жизненно-важных навыков молодые люди в будущем будут иметь низкую самооценку, неуверенность в себе, не смогут найти себя в обществе, в семье.

Школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

В учебном предмете «Биология» нашли отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования и участвующие в переориентации биологического образования на компетентностный подход:

  • усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания за счет включения сведений прикладного характера;

  • реализация деятельностного и компетентностного подходов за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности и развития ключевых компетенций;

  • формирование информационной компетентности;

1.Компетенция и компетентность как основные категории компетентностного подхода. Понятие о ключевых компетенциях.

В современных стандартах школьного образования говорится о «формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций». Так что значит ключевые компетенции? Определим, что есть «компетенция» Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Но что означает «компетентность»? Исследуя различные источники, такие как словари, различную тематическую литературу, были обнаружены различные точки зрения на определение понятия «компетентность ученика»:

Владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается совокупность личных качеств учащихся, которые могут обеспечить самостоятельность в действиях при ситуациях неопределённости, решая актуальные для них проблемы. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

На данном этапе развития образовательной системы дано несколько различных точек зрения на состав ключевых компетенций, однако, общепринятым является совокупность компетенций, предложенная Хуторским. Перечень ключевых компетенций, который приведённый ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

В соответствии со Стратегией модернизации российской системы общего среднего образования учитель призван обеспечивать интеграцию и неразрывность процессов становления комплекса универсальных знаний, умений, навыков и формирования ключевых компетенций.

Важными компонентами готовности учителя к компетентностно-ориентированному образованию школьников являются:

- осознание педагогом объективной необходимости изменений в образовательной системе и его активная позиция по рассматриваемой проблеме;

- понимание сущности терминов «компетентность», «компетенция» и «компетентностно-ориентированное образование»;

- способность решать открытые задачи (то есть задачи без четко поставленного условия, без известного заранее алгоритма решения, с множественным ответом);

- владение способами, алгоритмами проектирования современного образовательного процесса оптимизации его элементов.

Таким образом, компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой.

2.Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучения.

Биологические знания - компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой.

Для того, чтобы знания учащихся подчинялись умениям, необходимо изменить подходы к разработке или применению готовых заданий для учащихся. Предложенные задания для учащихся обеспечивают развитие таких компетентностей у учащихся как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения в нестандартных ситуациях.

Компетентностно-ориентированное задание, цель - формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.Учебные компетентностно-ориетированные задания (КОЗ) можно использовать:

  • при изучении нового материала без предварительного объяснения учителя на основе актуализации ранее полученных заданий и самостоятельного микроисследования учащихся;

  • при изучении темы через укрупнѐнные дидактические единицы или

  • концентрированное объяснение нового материала с последующим

  • расширением границ содержания за счѐт дополнительных сведений, полученных самостоятельно из учебника и других источников или представленных учителем.

В том и другом случае старшеклассники анализируют, систематизируют,фиксируют теоретические сведения в схемы, таблицы, опорные конспекты.КОЗ можно применять не только на этапе углубления и обобщения знаний и способов деятельности, но и на этапе контроля, что обусловлено возможностью дифференцировать с их помощью уровень подготовки выпускников.

Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.

КОЗ изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий - «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

К компетентностно-ориентированным технологиям относятся: метод проектов (для старшего и среднего звена), учебные проекты, ролевые игры, сюжетные игры, технология развития критического мышления и другие

Каждое задание сопровождается текстовой информацией. Она может быть краткой или избыточной.

При подборе текстов придерживаемся следующих требований:

В текстах должны содержаться научные проблемы, противоречия и разногласия, которые надо разрешить. Использовать тексты с описанием жизненных ситуаций.

Текст может состоять из фрагментов из разных источников. В каждом фрагменте должна быть часть информации, необходимая для поиска ответа на поставленные вопросы к тексту, чтобы в конечном итоге получить избыточность информации.

Текст может относиться к разным жанрам. Можно использовать художественные, авторские, публицистические, научно-популярные, энциклопедические и другие тексты.

Текст может быть разных типов: словесный текст, схема, таблица, график, диаграмма, чертеж, карта.

Вопрос к тексту необходимо сформулировать так, чтобы учащийся часть ответа мог найти в материале самого текста, а часть - смоделировать самостоятельно.

После того как учащиеся получат текст задания, учителю необходимо кратко прокомментировать его, охарактеризовать деятельность учащихся, порядок работы по выполнению КОЗ и требования к качеству выполнения КОЗ.

О сформированной предметной компетентности можно говорить в том случае, если учащиеся устанавливают причинно-следственные связи, применяют знания не только в знакомой, но и в новой ситуации.

Структура КОЗ должна быть следующей: характеристика задания, стимул, задачная формулировка, источник информации, бланк для выполнения задания, инструмент проверки.

Основными требованиями к отдельным структурным элементам КОЗ является следующее:

Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, моделирует практическую, жизненную ситуацию, включает другие условия задачи, которые играют роль источника информации. Стимул должен: быть кратким (не более трѐх предложений) и не отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом - шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся.

Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки - определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Инструментом проверки может быть:

ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа и предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор);

модельный ответ - обычно используется для открытых тестовых заданий, с кратким ответом обычно состоит из примера формулировки правильного ответа, другие формулировки правильного ответа, примеры ответов, которые частично верны, подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

Заключение

Компетентностно-ориентированное образование можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Оно определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса.

Для современной школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперед. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, переучиваться. А для этого, видимо, учиться надо иному, другими способами.

Итак, новое качество образования связано прежде всего со сменой характера взаимоотношений между школой, семьей, обществом, государством, учителем и учеником. То есть, обновление образовательного процесса - содержательный ресурс переориентации школы на работу в логике иного подхода к оценке успешности образования.

Компетентностно-ориентированный подход можно отнести к одному из способов достижения нового качества образования. Он определяет приоритеты, направление изменения образовательного процесса.

Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Учебная литература,2006.

2. Железникова Т.П. Компетентностный подход в образовании. - Самара: «офорт»,2008.

3. Зимняя И.А., Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2011.№8., с 20-26.

4. Золотарёва, А.В. Мониторинг результатов деятельности образовательного учреждения. - Ярославль, Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 20010.

5. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании.- М.: Чистые пруды, 2012.

6. Калужская, М.В., Уколова, О.С., Каменских, И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему?- М. : Чистые пруды, 2009

7. Меняева И.И. Компетентностно-ориентированное образование - приоритетное направление инновационной деятельности школы. Самара: Форт, 2009

8. Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов/ Науч. ред. В.Н.Ефимов, под общ. ред. Т.Г.Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2011. - 192с.

9. Самойлов Е.А. Компетентностно-ориентированное образование. - Монография. Самара: СГПУ,2010.

Размещено





ПРИЛОЖЕНИЕ

1.10 класс Тема: Химический состав клетки

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка информации

Уровень: 1

Сложность задания 1 балл.

Стимул: Вы редактор школьной газеты. Следующий номер посвящен теме: «Вода в жизни человека». Основные рубрики в газете уже определены и имеют название. Ваши одноклассники нашли много интересной информации, и вся она кажется важной, подходящей к любому разделу.

Задачная формулировка:

Вам необходимо заполнить соответствующие рубрики газеты, проставив номера предложений логически грамотно, не используя при этом ненужную, на ваш взгляд, информацию.

Бланк:

Содержание воды в организме

Функции воды в организме

Недостаток воды

Источник:

Информация, подобранная вашими одноклассниками:

1. Вода для человеческого организма - это второе по значимости соединение после кислорода.

2. Вода имеет большое значение для физической деятельности

организма человека, выполняя такие функции, как транспортировка веществ,сохранение постоянства внутренней среды и теплообмен.

3. Вода помогает функционировать почти каждой части человеческого тела.

4. Тело ребенка от рождения до годовалого возраста содержит 80 - 85% воды. При достижении возраста 18 лет содержание воды уменьшается до 65 -70%, а в старости - до 25%.

5. Без пищи человек может прожить 2 - 3 месяца, а без воды погибает через неделю.

6. Уменьшение количества воды в организме всего лишь на 1,5% вызывает сильную жажду, плохое самочувствие, сонливость, замедление движений, тошноту, иногда покраснение кожи.

7. В обычных условиях организм человека адаптируется к окружающим условиям, и баланс воды поддерживается как бы ―сам собой‖: захотел пить -попил.

8. Если в организме содержание влаги снижается на 6 - 10%, это чревато головной болью, одышкой, отсутствием слюноотделения, потерей способности двигаться и нарушением логического мышления. 11 - 20% не достатка воды вызывают спазмы мышц, бред, притупление слуха, зрения. А при потере 25% воды наступает смерть.

9. Сейчас люди используют 54% доступной пресной воды, причем две трети уходит на нужды сельского хозяйства.

10. Многие ученые считают, что человеческая жизнь, в известной степени, представляет собой ―борьбу за воду.

11. Вода - индикатор старения.

12. Вода содержится во всех органах человека. Мозг - это 75% воды. Кровь - это 92% воды. Кости - это 22% воды. Мускулы - это 75% воды, в них находится около половины всей воды тела. Стекловидное тело глаза - это 99% воды.

13. Вода регулирует температуру тела, несет питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела. Вода требуется для дыхания: увлажняет кислород для дыхания, защищает и буферизирует жизненно важные органы, помогает преобразовывать пищу в энергию, помогает питательным веществам усваиваться органами, выводит отходы.

14. Вода является распространенным, простым и в то же время самым сложным и таинственным веществом на Земле.

15. Вода считается священной основой жизни, и с ней связаны

важнейшие ритуалы практически всех религий - например, крещение, очищение святой водой, омовение в водах.

16. От качества воды зависит качество нашей жизни. Хотя запасы пресной воды на Земле исчисляются миллионами кубических метров, далеко не всякая вода полезна для человека.

Инструмент проверки (модельный ответ):

2 балла: номера предложений проставлены логически грамотно

1 балл - допущено 1, 2 ошибки

0 баллов - допущено больше 2-х ошибок. Максимальное количество баллов - 2 балла

2.Характеристика задания:

7 класс Тема: Многообразие животных класса Млекопитающие

Компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Уровень: 1

Сложность задания 2 балла

Стимул:

Ты решил помочь своей однокласснице, которая расстроена из-за исчезновения любимицы семьи - кошки.

Задачная формулировка:

Составь текст объявления. В объявлении укажи название породы кошки, цвет шерсти, 2 дополнительные приметы. В тексте объявления не должно быть ошибок.

Бланк:

Источник: литература о породах домашних животных, интернет-ресурсы.

Инструмент проверки: (модельный ответ):

В объявлении указано название породы кошки - 1 балл

В объявлении указан цвет шерсти животного - 1 балл

В объявлении указаны две дополнительные приметы - 2 балла

В объявлении указана одна дополнительная примета - 1 балл

В объявлении нет ошибок - 1 балл

Максимальное количество баллов - 5 баллов

3.Характеристика задания:

6 класс Тема: Семейство Сложноцветные

Компетентность: самоорганизационная

Аспект: планирование ресурсов

Уровень: 1

Сложность задания 1 балл

Стимул:

Бабушка тебя попросила собрать соцветия ромашки аптечной для настойки.

Задачная формулировка:

Выбери в таблице источник, который тебе поможет определить среди растений ромашку аптечную. Подчеркни букву верного ответа в банке

Бланк:

А Б В Г Д

Источник:

А) определитель культурных растений

Б) определитель грибов России

В) учебник биологии 6 класс

Г) определитель лекарственных растении России

Д) определитель высших споровых растений.

Инструмент проверки: (ключ):

Верный ответ: Г - 2 балла

Другой вариант - 0 баллов

Максимальное количество баллов - 2 балла

4. Сценарий. Вы учитель биологии. Своим ученикам вы решили показать демонстрационный опыт, доказывающий наличие корневого давления. Чтобы опыт удался необходимо строго придерживаться инструкции.

Высшие растения поглощают питательные вещества из почвы через корни. Вода и минеральные соли поступают в растение через корневые волоски. Из корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем в сосуды корня и по ним под давлением поднимается в другие органы растения. Этот процесс называют корневым давлением.

Доклад по биологии Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обученияЗадание. Составьте по рисунку инструкцию по проведению опыта, доказывающего наличие корневого давления.

Представление результатов. Представьте результат в виде инструкции (последовательности действий).

Инструкция по проведения опыта, доказывающего наличие корневого давления:

1.

2.

3.

4.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Компетентность разрешения проблем

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Идентификация (определение) проблемы

Принимает (присваивает) проблемную ситуацию, заданную учителем, т.е. в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются.

Анализирует проблемную ситуацию, заданную учителем, т.е. определяет причины ее возникновения.

Самостоятельно анализирует реальную (жизненную) ситуацию, выявляет и формулирует проблему.

Целеполагание
и планирование деятельности

Принимает цель и задачи, поставленные учителем; определяет последовательность шагов по ее решению.

Ставит цель, адекватную заданной проблеме.

Формулирует задачи по достижению заданной цели.

На основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы, ставит цель и определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты.

Действия по решению проблемы

Использует предложенный алгоритм действий.

Выбирает алгоритм решения задачи из существующих.

Конструирует (создает) алгоритм действий.

Использование ресурсов

Использует предложенные ресурсы, для выполнения алгоритма действий.

Выбирает (из числа предложенных) необходимые ресурсы, для выполнения действий.

Определяет и находит ресурс для выполнения действий.

Оценка действий

Осуществляет текущий контроль своих действий по заданным критериям.

Самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.

Обоснованно предлагает/отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего самоконтроля.

Оценка результата/продукта деятельности

Соотносит запланированный и полученный результат по заданным характеристикам и делает вывод о соответствии продукта замыслу.

Соотносит запланированный и полученный результат по характеристикам, которые он определил самостоятельно и делает вывод о соответствии продукта замыслу.

Соотносит запланированный и полученный результат по самостоятельно определенным характеристикам, делает вывод о соответствии продукта замыслу, оценивает возможность использования результата / продукта деятельности в других областях.

Рефлексия
(оценка собственного продвижения)

Восстанавливает картину своей деятельности, определяет сильные и слабые стороны.

Высказывается по поводу выполненных действий и полученного результата.

  • Восстанавливает картину и основания своей деятельности.

  • Выделяет трудности, с которыми столкнулся при получении результата и формулирует причины их возникновения.

  • Выделяет достижения и объясняет за счет чего они были достигнуты.

Предлагает альтернативные пути преодоления затруднений.

Планирует свою дальнейшую деятельность на основании полученного опыта.

Коммуникативная компетентность

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Письменная
коммуникация

Излагает письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста по заданным образцам.

Излагает письменно свою мысль, определяя жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

Представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы.

Создает письменный документ, содержащий аргументацию за и/или против позиции, предъявленной для обсуждения.

Определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

Публичное
выступление

Соблюдает нормы публичной речи (согласно ГОС начального образования 2004) и регламент в заданной ситуации.

Соблюдает нормы публичной речи (согласно ГОС основного образования 2004) и регламент в заданной ситуации.

Соблюдает нормы публичной речи (согласно ГОС полного среднего образования 2004) и регламент в заданной ситуации.

Готовит план выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления.

Определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией.

Самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели собственной деятельности.

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или готовые наглядные материалы.

Использует вербальные средства (интонация, связующие слова…) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления.

Использует невербальные средства (жесты, мимика…) или выбирает (подбирает) наглядные материалы.

Применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией.

Самостоятельно готовит наглядные материалы, адекватные коммуникационной задаче и грамотно использует их.

Отвечает на вопросы, заданные с целью уточнения и понимания.

Отвечает на вопросы, направленные на развитие (расширение, углубление…) темы.

Умеет различать вопросы на понимание и вопросы на отношение.

Отстаивает собственную позицию, аргументировано отвечая на вопросы.

Диалог

Начинает, поддерживает и заканчивает диалог в соответствии с заданными нормами речи, темой обсуждения и целью общения.

Начинает, поддерживает и заканчивает диалог в соответствии с ситуацией общения.

Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.

Определяет точки разрыва диалога (говорим не о том, не то обсуждаем…).

Понимает за счет чего произошел разрыв и восстанавливает диалог используя известные ему способы.

Продуктивная групповая коммуникация

Следуют заданной процедуре группового обсуждения.

Самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой.

Следят за соблюдением разработанной ими процедуры группового обсуждения и при необходимости ее корректируют.

Согласно заданным рамкам обсуждения, высказывают свои суждения и относятся к высказываниям других членов группы.

Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают собственные идеи и уточняют идеи других членов группы, аргументируют свои суждения.

Самостоятельно формулируют цели групповой коммуникации, высказывают идеи, называют области совпадения и расхождения мнений, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно целей групповой работы.

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации.

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен.

Оценивают продукт (результат) коммуникации другой группы.

Информационная компетентность

Аспект

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Планирование и поиск информации

Из представленной учителем информации выбирает ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

Самостоятельно определяет, какой информации для решения поставленной учителем задачи ему не достает и планирует ее поиск.

Самостоятельно планирует поиск информации в соответствии с самостоятельно поставленной задачей.

Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. Источник (один) предоставляется.

Ищет ответы на вопросы, сформулированные учителем. Источники (несколько) предлагаются.

Самостоятельно формулирует вопросы, ответы на которые необходимо получить, предварительно определив источники.

Пользуется справочником, энциклопедией, СМИ; ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

Пользуется карточным и электронным каталогом, СМИ, поисковыми системами Интернет.

Пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях.

Указывает типы источников, в которых следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей поиска.

Выбирает типы источников, необходимые для поиска информации и обосновывает их выбор.

Самостоятельно принимает решение о завершении поиска информации.

Извлечение первичной информации

Воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в результате прочтения специально составленного текста, монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, отношение говорящего к событиям и действующим лицам, основные факты и события, их последовательность.

Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.

Воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя причинно-следственные связи.

Самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из различных источников (в том числе статистического источника, исторического источника).

Проводит наблюдение\эксперимент по предоставленному плану в соответствии с поставленной задачей.

Самостоятельно проводит наблюдение\эксперимент, планируя его ход в соответствии с поставленной задачей.

Проводит наблюдение\эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с самостоятельно поставленной задачей.

Извлечение вторичной информации

Извлекает и систематизирует информацию из 1-2 простых источников по двум и более заданным критериям (основаниям).

Самостоятельно формулирует критерии (основания) отбора информации, исходя из характера полученного задания; упорядочивает их; извлекает необходимую информацию из 1-2 сложных1 источников, в которых, одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация

Извлекает информацию из двух и более сложных источников, в которых одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой, согласно самостоятельно сформулированным критериям (основаниям), исходя из собственного понимания целей выполняемой работы.

Объясняет противоречия, указанные учителем.

Выявляет и объясняет противоречия.

Ученик оценивает найденную информацию согласно критериям, предложенным учителем.

Ученик оценивает найденную информацию согласно критериям, разработанным учителем совместно с учениками.

Самостоятельно оценивает полученную информацию в соответствии с самостоятельно разработанными критериями (в соответствии с поставленной задачей).

Обработка информации

Систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры (по одному основанию).

Систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры (по двум или более основаниям).

Систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры.

Самостоятельно задает и обосновывает простую структуру для систематизации информации.

Создает и обосновывает сложную структуру для обработки информации.

Переводит информацию (простой источник) из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

Переводит информацию (сложный источник) из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот.

Излагает полученную информацию по заданным вопросам.

Излагает (толкует, обосновывает) полученную информацию в контексте решаемой задачи.

Проверяет достоверность информации предложенным

Самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке. Предлагает способ проверки достоверности информации.

Находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

Делает вывод на основе полученной информации

или

делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения

или

приводит аргументы, подтверждающие вывод.

Делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления информации.

Подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

1

15

© 2010-2022